Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 13:41, шпаргалка
Краткое описание
1. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ Философия (от греч. phileo — люблю, sophia — мудрость) — любовь к мудрости. Философия — это наука о всеобщем, она — свободная и универсальная область человеческого знания, постоянный поиск нового.
Настоящее же величие человека
в том, что он мост, а не цель. Ницше писал:
«Человек — это канат, протянутый между
животными и сверхчеловеком».
Ницшевский сверхчеловек —
это смысл бытия, соль земли. По его мнению,
место умершего Бога займет сверхчеловек.
Ницше считает, что идея сверхчеловека
как цели, которую надо достичь, возвращает
человеку утраченный смысл существования.
Сверхчеловек может получиться лишь из
поколения аристократов, господ по своей
природе, в ком воля к власти не задавлена
враждебной ей культурой, из тех, кто способен,
объединившись с себе подобными, противостоять
большинству, которое не желает ничего
знать о подлинном предназначении современных
людей.
У Ницше под влиянием физико-космологических
изысканий Дюринга сложилась идея вечного
возвращения, которая должна компенсировать
утраченную вместе с христианством надежду
на возможную вечную жизнь за гробом. Если
логически следовать этой идее, то люди
обречены на вечность, потому что уже живут
в вечности. Вечность, по мнению Ницше,
совпадает с мгновением.
70. ФИЛОСОФСКАЯ
АНТРОПОЛОГИЯ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ
В ФИЛОСОФИИ XX в.
Философская антропология —
философская концепция, опирающаяся на
труды Макса Шелера, которая охватывает
реальное человеческое существование
во всей его полноте, определяет место
и отношение человека к окружающему миру.
Человек является сложной целостной
системой, которая, в свою очередь, является
компонентом более сложных систем — биологической
и социальной. Смысл проблемы антропологии
можно охарактеризовать вопросом: «Как
же исторически формировался человек
как существо биосоциальное?»
Философская антропология является
весьма влиятельным течением философской
мысли в XX в. В центре внимания этого течения
— проблема человека, а основная идея
— создание интегральной концепции человека.
Яркие представители:
— М. Шелер;
— А. Гелен;
— Г. Плеснер;
— Э. Ротхаккер.
Философская антропология, объявив
себя основополагающей философской дисциплиной,
пытается на основе тех или иных особенностей
человека найти способы постановки и решения
всех философских проблем.
В отличие от рационалистических
учений, философская антропология вовлекает
в сферу исследования душевно-духовную
жизнь человека (эмоции, инстинкты, влечения),
что зачастую приводит к иррационализму:
представители данного направления абсолютизируют
эту сторону внутреннего мира человека,
умаляя разумное начало.
Основная линия этого течения
— поиски антропо-биологических оснований
человеческой жизнедеятельности, культуры,
нравственности, права, социальных институтов.
Общественная жизнь сводится к межличностным
отношениям, которые основаны на естественных
симпатиях людей.
Макс Шелер (1874–1928) — немецкий философ,
один из родоначальников философской
антропологии как самостоятельной дисциплины,
социологии и аксиологии — учения о ценностях.
Шелер остро ощущал кризис европейской
культуры, источником которого он считал
культ выгоды и расчета. Шелер в противоположность
логике интеллекта поставил логику чувства;
последнее он истолковывал как интенциональный
акт, с помощью которого осуществляется
познание ценности.
С точки зрения философской
антропологии человек:
— уникален и универсален (он
венец природы, которому нет равных, он
обладает уникальными способностями,
но он и универсален, ничто ему не чуждо
— ни космос, ни грубые инстинкты, ни возвышенная,
утонченная деятельность);
— является соотношением внутреннего
и внешнего (духовный мир человека — это
его внутренняя доминанта, но она символизируется
в различных формах его деятельности,
в игре, труде, художественном творчестве,
после чего он оказывается существом социальным,
общественным);
— это единство, состоящее из
частей (человек биологический, разумный,
действующий, рациональный, чувственный,
этический — все это объединено в каждом
конкретном индивиде);
— это существо историческое,
и в качестве такового он стремится органично
внедриться в будущее (человек обеспокоен
своим будущим, потому что его везде ожидают
кризисы, он и есть общество кризисное);
— ему не избежать бремени ответственности
перед самим собой (понимая это, он видит
выход из ситуации в синтезе гуманистических
позиций и идеалов, равно как и в их обновлении).
71. ПОНЯТИЕ
ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ
Философия истории — философская оценка и истолкование
результатов исторических исследований
и изложений истории.
История — это человеческая
общественная память, самопознание и самосознание
людей: исчезнувшее в действительности
живет в сознании.
Важнейшие системы
философии истории:
— теологическая философия истории
(движущая сила истории — Бог);
— метафизическая философия
истории (движущая сила — трансцендентальная
закономерность, т. е. судьба);
— идеалистическая философия
истории (движущая сила — духовно-научная
или духовно-душевная жизнь человека);
— натуралистическая философия
истории (движущая сила — природа человека,
обладающего страстями, побуждениями);
— материалистически-экономическая
философия истории (движущая сила — экономические
отношения). Как наука философия истории
возникла в Новое время, этот термин ввел
великий мыслитель Вольтер. Предпосылкой
появления философии истории стала база
христианства с его новаторской общечеловеческой
устремленностью.
Принципы понимания истории
с точки зрения философии:
— принцип различения прошлого,
настоящего, будущего времени жизни;
— принцип устремленности к
определенному желаемому состоянию, который
определяет смысл всего предшествующего
развития (ожидание будущего);
— принцип накопительного характера
человеческой деятельности, который формирует
новое качество жизни.
Основные вопросы, которые рассматриваются
в философии истории:
— что заставляет развиваться
человеческое общество?
— есть ли направление у истории,
если есть, то какое?
— насколько наша история определяет
настоящее и будущее?
— чего ждать людям в будущем?
— имеются ли в истории какие-либо
законы, которые можно узнать и управлять
историей, или в истории господствует
непостижимая судьба?
В истории философии существует
множество концепций, которые можно разделить
на три группы:
— концепции однолинейного прогрессивного
развития;
— концепции многолинейного
развития;
— концепции циклического развития.
Карл Ясперс (1883–1969) — знаменитый
немецкий философ, классик европейской
философии — в своей книге «Истоки истории
и ее цель» предложил схему мировой истории:
1) доистория, или «прометеевская
эпоха» (начало речи, возникновение орудий
труда, умения пользоваться огнем), когда
человек только начинает быть человеком;
2) культуры древности, которые
существовали тысячелетия (древневосточные,
древнегреческие и др.);
3) «Осевое время» — время формирования
подлинного человека;
4) научно-техническая эпоха,
чье преобразующее действие испытывает
современный человек. Объективный фактор
в истории — это в основном труд, производство
и формы общественных отношений, которые
в значительной мере являются кристаллизацией
предшествующей деятельности людей. Но
любое новое поколение не просто повторяет
то, что делалось их предшественниками,
а реализует свои собственные потребности
и интересы, осуществляет свои собственные
цели. Разноплановая деятельность людей,
их живой труд и есть то, что составляет
сущность субъективного фактора истории.
Субъективный фактор называется так, потому
что раскрывает деятельность субъекта
истории, каковым являются массы, социальные
группы и отдельные люди.
72. ИСТОРИОСОФИЯ
АВГУСТИНА
Августин (354–430) — гениальный,
выдающийся мыслитель, который вписал
заключительные страницы в историю духовной
культуры Рима и всей Античности своими
многочисленными трудами и заложил мощный
фундамент религиозно-философской мысли
Средневековья. Он являлся вдохновителем
многочисленных и разнообразных идей
и течений в области богословия, общей
философии, научной методологии, этических,
эстетических и историософских воззрений.
Согласно Августину, все сущее,
потому что оно существует, — это благо.
Зло является не субстанцией, а недостатком,
это порча субстанции, порок и повреждение
формы, небытие. А вот благо — это субстанция,
«форма» со всеми ее элементами: видом,
мерой, числом, порядком. Бог является
источником бытия, чистая форма, наивысшая
красота, источник блага. Поддержание
бытия мира — это постоянное творение
его Богом вновь. Если когда-нибудь творческая
сила Бога прекратится, мир тотчас же вернется
в небытие.
Мировоззрение Августина является
глубоко тео-центричным: в центре духовных
устремлений — Бог как исходный и конечный
пункт размышлений. Проблема Бога и его
отношения к миру является у Августина
центральной.
Креационизм (творение), который
сформулирован в Священном Писании, осмысливается
и комментируется крупнейшими мыслителями.
Августин рассматривает Бога как внематериальный
Абсолют, который соотнесен с миром и человеком
как своим творением.
Августин старательно противопоставляет
свои воззрения всем разновидностям пантеизма,
что означает единство Бога и мира. Бог,
по мнению Августина, сверхприроден. Мир,
природа и человек — это результат творения
Бога, и они зависят от своего Творца.
Августин рассматривал Бога
как личность, которая сотворила все сущее.
Августин подчеркивал однозначное отличие
так понимаемого Бога от Судьбы, фортуны,
которые занимали и занимают такое большое
место не только в древности, но и по сию
пору.
Августин отчетливо подчеркивал
абсолютное всемогущество Бога («Исповедь».
1.4). По мысли Августина, христианский Бог
абсолютно овладел судьбой, подчинив ее
своей всемогущей воле: она становится
промыслом, предопределением его. Августин
утверждал принцип бестелесности Бога,
выводя отсюда принцип бесконечности
божественного начала.
Размышления Августина о сотворении
мира Богом привели его к проблеме вечности
и времени. Конечно, возникал вопрос: получается,
что Бог пребывал в недеянии до того, как
сотворил мир? Августин естественно понимал
всю невероятную сложность проблемы времени.
После глубоких размышлений
Августин пришел к выводу: мир ограничен
в пространстве, а бытие его ограничено
во времени. Началом творения мира является
и начало времени.
Он предложил удивительно точное
определение времени: время есть мера движения
и изменения. Его гениально простое
философское определение такого тонкого
феномена, как время, является верным и
вполне научным и поныне.
Августин, стараясь установить
соотношение настоящего, прошедшего и
будущего, вывел гениальную мысль: ни прошедшее,
ни будущее не имеют реального существования
— действительное существование присуще
только настоящему. И в зависимости от
него мы понимаем и прошлое, и грядущее:
прошлое обязано своим существованием
нашей памяти, а будущее — нашей надежде.
73. РУССКАЯ
ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ
Философия истории — философская оценка и истолкование
результатов исторических исследований
и изложений истории.
Российская цивилизация — последняя
по времени возникновения великая цивилизация.
Николай Бердяев считал русский
народ в высшей степени поляризованным
народом, потому что в нем совмещаются
совершенно несовместимые противоположности.
Вся сложность и противоречивость русской
души связана с тем, что в России сталкиваются
и взаимодействуют два потока мировой
истории — Восток и Запад. Россия соединяет
внутри себя два мира, и поэтому в русской
душе всегда боролись два начала: восточное
и западное.
Бердяев называет русскую историю
прерывной и выделяет в ней пять периодов,
дающих пять разных образов России: Россия
киевская; Россия времен татарского ига;
Россия московская; Россия петровская;
Россия советская.
Теперь можно выделить еще одну,
до которой не дожил Бердяев, — постсоветская.
Русская история была одной
из самых мучительных историй:
— борьба с татаро-монгольским
игом и нашествиями;
— усиление государства;
— Смутное время;
— раскол;
— насильственный характер петровских
реформ;
— крепостное право;
— гонения на интеллигенцию;
— казнь декабристов;
— режим Николая I;
— безграмотность народной массы;
— неизбежность революции и
ее кровавый характер;
— самая страшная мировая война.
Интересным, существующим только в России
социальным образованием была интеллигенция.
Явления, предшествующие ее появлению, —
это одиночество Чацкого, беспочвенность
Онегина и Печорина. Интеллигенция появилась
из разных слоев — сначала из дворянской,
затем из разночинной среды. Это идеалистический
класс людей, целиком увлеченных идеями
и готовых идти во имя этих идей в тюрьму,
на каторгу и на казнь. Характерные черты
русской интеллигенции:
— беспочвенность;
— отщепенство;
— скитальчество;
— невозможность примирения
с настоящим;
— устремленность к грядущему.
В существовании русской интеллигенции
наблюдались разные моменты — лишний
человек, кающийся дворянин, активный
революционер. Этот идеалистический класс
был поставлен в трагическое положение
между властью и народом: с одной стороны,
его никогда не пускали во власть, с другой
стороны, его никогда не понимал народ,
малообразованный и забитый предрассудками.
Из этого пришло ощущение русскими пустоты,
уродства, бездушия и мещанства всех достижений
мирового и российского развития, революции,
цивилизации.
Славянофилы и западники так
же рассуждали о судьбах русского народа,
но с двух противоположных точек зрения.
Самое главное — русская философия истории
должна была решить вопрос о значении
и смысле реформы Петра, разрезавшей историю
страны на две части. Западники были сторонниками
реформы и видели будущее России в том,
чтобы она шла западным путем. Славянофилы
верили в особый тип культуры, которая
возникает на духовной почве православия.
По их мнению, реформы Петра и европеизация
были изменой России.
Главное — нельзя забывать,
что Россия является самой молодой цивилизацией
и ее истинные возможности в новом свободном
государстве скоро раскроются по-новому
с новыми перспективами.
74. ПРОБЛЕМЫ
СМЫСЛА ИСТОРИИ
Философия истории как особый
тип теоретических размышлений о возможных
закономерностях развития общества возникла
сравнительно поздно, практически в Новое
время, хотя рассуждения о происхождении
тех или иных социальных форм присутствовали
уже в мифологии. Это может объяснить необходимость
разработки сложных понятий — теоретических
предпосылок.