Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 13:41, шпаргалка
Краткое описание
1. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ Философия (от греч. phileo — люблю, sophia — мудрость) — любовь к мудрости. Философия — это наука о всеобщем, она — свободная и универсальная область человеческого знания, постоянный поиск нового.
Без культуры, вне ее невозможна
жизнь человека и общества. Любое новое
поколение начинает свою жизнь не только
в окружении природы, но и в мире материальных
и духовных ценностей, которые созданы
предшествующими поколениями. Способности,
знания, человеческие чувства, умения
формируются в ходе усвоения уже созданной
культуры.
Культура не является пассивным
хранением материальных и духовных ценностей,
созданных предшествующими поколениями,
человечество активно творчески их использует
для социального прогресса.
Культура является материальными
и духовными ценностями. Ценностями с
этой точки зрения называют: определение
того или иного объекта материальной или
духовной реальности, которое высвечивает
его положительное или отрицательное
значение для человека и человечества.
Внутри культуры как целостного
образования различают два аспекта:
— научно-технический;
— гуманитарно-художественный.
Массовость культуры — это не только ее низкий уровень
будто бы только для примитивно мыслящих,
но и формальная характеристика — своего
рода рынок искусства. Потому что и широким
народным массам можно и нужно давать
нечто настоящее, чтобы поднимать их к
духовно высокому, даже к величайшим шедеврам
культуры.
Для повышения культуры народа
надо обращаться к истории культуры, ко
всему культурному наследию человечества,
а не пытаться тянуть высокообразованные
слои общества вниз — к чему-то упрощенному.
79. ТЕОРИИ
КУЛЬТУРЫ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ
Основу древнегреческой культуры
составляют два культа:
— культ Аполлона — культ светлого,
соразмерности и меры, разума и науки;
— культ Диониса — темный культ,
культ земли, плодородия, вина и опьянения,
культ плотской любви. Термин «культура»
стал употребляться в качестве научного
термина со второй половины XVIII в. — века
Просвещения. Философы и ученые XVIII в. стали
пользоваться этим словом, чтобы обозначить
специфику человеческого образа жизни,
в отличие от природного, стихийного, животного
бытия. Таким образом, термин «культура»
в научном языке с самого начала служил
выражением идеи культуры как сферы развития
«человечности», «человеческой природы»,
«человеческого начала в человеке».
С точки зрения этой идеи термин
«культура» трактовался с двух точек зрения.
1. Как средство возвышения человека,
совершенствования человека, совершенствования
духовной жизни и нравственности людей,
исправления пороков общества. Развитие
культуры связывали с воспитанием и просвещением
людей. В период с конца XVIII в. вплоть до
начала XIX в. слово «культура» часто заменяли
словами «просвещенность», «гуманность»,
«разумность». С этой точки зрения в область
культуры входит лишь совокупность лучших
творений человеческого духа, высших непреходящих
духовных ценностей, которые созданы человеком.
2. Как образ жизни людей, который
имеется в действительности, реально существует
и исторически изменяется. Этот образ
жизни обусловлен достигнутым уровнем
развития человеческого разума, науки,
искусства, воспитания, образования. С
этой точки зрения культура охватывает
все, что отличает жизнь человеческого
общества от жизни природы, все стороны
человеческого бытия. Но при этом культура
хотя и отличает человеческий образ жизни
от животного, несет в себе как позитивные,
так и негативные, нежелательные проявления
человеческой активности.
Культура эпохи Возрождения
наполнена признанием ценности человека
как личности, его права на свободное развитие
и проявление своих способностей. Она
утвердила новый критерий оценки общес