Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 13:41, шпаргалка
Краткое описание
1. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ Философия (от греч. phileo — люблю, sophia — мудрость) — любовь к мудрости. Философия — это наука о всеобщем, она — свободная и универсальная область человеческого знания, постоянный поиск нового.
Владимир Сергеевич
Соловьев (1853–1900) — русский философ-идеалист,
поэт, публицист, литературный критик.
Он стал основоположником русской христианской
философии как самобытного целостного
сознания.
Главной идеей Соловьева является
идея «всееди-ного сущего». Предельно
высшее единство сущего, согласно Соловьеву, —
это Бог. Абсолютная глубина и полнота
сущего предполагает принцип абсолютной
личности, энергийно-волевой, всеблагой,
любящей и милостивой, но наказующей за
грехи. Только Бог олицетворяет положительное
всеединство сущего. Все неизмеримое многообразие
сущего скреплено божественным единством.
Все материальное одухотворено божественным
началом, выступая в качестве мирового
сознания, т. е. смыслонаполненностью вещей
и событий, что связано с идеей творческого
мастерства.
44. ПОЗНАНИЕ
КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА
Познанием называется усвоение
чувственного содержания испытываемого,
переживаемого, положения вещей, состояний,
процессов с целью нахождения истины.
С точки зрения философии познание
бывает: чувственное; рациональное; житейское;
научное; интуитивное; художественное
и др.
Человечество во все времена
стремилось к приобретению новых знаний.
Овладение тайнами бытия является выражением
высших устремлений творческой активности
разума, который составляет гордость человека
и человечества. Знание образует сложную
систему, выступающую в виде социальной
памяти, богатства ее передаются от поколения
к поколению, от народа к народу с помощью
механизма социальной наследственности,
культуры.
Теория познания — специальное исследование
познания, которое делится:
— на критику познания, отталкивающуюся
от существовавшего до сих пор типа познания,
в котором она критически отказывает наличному
знанию;
— на теорию познания в узком
смысле, предметом которой является этот
тип познания. Проблемы, которые изучает
теория познания:
— природа познания;
— возможности и границы познания;
— отношение знания и реальности;
— соотношение субъекта и объекта
познания;
— предпосылки познавательного
процесса;
— условия достоверности знания;
— критерии истинности знания;
— формы и уровни познания и
др.
Теория познания с самого начала
развивается во взаимодействии с наукой:
— одни ученые изучают объективную
реальность, а другие — саму реальность
исследования: это жизненно необходимое
разделение духовного производства;
— одни находят знания, а другие
— знания о знании, которые важны и для
самой науки, и для практики, и для выработки
целостного мировоззрения. Теория познания также
называетсягносеологией, или эпистемологией. Эти термины
происходят из греческого языка:
В русском языке термин «познание»
имеет два основных значения:
— знание как данность, добытый
факт;
— процесс узнавания, добычи
знания в первом смысле. Основной задачей
гносеологии является исследование природы
«готового» знания, а не методов его получения.
Поскольку истина является объективной
стороной знания, которая состоит в отношении
с субъективной его стороной, постольку
гносеология в своем развитии определяет
предмет психологии знания.
Теория познания должна:
— обосновывать всякое знание,
в том числе естественно-научное и философское;
— объяснять саму возможность
такого знания, его сущность, содержание
понятия истины, ее критерии. Теория познания:
— исследует природу человеческого
познания;
— исследует формы и закономерности
перехода от поверхностного представления
о вещах (мнения) к постижению их сущности
(истинного знания);
— рассматривает вопрос о путях
достижения истины, о ее критериях;
— исследует то, как человек
впадает в заблуждения и каким образом
преодолевает их.
Основным вопросом для гносеологии
был и остается вопрос о том, какой практический,
жизненный смысл имеет достоверное знание
о мире, о самом человеке и человеческом
обществе.
45. ОСНОВНЫЕ
ПОНЯТИЯ И ВИДЫ ПОЗНАНИЯ
Познание — обусловленный общественно-исторической
практикой процесс приобретения и развития
знания, его постоянное углубление, расширение
и совершенствование.
Виды познания:
Житейское познание. Житейское познание основывается
на наблюдении и смекалке, оно лучше согласовывается
с общепризнанным жизненным опытом, чем
с абстрактными научными построениями,
и носит эмпирический характер. Эта форма
знания базируется на здравом смысле и
обыденном сознании, она является важной
ориентировочной основой повседневного
поведения людей, их взаимоотношений между
собой и с природой.
Житейское познание развивается
и обогащается по мере прогресса научного
и художественного познания; оно тесно
связано с культурой.
Научное познание. Научные знания предполагают
объяснение фактов, осмысление их во всей
системе понятий данной науки.
Сущность научного знания заключается:
— в понимании действительности
в ее прошлом, настоящем и будущем;
— в достоверном обобщении фактов;
— в том, что за случайным оно
находит необходимое, закономерное, за
единичным — общее и на этой основе осуществляет
предвидение различных явлений.
Научное знание охватывает что-то
относительно простое, что можно более
или менее убедительно доказать, строго
обобщить, ввести в рамки законов, причинного
объяснения, словом, то, что укладывается
в принятые в научном сообществе парадигмы.
Художественное познание. Художественное познание обладает
определенной спецификой, суть которой
— в целостном, а не расчлененном отображении
мира и особенно человека в мире.
Чувственное познание. Чувственное познание имеет
три формы:
— ощущения (элементарная форма,
в нее входят зрительные, слуховые, осязательные,
вкусовые, обонятельные, вибрационные
и другие ощущения);
— восприятия (структурированный
образ, состоящий из нескольких ощущений);
— представления (образ ранее
созданного или воспринятого воображением
явления). Рациональное познание. Существует
три формы рационального познания:
— понятие;
— суждение;
— умозаключение.
Понятие — это элементарная
форма мысли, которая является результатом
обобщения, проведенного по совокупности
признаков, присущих данному классу предметов.
Суждение — мысль, которая не
только соотносится с некоторой ситуацией,
но и является утверждением или отрицанием
наличия этой ситуации в действительности.
Понятие и суждение отличаются
тем, что суждение как высказывание, в
отличие от понятия как высказывания,
должно быть непременно истинным или ложным.
Суждение — это связь понятий.
Умозаключение — это вывод нового знания, предполагающий
четкую фиксацию правил. Умозаключение
должно иметь доказательство, в процессе
которого правомерность появления новой
мысли обосновывается с помощью других
мыслей.
Понятие, суждение и умозаключение
образуют некую целостность в своем единстве,
эта целостность называется умом или мышлением.
Интуитивное познание. Интуитивное познание — это
неосознанно полученное непосредственное
знание.
Интуитивное познание делится:
— на чувствительное (интуиция
— мгновенное чувство);
— рациональное (интеллектуальная
интуиция);
— эйдетическое (зрительная
интуиция).
46. СУБЪЕКТ
И ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ
Познание — это процесс получения,
хранения, переработки и систематизации
осознанных конкретно-чувственных и понятийных
образов действительности.
Познание делит мир на две части:
— на объект (в переводе с латинского
— противопоставлять себе);
— на субъект (в переводе с латинского
— лежащий в основе).
Субъект познания — глубоко понятый осмысленный
познавательно-преобразовательный активизм
и соответствующие его наклонности.
Субъект является сложной иерархией,
фундамент для которой — все социальное
целое.
Настоящий субъект познания
никогда не бывает только гносеологическим,
потому что это живая личность с ее интересами,
страстями, чертами характера, темперамента,
ума или глупости, таланта или бездарности,
сильной воли или безволия.
Когда субъектом познания является
научное сообщество, то тут свои особенности:
межличностные отношения, зависимости,
противоречия, а также общие цели, единство
воли и действий и т. п.
Но чаще всего под субъектом познания
понимают некий безличностный логический
сгусток интеллектуальной активности.
Научное познание исследует
не только сознательное отношение субъекта
к объекту, но и к самому себе, к своей деятельности.
Объект познания — это любая существующая независимо
от сознания данность, на которую нацелена
познавательно-преобразовательная деятельность
субъекта.
Фрагмент бытия, который оказался
в фокусе ищущей мысли, составляет объект познания, становится
в определенном смысле «собственностью»
субъекта, вступив с ним в субъектно-объектное
отношение.
Объект в его отношении к субъекту
— это в какой-то мере познанная реальность,
ставшая фактом сознания, в своих познавательных
устремлениях социально детерминированного,
и в этом смысле объект познания становится
уже фактом социума.
Со стороны познавательной деятельности
субъект не существует без объекта, а объект
— без субъекта.
В современной гносеологии различается
объект и предмет познания:
— объект познания — это реальные
фрагменты бытия, которые подвергаются
исследованию;
— предмет познания — это конкретные
аспекты, на которые направлено острие
ищущей мысли. Человек — это субъект истории,
он сам создает необходимые условия и
предпосылки своего исторического существования.
Объект социально-исторического познания
создается, а не только познается людьми:
прежде чем стать объектом, он должен быть
ими предварительно создан, сформирован.
В социальном познании человек
имеет дело, таким образом, с результатами
собственной деятельности, а значит, и
с самим собой как практически действующим
существом. Будучи субъектом познания,
он оказывается вместе с тем и его объектом.
В этом смысле социальное познание есть
общественное самосознание человека,
в ходе которого он открывает для себя
и исследует свою собственную исторически
создаваемую общественную сущность.
Объективизм — направление в гносеологии,
которое приписывает познанию постижение
реальных предметов и объективных идей.
Субъективизм — учение об исключительной
субъективности интеллектуальной истины,
а также эстетических и моральных ценностей,
отрицание их абсолютной значимости.
47. ОСНОВНЫЕ
ПОНЯТИЯ ЛОГИКИ
Наука логики — диалектика. Диалектика
— это искусство вести беседу, умение
правильно аргументировать свои мысли.
Идея логики раскрывает свое содержание
в системе законов и категорий диалектики.
В диалектической философии
нет абсолютно ничего раз и навсегда установленного,
безусловного, святого. Диалектика на
всем и во всем видит печать неизбежного
падения, и ничто не может устоять перед
ней, кроме непрерывного процесса возникновения
и уничтожения, бесконечного восхождения
от низшего к высшему.
Объективной диалектикой называется диалектика природы
и материальных общественных отношений.
Субъективной диалектикой называется диалектика процесса
познания и мышления людей. Но субъективна
она только по форме.
Система диалектической
философии:
Главные законы диалектики:
— закон перехода количества
в качество и обратно;
— закон взаимного проникновения
противоположностей;
— закон отрицания отрицания. Принципы диалектики:
— принцип развития через противоречия;
— принцип всеобщей взаимной
связи. Категории (неосновные
законы) диалектики:
— сущность и явление;
— единичное, особенное, всеобщее;
— форма и содержание;
— причина и следствие;
— необходимость и случайность;
— возможность и действительность.
Конечно, все части этой системы
взаимосвязаны, проникают друг в друга,
предполагают друг друга.
Главные законы диалектики,
с одной стороны, характеризуют процесс
развития, в процессе которого противоречия
приводят к разрушению старого и появлению
нового качества, а повторное отрицание
определяет общее направление процесса
развития.
Таким образом, противоречия,
которые формируются в системе, выступают
как источник самодвижения и саморазвития,
а переход количественных изменений в
качественные — как форма этого процесса.
Диалектика включает в себя
и преодолевает два типа представлений
о процессе развития:
— первое представляет развитие
в виде стрелы и утверждает, что в процессе
развития всегда появляется что-то совершенно
новое и нет никакого повторения старого;
— второе представляет развитие
в форме кругового движения и утверждает,
что в процессе развития есть лишь повторение
того, что уже было когда-то. Логикой называют
способность правильно (логически) мыслить.
Различают:
— прикладную логику — охватывает
в традиционной логике учения о методе,
определении и доказательстве;
— чистую логику — охватывает
в традиционной логике учения о логических
аксиомах, понятии, суждении и умозаключении.
Современная логика распадается
на множество направлений:
— семантическая логика (Аристотель,
Кюльпе, современный номинализм);
— предметная логика (Ремке,
Мейнонг, Дриш);
— неосхоластическая логика;
— феноменологическая логика;
— логика как методология и логистика,
находящаяся в центре споров о логике.
Логика является общим учением
об историческом развитии, самодвижении
предмета познания и его отражении в мышлении,
в движении понятий. Даже если человек
глубоко, тонко и гибко мыслит, он это делает
по законам логики при условии верного
хода мысли, не нарушая ни одного ее принципа.