Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 06:43, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Философии"

Содержание

Вопрос 1. Философия как разновидность мировоззрения 3
Вопрос 2. Специфика философского знания 5
Вопрос 3. Предмет и методы философии 6
Вопрос 4. Функции философии 7
Вопрос 5. Основной вопрос и основные направления философии 8
Вопрос 6. Общее понятие и характерные черты китайской философии 11
Вопрос 7. Проблемы человека и возникновения окружающего мира в китайской философии и мифологии 12
Вопрос 8. Даосизм – древнейшее философское учение Китая 13
Вопрос 9. Социально-философские школы Древнего Китая -конфуцианство и легизм 14
Вопрос 10. Древнеиндийская философия 15
Вопрос 11. Буддизм и его основные идеи 16
Вопрос 12. Древнегреческая философия: 17
Вопрос 13. Первые философские (досократические) школы Древней Греции 19
Вопрос 14. Философия софистов и Сократа 21
Вопрос 15. Философия киников и стоиков 23
Вопрос 16. Философия Платона 25
Вопрос 17. Философия Аристотеля 28
Вопрос 18. Философия Эпикура 30
Вопрос 19. Теологическая философия средних веков 30
Вопрос 20. Философия Августина Блаженного 33
Вопрос 21. Философия Фомы Аквинского (томизм) 34
Вопрос 22. Основные направления и характерные черты философии эпохи Возрождения 35
Вопрос 23. Гуманизм, неоплатонизм, натурфилософия как направления философии эпохи Возрождения 36
Вопрос 24. Социально-политическая философия эпохи Возрождения 39
Вопрос 25. Арабская (арабоязычная) философия средних веков 42
Вопрос 26. Рационализм и эмпиризм как направления в философии 44
Вопрос 27. Рационалистическая философия Декарта. Учение о субстанции 45
Вопрос 28. Философия Нидерландов (Голландии) эпохи Возрождения и нового времени 47
Вопрос 29. Английская философия нового времени (материализм, эмпиризм, социально-политическая направленность) 50
Вопрос 30. Философия Лейбница. Учение о монадах 53
Вопрос 31. Философия французского Просвещения XVIII в. Общая характеристика 54
Вопрос 32. Деистическое направление философии французского Просвещения XVIII в. 55
Вопрос 33. Атеистическо-материалистическое направление философии французского Просвещения XVIII в. 57
Вопрос 34. Социалистическо-утопическое (коммунистическое) направление французской философии 58
Вопрос 35. Немецкая философия XIX в. как явление мировой философии, ее основные направления и идеи 60
Вопрос 36. Философия Иммануила Канта 62
Вопрос 37. Философия Гегеля 65
Вопрос 38. Философия субъективного идеализма 68
Вопрос 39. Философия Шеллинга 70
Вопрос 40. Философия Людвига Фейербаха -завершение периода немецкой классической философии, начало перехода к материализму 71
Вопрос 41. Философия вульгарных материалистов 73
Вопрос 42. Философия марксизма 73
Вопрос 43. Философия позитивизма Огюста Конта 75
Вопрос 44. Неклассическая идеалистическая философия Шопенгауэра, Ницше, Дильтея 76
Вопрос 45. Бытие 78
Вопрос 46. Материя (материальное бытие) 79
Вопрос 47. Сознание. Общее понятие, основные подходы, происхождение 82
Вопрос 48. Материалистическое объяснение природы сознания. Теория отражения 83
Вопрос 49. Диалектика 85
Вопрос 50. Альтернативы диалектики 88
Вопрос 51. Проблема человека, личности в философии. Общественная природа человека 90
Вопрос 52. Общество 93
Вопрос 53. Общество и природа 96
Вопрос 54. Познание (гносеология) 100
Вопрос 55. Философия истории 101
Вопрос 56. Будущее 104
Вопрос 57. Общая характеристика русской философии 105
Вопрос 58. Русская философия XIX в. 108
Вопрос 59. Русская философия ХХ в. 111
Вопрос 60. Американский прагматизм. Новаторство философии Джона Дьюи 114
Вопрос 61. Психоанализ 117
Вопрос 62. Современная теологическая философия 119
Вопрос 63. Основные направления современной позитивистской философии 120
Вопрос 64. Герменевтика 122
Вопрос 65. Экзистенциализм (экзистенциональная философия Кьеркегора, Ясперса, Сартра, Камю, Хайдеггера) 123

Вложенные файлы: 1 файл

философия конспект лекций якушев.doc

— 996.50 Кб (Скачать файл)

• объективный идеализм - признает наличие как сознания, так и материи, однако сознанию отводит первичную (творче¬скую) роль и рассматривает его в отрыве от личности инди¬вида как часть "мирового сознания";

• умеренный материализм — считает сознание особым прояв¬лением материи, способностью высокоорганизованной мате¬рии отражать саму себя (хотя и признает за ним качество идеальности) — точка зрения, наиболее распространенная в российской философии.

3. Помимо  основных подходов к самой  проблеме сознания в философии  существуют различные точки зрения  на вопрос о

143

происхождении сознания. Можно выделить три основополагаю¬щие из их числа:

• сознание имеет космическое (либо божественное) происхождение;

• сознание присуще всем живым организмам;

• сознание — свойство исключительно человеческое. Согласно космической (божественной) точке зрения сознание

существует само по себе, независимо от его материальных носи¬телей — живых организмов, человека. Сознание "исходит" непо¬средственно из космоса (другой вариант - из разума Бога), едино, неделимо, цельно по своей сути. Частицы "мирового сознания" рассеяны в природе в виде сознания живых организмов и человека. Существуют теории происхождения сознания, близкие к косми¬ческой (божественной) точке зрения:

• теория монад (монадология) - первоначально выдвинута Лейб¬ницем, развита Даниилом Андреевым, согласно которой в мире существует огромное количество неделимых и бессмертных монад — первичных духовных единиц, в которых заключена энергия Вселенной и которые являются основой сознания и порождаемой им материи;

• теория Шардена, согласно которой сознание — надчеловече¬ская сущность, "внутренняя сторона", "мозг" материи;

• теория Толбета, согласно которой Вселенная — гигантский разум, сознание — результат взаимодействия полей, которые образуют материю;

• теория психосферы Рейзера, согласно которой Галактика — громадный разум, который вступает в контакт с человече¬ским мозгом и "заряжает" его разумом;

• теория гилозоизма, согласно которой вся материя (живая, неживая, все ее проявления) имеет душу, одушевленность — свойство материи.

Основная идея другой, "биологической" точки зрения: созна¬ние - порождение живой природы и присуще всем живым ор¬ганизмам.

Сторонники данной точки зрения обосновывают ее тем, что:

• жизнь животных происходит не спонтанно, а подчинена их сознанию, имеет смысл;

• инстинкты бывают не только врожденные, но и приобретенные;

• животное в течение жизни накапливает и умело использует опыт;

• многие действия, совершаемые животными (особенно выс¬шими - кошачьими, собачьими, приматами и др.) сложны (например, охота) и требуют большой работы сознания;

144

• животным присущи своя "мораль", правила поведения, при¬вычки, качества, борьба, лидерство, внушаемость и т. д. Согласно "человеческой" точке зрения сознание — продукт исключительно человеческого мозга и присуще только человеку, а животные обладают не сознанием, а инстинктами.

Данная точка зрения была особенно распространена с сере¬дины XIX в. до середины ХХ в. Новейшие научные исследова¬ния ставят ее под сомнение: животные руководствуются не только инстинктами; высшим животным (обезьянам, собачьим, кошачьим и др.) свойственны сложные умственные операции, наличие интеллекта, животные обучаемы, видят сны (вращение зрачков, эмоции во сне), имеют склонность к достаточно высо¬кой "социальной" организации с распределением ролей.

Правильнее, вероятно, считать, что сознание в различной степени присуще живой природе в целом (в частности, высшим животным), а самый высокий уровень сознания имеет человек.

Вопрос 48. Материалистическое объяснение природы сознания. Теория отражения

1. В современной  российской философии (как и в  прежней со¬ветской философии) широко  распространено материалистическое  объяснение природы сознания, известное  как теория отражения.

Суть данной теории в том, что сознание есть свойство высо¬коорганизованной материи отражать материю.

Ключевыми понятиями теории отражения являются:

• отражение;

• раздражимость;

• чувствительность;

• психическое отражение;

• сознательная форма отражения.

Материи вообще присуще свойство отражения.

Отражение по своей природе — это способность материальных объектов ос¬тавлять в себе следы других материальных объектов при взаимо¬действии с ними.

Можно привести множество примеров отражения: царапина на теле (отражение другого материального объекта после его взаимодействия с телом), следы человека на грунте (отражение человека грунтом), следы грунта на обуви человека (отражение грунта человеком), изменение формы предмета при столкновении с другим предметом (автомобильная авария, попадание снаряда в стену и т. д.), отражение костей древних животных на камне,

145

отпечатки пальцев, эхо в пещере, отражение солнечного света Луной, отражение Луны, деревьев, гор в водоеме...

Таким образом, в большей или меньшей степени отражение присуще всем материальным объектам при взаимодействии с другими ("Каждая вещь - эхо и зеркало Вселенной").

Элементарными формами отражения являются:

• механическое;

• физическое;

• химическое.

Особой формой отражения является биологическое отраже¬ние. Его специфика в том, что оно свойственно только живым организмом. С помощью биологического отражения живые ор¬ганизмы способны отражать как живую, так и неживую природу. 2. Формами биологического отражения (присущего живым ор-ганизмам) являются:

• раздражимость;

• чувствительность;

• психическое отражение.

Раздражимость — простейшая форма биологического отра¬жения - реакция живых организмов (даже растений) на предметы и явления окружающего мира (живого и неживого). Пример -высыхание, сворачивание листьев на жаре, изменение ими фор¬мы (возвращение в прежнее положение) после дождя, движение подсолнуха "за Солнцем".

Чувствительность — следующая, более высокая форма биоло¬гического отражения - способность живых организмов отражать окружающий мир в виде ощущений.

Психическое отражение - систематизация, осмысление ощущений, способность живых организмов (животных, особен¬но высших) моделировать поведение в целях приспособления к окружающей среде, многовариантно реагировать на возникаю¬щие стандартные и нестандартные ситуации, находить из них правильный выход.

Сознание - высшая форма биологического отражения. Прису¬ще человеку и, частично, высшим животным. Сознание — наиболее полное отражение окружающего мира и его осмысление, способ¬ность к абстрагированию, рефлексии (получению новых мыслей благодаря мысли — то есть обращенности сознания на само себя — мышлению), способность к предметно-практической деятельности.

Сознание человека отличается от сознания внешних животных.

• большей глубиной;

• большей способностью к предметно-практической (преобра¬зующей) деятельности — труду;

146

• способностью к абстракции (в том числе оторванному от непо¬средственной реальности мышлению);

• возможностью передачи сознания (наличием особого меха¬низма, отражающего и передающего мысли, - языка в уст¬ной и письменной формах).

3. Главными  свойствами человеческого сознания являются:

• идеальность;

• интенциональность;

• идеаторность.

Идеальность — это особая, нематериальная сущность созна¬ния. Идеальное сознание по своей природе:

• противоположно материальному миру;

• независимо от материи;

• в некоторых случаях первично по отношению к материи;

• неуловимо, неопознаваемо с помощью материальных средств. Это означает следующее.

Возникающие в голове образы сами не являются материей. Они лишены массы, запаха, неизменных размеров (сознание мо¬жет "вмещать" в себя все - песчинку, маленький камень, автомо¬биль, небоскреб, океанский лайнер, планету). Сознание, его обра¬зы — самостоятельная реальность, по сути, противоположная ма¬терии. Сознание независимо от материи. В сознании возможно то, что невозможно в реальном мире (человек может представить все).

Сознание во многих случаях предшествует материи - точнее, материи, создаваемой, преобразуемой человеком. Например, при изготовлении любого предмета (авторучки, стола, листа бума¬ги и др.) в сознании всегда имеется замысел, "образ" данного пред¬мета. Причем сознание человека способно создавать и с помощью деятельности человека и механизмов воплощать в жизнь не только простые, но и сложнейшие замыслы (образы) — строить дворцы по проекту, собирать телевизоры, создавать самолеты, огромные оке-анские лайнеры, конструировать, собирать, запускать в космос ракеты, управлять на расстоянии космическим кораблем и т. д.

Сознание нельзя обнаружить с помощью материальных средств. До сих пор врачам, ученым не удавалось "увидеть", обнаружить само идеальное сознание, образы в мозгу другого человека. Видна только анатомия, но не сознание.

Интенциональность - направленность на предмет. Сознание не может быть беспредметным. Что-то всегда является предме¬том сознания.

Интенциональность сознания подразумевает наличие:

• предмета сознания (что "видит" сознание);

• формы (как оно воспринимает предмет).

147

Основными формами сознания являются:

• восприятие;

• осмысление;

• оценка;

• воспоминание;

• фантазирование;

• жизненный опыт.

Предметом сознания, в свою очередь, являются:

• окружающий мир, его предметы, явления;

• особый, самостоятельный духовный мир, как связанный с выс¬шим миром, так и не связанный.

Идеаторность сознания — способность творить и воспроизво¬дить идеи — внутренняя самостоятельная работа, выходящая за рамки простого отражения.

Способность вырабатывать абстрактные идеи — коренное отличие сознания человека от сознания животных. Результатом данной способности явилась выработка системы кодирования передачи и распространения содержания сознания — языка.

Благодаря идеаторности стали возможными эволюция чело¬вечества и развитие, углубление самого сознания.

Вопрос 49. Диалектика

1. Диалектика  — признанная в современной  философии теория развития всего  сущего и основанный на ней  философский метод.

Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, соз¬нания, познания и других аспектов действительности через:

• законы диалектики;

• категории;

• принципы.

Главная проблема диалектики — что такое развитие?

Развитие — общее свойство и главнейший признак материи: изменение материальных и идеальных объектов, причем не про¬стое (механическое) изменение, а изменение как саморазвитие, результатом которого является переход на более высокую сту¬пень организации.

Развитие - высшая форма движения. В свою очередь, движе¬ние — основа развития.

Движение также является внутренним свойством материи и уникальным явлением окружающей действительности, поскольку движение характеризуется целостностью, непрерывностью и одно¬временно наличием противоречий (движущееся тело не занима-

148

ет постоянного места в пространстве — в каждый момент дви¬жения тело находится в определенном месте и одновременно уже не находится в нем). Движение также является способом связи в материальном мире.

2. Среди  способов понимания диалектики развития — законов, категорий, принципов — основополагающими являются законы диалектики.

Закон — это объективные (не зависящие от воли человека), общие, стабильные, необходимые, повторяющиеся связи между сущностями и внутри сущностей.

Законы диалектики отличаются от законов других наук (физи¬ки, математики и др.) своей всеобщностью и универсальностью, поскольку они:

• охватывают все сферы окружающей действительности;

• раскрывают глубинные основы движения и развития — их источник, механизм перехода от старого к новому, связи старого и нового.

Выделяются три базовых закона диалектики:

• единства и борьбы противоположностей;

• переход количества в качество;

• отрицания отрицания.

3. Закон  единства и борьбы противоположностей  заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по свое природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и бе¬лое, зима и лето, молодость и старость и т. д.).

Единство и борьба противоположных начал — внутренний источник движения и развития всего сущего.

Особый взгляд на единство и борьбу и противоположностей имел Гегель, считающийся основоположником диалектики. Им были выведены два понятия — "тождество" и "различие" и пока¬зан механизм их взаимодействия, приводящий к движению.

По Гегелю, каждый предмет, явление обладают двумя главны¬ми качествами - тождественностью и отличием. Тождественность означает то, что предмет (явление, идея) равен самому себе, то есть данный предмет есть именно этот данный предмет. В то же время в тождественном самому себе предмете есть то, что стремится выйти за рамки предмета, нарушить его тождественность.

Противоречие, борьба между едиными тождественностью и отличием приводит, по Гегелю, к изменению (самоизменению) предмета — движению. Примеры: существует идея, тождествен¬ная самой себе, в то же время в ней самой заложено отличие -

149

то, что стремится выйти за рамки идеи; результат их борьбы — изменение идеи (например, превращение идеи в материю с точ¬ки зрения идеализма). Или: существует общество, тождествен¬ное самому себе, но в нем есть силы, которым тесно в рамках данного общества; их борьба приводит к изменению качества общества, его обновлению.

Можно также выделить различные виды борьбы:

• борьба, приносящая выгоду обеим сторонам (например, посто¬янное соревнование, где каждая сторона "догоняет" другую и переходит на более высокую качественную ступень развития);

• борьба, где одна сторона регулярно одерживает верх над другой, но побежденная сторона сохраняется и является "раздражи¬телями" для побеждающей, благодаря чему побеждающая сто¬рона переходит на более высокую ступень развития;

• антагонистическая борьба, где одна сторона может выжить только за счет полного уничтожения другой.

Помимо борьбы возможны иные виды взаимодействия:

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"