Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 22:29, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".
Есть мнение, что это понятие, описывающее внутреннее отношение субъекта к другим субъектам или объектам и объясняющее поведение живых существ — излишне, так как поведение живых существ можно описать без его использования.[2]
+по пирамиде
12.проблема биоэтики. Осуществленное учеными клонирование животных ставит вопрос о допустимости и возможных последствиях клонирования человека. Реализация этой идеи, встречающей протест со стороны множества людей во всем мире, способна стать разрушительной для общества. Клонирование в еще большей степени, чем иные репродуктивные технологии, открывает возможность манипуляции с генетической составляющей личности и способствует ее дальнейшему обесцениванию. Человек не вправе претендовать на роль творца себе подобных существ или подбирать для них генетические прототипы, определяя их личностные характеристики по своему усмотрению. Замысел клонирования является несомненным вызовом самой природе человека, заложенному в нем образу Божию, неотъемлемой частью которого являются свобода и уникальность личности.
Священном Писании смерть представляется как разлучение души от тела. эвтаназия является формой убийства или самоубийства, в зависимости от того, принимает ли в ней участие пациент. В последнем случае к эвтаназии применимы соответствующие канонические правила, согласно которым намеренное самоубийство, как и оказание помощи в его совершении, расцениваются как тяжкий грех.эвтаназия-практика прекращения жизни человека,страающего неизличимыми заболеваниями,испытывающий невыносимые страдания,удовлетворение просьбы без мед показаний.
Есть три подхода к проблеме эвтаназии, и все они пока ведут в тупик.
1. Если смерть понимать традиционно, как прекращение всех функций человеческого организма, то об эвтаназии вообще нельзя вести речь.
2. Если смерть — это избавление от бессмысленных страданий при необратимых процессах умирания, то эвтаназия — это просто выбор между смертью и смертью, долгой или быстрой.
3. Если главным считать смерть мозга, то эвтаназии подлежат и будут подлежать все более многочисленные группы больных, а тем более умирающих. У этого аспекта есть еще довольно мрачные группы союзников в лице сторонников трансплантации внутренних органов.
Смерть — это закон или нарушение закона? С точки зрения природы — закон. С точки зрения человека — нет. Поэтому проблемы эвтаназии затрагивают еще и проблему смирения человека перед естественными процессами или небезосновательного бунта, граничащего с гордыней
13. философский смысл категории бытия.
Бытие — это философская категория, означающая реальность. Оно сводится к предметно-вещественному миру. Можно вычленить различные его формы:1) бытие вещей, процессов и состояний природы;2) бытие человека в мире природы;3) бытие духовного, идеального;4) индивидуализированное и внеиндивидуавизированное (объективированное) духовное бытие;5) социальное бытие (индивидуальное и бытие общества).
Философский смысл бытия проявляется и в противоречии конечного и бесконечного (всякое бесконечное состоит из конечных составляющих частей); в противоречии общего и отдельного, целого и части.Итак, бытие — общее понятие, самое общее, которое образовываете» путем отвлечения от различий между природой и духом, индиви дом и обществом. Мы ищем общее между всеми явлениями и процессами реальности и находим его. Результат этих поисков ~ бытие, то, что эти явления и процессы реально существуют.
Бытие́ — философское понятие, фиксирующее аспект существования сущего в отличие от его сущности. Если сущность определяется вопросом: «Что есть сущее?», то бытие вопросом: «Что значит, что сущее есть?». Предмет изучения онтологии. Противоположные понятия — небытие и ничто. Существенные философские проблемы — соотношение бытия и мышления, соотношение бытия и времени, соотношение бытия и небытия.
14.бытие в античной философии.
Парменид формулирует тезисы, ставшие одной из постоянных парадигм западноевропейского онтологического мышления: бытие есть вечное и неизменное единство; противостоящее ему подвижное многообразие является небытием; бытие есть полнота всех качеств, сливающихся в высшей определенности и утрачивающих частную определимость; одно и то же — мышление и бытие. Уже в самом своем историческом начале категория бытия воспринимается как спорный и парадоксальный конструкт. С одной стороны, она явилась естественным результатом попыток первых греческих философов найти универсальный принцип организации эмпирических явлений, который устанавливался бы мышлением, а не опытом. категория бытия критикуется софистами (Горгий) как пустое понятие, допускающее отождествление со своей противоположностью, с небытием, а также натурфилософами — как противоречащее обыденному и научному сознанию (апории Зенона). по Платону, — это совокупность умопостигаемых форм или сущностей — «идей» — отражением которых является многообразие вещественного мира. Платон проводит границу не только между бытием и становлением, но и между бытием и «безначальным началом» бытия, которое Платон называет также «благом» Аристотель отрицает бытие как высшее родовое понятие.
15. спор об универсалиях
Универсалии – это общие понятия. Спор об универсалиях заключался в противоречиях между патристикой (учение, выработанное отцами церкви, которое стало основополагающим для христианского религиозного мировоззрения) и схоластикой (систематическая философия, сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой синтез католического богословия и логики Аристотеля). В решении вопроса о природе универсалий философы разделились на 3 лагеря:
1. Реалисты - общие понятия (идеи) имеют реальное существование и предшествуют единичным вещам и предметам. Основные представители реализма – Ансельм Кентерберийский и Иоганн Скотт. Реализм - продолжение традиций Платона и его теории идей.
2. Номиналисты - отрицали онтологическое значение универсалий и утверждали, что общие понятия существуют только в мышлении, а не в действительности. Основные представители - Дунс Скотт, Оккам. Основатели номинализма, как самостоятельного течения, утверждали, что реально существуют только единичные вещи, а общие понятия лишь имена. Номинализм - продолжение традиций Аристотеля.
3. Концептуализм - умеренная позиция в споре об универсалиях. Отвергался крайний реализм и утверждалось, что в единичных предметах существует нечто общее, выражаемое понятием. Основные представители концептуализма - Фома Аквинский, Петр Абеляр.
16.бытие и материя
Плюралистические: мир многообразен.
Доалистические: бытие реальное и духовное.
Монистические: есть единое начало всего бытия
Сигернетика-теория организации открытых систем в кот есть истоки энергии, инфо
*бытие-субстанция,нечто самостоятельное ни в чем не нуждающееся, кроме себя,для своего существования,первооснова будущего.
*бытие-истина *бытие-таинство. Способы понимания бытия: потустороннее,вечное,
*бытие есть,небытия нет,т.к. бытие все ,что видим и все,чем можно мыслить. Думать ничто=>не думать! Говорить ничто=> не говорить! Думать=быть.
*бытие есть то,что не порождено и не уничтожимо.
*бытие не имеет прошедшего и будущего.
*бытие не порожденное, не изменное, равное себе, сферообразное и единое.
Зинон Элейский диалектика- искусство рождения истины. Апория-трудноразрешимая проблема с противоречиями опыта и их мыслями или теоретическим анализом.
Материя вечна,пассивна.(аристотель). Материя- вещество, обладающее рядом свойств : неорганическая, органическая, социальная. Атрибут материи- движение. Формы движения материй (движение способ существования материй): физическое, химическое, механическое, биологическое, социальное.
17.способы существования материи
Материя - объективная реальность, данная человеку в его ощущениях, которые копируются, отображаются нашими ощущениями и существуют независимо от них.
С точки зрения диалектики, материя есть объективная реальность. Она проявляется в бесчисленных свойствах: движение, пространство, время, отражение.Все предметы существуют вне зависимости от сознания, отображаясь в наших ощущениях.Вещи - конкретные формы проявления материи.
Движение - это способ существования материи. Существуют его разные формы: механическое, физическое, химическое, биологическое, социальное.
Пространство и время - всеобщие формы существования материи.Пространство - форма координации сосуществующих объектов, состояний материи.Время - форма координации сменяющихся объектов и их состояний.
18.понятие картины мира и ее виды
Картина мира — сложно структурированная целостность, включающая три главных компонента — мировоззрение, мировосприятие и мироощущение. Эти компоненты объединены в картине мира специфическим для данной эпохи, этноса или субкультуры образом.
Мировосприятие (то есть чувственно-образная часть) — это совокупность наглядных образов культуры, человека, его места в мире, взаимоотношений с миром и другими людьми и т. п.
Мировоззрение — концептуальная часть, представленная общими категориями пространства, времени, движения и т. п.
Мироощущение представляет собой особый склад мышления, систему своих категорий или особое соотношение понятий.
Таким образом, из картины мира вытекает всё остальное — и ценности, и иерархия научного познания, и допустимые способы человеческих действий.
Виды: языковая, научная, физическая, естественно научная, электромагнитная и др.
19.пространство и время. Время- форма существования материи.длительность бытия. Виды время: хронологическая, психологическая, экзистенциональная. Социальное время- форма общественного бытия, выражает длительный исторический процесс их смену в ходе человеческой деятельности. Вечность- бесконечность длительность время.
две точки зрения об отношении пространства и времени к материи. Первую из них можно условно назвать субстанциальной концепцией. В ней пространство и время трактовали как самостоятельные сущности, существующие наряду с материей и независимо от нее. Соответственно отношение между пространством, временем и материей представлялось как отношение между двумя видами самостоятельных субстанций. Это вело к выводу о независимости свойств пространства и времени от характера протекающих в них материальных процессов.
Вторую концепцию можно именовать реляционной (от слова relatio — отношение). Ее сторонники понимали пространство и время не как самостоятельные сущности, а как системы отношений, образуемых взаимодействующими материальными объектами. Вне этой системы взаимодействий пространство и время считались несуществующими. В этой концепции пространство и время выступали как общие формы координации материальных объектов и их состояний. Соответственно допускалась и зависимость свойств пространства и времени от характера взаимодействия материальных систем. Время-необратимое течение, внутри которго происходят все существующие в бытие процессы,явл факторами.
20.категории и законы диалектики
Категории философии Аристотель: сущность, качество,количество,время.
Категория-фундаментальное понятие, которое отражает существенное свойство и отражение явл действительности и познания.
Категория пространство- абстрактная фил категория, обозначающая конечную или бесконечную совокупность мест. *Концепции пространства: феноменалистическая (явл) субстанциальная, реляционная. Платон,парменид: пространство не обл собственным существованием. Мир-комплекс наших ощущений. Вещи кажутся протяженными и трехмерными,т.к. у нас опред устройство органов чувств и способности ума. Кант утверждал,что пространство и время априорные формы чувственности. *Потенциальная концепция (фил-атамисты) Демакрит вводит понятиие особого первоначала- пустота,т.к. она разделяет атомы. Эйнштейн-пространство и время тождественны. Виртуальность- вид не материального бытия объективных сущностей или субъективных образов. Противоположных материальному бытию дискретных вещей в пространстве и времени.
Закон отрицания-в любом процессе развития каждая последующая ступень является отрицанием предшествующей, либо отрицанием этого отрицания.этот закон выступает прежде всего как синтез,т.е. достижение нового качественного содержания за счет преодоления противоречивых сторон предмета. (почему свершится развитие)
Закон перехода количества в качество выражает взаимосвязь между количественными и качественными изменениями и говорит о том,что в процессе развития «количественные изменения на определенном этапе приводят к качественным,а новое количество порождает новые возможности и интервалы количественных изменений» качество-внутренняя определенность предмета,процесса или явления. Количество- пон:объем, велечину,число Единство кол и кач выражается «мерой» этот закон говорит о том,что в любом предмете как особом качестве происходит накопление количественных изменений, кот вскоре приведут к изменению качества,т.е. возникнет новый предмет.( как происходит развитие)
Закон единства борьбы противоположностей выражает сущность процесса развития. В любом предмете существуют противоречивые стороны. Постепенно за счет количественных накоплений различия между противоречивыми сторонами предмета усиливаются,достигают другой степени,начинают отрицать друг друга. Противоречия начинают выступать как противоположности => разделение единого предмета на противоположные стороны. (форма поступательного развития)
21. Философия сознания.
Философия сознания — философская дисциплина, предметом изучения которой является природа сознания, а также соотношение сознания и физической реальности (тела).
В XIX веке Артур Шопенгауэр назвал сознание «загвоздкой Вселенной», намекая на то, что тайна сознания остается самым темным местом во всем собрании человеческого знания. В XX веке философия сознания становится одним из самых популярных направлений исследований, ежегодно по этой теме выходит огромное количество литературы. Современный американский философ Ричард Рорти даже заявил, что по его мнению, философия сознания сегодня является единственной действительно полезной философской дисциплиной.
Проблематика философии сознания восходит к Античности. Платон и Аристотель являются предшественниками современных дуалистов, поскольку считали, что разум существует как отдельная от материи онтологическая реальность. У истоков традиции монизма стоит другой греческий философ, Парменид, утверждавший, что бытие и мышление едины. Сознание становится важнейшим объектом изучения философов в Новое время, в концепциях Декарта, Спинозы, Локка и Юма. Сегодня философия сознания развивается в основном в рамках аналитической философии.
Философия сознания имеет не только теоретическое значение.