Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 06:43, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Философии"
Вопрос 1. Философия как разновидность мировоззрения 3
Вопрос 2. Специфика философского знания 5
Вопрос 3. Предмет и методы философии 6
Вопрос 4. Функции философии 7
Вопрос 5. Основной вопрос и основные направления философии 8
Вопрос 6. Общее понятие и характерные черты китайской философии 11
Вопрос 7. Проблемы человека и возникновения окружающего мира в китайской философии и мифологии 12
Вопрос 8. Даосизм – древнейшее философское учение Китая 13
Вопрос 9. Социально-философские школы Древнего Китая -конфуцианство и легизм 14
Вопрос 10. Древнеиндийская философия 15
Вопрос 11. Буддизм и его основные идеи 16
Вопрос 12. Древнегреческая философия: 17
Вопрос 13. Первые философские (досократические) школы Древней Греции 19
Вопрос 14. Философия софистов и Сократа 21
Вопрос 15. Философия киников и стоиков 23
Вопрос 16. Философия Платона 25
Вопрос 17. Философия Аристотеля 28
Вопрос 18. Философия Эпикура 30
Вопрос 19. Теологическая философия средних веков 30
Вопрос 20. Философия Августина Блаженного 33
Вопрос 21. Философия Фомы Аквинского (томизм) 34
Вопрос 22. Основные направления и характерные черты философии эпохи Возрождения 35
Вопрос 23. Гуманизм, неоплатонизм, натурфилософия как направления философии эпохи Возрождения 36
Вопрос 24. Социально-политическая философия эпохи Возрождения 39
Вопрос 25. Арабская (арабоязычная) философия средних веков 42
Вопрос 26. Рационализм и эмпиризм как направления в философии 44
Вопрос 27. Рационалистическая философия Декарта. Учение о субстанции 45
Вопрос 28. Философия Нидерландов (Голландии) эпохи Возрождения и нового времени 47
Вопрос 29. Английская философия нового времени (материализм, эмпиризм, социально-политическая направленность) 50
Вопрос 30. Философия Лейбница. Учение о монадах 53
Вопрос 31. Философия французского Просвещения XVIII в. Общая характеристика 54
Вопрос 32. Деистическое направление философии французского Просвещения XVIII в. 55
Вопрос 33. Атеистическо-материалистическое направление философии французского Просвещения XVIII в. 57
Вопрос 34. Социалистическо-утопическое (коммунистическое) направление французской философии 58
Вопрос 35. Немецкая философия XIX в. как явление мировой философии, ее основные направления и идеи 60
Вопрос 36. Философия Иммануила Канта 62
Вопрос 37. Философия Гегеля 65
Вопрос 38. Философия субъективного идеализма 68
Вопрос 39. Философия Шеллинга 70
Вопрос 40. Философия Людвига Фейербаха -завершение периода немецкой классической философии, начало перехода к материализму 71
Вопрос 41. Философия вульгарных материалистов 73
Вопрос 42. Философия марксизма 73
Вопрос 43. Философия позитивизма Огюста Конта 75
Вопрос 44. Неклассическая идеалистическая философия Шопенгауэра, Ницше, Дильтея 76
Вопрос 45. Бытие 78
Вопрос 46. Материя (материальное бытие) 79
Вопрос 47. Сознание. Общее понятие, основные подходы, происхождение 82
Вопрос 48. Материалистическое объяснение природы сознания. Теория отражения 83
Вопрос 49. Диалектика 85
Вопрос 50. Альтернативы диалектики 88
Вопрос 51. Проблема человека, личности в философии. Общественная природа человека 90
Вопрос 52. Общество 93
Вопрос 53. Общество и природа 96
Вопрос 54. Познание (гносеология) 100
Вопрос 55. Философия истории 101
Вопрос 56. Будущее 104
Вопрос 57. Общая характеристика русской философии 105
Вопрос 58. Русская философия XIX в. 108
Вопрос 59. Русская философия ХХ в. 111
Вопрос 60. Американский прагматизм. Новаторство философии Джона Дьюи 114
Вопрос 61. Психоанализ 117
Вопрос 62. Современная теологическая философия 119
Вопрос 63. Основные направления современной позитивистской философии 120
Вопрос 64. Герменевтика 122
Вопрос 65. Экзистенциализм (экзистенциональная философия Кьеркегора, Ясперса, Сартра, Камю, Хайдеггера) 123
Уникальность немецкой философии в том, что за чуть более чем 100 лет ей удалось:
• глубоко исследовать проблемы, веками мучающие человече¬ство, и прийти к таким выводам, которые определили все будущее развитие философии;
103
• совместить в себе почти все известные в тот период фило¬софские направления — от субъективного идеализма до вуль¬гарного материализма и иррационализма;
• открыть десятки имен выдающихся философов, которые вошли в "золотой фонд" мировой философии (Кант, Фихте, Гегель, Маркс, Энгельс, Шопенгауэр, Ницше и др.).
2. В целом в немецкой философии XIX в. можно выделить следующие основные направления:
• немецкая классическая философия (первая половина XIX в.);
• материализм (середина и вторая половина XIX в.);
• иррационализм (вторая половина и конец XIX в.), "филосо¬фия жизни".
3. Немецкая
классическая философия
• Иммануила Канта (1724 - 1804);
• Иоганна Фихте (1762 - 1814);
• Фридриха Шеллинга (1775 - 1854);
• Георга Гегеля (1770 - 1831);
• Людвига Фейербаха (1804 - 1872).
В немецкой классической философии были представлены три ведущих философских направления:
• объективный идеализм (Кант, Шеллинг, Гегель);
• субъективный идеализм (Фихте);
• материализм (Фейербах).
Немецкая классическая философия разработала несколько общих проблем, что позволяет говорить о ней как о целостном явлении. Она:
• повернула внимание философии от традиционных проблем (бытие, мышление, познание и др.) к исследованию челове¬ческой сущности;
• особое внимание уделила проблеме развития;
• значительно обогатила логико-теоретический аппарат фило¬софии;
• взглянула на историю как целостный процесс.
4. Основоположником немецкой классической философии считается Иммануил Кант (1724 — 1804).
Иммануил Кант:
• дал объяснение возникновению Солнечной системы в силу есте¬ственных причин на основе законов Ньютона — из вращающейся туманности разряженных в пространстве частиц материи;
104
• выдвинул теорию о наличии границ познавательной способ¬ности человека и невозможности познать внутреннюю сущ¬ность вещей и явлений окружающего ("вещей в себе");
• выдвинул учение о категориях — основополагающих, пре¬дельно общих понятиях, которыми оперирует философия;
• сформулировал моральный закон ("категорический императив");
• выдвинул идею о "вечном мире" в будущем, основанном на экономической неэффективности войны и ее правовом запрете. Георг Гегель (1770 — 1831) отождествил бытие и мышление,
выдвинул учение об абсолютной идее, независимой от сознания и являющейся первопричиной всего сущего, материального ми¬ра, и тем самым глубоко обосновал концепцию объективного идеализма, распространенную в ряде стран Запада.
Исключительная заслуга Гегеля перед философией - разра¬ботка диалектики — учения о всеобщем развитии, его основных законов и принципов.
Иоганн Фихте (1762 —.1814), наоборот, внес большой вклад в разработку концепции субъективного идеализма, согласно кото¬рой единственной и главной реальностью для человека является он сам, его сознание (так называемая "Я-концепция").
Фридрих Шеллинг (1775 - 1854) глубоко обосновал понима¬ние природы с позиций объективного идеализма, выдвинул идею, согласно которой свобода и правовой строй изначально заложены в природе.
Людвиг Фейербах (1804 — 1872) был представителем мате¬риалистического направления в немецкой классической фило¬софии. Фейербах подверг критике идеализм и выдвинул целостную и последовательную материалистическую картину мира. В своей философии Фейербах выступал как полный атеист, доказывал от¬сутствие Бога, его искусственность, выдуманность людьми, перене¬сением на личность Бога нереализованных человеческих идеалов. 5. Другим направлением немецкой философии XIX в. наряду с немецкой классической философией был материализм, полу¬чивший широкое распространение во второй половине XIX в.
Немецкий материализм XIX в. представлен главным образом:
• философией Людвига Фейербаха;
• марксистской философией;
• творчеством вульгарных материалистов.
Атеистическая и материалистическая философия Людвига Фей¬ербаха причисляется как к немецкой классической философии, так и к материализму. Это справедливо, так как философия Фей¬ербаха завершила немецкую классическую философию и зало-
105
жила основы немецкого материализма XIX в., явилась водораз¬делом между ними.
6. Классический материализм XIX в. представлен марксизмом, комплексным учением, в состав которого входили:
• марксистская философия;
• политэкономия (экономическое учение);
• научный коммунизм (социально-политическая теория). Основателями марксизма были немецкие ученые и филосо¬фы Карл Маркс (1818 - 1883) и Фридрих Энгельс (1820 - 1895).
Марксистская философия:
• выдвинула
последовательно-
• показала роль экономики, производства для материального и общественного бытия;
• осмысливала философские проблемы с позиций диалектики (диалектического материализма);
• рассматривала историю как целенаправленный и закономер¬ный процесс (исторический материализм);
• дала подробную картину возникновения человека, общества, государства;
• выступала с атеистических позиций.
7. Разновидностью
немецкого материализма XIX в. был
вуль¬гарный материализм. Вульгарные
материалисты — Фохт, Бюхнер, Молешотт
— смотрели на проблемы
• механически переносили законы природы (поведение, орга¬низацию жизни животных, естественный отбор, борьбу за существование) на человеческое общество (социальный дар¬винизм); отрицали идеальное, идеальность сознания;
• рассматривали деятельность сознания как физиологический процесс ("мозг выделяет мысль, как печень — желчь").
8. Во второй половине XIX в. особое распространение в Гер¬мании получили идеи иррационализма.
Иррационализм — направление в философии, отрицавшее объ¬ективные законы бытия и истории, диалектику, воспринимавшее окружающий мир и историю как хаос, цепь случайностей.
Основоположником иррационализма считается Артур Шо¬пенгауэр (1788 - 1860).
В целом философия Шопенгауэра наполнена пессимистиче¬ским духом, неверием в возможности человека влиять на окру¬жающий мир и собственную жизнь.
106
Близкой к иррационализму является "философия жизни", ко¬торая ставит в центр внимания не отвлеченные понятия — бы¬тие, идея, материя и т. д., а бытие человека в мире — то есть жизнь, единственную реальность для человека.
Одним из основоположников "философии жизни" являлся Фридрих Ницше (1844 — 1900). В частности, им были выдвинуты идеи о возможности человека полностью влиять на свою судьбу, движущих силах человеческого поведения ("воля к жизни", "воля к власти" — экспансия своего "Я"), иллюзорности, неактуально¬сти Бога ("Бог умер").
В будущем "философия жизни" легла в основу популярных современных философских направлений — прагматизма и экзи¬стенциализма.
Вопрос 36. Философия Иммануила Канта
1. Основоположником
немецкого классического
Все творчество И. Канта можно разделить на два больших периода:
• докритический (до начала 70-х гг. XVIII в.);
• критический (начало 70-х гг. XVIII в. и до 1804 г.).
В течение докритического периода философский интерес И. Кан¬та был направлен на проблемы естествознания и природы.
В более поздний, критический период интерес Канта сме¬стился на вопросы деятельности разума, познания, механизма познания, границ познания, логики, этики, социальной фило¬софии. Свое наименование критический период получил в связи с названием вышедших в то время трех фундаментальных фило-софских произведений Канта:
• "Критика чистого разума";
• "Критика практического разума";
• "Критика способности суждения".
2. Важнейшими
проблемами философских
Философские выводы Канта были революционными для его эпохи:
• Солнечная система возникла из большого первоначального облака разреженных в космосе частиц материи в результате
107
вращения данного облака, которое стало возможным благо¬даря движению и взаимодействию (притяжению, отталкива¬нию, столкновению) составлявших его частиц.
• природа имеет свою историю во времени (начало и конец), а не вечна и неизменна;
• природа находится в постоянном изменении и развитии;
• движение и покой относительны;
• все живое на земле, в том числе и человек, — результат есте¬ственной биологической эволюции.
В то же время идеи Канта несут в себе отпечаток мировоз¬зрения того времени:
• механические законы изначально не заложены в материи, а имеют свою внешнюю причину;
• данной внешней причиной (первоначалом) является Бог. Несмотря на это, современники Канта считали, что его от¬крытия (особенно о возникновении Солнечной системы и био¬логической эволюции человека) по своей значимости соизмери¬мы с открытием Коперника (вращение Земли вокруг Солнца).
3. В основе философских исследований Канта критического периода (начало 70-х гг. XVIII в. и до 1804 г.) лежит проблема познания.
В своей книге "Критика чистого разума" Кант отстаивает идею агностицизма — невозможности познания окружающей действи¬тельности.
Большинство философов до Канта видело в качестве глав¬ной причины трудностей познания именно объект познаватель¬ной деятельности — бытие, окружающий мир, который содержит в себе множество неразгаданных на протяжении тысячелетий тайн. Кант же выдвигает гипотезу, согласно которой причиной трудностей при познании является не окружающая действитель¬ность — объект, а субъект познавательной деятельности — чело¬век, а точнее, его разум.
Познавательные возможности (способности) человеческого ра¬зума ограничены (то есть разум не может всего). Как только ра¬зум человека со своим арсеналом познавательных средств пыта¬ется выйти за собственные рамки (возможности) познания, он наталкивается на неразрешимые противоречия. Данные нераз¬решимые противоречия, которых Кантом было обнаружено че¬тыре, Кант назвал антиномиями.
Первая антиномия - ОГРАНИЧЕННОСТЬ ПРОСТРАНСТВА
Мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве. Мир не имеет начала во времени и безграничен.
108
Вторая антиномия - ПРОСТОЕ И СЛОЖНОЕ
Существуют только простые элемен-ты и то, что состоит из простых. . В мире нет ничего простого.
Третья антиномия - СВОБОДА И ПРИЧИННОСТЬ
Существует не только причинность по законам природы, но и свобода. Свободы не существует. Все в мире совершается в силу строгой причин-ности по законам природы.
Четвертая антиномия - НАЛИЧИЕ БОГА
Есть Бог - безусловно необходимое существо, причина всего сущего. Бога нет. Нет никакого абсолютно необходимого существа - причины всего сущего.
С помощью разума можно логически доказать одновременно оба противоположных положения антиномий — разум заходит в тупик. Наличие антиномий, по Канту, - доказательство наличия границ познавательных способностей разума.
Также в "Критике чистого разума" И. Кант классифицирует само знание как результат познавательной деятельности и выде¬ляет три понятия, характеризующих знание:
• апостериорное знание;
• априорное знание;
• "вещь в себе".
Апостериорное знание — то знание, которое получает человек в результате опыта. Данное знание может быть только предпо¬ложительным, но не достоверным, поскольку каждое утвержде¬ние, взятое из данного типа знания, необходимо проверять на практике, и не всегда такое знание истинное. Например, чело¬век из опыта знает, что все металлы плавятся, однако теоретиче¬ски могут встретиться металлы, не подверженные плавлению; или "все лебеди белые", но иногда в природе могут встретиться и черные, следовательно, опытное (эмпирическое, апостериор¬ное) знание может давать осечки, не обладает полной достовер¬ностью и не может претендовать на всеобщность.
Априорное знание — доопытное, то есть то, которое сущест¬вует в разуме изначально и не требует никакого опытного дока¬зательства. Например: "Все тела протяженные", "Человеческая жизнь протекает во времени", "Все тела имеют массу". Любое из этих положений очевидно и абсолютно достоверно как с опыт-ной проверкой, так и без нее. Нельзя, например, встретить тело, не имеющее размеров или без массы, жизнь живого человека, протекающую вне времени. Только априорное (доопытное) зна¬ние абсолютно достоверно и надежно, обладает качествами все¬общности и необходимости.
109
Следует оговориться: теория Канта об априорном (изначаль¬но истинном) знании была полностью логичной в эпоху Канта, однако открытая А. Энштейном в середине ХХ в. теория отно¬сительности поставила ее под сомнение.
"Вещь в себе" — одно из центральных понятий всей филосо¬фии Канта. "Вещь в себе" — это внутренняя сущность вещи, которая никогда не будет познана разумом.