Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 12:21, шпаргалка
1.Понятие Мировоззрения
Мировоззрение — это целостность представлений человека о себе, о мире, о своих взаимоотношениях с миром, о своем месте в мире и жизненном предназначении.
Мировоззрение является формой общечеловеческого самоопределения:-мировоззрение дает человеку не просто законы, знание реальности, но и знания с собственной оценкой и отношением;-Предмет мировоззрения — отношения человека и мира.
46.Общество как система. Основные сферы общества и их взаимосвязь.Система – совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство. Чел. о-во - это высшая ступень развития живых систем, главные эл-ты кот. люди, формы их совместн.деят-сти, прежде всего труд, продукты труда, разл. формы собственности и вековая борьба за нее, политика и гос-во, совокупность разл. институтов, утонченная сфера духа. Жизн. основа потока обществ. жизни - труд. Объединение людей в целостную систему происходит независ. от их воли: естеств. Факт рождения с неизб. включает ч-ка в обществ. жизнь. Законы развития о-ва – это объективн., существ., необход., повторяющиеся связи явлений общ. жизни, хар- щие основную направленность соц. развития от низшего к высшему. Развитие общества: с увеличением матер. и дух. благ возрастают и потребности ч-ка. Специфика обществ. законов: 1) возникли вместе с возникновением о-ва и сл. невечны; 2) законы природы происходят, а законы развития о-ва делаются и проявляются в совокупной сознательной деятельности людей; 3) носят более сложный характер; 4) так же как и в природе в обществе закономерное (общее) действует через единичное, индивидуальное, случайное, в органическом единстве с ним. На каждом этапе развития действуют и общие законы, характеризующие устойчивое в истории, и специфические, проявляющиеся только в ограниченном историческом времени или пространстве. Общество характеризуется: 1) общностью территории проживания; 2) целостностью и устойчивостью (коллективное единство); 3) самовоспроизводство, самообеспечение, саморегулируемость; 4) выработка системы норм и ценностей, лежащих в основе соц связей, определенным уровнем развития культуры. Свойства общества: самодеятельность, самоорганизация, саморазвитие, самодостаточность. В своих действиях люди исходят из своих потребностей, мотивов; это значит, что они действуют сознательно. Многообразие наук об обществе: Этнография, Юририспруденция, Языкознание, Педагогика, Литературоведение, Экономика. Структура общества. Социальные образования и исторические формы их эволюции. Каждому исторически определенному способу производства соответствует свой специфический тип соц. сферы общества: наличие определенных классов и соц. групп (род, племя, народность, нация, семья). Определяющим элементом социальной сферы в любом классовом обществе являются классы. В.И.Ленин: классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли общественной организации труда. В каждом обществе наряду с классами существуют также соц. группы, которые по своему отношению к собственности не входят в состав того или иного класса, а образуют социальные слои, сословия, касты и т.д. Соц. структура современного общества также помимо основных классов включает и определенные соц. группы, куда относятся в основном интеллигенция и служащие. Границы между классами и другими соц. группами общества всегда относительны и подвижны.
|
47. Духовная жизнь общества Целостное представление
о жизни общества дает рассмотрение
только 3 сферы общественной жизни:
Социальная, Экономическая и Политическая.
Духовная жизнь общества - это сфера
общественной жизни, которая в совокупности
с вышеуказанными сферами, определяет
специфику общества во всей его целостности.
Истоки духовной жизни общества коренятся
в двойственной природе общества.
Человек - не просто биологическое, но
и социальное существо. Таковым
его делает сознание - способность
к активному отражению 1. Его материальное происхождение. 2. Его предназначение,
поскольку основная функция 1. Духовные потребности
человека, в отличие от других
не заданы биологически. Потребность
в освоении науки, культуры
сама по себе не возникает.
Она формируется и развивается
социальным окружением 2. Особенности духовных
потребностей заключаются в 3. Конечным продуктом ДП
являются идеальные 4. Материальные и духовные
богатства принципиально 5. Духовная деятельность самоценна . 6. В МП ценится не созидатель, а обладатель. В ДП наоборот. 7. В сфере МП большинству
членов общества навязывается
сам труд, продукты этого труда
изымаются. В ДП все ДП формируется при участии людей, профессионально занимающихся умственным трудом. Рез-том ДП являются идеи, теории, образы, дух ценности, дух связи индивидов, и наконец, сам человек Общественное бытиеàßобщественн Общественное бытие определяет общественное сознание, но общественное сознание обладает определенной самостоятельностью в том плане, что общественной сознание может обратно воздействовать на общественное бытие.
|
48. Движущие силы и субъекты исторического процесса. Движущей силой исторического процесса является деятельность всех его "участников": это и социальные общности, и их организации, и индивиды, и выдающиеся личности. Через и на основе их совокупной деятельности осуществляется и развертывается история. Понятие "субъект исторического процесса" не тождественно предыдущему. До уровня субъекта поднимаются только те (индивиды и общества) и только тогда, кто и когда осознает свое место в обществе, руководствуется общественно-значимыми целями и участвует в борьбе за их осуществление. Формирование такого субъекта есть результат истории. В прямом, непосредственном смысле слова субъектом является личность, действующая сознательно и ответственная за свои действия. Группа может быть субъектом (социальным субъектом), если у нее имеются общие интересы, цели действия, т.е. если она представляет некую целостность.
Основными социальными
субъектами исторического
Хотя каждый, именно
каждый член общества |
49 Проблема периодизации
исторического процесса в Формационный
подход. Согласно этому подх.Всемир.
Историч. процесс представляeтcя как процесс
последовательной смены общ.-экономич.
формаций, pазлич. между собой, прежде всего,
по способу производства и соответствующей
ему соц. –классовой структуре. История
человечества опpeд. как движение от 1-го
бесклассового общ-ва - первобытнообщинного
строя, через классовыe -рабовладение,
феодализм, капитализм - к новому бесклассовому
- коммунизму. Миp-системный подход Валлерстайн
– стратегия Деят-ти и познания, моделирующая
совр. историю 1) как систему в/д между различн.
Соц.сyбъeктами, 2) представ. Чел. сообщество
как историч. меняющуюся систему, 3) как
систему связей, становящихся в процессе
оформления совр. Соц. мира. В широком смысле
Мир-с. п. - это совокуп. Историч.,экономич.,соц.
-фил., глобалистских. Мироцелостных исследований
и пpaктик, ориентированных на npoблeматику
cтaновления совр.соц.мира как системы,
объединиющей чел. сообщество. Волновая
концепция –Выдел. 3 основн. стадии (волны)
развития чел-ва - аграрная, индуcтриальная,
постиндустриальная. Идею наиболее подробно
изложил Тоффлер В книге «Tpeтья волна».
Доиндустриальное- пpeoблад с/х. сословная
структура общ-ва, ручной труд, сосредот.
власти в руках церкви,армии,зем. собственников.
Это наиб. Продолжительный из трёх стадий.
В доиндустриальном общecтве основным
производителем является не человек, а
природа. Индyстриальное общество.В нем
все силы направлены на промышл. Производство,чтoбы
произвести необход. обществу товары.
- крупное машинноe npоизводств,урбанизацией, В дальнейшем понятие цивилизация пpиобрело различные значения, возникло множество теорий цивилизации. В эпоху Просвещения под цивилиз. стали пони мать ВЫСОКО развитое обшество, имеющее письменность и гopoдa. На ceгoдня существует около 200 опpeделений этого понятия. Цивилиз.- это совокуп. материал. и дух. достижений общ -ва. Сущ. Различ.тeoрии цивилизации .Теории cтaдиального рaзвития цивил. (К Ясперс, Сорокин, У. Ростоу, о. Тофлер и др.) рассматp.цивилиз. как единый процесс пpoгpecсив. развития чел-ва, в кот. Выдел. Опред. Этапы (стадии).Теории локальных цивилиз. ( Данилевский. А Тойнби) Исходят из того, что сущее. отдeльныe цивил. большие историч. о6щности. кот. занимают опред. тepриторию и имеют свои особенности соц.-экономич-. политич. и культypного развития. Тoйнби считал, что история - нелинейный процесс. Это процесс зарождении. жизни и гибели не связанных друг с другом цивил. В различ.уголках. Земли- Обе теории - стадиальная и локальная - дают возможность пo-разному увидеть историю. В стадиальной теории на первый план выходит общее - единые для всего человечества законы развития. В теории локальных цивилизаций- индивидуальное разнообразие историческогo пpoцесса.В целом, цивилизационный подход преставляет чeлoвека ведущим творцом истории, большое внимание уделяет духовным факторам развития общества, уникальности истории отдельных обществ, cтpaн и народов. |
50 .Современные
глобальные проблемы и
К глобальным проблемам
человечества относятся Безусловно, устойчивого перечня глобальных проблем не существует, тем не менее к наиболее актуальным из них относятся следующие: угроза мировой термоядерной войны, предотвращение которой предполагает установление и поддержание безъядерного мира; экономическая отсталость
отдельных стран мирового угроза истощения как
воспроизводимых, так и не экологический кризис,
порождаемый сверхактивным угроза перенаселения
планеты, осложняющего негативные последствия
научно-технического прогресса; деморализация и Одна из наиболее типичных
классификаций глобальных проблем
человечества, выражающих суть общего
кризиса техногенной общечеловеческие проблемы (например, предотвращение гонки вооружений); проблемы отношений человека с природой (например, изучение и освоение космоса); проблемы взаимоотношений общества л человека (например, ликвидация наиболее опасных заболеваний). По мнению многих обществоведов, какую бы отдельную проблему из системы глобальных мы не взяли, она не может быть решена без предварительного преодоления стихийности в развитии земной цивилизации, без перехода к согласованным и планомерным действиям в мировом масштабе. Только такие действия, как подчеркивается в футурологической литературе последних десятилетий, могут и должны спасти общество, а также его природную среду. В сложившихся к началу XXI века условиях человечество уже не может функционировать стихийно без риска катастрофы для каждой из стран. Единственный выход — в переходе от саморегулирующейся к управляемой эволюции мирового сообщества и его природной среды. В настоящее время для достижения этой цели человечество располагает необходимыми экономическими и финансовыми ресурсами, научно-техническими возможностями и интеллектуальным потенциалом. Но для воплощения этой возможности необходимы новое политическое мышление, добрая воля и международное сотрудничество на основе приоритета общечеловеческих интересов и ценностей. Успешно бороться за решение глобальных проблем можно и нужно уже сейчас на основе конструктивного и взаимоприемлевого сотрудничества всех стран и народов, невзирая на различия социальных систем, к которым они принадлежат. |