Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 06:43, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Философии"
Вопрос 1. Философия как разновидность мировоззрения 3
Вопрос 2. Специфика философского знания 5
Вопрос 3. Предмет и методы философии 6
Вопрос 4. Функции философии 7
Вопрос 5. Основной вопрос и основные направления философии 8
Вопрос 6. Общее понятие и характерные черты китайской философии 11
Вопрос 7. Проблемы человека и возникновения окружающего мира в китайской философии и мифологии 12
Вопрос 8. Даосизм – древнейшее философское учение Китая 13
Вопрос 9. Социально-философские школы Древнего Китая -конфуцианство и легизм 14
Вопрос 10. Древнеиндийская философия 15
Вопрос 11. Буддизм и его основные идеи 16
Вопрос 12. Древнегреческая философия: 17
Вопрос 13. Первые философские (досократические) школы Древней Греции 19
Вопрос 14. Философия софистов и Сократа 21
Вопрос 15. Философия киников и стоиков 23
Вопрос 16. Философия Платона 25
Вопрос 17. Философия Аристотеля 28
Вопрос 18. Философия Эпикура 30
Вопрос 19. Теологическая философия средних веков 30
Вопрос 20. Философия Августина Блаженного 33
Вопрос 21. Философия Фомы Аквинского (томизм) 34
Вопрос 22. Основные направления и характерные черты философии эпохи Возрождения 35
Вопрос 23. Гуманизм, неоплатонизм, натурфилософия как направления философии эпохи Возрождения 36
Вопрос 24. Социально-политическая философия эпохи Возрождения 39
Вопрос 25. Арабская (арабоязычная) философия средних веков 42
Вопрос 26. Рационализм и эмпиризм как направления в философии 44
Вопрос 27. Рационалистическая философия Декарта. Учение о субстанции 45
Вопрос 28. Философия Нидерландов (Голландии) эпохи Возрождения и нового времени 47
Вопрос 29. Английская философия нового времени (материализм, эмпиризм, социально-политическая направленность) 50
Вопрос 30. Философия Лейбница. Учение о монадах 53
Вопрос 31. Философия французского Просвещения XVIII в. Общая характеристика 54
Вопрос 32. Деистическое направление философии французского Просвещения XVIII в. 55
Вопрос 33. Атеистическо-материалистическое направление философии французского Просвещения XVIII в. 57
Вопрос 34. Социалистическо-утопическое (коммунистическое) направление французской философии 58
Вопрос 35. Немецкая философия XIX в. как явление мировой философии, ее основные направления и идеи 60
Вопрос 36. Философия Иммануила Канта 62
Вопрос 37. Философия Гегеля 65
Вопрос 38. Философия субъективного идеализма 68
Вопрос 39. Философия Шеллинга 70
Вопрос 40. Философия Людвига Фейербаха -завершение периода немецкой классической философии, начало перехода к материализму 71
Вопрос 41. Философия вульгарных материалистов 73
Вопрос 42. Философия марксизма 73
Вопрос 43. Философия позитивизма Огюста Конта 75
Вопрос 44. Неклассическая идеалистическая философия Шопенгауэра, Ницше, Дильтея 76
Вопрос 45. Бытие 78
Вопрос 46. Материя (материальное бытие) 79
Вопрос 47. Сознание. Общее понятие, основные подходы, происхождение 82
Вопрос 48. Материалистическое объяснение природы сознания. Теория отражения 83
Вопрос 49. Диалектика 85
Вопрос 50. Альтернативы диалектики 88
Вопрос 51. Проблема человека, личности в философии. Общественная природа человека 90
Вопрос 52. Общество 93
Вопрос 53. Общество и природа 96
Вопрос 54. Познание (гносеология) 100
Вопрос 55. Философия истории 101
Вопрос 56. Будущее 104
Вопрос 57. Общая характеристика русской философии 105
Вопрос 58. Русская философия XIX в. 108
Вопрос 59. Русская философия ХХ в. 111
Вопрос 60. Американский прагматизм. Новаторство философии Джона Дьюи 114
Вопрос 61. Психоанализ 117
Вопрос 62. Современная теологическая философия 119
Вопрос 63. Основные направления современной позитивистской философии 120
Вопрос 64. Герменевтика 122
Вопрос 65. Экзистенциализм (экзистенциональная философия Кьеркегора, Ясперса, Сартра, Камю, Хайдеггера) 123
• материальное бытие — существование материальных (обла¬дающих протяженностью, массой, объемом, плотностью) тел, вещей, явлений природы, окружающего мира;
• идеальное бытие — существование идеального как самостоя¬тельной реальности в виде индивидуализированного духов¬ного бытия и объективизированного (внеиндивидуального) духовного бытия;
• человеческое бытие - существование человека как единства материального и духовного (идеального), бытие человека са¬мого по себе и его бытие в материальном мире;
136
• социальное бытие, которое включает бытие человека в обществе и бытие (жизнь, существование, развитие) самого общества. Среди бытия также выделяются:
• ноуменальное бытие (от слов "ноумен" — вещь сама по себе) — бытие, которое реально существует независимо от сознания того, кто наблюдает его со стороны;
• феноменальное бытие (от слова "феномен" - явление, данное в опыте) — кажущееся бытие, то есть бытие, каким его видит познающий субъект.
Практика доказывает, что, как правило, ноуменальное и фе¬номенальное бытие совпадают.
4. Категорией, противоположной бытию, является небытие. Небытие — полное отсутствие чего-либо, абсолютное ничто.
Небытие — состояние, единое с бытием (так же реально) и про¬тивоположное ему.
Предметы, явления окружающего мира могут находиться как в бытии (быть в наличии), так и в небытии (совсем не сущест¬вовать, отсутствовать). Примеры небытия: еще не зачатые и не родившиеся люди, не созданные предметы; люди, вещи, обще¬ства, государства, которые раньше были, а потом умерли, раз-рушились, сейчас их нет, они находятся в небытии.
Вопрос 46. Материя (материальное бытие)
1. Из всех
форм бытия наиболее
В философии существует несколько подходов к понятию (категории) "материя":
• материалистический подход, согласно которому материя есть основа бытия, а все иные бытийные формы — дух, человек, общество — порождение материи; по утверждению материали¬стов, материя первична и представляет собой наличное бытие;
• объективно-идеалистический подход — материя объективно существует как порождение (объективизация) независимо от всего сущего первичного идеального (абсолютного) духа;
• субъективно-идеалистический подход - материи как самостоя¬тельной реальности не существует вообще, она лишь продукт (феномен — кажущееся явление, "галлюцинация") субъектив¬ного (существующего только в виде сознания человека) духа;
• позитивистский — понятие "материя" ложно, поскольку его нельзя доказать и полностью изучить при помощи опытного научного исследования.
В современной российской науке, философии (как и в со¬ветской) утвердился материалистический подход к проблеме бы-
137
тия и материи, согласно которому материя есть объективная реальность и основа бытия, первопричина, а все иные формы бытия - дух, человек, общество - проявления материи и произ¬водны от нее.
2. Элементами структура материи являются:
• неживая природа;
• живая природа;
• социум (общество).
Каждый элемент материи имеет несколько уровней.
Уровнями неживой природы являются:
• субмикроэлементарный (кварки, глюоны, суперструны -мельчайшие единицы материи, меньшие, чем атом);
• микроэлементарный (адроны, состоящие из кварков, элек¬троны);
• ядерный (ядро атома);
• атомарный (атомы);
• молекулярный (молекулы);
• уровень единичных вещей;
• уровень макротел;
• уровень планет;
• уровень систем планет;
• уровень галактик;
• уровень систем галактик;
• уровень метагалактик;
• уровень Вселенной, мира в целом.
К уровням живой природы относятся:
• доклеточный (ДНК, РНК, белки);
• клеточный (клетка);
• уровень многоклеточных организмов;
• уровень видов;
• уровень популяций;
• биоценозы;
• уровень биосферы в целом.
К уровням социума относятся:
• отдельный индивид;
• семья;
• группа;
• коллективы разных уровней;
• социальные группы (классы, страты);
• этносы;
• нации;
138
• расы;
• отдельные общества;
• государства;
• союзы государств;
• человечество в целом.
3. Характерными чертами материи являются:
• наличие движения;
• самоорганизация;
• размещенность в пространстве и времени;
• способность к отражению.
4. Движение - неотъемлемое свойство материи. Выделяются:
• механическое движение;
• физическое движение;
• химическое движение;
• биологическое движение;
• социальное движение.
Движение материи:
• возникает из самой материи (из заложенных в ней противо¬положностей, их единства и борьбы);
• всеобъемлюще (движется все: отталкиваются и притягиваются атомы, микрочастицы; идет постоянная работа живых орга¬низмов — работает сердце, система пищеварения, осуществ¬ляются физические процессы; движутся химические элемен¬ты, движутся живые организмы, движутся реки, осуществля¬ется круговорот веществ в природе, постоянно развивается общество, Земля, другие небесные тела движутся вокруг сво¬ей оси и вокруг Солнца (звезд); звездные системы движутся в галактиках, галактики - во Вселенной);
• постоянно (существует всегда; прекращение одних форм дви¬жения замещается возникновением новых форм движения). Движение также может быть:
• количественным - перенос материи и энергии в пространстве;
• качественным — изменение самой материи, перестройка внутренней структуры и возникновение новых материальных объектов и их новых качеств.
Количественное движение (самоизменение материи) делится на:
• динамическое;
• популяционное.
Динамическое движение - изменение содержания в рамках ста¬рой формы, "раскрытие потенциала" прежних материальных форм.
139
Популяционное движение — кардинальное изменение струк¬туры объекта, которое приводит к созданию (возникновению) совершенно нового объекта, переходу от одной формы материи к другой. Популяционное движение-изменение может происходить как эволюционно, так и "эмержментно" (путем ничем не обу-словленного "взрыва").
5. Материя
имеет способность к
Всеобщей формой внутренних изменений, на основе кото¬рых происходит самоорганизация, является так называемая флуктуация — постоянно присущие материи случайные колеба¬ния и отклонения.
В результате данных спонтанных изменений и отношений (флуктуаций) существующие связи между элементами материи изменяются, а также появляются новые связи — материя приоб¬ретает новое состояние, так называемую "диссипативную струк¬туру", которая отличается неустойчивостью. Дальнейшее разви¬тие возможно по двум вариантам:
1) "диссипативная
структура" укрепляется и окончательно
превращается в новый вид
2) "диссипативная структура" распадается и гибнет - либо в результате внутренней слабости, неестественности, непрочности новых связей, либо из-за отсутствия энтропии — притока энер¬гии из внешней среды.
Учение о самоорганизации материи получило название си¬нергетики.
Крупным разработчиком синергетики являлся русский, а за¬тем бельгийский философ И. Пригожин.
6. Материя имеет расположение во времени и пространстве.
По поводу расположенности материи во времени и про¬странстве философами выдвигалось два основных подхода:
• субстанциональный;
• реляционный.
Сторонники первого — субстанционального (Демокрит, Эпи¬кур) — считали время и пространство отдельной реальностью, наряду с материей самостоятельной субстанцией, а отношение между материей и пространством и временем рассматривали как межсубстанциональные.
Сторонники второго — реляционного (от лат. relatio — отно¬шение) (Аристотель, Лейбниц, Гегель) — воспринимали время и
140
пространство как отношения, образуемые взаимодействием ма¬териальных объектов.
В настоящее время более достоверной (исходя из достиже¬ний науки) выглядит реляционная теория, исходя из которой:
• время — форма бытия материи, которая выражает длитель¬ность существования материальных объектов и последова¬тельность изменений (смены состояний) данных объектов в процессе из развития;
• пространство — форма бытия материи, которая характеризует ее протяженность, структуру, взаимодействие элементов внутри материальных объектов и взаимодействие материаль¬ных объектов между собой.
Время и пространство тесно переплетены между собой. То, что совершается в пространстве, происходит одновременно и во време¬ни, а то, что происходит во времени, находится в пространстве.
Теория относительности, открытая в середине ХХ в. Альбер¬том, Эйнштейном:
• подтвердила правильность реляционной теории — то есть пони¬мание времени и пространства как отношений внутри материи;
• перевернула прежние взгляды на время и пространство как вечные, неизменные величины.
С помощью сложных физико-математических расчетов Эйн¬штейном было доказано, что если какой-либо объект будет дви¬гаться со скоростью, превышающей скорость света, то внутри данного объекта время и пространство изменятся — пространст¬во (материальные объекты) уменьшится, а время замедлится.
Таким образом, пространство и время относительны, и отно¬сительны они в зависимости от условий взаимодействия матери¬альных тел.
Четвертым базовым свойством материи (наряду с движени¬ем, способностью к самоорганизации, размещенности в про¬странстве и времени) является отражение.
Отражение - способность материальных систем воспроизво¬дить в самих себе свойства взаимодействующих с ними других материальных систем. Материальным доказательством отраже¬ния является наличие следов (одного материального объекта на другом материальном объекте) — следы человека на грунте, сле¬ды грунта на обуви человека, царапины, эхо, отражение предме¬тов в зеркале, гладкой поверхности водоема.
Отражение бывает:
• физическим;
• химическим;
• механическим.
141
Особый вид отражения - биологический, который включает в себя стадии:
• раздраженности;
• чувствительности:
• психического отражения.
Высшим уровнем (видом) отражением является сознание. Со¬гласно материалистической концепции сознание — это способ¬ность высокоорганизованной материи отражать материю.
Вопрос 47. Сознание. Общее понятие, основные подходы, происхождение
1. Если на
многие вопросы современная
В настоящее время философия с достоверностью может ут¬верждать лишь то, что:
• сознание существует;
• оно имеет особую, идеальную природу (сущность) — данное по¬ложение признают и материалисты, однако при этом считают, что идеальное сознание тем не менее производно от материи.
2. В целом
в философии существует
• физикализм;
• солипсизм;
• объективный идеализм;
• умеренный материализм.
Физикализм — крайне материалистический подход к пробле¬ме сознания, согласно которому сознания как самостоятельной субстанции не существует, оно есть порождение материи и объ¬яснимо с точки зрения физики и других естественных наук.
Данная точка зрения основана на множестве естественно¬научных достижений, и, в частности, на следующих фактах:
• головной мозг человека действительно является сложнейшим "механизмом" природы, высшим уровнем организации материи;
• сознание конкретного человека не может существовать без мозга, а мозг — биологический орган;
142
• человечество получило возможность создавать искусствен¬ный интеллект, носителем которого является машина (ком¬пьютер) — материальный объект;
• медикаментозное влияние на организм человека может отражать¬ся на сознании (например, применение психотропных веществ). Единственная проблема, на которую наталкиваются (и за¬частую при этом разрушаются) логические доводы физикали¬стов, — это идеальность сознания:
• образы, существующие в уме человека, не имеют материаль¬ных характеристик - массы, запаха, четких размеров, формы;
• сознание может "господствовать" над образами — увеличи¬вать, уменьшать, вызывать их, "стирать";
• никому со стороны не удавалось "увидеть" сознание другого человека (хирург, оперирующий мозг, видит серое вещество под микроскопом — нейроны, но он не видит ни образов, ни мыслей оперируемого человека).
Тем не менее физикализм (в рамках неопозитивизма) широко распространен. Его ответвлениями являются:
• "теория тождества" (Д. Амстронг, Дж. Смарт) - отождествля¬ет духовные процессы с другими телесными процессами — кровообращением, дыханием, мозговыми процессами);
• теория "элиминации" (Ф. Фейербенд) — пытается доказать то, что само понятие "дух", "духовное" — устаревшее и ненаучное, предрассудок (сродни тому, что болезни вызываются ведьмами);
• теории вульгарных материалистов (например, утверждение Фохта о том, что "мозг выделяет мысль, как печень — желчь"). Солипсизм — другой крайний взгляд на природу сознания,
согласно которому сознание индивида — единственная досто¬верная реальность, а материальный мир — его порождение (субъективный идеализм — Беркли, Юм, Фихте и др.).
Между физикализмом и солипсизмом (крайними направле¬ниями) находятся: