Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 06:43, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Философии"

Содержание

Вопрос 1. Философия как разновидность мировоззрения 3
Вопрос 2. Специфика философского знания 5
Вопрос 3. Предмет и методы философии 6
Вопрос 4. Функции философии 7
Вопрос 5. Основной вопрос и основные направления философии 8
Вопрос 6. Общее понятие и характерные черты китайской философии 11
Вопрос 7. Проблемы человека и возникновения окружающего мира в китайской философии и мифологии 12
Вопрос 8. Даосизм – древнейшее философское учение Китая 13
Вопрос 9. Социально-философские школы Древнего Китая -конфуцианство и легизм 14
Вопрос 10. Древнеиндийская философия 15
Вопрос 11. Буддизм и его основные идеи 16
Вопрос 12. Древнегреческая философия: 17
Вопрос 13. Первые философские (досократические) школы Древней Греции 19
Вопрос 14. Философия софистов и Сократа 21
Вопрос 15. Философия киников и стоиков 23
Вопрос 16. Философия Платона 25
Вопрос 17. Философия Аристотеля 28
Вопрос 18. Философия Эпикура 30
Вопрос 19. Теологическая философия средних веков 30
Вопрос 20. Философия Августина Блаженного 33
Вопрос 21. Философия Фомы Аквинского (томизм) 34
Вопрос 22. Основные направления и характерные черты философии эпохи Возрождения 35
Вопрос 23. Гуманизм, неоплатонизм, натурфилософия как направления философии эпохи Возрождения 36
Вопрос 24. Социально-политическая философия эпохи Возрождения 39
Вопрос 25. Арабская (арабоязычная) философия средних веков 42
Вопрос 26. Рационализм и эмпиризм как направления в философии 44
Вопрос 27. Рационалистическая философия Декарта. Учение о субстанции 45
Вопрос 28. Философия Нидерландов (Голландии) эпохи Возрождения и нового времени 47
Вопрос 29. Английская философия нового времени (материализм, эмпиризм, социально-политическая направленность) 50
Вопрос 30. Философия Лейбница. Учение о монадах 53
Вопрос 31. Философия французского Просвещения XVIII в. Общая характеристика 54
Вопрос 32. Деистическое направление философии французского Просвещения XVIII в. 55
Вопрос 33. Атеистическо-материалистическое направление философии французского Просвещения XVIII в. 57
Вопрос 34. Социалистическо-утопическое (коммунистическое) направление французской философии 58
Вопрос 35. Немецкая философия XIX в. как явление мировой философии, ее основные направления и идеи 60
Вопрос 36. Философия Иммануила Канта 62
Вопрос 37. Философия Гегеля 65
Вопрос 38. Философия субъективного идеализма 68
Вопрос 39. Философия Шеллинга 70
Вопрос 40. Философия Людвига Фейербаха -завершение периода немецкой классической философии, начало перехода к материализму 71
Вопрос 41. Философия вульгарных материалистов 73
Вопрос 42. Философия марксизма 73
Вопрос 43. Философия позитивизма Огюста Конта 75
Вопрос 44. Неклассическая идеалистическая философия Шопенгауэра, Ницше, Дильтея 76
Вопрос 45. Бытие 78
Вопрос 46. Материя (материальное бытие) 79
Вопрос 47. Сознание. Общее понятие, основные подходы, происхождение 82
Вопрос 48. Материалистическое объяснение природы сознания. Теория отражения 83
Вопрос 49. Диалектика 85
Вопрос 50. Альтернативы диалектики 88
Вопрос 51. Проблема человека, личности в философии. Общественная природа человека 90
Вопрос 52. Общество 93
Вопрос 53. Общество и природа 96
Вопрос 54. Познание (гносеология) 100
Вопрос 55. Философия истории 101
Вопрос 56. Будущее 104
Вопрос 57. Общая характеристика русской философии 105
Вопрос 58. Русская философия XIX в. 108
Вопрос 59. Русская философия ХХ в. 111
Вопрос 60. Американский прагматизм. Новаторство философии Джона Дьюи 114
Вопрос 61. Психоанализ 117
Вопрос 62. Современная теологическая философия 119
Вопрос 63. Основные направления современной позитивистской философии 120
Вопрос 64. Герменевтика 122
Вопрос 65. Экзистенциализм (экзистенциональная философия Кьеркегора, Ясперса, Сартра, Камю, Хайдеггера) 123

Вложенные файлы: 1 файл

философия конспект лекций якушев.doc

— 996.50 Кб (Скачать файл)

Личность — это врожденные качества человека, развитые и приобретенные в социальной среде, совокупность знаний, на¬выков, ценностей, целей.

Таким образом, человек — это социально-биологическое су¬щество, причем в условиях современной цивилизации в силу воспитания, законов, моральных норм социальное начало чело¬века контролирует биологическое.

156

Жизнь, развитие, воспитание в обществе — ключевое усло¬вие нормального развития человека, развития в нем всевозмож¬ных качеств, превращения в личность. Известны случаи, когда люди с рождения жили вне человеческого общества, воспитыва¬лись среди животных. В таких случаях из двух начал, социально¬го и биологического, в человеке оставалось только одно — био¬логическое. Такие люди усваивали привычки животных, теряли способность к членораздельной речи, сильно отставали в умст¬венном развитии и даже после возвращения в человеческое об¬щество не приживались в нем. Это еще раз доказывает социаль¬но-биологическую природу человека, то есть то, что человек, в котором не заложено социальных навыков воспитания челове¬ческого общества, обладающий только биологическим началом, перестает быть полноценным человеком и даже не достигает уровня животных (например, у которых он воспитывался).

Большое значение для превращения биологического инди¬вида в социально-биологическую личность имеет практика, труд. Только занимаясь каким-либо определенным делом, при¬чем таким, которое отвечает склонностям и интересам самого человека и полезно для общества, человек может оценить свою социальную значимость, раскрыть все грани своей личности. 2. При характеристике человеческой личности следует уделить внимание такому понятию, как качества личности — врожденные или приобретенные привычки, образ мышления и поведения.

По качествам, их наличию, развитости различают людей. Через качества можно дать характеристику личности человека.

В значительной мере качества формируются под влиянием семьи и общества.

В философии выделяются позитивные моральные качества:

• гуманизм;

• человечность;

• честь;

• совесть;

• скромность;

• великодушие;

• справедливость;

• верность;

• иные качества.

И общественно осуждаемые — негативные:

• чванливость;

• цинизм;

• грубость;

• тунеядство;

157

• трусость;

• нигилизм;

• иные негативные черты.

К общественно полезным качествам относятся:

• воля;

• решительность;

• мудрость;

• умение;

• установки;

• убеждения;

• патриотизм.

Человек, как правило, совмещает в себе всё виды качеств; одни качества развиты больше, другие — меньше.

3. Характерной  чертой каждого человека, личности  является на¬личие потребностей  и интересов.

Потребности — это то, в чем человек чувствует необходимость.

Потребности могут быть:

• биологическими (естественными) - в сохранении жизни, питании, размножении и др.;

• духовными — стремление обогатить внутренний мир, приоб¬щиться к ценностям культуры;

• материальными - обеспечить достойный уровень жизни;

• социальными — реализовать профессиональные способно¬сти, получить должную оценку со стороны общества. Потребности — основа деятельности людей, стимул к совер¬шению тех или иных действий. Удовлетворение потребностей -важный компонент человеческого счастья.

Значительная доля потребностей (кроме биологических) формируется обществом и может быть реализована в обществе.

Каждому обществу соответствует определенный уровень по¬требностей и возможность их удовлетворить. Чем более развито общество, тем выше качество потребностей.

Интересы — конкретное выражение потребностей, заинтере¬сованность в чем-либо. Совместно с потребностями интересы — также двигатель прогресса.

Среди интересов выделяются:

• личные (индивидуальные);

• групповые;

• классовые (интересы социальных групп - рабочих, учителей, банкиров, номенклатуры);

• общественные (всего общества, например, в безопасности, правопорядке);

158

• государственные;

• интересы всего человечества (например, в недопущении ядер¬ной войны, экологической катастрофы и др.).

Также интересы могут быть:

• материальными и духовными;

• нормальными и ненормальными;

• долговременными и ближайшими;

• разрешенными и неразрешенными;

• общими и антагоническими.

У каждого человека, общества, государства есть не просто отдельные интересы или их сумма, а их система, иерархия (на¬пример, одни государства стремятся в первую очередь к внешней экспансии, другие, наоборот, сосредоточивают основное внима¬ние на собственных, внутренних проблемах. Различна иерархия интересов и у людей. Приоритетные потребности и интересы бан¬кира могут вовсе не быть приоритетными для крестьянина, писателя, работника творческой профессии. Потребности и интересы мужчин могут отличаться от потребностей и интересов женщин, а потребно¬сти и интересы детей и стариков также могут быть иными).

Наличие различной иерархии потребностей и интересов, их кон¬фликт, борьба являются внутренним двигателем развития обще¬ства. Однако различие интересов способствует прогрессу и не при¬водит к разрушительным последствиям только в том случае, если потребности и интересы не являются крайне антагонистическими, направленными на взаимоуничтожение (человека, группы, класса, государства и т. д.), и соотносятся с общими интересами. 4. Особым аспектом нормальной жизни человека (личности) в обществе является наличие социальных норм.

Социальные нормы — общепринятые в обществе правила, ре¬гулирующие поведение людей.

Социальные нормы имеют жизненно важное значение для общества:

• поддерживают порядок, равновесие в обществе;

• подавляют скрытые в человеке биологические инстинкты "окультуривают" человека;

• помогают человеку приобщиться к жизни общества, социали¬зироваться.

Видами социальных норм являются:

• нормы морали;

• нормы группы, коллектива;

• специальные (профессиональные) нормы;

• нормы права.

159

Нормы морали регулируют наиболее общие варианты пове¬дения людей. Они охватывают большой круг общественных от¬ношений, признаны всеми (или большинством); механизмом обеспечения выполнения требований моральных норм является сам человек (его совесть) и общество, которое может подверг¬нуть осуждению нарушителя норм морали.

Групповые нормы — особые нормы, регулирующие поведение членов узких коллективов (ими могут быть нормы дружеской компании, коллектива, нормы преступной группировки, нормы секты и т. д.).

Специальные (профессиональные) нормы регламентируют по¬ведение представителей тех или иных профессий (например, нормы поведения грузчиков, сезонных рабочих отличаются от норм поведения дипломатов, особые нормы поведения распро¬странены среди медработников, артистов, военных и т. д.).

Нормы права отличаются от всех иных социальных норм тем, что они:

• устанавливаются особыми уполномоченными государствен¬ными органами;

• имеют общеобязательный характер;

• формально-определенны (четко сформулированы в письмен¬ной форме);

• регулируют четко определенный круг общественных отно¬шений (а не общественные отношения вообще);

• подкреплены принудительной силой государства (возможно¬стью применения насилия, санкций со стороны специаль¬ных государственных органов в установленном законом по¬рядке по отношению к лицам, их преступившим).

5. Жизнь  человека и общества невозможна  без деятельности — цело¬стных, системных, последовательных, направленных  на определенный результат действий. Основным видом деятельности является труд.

В современном развитом обществе труд — одна из высших социальных ценностей. Труд при отчуждении человека от средств и результатов труда теряет свою мотивацию и социальную привлекательность, становится бременем для человека и отрица¬тельно влияет на личность. Наоборот, приносящий пользу человеку и обществу труд способствует развитию потенциала человека.

Труд сыграл исключительную роль в формировании и разви¬тии человеческого сознания, способности человека, в эволюции в целом.

Благодаря труду и его результатам человек выделился из ок¬ружающего животного мира, сумел создать высокоорганизован¬ное общество.

160

6. Человек, живущий в обществе, взаимодействуя  с другими индивидами, занимает  определенную жизненную позицию.

Жизненная позиция — отношение человека к окружающему миру, выражающееся в его мыслях и поступках. Выделяются две основные жизненные позиции:

• пассивная (конформистская), направленная на подчинение окружающему миру, следованию обстоятельствам.

• активная, направленная на преобразование окружающего мира, контроль над ситуацией;

В свою очередь, конформистская жизненная позиция бывает:

• авторитарно-конформистская (человек в своем поведении ориентируется на поведение и взгляды какого-то отдельного, очень влиятельного и авторитетного человека, как правило, руководителя коллектива);

• групповая-конформистская (отдельный человек, как и дру¬гие члены группы, жестко придерживается норм, принятых в группе);

• общественно-конформистская (отдельный индивид подчиня¬ется нормам общества и "плывет по течению"); данное пове¬дение особенно было свойственно гражданам тоталитарных государств.

Активная жизненная позиция также имеет свои грани:

• активное, самостоятельное поведение по отношению к дру¬гим индивидам, но подчинение лидеру группы;

• подчинение нормам общества, но стремление лидировать в группе, коллективе;

• игнорирование общественных норм и активное стремление "найти себя" вне общества — в банде преступников, среди хиппи, в других асоциальных группах;

• непринятие норм общества, но стремление самостоятельно и с помощью других изменить всю окружающую действитель¬ность (пример: революционеры — Ленин и другие).

7. Для нормального  вхождения человека в общество, для его адаптации, гармоничного  существования самого общества  необ¬ходимо воспитание личности.

Воспитание — это приобщение индивида к социальным нормам, духовной культуре, подготовка его к труду и будущей жизни.

Воспитание осуществляют, как правило, различные институты общества: семья, школа, группа сверстников, армия, трудовой коллектив, вуз, профессиональное сообщество, общество в целом. , В качестве воспитателя, примера для подражания может вы¬ступить отдельный человек: учитель в школе, авторитетный сверст-

161

ник, командир, начальник, представитель мира культуры, харизма¬тический политический деятель.

Огромную роль в воспитании личности со стороны современ¬ного общества имеют средства массовой информации, а также достижения духовной и материальной культуры (книги, выстав¬ки, технические устройства и т. д.).

Основные цели воспитания:

• подготовить человека к жизни в обществе (передать ему ма¬териальную, духовную культуру, опыт);

• развить общественно ценные качества личности;

• стереть или притупить, нейтрализовать осуждаемые в обще¬стве качества;

• научить человека взаимодействию с другими людьми;

• научить человека труду.

Вопрос 52. Общество

1. Общество - система деятельности и жизни  людей, объединен¬ных территорией  проживания, эпохой, традициями и  культурой.

Общество — объективная реальность, форма существования бытия, обладающая внутренней структурой, целостностью, за¬конами, направленностью развития.

2. Общественное  бытие имеет две стороны:

• объективную — то есть то, что существует независимо от сознания и воли людей (условия жизни, потребности людей, состояние материального производства и т. д.;

• субъективную — сознание и воля людей, их отношение к обществу, стремления, взгляды.

На судьбу, развитие общества влияют как объективные условия его существования, так и субъективные — воля и сознание людей.

Основными сферами жизни общества являются:

• экономическая;

• социальная;

• политическая;

• духовная.

3. Экономическая  сфера - базовая, определяющая в жизни  общества. Она включает в себя:

• производство;

• распределение;

• обмен;

• потребление материальных благ (содержание экономической сферы).

162

Экономическая сфера существует в следующих формах.

• экономическое пространство — то, в котором происходит хозяйственная жизнь;

• деятельность институтов управления экономикой;

• способ производства материальных благ.

Способ производства материальных благ имеет две составляющие:

• производительные силы;

• производственные отношения.

Производительные силы — люди с их знаниями, умениями, трудовыми навыками и средства производства.

Средства производства включают в себя все, с помощью чего осуществляется производство:

• орудия труда;

• сырье и материалы;

• здания, сооружения;

• транспорт и т. д.

Производственные отношения — отношения между людьми в процессе производства. К ним принадлежат:

• отношения собственности, особенно на средства производ¬ства. Это определяющий элемент производственных отно¬шений — поскольку тот, кто обладает средствами производ¬ства, на деле является хозяином экономики и диктует усло¬вия, в то время как все остальные, не являющиеся собствен¬никами средств производства, вынуждены предлагать свои трудовые услуги собственникам за заработную плату;

• отношения обмена деятельностью на базе разделения труда;

• отношения по поводу распределения произведенных матери¬альных благ.

Значение материального производства (экономической сфе¬ры жизни общества) в том, что оно:

• создает материальную базу существования общества;

• способствует решению проблем, стоящих перед обществом;

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"