Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 13:41, шпаргалка
Краткое описание
1. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ Философия (от греч. phileo — люблю, sophia — мудрость) — любовь к мудрости. Философия — это наука о всеобщем, она — свободная и универсальная область человеческого знания, постоянный поиск нового.
61. ПРИРОДА
ПОЗНАНИЯ И ПОНИМАНИЕ ИСТИНЫ В ПРАГМАТИЗМЕ
Прагматизм — философское воззрение,
видящее наиболее яркое выражение человеческой
сущности в действии и ставящее ценность
или отсутствие ценности мышления в зависимость
от того, является ли оно действием, служит
ли оно действию, жизненной практике.
Чарлз Сандерс Пирс (1839–1914) — американский философ,
логик, математик и естествоиспытатель,
стал родоначальником прагматизма.
Философские воззрения Пирса
сочетают в себе две противоположные тенденции:
— позитивистскую (эмпирическую);
— объективно-идеалистическую.
Пирс отрицал врожденные идеи
и интуитивное познание. Философ утверждал,
что исходным пунктом познания выступает
«видимость».
Согласно Пирсу, понятие об объекте
можно достигнуть лишь путем рассмотрения
всех практических следствий, которые
вытекают из действий с этим объектом.
Любое знание об объекте всегда является
незавершенным и опровержимым, гипотетичным.
Такое положение относится не только к
обыденному знанию и знанию естественно-научному,
но и к математическим и логическим суждениям,
всеобщность которых может быть опровергнута
контрпримерами.
Уильям Джемс (1862–1910) — американский философ
и психолог, один из ярчайших представителей
прагматизма.
В теории познания Джемс признает
исключительную значимость опыта. В своих
работах он, отвергая значимость абстрактных,
абсолютных начал, исследует конкретное:
— факты;
— действия;
— поведенческие акты.
Противопоставляя рационалистический
и эмпирический методы, он создал учение,
названное радикальным эмпиризмом.
Согласно Джемсу, истинность
знания определяется его полезностью
для успеха наших поведенческих актов,
поступков. Джемс превратил успех не только
в единственный критерий истинности идей,
но и в само содержание понятия истины:
у мыслителя истина открывает смысл нравственной
добродетели, а не полноту смысловой информации
об объекте познания.
Прагматисты, не исключая Джемса,
обвиняли всю прежнюю философию в отрыве
от жизни, абстрактности и созерцательности.
Философия, по мнению Джемса, должна способствовать
не осмыслению первых начал бытия, а созданию
общего метода решения проблем, встающих
перед людьми в различных жизненных ситуациях,
в потоке постоянно меняющихся событий.
По словам Джемса, мы действительно
имеем дело с тем, что переживается в нашем
опыте, что и составляет «поток сознания»:
опыт никогда не дан нам изначально как
нечто определенное.
Любые объекты познания формируются
нашими познавательными усилиями в ходе
решения жизненных задач. Цель мышления
— это выбор средств, которые необходимы
для достижения успеха.
Джон Дьюи (1859–1952) — американский
философ, один из интереснейших представителей
прагматизма. Фундаментальным понятием
философии этого мыслителя является опыт,
под которым имеются в виду все формы проявления
человеческой жизни.
Согласно Дьюи, познание — это
инструмент приспособления человека к
окружающей среде, как природной, так и
социальной. А мерило истинности теории
— ее практическая целесообразность в
данной жизненной ситуации. Практическая
целесообразность является критерием
не только истинности, но и моральности.
62. ИСТИНА
И МЕТОД: ОТ РАЗУМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУЮЩЕГО
К РАЗУМУ ИНТЕРПРЕТИРУЮЩЕМУ
Метод — в философии и науке,
а также в практической деятельности обозначение
планомерного способа достижения определенной
цели, определенный способ и образ действия.
Познание своей целью считает
получение полного, исчерпывающего знания
о каком-либо предмете или явлении. Такое
знание в философии называется истиной.
Истина — это отражение в сознании
человека всех признаков, свойств, отношений
и связей какого-либо предмета, явления,
состояния.
Философия с точки зрения теории
познания делит истину:
— на абсолютную;
— относительную.
Абсолютная истина является
предельной целью, идеалом человеческих
стремлений в познании. Абсолютная истина
— это содержание знания, не опровергаемое
последующим развитием науки, а обогащаемое
и постоянно подтверждающееся жизнью.
Относительная истина является
основной в социальной действительности,
ей люди пользуются в повседневной деятельности
и в теоретических исследованиях. Относительная
истина постоянно расширяется, делается
более полной, более глубокой, стремится
стать абсолютной.
Правда и истина являются целью
науки, целью искусства, идеалом нравственных
побуждений.
Истина — это адекватная информация
об объекте, которую получают посредством
его чувственного или интеллектуального
постижения либо сообщения о нем и характеризуют
с точки зрения ее достоверности. Истина
является не объективной, а субъективной,
духовной реальностью в ее информационном
и ценностном аспектах.
Истина — это свойство знания,
а не самого объекта познания.
Истина — это не только совпадение
знания с предметом, но и предмета с познанием.
Понимание истины с такой точки
зрения открывает более тонкие и адекватные
ее связи с красотой и добром и превращает
их единство во внутреннее дифференцированное
тождество.
Знание — это отражение, существующее
в виде чувственного или понятийного образа
— вплоть до теории как целостной системы.
Истина бывает и в виде отдельного утверждения,
и в цепи утверждений, и как научная система.
Истину часто называют адекватным
отражением объекта познающим субъектом,
воспроизводящее реальность такой, какая
она есть сама по себе, вне и независимо
от сознания. Это является объективным
содержанием чувственного, эмпирического
опыта, а также понятий, суждений, теорий,
учений и, наконец, всей целостной картины
мира в динамике ее развития.
Утверждение, что истина является
адекватным отражением реальности в динамике
ее развития, придает ей особую ценность,
которая связана с прогностическим измерением.
Истинные знания помогают людям разумно
организовывать свои практические действия
в настоящем и предвидеть грядущее. Если
бы познание не являлось с самого своего
возникновения более или менее истинным
отражением действительности, то человек
мог бы не только разумно преобразовывать
окружающий мир, но и приспособиться к
нему.
Истина — это характеристика
меры адекватности знания, постижения
сути объекта субъектом.
Конкретность истины — это свойство,
которое основано на знании реальных связей,
взаимодействия всех сторон объекта, главных,
существенных свойств, тенденции его развития.
63. ГАРМОНИЯ
ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ В ДРЕВНЕВОСТОЧНОЙ
ФИЛОСОФИИ
Древневосточная философия
имела патриархальный и консервативный
характер. На первом месте в ней находились
социально-политическая и морально-этическая
проблематика.
Философия Древнего Востока
имела мифологические корни, в ней одушевлялись
земля и небо, вся природа как средство
существования человека.
Древневосточные мыслители
предполагали, что миром правит некий
всеобщий естественный закон, который
проявляется во всех вещах и поступках
людей.
Большое место в древневосточной
философии занимала идея противоречивости
мира, вечной борьбы в нем: света и тьмы;
тепла и холода; добра и зла.
Мыслителями выдвигалось представление
о пяти первоэлементах мира: металл; дерево;
земля; вода; огонь.
Основной идеей древневосточной
философии было единство трех реальностей
— неба, земли, человека. По
мнению философов той эпохи, человек должен
ясно представлять себе свое место в мире,
соединять, сливать свои и природные силы.
Древнеиндийская философия
человека исследуется в основном по памятнику
древнеиндийской литературы — Ведам,
в которых представлено одновременно
мифологическое, религиозное и философское
мировоззрение.
В древнеиндийской философии
много таких вопросов, как:
— откуда мы произошли?
— где мы живем?
— куда мы движемся?
Человек в философии Древней
Индии представляется как часть мировой
души. В учении о переселении душ граница
между богами и живыми существами (растениями,
животными, человеком) оказывается проходимой
и подвижной. Но только человек стремится
к свободе, к избавлению от страстей и
пут эмпирического бытия с его законом
сансары — кармы.
Философия Древнего Китая представила
также самобытное учение о человеке. Одним
из наиболее ярких ее представителей является Конфуций, в литературе
часто именуемый Кун-цзы — учитель Кун.
Начальной для него считается концепция
«неба», означающая не только часть природы,
но и высшую духовную силу, которая определяет
развитие мира и человека. Но центральной
частью его философии является не небо,
не природный мир вообще, а человек, его
земная жизнь и существование, т. е. она
носит антропоцентристский характер.
Вместе с учением Конфуция и
его последователей в древнекитайской
философии можно отметить и другое направление
— даосизм. Родоначальником этого направления
считается Лао-цзы.
Главной идеей даосизма является
учение о дао (путь, дорога) — это невидимый,
вездесущий, естественный и спонтанный
закон природы, общества, поведения и мышления
отдельного человека.
Человек обязан следовать в
своей жизни принципу дао, т. е. его поведение
должно согласовываться с природой человека
и Вселенной. Если соблюдать принцип дао,
то возможно бездействие, недеяние, которое
приведет тем не менее к полной свободе,
счастью и процветанию.
Древневосточная философия
человека:
— ориентирует личность на крайне
почтительное и гуманное отношение как
к социальному, так и к природному миру;
— ориентирует личность на совершенствование
своего внутреннего мира;
— ориентирует личность на улучшение
общественной жизни, порядков, нравов,
управления и т. д.;
— связывается прежде всего
с изменением индивида и приспособлением
его к обществу, а не с изменением внешнего
мира и обстоятельств.
64. ФИЛОСОФСКОЕ
ПОНИМАНИЕ ПРИРОДЫ
Человеческое общество — это
часть природы. В организме любого человека
протекают природные химические, биологические
и другие процессы.
Обычно происходящие в обществе
природные процессы имеют социальную
форму, а природные, прежде всего биологические,
закономерности выступают как биосоциальные,
которые выражают взаимные влияния биологического
и социального начал в развитии общества.
Роль природы в жизни общества
всегда была большой, потому что она выступает
в качестве естественной основы его существования
и развития. Почти все свои потребности
человек удовлетворяет за счет природы,
прежде всего внешней природной среды.
Развитие каждого общества,
всего человечества включено в процесс
развития природы, в постоянное взаимодействие
с ней, в конечном счете — в существование
Вселенной.
Природа является объектом внимания
философов и философского осмысления
на протяжении всей истории философии.
Философские вопросы по отношению
к природе:
— взаимодействие природных
(материальных) и духовных начал в развитии
человека и общества;
— отношение природы и человеческой
культуры;
— как изменяется характер взаимодействия
общества и природы на разных этапах исторического
развития человека;
— каков характер взаимодействия
общества и природы в современную эпоху.
Органическая связь с природой
является фундаментальной закономерностью
развития общества. Ее можно увидеть не
только в области удовлетворения потребностей
людей, но и в функционировании общественного
производства, в конечном счете — в развитии
всей материальной и духовной культуры.
И понятно, что вне взаимодействия с природой
общество существовать и развиваться
не может.
Наличие у человека не только
природных, но и социальных свойств, прежде
всего способности мыслить и осуществлять
сознательную трудовую и иную деятельность,
качественно отличает его от других природных
существ и заставляет воспринимать его
и общество в целом как специфическую
часть природы.
Природа является естественной
средой и предпосылкой существования
и развития общества. Кес-тественной среде
относятся земной ландшафт: горы; равнины;
поля; леса; реки; озера; моря; океаны и
т. д.
Земной ландшафт составляет
так называемую географическую среду
жизни людей. Однако естественная среда
не ограничивается этим, в нее входят также:
— недра земли;
— атмосфера;
— космос.
Конечно, природа, не исключая
и географическую среду, оказывает то
или иное влияние на экономическое, политическое
и духовное развитие общества. Но более
сильное влияние на них оказывает практическая
деятельность человека, которая направляется
его потребностями, интересами, целями
и идеалами.
За последнее столетие сильно
повысилась степень воздействия общества
на природу в связи с бурным развитием
науки и техники. Среда обитания людей
в самом широком понимании становится
средой активного воздействия разума
— ноосферой. Вследствие чего биосфера
как сфера живой природы, которая включает
в себя и человеческое общество, под его
воздействием превращается в ноосферу,
пределы которой многократно расширяются
и определяются каждый раз пределами проникновения
в природу человеческого разума.
65. ПРОТИВОРЕЧИЯ
МЕЖДУ ПРИРОДОЙ И ЧЕЛОВЕКОМ В НАШИ ДНИ
Огромное значение в современную
эпоху приобретает решение проблем экологии.
Термин «экология» произошел от греческих
okos (дом, жилище) и logos (наука). Экология
является наукой о взаимоотношениях общества
и природы.
Взаимоотношения общества и
природы имеют сложный и противоречивый
характер.
Диалектико-противоречивая
взаимозависимость общества и природы
заключается в том, что, постепенно увеличивая
власть над природой, общество в то же
время попадает во все большую зависимость
от нее как источника удовлетворения потребностей
человека и самого производства. Имеется
в виду прежде всего материальное обеспечение
развития общества и его культуры.
Проблема взаимоотношения общества
и природы — это глобальная, всечеловеческая
экологическая проблема. Она давно вышла
на первый план и особенно обострилась
во второй половине прошлого века, когда
масштабы и характер воздействия людей
на природу приобрели угрожающий характер
для их существования.
Сущность современной экологической
проблемы — это глобальное изменение
природной среды существования человечества,
быстрое уменьшение ее ресурсов, ослабление
восстановительных процессов в природе,
что ставит под вопрос будущее человеческого
общества.