Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2015 в 23:15, шпаргалка

Краткое описание

1.Философия и мировоззрение. Истоки философии. Философия и мифология.
2.Предмет основные проблемы и специфика философии.
3.Функции философии. Философия и религия. Философия и другие науки.
4. Платон об идеальном государстве.
5.Античная философия, ее периоды и направления. Милетская школа.
6.Философия Гераклита.

Вложенные файлы: 1 файл

filosofia.docx

— 144.35 Кб (Скачать файл)

Этика рассматривает нравственную жизнь, нравственное совершенствование человека, то есть то, что может сделать человека счастливым. Поэтому этику можно назвать философией счастья, так как именно человеческое счастье есть её главный предмет.

Антропология как раздел метафизики есть непосредственное основание этики. Не одна этическая норма, принцип, категория не существует независимо, самодостаточно, без опоры на антропологический фундамент. Все этические системы, как древние так и современные произрастают из конкретных представлений о человеке. Картина человека в той или другой философской конструкции производит из себя тот или иной этический идеал.

 Таким образом, этика есть раздел философии, изучающий нравственные принципы существования человека, то есть принципы духовной жизни.

Ценность – это положительная или отрицательная значимость объектов для человека, их достоинство. К ценностям также относится мир между людьми, жизнь человечества, представления о добре и зле, соц справедливости, свободе, равенстве, правах и обязанностях и т.д..

 

42. Особенности философии  экзистенциализма.

Экзистенциализм, или философия существования  – одно из ведущих философских течений XX века. Ведущие представители экзистенциализма: Мартин Хайдеггер, Карл Ясперс, Жан-Поль Сартр, Альбер Камю, Габриэль Марсель.

Некоторые из философов, которых историко-философская традиция относит к экзистенциализму, не были согласны с тем, что их причисляют к этому направлению.

Выделению общих особенностей экзистенциализма мешает даже одна из этих самых общих особенностей, а именно: экзистенциалисты критически относились к построению философских систем и к системному изложению философских идей.

Экзистенциальная философия – это не столько единая философская школа со своей дисциплиной, набором приёмов и методик, следованием определённой традиции, сколько выражение духа времени в специфической тональности. А время это – Европа после первой мировой войны.

Экзистенциальная философия – «философия кризиса» в той мере, в какой её вызвал именно кризис европейского человечества. Катастрофа первой мировой обнажила недостаточность европейской веры в прогресс, рациональность истории. Война показала хрупкость, неустойчивость, конечность человека.

Экзистенциальная философия стала мощным откликом на эту катастрофу в европейском сознании, хотя многие категории, в ней используемые, прежде всего категория экзистенции, стали осваиваться до этого.

Экзистенциализм характеризуется как философское выражение глубоких потрясений, постигших западноевропейскую цивилизацию, пережившую первую мировую войну, обманчивую стабилизацию 20-30-х годов, приход фашизма. Эта философия вызвала интерес прежде всего потому, что она обратилась к проблеме критических и кризисных ситуаций, в которые зачастую попадает человек в период жестоких исторических испытаний.

Экзистенциализм отталкивается от наиболее типичных форм радикального разочарования в истории, которые приводят к истолкованию современного общества как периода кризиса цивилизации, кризиса разума и кризиса гуманности. Но он протестует против капитуляции личности перед этим кризисом. Экзистенциалисты считают, что катастрофические события новейшей истории обнаружили неустойчивость не только индивидуального, но и всякого человеческого бытия. Индивиду, чтобы устоять в этом мире, необходимо, прежде всего, разобраться со своим собственным внутренним миром, оценить свои возможности и способности. На передний план была выдвинута проблема человека.

Экзистенциальная философия была поиском аутентичного, подлинного (т.е. того, что остаётся после всякой смены, следовательно, неизменного), попыткой выразить человеческую идентичность, описать, в чём она состоит. В этом стремлении экзистенциализм был достаточно традиционен. Концепции, пришедшие ему на смену, отвергли саму возможность существования единственно подлинного.

 

43. Э.Фромм о ситуации человека.

В одном индивиде представлен весь род человеческий. Он – единственный особенный образец человеческого рода. Он – это «он» и он – это «все»; он – индивид со своими особенностями и в этом смысле уникален; и в то же время он носитель всех характерных свойств человеческого рода. Его индивидуальная личность определяется особенностями человеческого существования, общими всем людям. Поэтому рассмотрение человеческой ситуации должно предшествовать рассмотрению личности.

Вся жизнь индивида — это не что иное, как процесс рождения самого себя, мы наверное, рождаемся окончательно к моменту смерти, хотя трагическая участь большинсва людей — умереть, не успев родиться.

Любовь – единство с кем то при условии сохренения отдаленности и целостности собственного я.

Любовь делает меня более независимым, так как делает меня счастливее и сильнее.

 

44. Проблема материи

Проблема бытия – важнейшая проблема философии. Антология – учение о бытии.

Важной категорией бытия является категория материи, которая соотносится с категорией сознания. Материя – фундаментальная философская категория. С позиции идеализма материя – это произвольное образование от духовной субстанции. Для субъективного идеализма материя – это постоянная возможность ощущения.

Существует три концепции материи: 1. Субстанциональная: материя определяется через вещи. На этой позиции были первые философы (Демокрит). Они понимали материю через вещество. 2. Атрибутивная: материя определялась через свойства, через первичные качества (масса, размеры) и через субъективные свойства, т.е. через вторичные качества (вкус, цвет). 3. Диалектико-материалистическая: материя определяется через отношение с сознанием.

 Материя – это философская категория для обозначения реальности, которая существует независимо от нашего сознания и которая копируется нашими органами чувств.

Основными свойствами материи являются: Объективность. Познаваемость. Структурность. Субстанциональность.

Субстрат (первоматерия) — в широком смысле, основа всего существующего. При этом субстрат часто отождествляют с материей и субстанцией. В более узком смысле, под субстратом понимают те простейшие структуры или образования, которые остаются устойчивыми, неизменными при любых преобразованиях вещи и обусловливают ее конкретные свойства.

Атомистика - учение о дискретном, прерывном строении материи (из атомов и др. микрочастиц). Атомы рассматриваются как последние, неделимые, предельно малые частицы, по существу как бесконечно малые. Современная атомистика считает материю нетолько дискретной но и непрерывной.

 

45. Проблема сознания

Сознание, одно из основных понятий философии, социологии и психологии, обозначающее способность идеального воспроизведения действительности, а также специфические механизмы и формы такого воспроизведения на разных его уровнях.

Бессознательное — сложный феномен, «свое другое» сознания (неосознанное, подсознательное, досознательное). Хотя человек, прежде всего существо сознательное, но бессознатель­ное занимает большое место в его духовной жизни. Например, далеко не все последствия наших поступков мы осознаем. Многие человеческие действия носят машинальный, автома­тизированный характер.

Разнообразие форм и проявлений бессознательного исключительно велико. Среди них называют сновидения, обмолвки, оговорки, утрату полноты ориентиров­ки во времени и пространстве, некоторые патологические явле­ния (бред, галлюцинации, иллюзии) и т.п.

Было бы неверно приравнивать бессознательное к животной психике. Однако понятие «психика человека» шире поня­тия «сознание». Низший уровень человеческой психики и есть бессознательное. Фактически все действия людей оказываются соединением сознательного и бессознательного.

1. Сознание - Специфический  способ ориентации человека в  окружающем мире. продукт общественного развития, 2. Сознание - результат развития материи , производно от материи и является атрибутом социальной формы материи –человек, 3. Сознание - субъективный образ объективного мира способ существования идеального состоящий в знании, 4. Сознание - продукт и творец культуры , имеет структуру и функции.

 

46. Изменение представлений  об обществе и государстве

В обыденной жизни понятие «общество» используется чрезвычайно широко. Поэтому возможны различные его толкования: 1) группа людей, которые создают организацию, основанную на общих для них интересах, 2) группа людей, формально не организованная, но имеющая общие интересы и ценности.

Общество – это совокупность людей и их взаимоотношений. В философской, как, впрочем, и в социально-гуманитарной литературе, а также в периодической печати и СМИ нередко различают так называемые «открытое общество» и «закрытое общество».

Современная философия рассматривает общество как совокупность различных частей и элементов, которые тесно связаны между собой, постоянно взаимодействуют, поэтому общество существует как отдельный целостный организм, как единая система.

Современная социальная философия выделяет четыре основных характеристики общества: самодеятельность, самоорганизация, саморазвитие, самодостаточность. Самодеятельность, самоорганизация и саморазвитие в той или иной мере присущи не только всему обществу в целом, но и отдельным элементам. Но самодостаточным может быть только общество в целом. Ни одна из систем, в него входящих, самодостаточной не является. Только совокупность всех видов деятельности, все вместе взятые социальные группы, институты (семья, образование, экономика, политика и т.п.) создают общество в целом как самодостаточную систему.

Государство является основным институтом экономической и политической системы, который организует, направляет и контролирует совместную деятельность людей и их отношения между собой.

Философов, пожалуй, более чем кого-либо, занимал вопрос о происхождении государства. Материалистическая философия видит в государстве "надстройку" над материально-экономической сферой. Поэтому возникновение государства связывается с экономическими процессами, возникновением частной собственности, классовой дифференциацией общества (разделением общества на классы). Философы идеалистического направления дают более разнообразные варианты ответов на вопрос о том, каковы причины возникновения государства - от божественного промысла до общественного договора.

 

 

 

47. Проблема бытия

Проблема бытия – важнейшая проблема философии. Антология – учение о бытии. Философия с глубокой древности билась над этой проблемой. Впервые категория бытия появилась у элиатов. При осмыслении проблем реальности люди фиксируют две части: я и не я. Мир выступает как нечто, состоящее из двух частей– я и не я – все это бытие. Категория бытия противостоит категории небытия. У элиатов бытие определяется как мышление. Бытие отождествляется иногда с сознанием. В экзестенционазизме философия отождествляется с полной свободой.

       Существует несколько подходов к трактовке бытия и небытия:

1. Небытия нет, есть только  бытие. Небытие – разновидность  бытия (Зенон). 2. Существует и бытие, и небытие (представители этого  подхода – атомисты). По Платону  бытие – мир идей, небытие –  это чувстсвенный мир. Для Героклита, бытие и небытие – это две категории, перетекающие друг в друга. 3. Есть только небытие (Чанышев).

Платон под истинным бытием имел в виду «царчство чистых мыслей и красоты» как нечто умопостигаемое в отличии от мира чувственных вещей. По Аристотелю, бытие-это живая субстанция, характеризуется следующими принципами: каждая вещь есть самостоятельный факт, на который мы обращаем свое внимание(принцип материальности); каждый объект обладает структурой, части которой соотнесены друг с другом (концепция активной формы); она указывает на свое происхождение (принцип причинности); она имеет свое определенное назначение (принцип цели)В средние века оформилось так называемое онтологическое доказательство бытия Бога, состоящее в выводе Абсолютного Бытия из понятия бытия, а именно: то, больше чего нельзя помыслить, не может существовать только в уме. В эпоху Возрождения, особенно, в Новое время происходит разделение философии и естественной науки. В связи с этим характерна «объективизация» понятия бытия и одновременно развитие субъективистских концепций. Бытие осмысливается как нечто телесное, вещественное, как объективная реальность противостоящая человеку и его разуму. Декарт: «я мыслю следовательно существую» это значит, что бытие субъекта постигаемо только в акте самосознания.

 

48. "Гносеология"

Гносеология – учение о познаваемости мира, рассматривает проблемы человеческого познания, возможности и границы чел-го познания, пути и средства достижения истинных знаний, значение познания в жизни человека.

Познание - процесс приобретения знания; деятельность, целью которой я-я идеальное восприятие действительности. Результатом познание является знание.

Центральной проблемой познавательного отношения человека к миру является проблема познаваемости мира. Следует отметить, что решение этой проблемы, начиная с древних времен, порождало серьезные трудности, связанные как с реальными сложностями процесса познания, проявляющимися в неполноте знаний и наличии больших массивов непознанного, так и с особенностями развития науки и самой философии в известные периоды. Эти трудности связаны, с тем, что наши органы чувств сходно реагируют на различные раздражители. Именно на почве подобных трудностей еще в древности родился скептицизм, сторонники которого выражают сомнение в возможности получения достоверных знаний, а в Новое время, сформировался агностицизм Юма и Канта. И хотя агностицизм имеет основания в сложностях самого познавательного процесса, однако согласиться с его пессимистическими выводами о познавательных потенциях человека было бы ошибкой. В противовес агностицизму диалектико-материалистическая философия проблему познаваемости мира решает положительно. Это решение базируется на том, что наши ощущения, представления, понятия, будучи в конечном счете продуктами развития природы и общества, должны соответствовать им, адекватно отражать природные и социальные объекты. Наконец, самое главное, решающее подтверждение познаваемость мира находит в предметной практической деятельности. Именно в практике, в эксперименте, в индустрии, опредмечивая, материализуя свои знания и тем самым своеобразно сопоставляя их с объектами, доказывает человек мощь, его способность познавать мир.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"