Эволюционный космизм П. Тейяра де Шардена

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 13:52, реферат

Краткое описание

Согласно его теории целью умственного и общественного развития человечества является его полное духовное единство, которое он называл «точкой Омеги». Де Шарден развил своеобразную метафизику эволюции. Он считал, что все ценное в традиционной философской мысли нисколько не противоречит современным научным взглядам. Развитие физических объектов, в конечном счете, направлено на производство высших, более сложных и совершенных существ. Свойства материи приводят к постепенному усложнению структуры атомов, молекул, клеток и организмов и, наконец, появлению человеческого тела и его нервной системы.

Содержание

Введение
Глава1
Глава2
Глава3
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Теярдизм.docx

— 46.79 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 Глава 3

Мнение католической церкови

В католической среде идеи Тейяра де Шардена воспринимались как неслыханные, модернистские и еретические еще при жизни автора. Поэтому запреты на его труды продолжились и после его смерти. А. Б. Старостин считает, что тейяровскую историю конфликта между естествознанием и религией вполне "можно в ряде моментов сопоставить с отречением Галилея в 1633 году или с борьбой против дарвинизма, ведшийся под флагом христианства во второй половине XIX века и позже" 7 .

 

6 декабря  1957 года Конгрегация священной  канцелярии (Санта Оффициум) предписала изъять книги Тейяра из библиотек католических духовных семинарий и религиозных учреждений, а также запретила перевод его работ на другие языки.

В 1959 году Папская богословская академия в  своем журнале "Divinitas" пишет о Тейяре, что он "ничего не понимает в богословии, что он хаотически втащил естественнонаучные формы мышления и понятия в богословие и тем самым дал повод верующим к опасному соблазну".

Указ  ватиканской канцелярии от 30 июня 1962 года официально указал на его расхождение с вероучением и на необходимость охранять католическую молодежь от его идей. Крупнейшие богословы усмотрели у него "фальсификацию веры" (Э. Жильсон), отход от томической традиции примата богословия над наукой (П. Грене), подмену христианской теологии гегелевской теогонией, которая заключается в вуалировании категорий натурфилософии такими терминами, как "космический Христос", "христогенез" и т.д. (Ж. Маритен). 30 июня 1962 года та же Конгрегация осудила "тягостные ошибки" тейярдизма.

Были указаны конкретные пункты учений Тейяра, "оскорбляющие католическую доктрину":

  1. его эволюционистская концепция творения; 
    2) его концепция отношений между миром и Богом; 
    3) его концепция Христа, появляющегося в конце эволюции; 
    4) его концепция творения, Воплощения и Искупления, ибо "он не делает ясного различия между естественным и сверхъестественным"; 
    5) его концепция взаимоотношений между духом и материей; 
    6) его концепция греха;

В заключении – главный упрек адресуемый Тейяру состоит в том, что он "в некотором роде натурализует сверхъестественное… отводит миру после Бога слишком высокое место, придавая ему слишком большое значение".

В сентябре 1963 года Конгрегация священной канцелярии добилась от церковных властей Рима запрета выставлять и продавать  в католических книжных магазинах  труды Тейяра и работы, посвященные  его творчеству, так как эти  сочинения "содержат двусмысленные  положения и ошибки в областях философии и религии, затрагивающих  христианские идеи".

В апреле 1966 года кардинал А. Оттавиани в письме к католическим епископам осудил тейярдизм за пересмотр догматики в свете историзма и тейяровскую интерпретацию первородного греха.

Однако, несмотря на санкции Ватикана число сторонником тейярдизма возрастало даже среди церковной иерархии. Объясняется это отчасти тем, что в середине XX века налицо была возраставшая ориентация верующих на реальные, почерпнутые из быстро и коренным образом менявшейся жизни представления. Официальная доктрина католицизма, систематизированная еще в энциклике папы Льва XIII "Rerum novarum" ("О новых вещах", 1891 г.), оставалась с тех пор практически неизменной (каждый последующий глава церкви лишь развивал ее положения применительно к конкретным обстоятельствам).

С конца 50-х годов все большее беспокойство церкви вызывают усиливающиеся тенденции  секуляризации. В заслугу же Тейяру ставилось то, что он сумел заменить средневековые догмы, несоответствующие современным научным представлениям практически мало приемлемые для современного человека, на религиозные принципы, основанные на гуманистических идеях и последних данных науки.

В 1962 г. папа Иоанн XXIII созывает Вселенский собор, перед которым встала главная задача: модернизировать учение католицизма. Смысл намечаемым мероприятием он определил понятием "аджорнаменто" (обновление, осовременивание). Конечно, у истоков "аджорнаменто" стоял не один Тейяр де Шарден. Философские концепции таких католических мыслителей как Ш. Пеги, Ж. Маритен, Э. Мулье также утверждали принципы духовного возрождения церкви, ее гуманизации, возвеличивания человека.

Однако, именно феноменологический метод Тейяра, охватывающий вселенную как целое  и учитывающий при этом автономию  и связь ее элементов, берущий  ее и "извне" и "изнутри" во всеобщем, целенаправленном движении вперед, дополняющий "теологию неба теологией земли", был принят II Ватиканским собором в качестве универсального, представляющего собой также и альтернативу марксизму, преодолевающего тупики классовой борьбы и общественных противоречий.

Вершиной "аджорнаменто", по мнению И. Б. Ястребова 8 , явилась пастырская конституция "О церкви в современном мире", чаще называемая по первым словам "Gaudium et spes" ("Радость и надежда"), которая была принята на заключительной сессии II Ватиканского собора 7 декабря 1965 года. Она имеет статус доктрины, дает директивы как в разработке теоретических проблем, так и в практической деятельности всего католического духовенства. При этом ее положения носят целостный мировоззренческий характер. Ее авторы стараются отразить в религиозно-этических понятиях все те изменения, происшедшие как в общественной, так и в личной жизни людей, они говорят о церкви, помогающей людям, желающей внести свой вклад в социальный прогресс: "Католическая церковь стремится представить идеалы и цели, которые она предлагает современному человеку, как идеалы и цели, вытекающие из его практической жизни, отвечающие его практическим интересам", она "признает все то положительное, что есть в современном социальном динамизме, особенно же — эволюцию в направлении единства, процесс здоровой социализации" 9 (Gaudium et spes. § 42 ).

И. Б. Ястребов находит, что вся эта конституция  пронизана гуманистическими идеями Тейяра де Шардена: "она обращена к трудящимся", в том числе к предпринимателям, при этом оценивает человека "по труду, а не по богатству, по тому, что он есть, а не что имеет", утверждает, что "человек, своим трудом и своими способностями расширяющий господство над силами природы, уподобляется самому Богу. Труд продолжает дело творца, и посредством трудящихся Бог сохраняет свое присутствие в мире", что "когда человек работает, он не только изменяет все, что его окружает, включая общество, но и совершенствует самого себя", что "царство Божие готовится в этом мире, который объявляется местом встречи с Богом" 10 .

Таким образом в послесоборное время католические теологи начинают представлять картину мира не в виде материи, оживляемой духом Божиим, а в виде материи активной и динамической, творящей и развивающейся, определяя ее по возможности в научных понятиях.

Так, например в 1966 г. в Голландии появился подготовленный по поручению местного епископата "Новый  катехизис", в котором почти  в духе Тейяра допускается эволюция животного мира, ведущая к появлению человека, дается исторический очерк эволюции человечества и его религии, умалчивается о первородном грехе, придается чисто символическое значение адским мукам и т.д. Под названием "Голландского катехизиса" он был переведен на многие языки мира и разошелся рекордно большими тиражами 11 .

Значительным  стало влияние идей Тейяра де Шардена  и на латиноамериканскую "теологию освобождения". Она стремится  достичь полного освобождения человека в гармоническом обществе, основанном на принципах христианской любви  и социальной справедливости, которое  должно предшествовать на земле царству  Божьему. Она призывает ликвидировать  противоречия между бедными "периферийными" странами третьего мира и богатым "центром" путем отвращения последнего от эгоизма, от излишеств в потреблении материальных благ, от прагматического материализма, искажающего "истинный образ Христа". При этом освобождение понимается полностью в духе Тейяра, как полное единение людей с Богом, а борьба за освобождение понимается как ненасильственная борьба за единство всех классов и сословий, которое мыслится как "интегральное спасение".

Эти принципы "теологии освобождения" были одобрены Ватиканом в опубликованной 5 апреля 1986 г. инструкции Вероучительской конгрегации "О христианской свободе и освобождении". И сегодня папа Иоанн Павел II решительно проводит курс на "аджорнаменто", суть которого заключается в том, что глобальные проблемы, от решения которых ныне зависят судьбы всего человечества, требуют от церкви, обладающей безусловным приоритетом в секуляризованном мире, их осмысления как в историческом, так и антропо- и теоцентрических планах.

 

 

Заключение

За рубежом "тейярдизм" стал одним из вдохновляющих учений, послуживших развитию коммунитарного движения и поиску альтернативного образа жизни с новыми видами межличностных отношений, общинности, труда и творчества, экополисной техники и архитектуры и пр. "Идея личной ответственности перед эволюцией, призыв к пониманию природы, акцент на природном измерении человека, но не как "тоже животного", а как духовного средоточия природы нашли глубокий отзыв в обществе, вставшем перед лицом иррационального безудержного осквернения среды обитания". Конечно, это не так уж и много, если сравнивать с глубинным потенциалом идей Тейяра. Но из того, что ныне мало по социальным масштабам, может родиться и нечто большее. Дело, провозвестником которого Шарден, ему самому не принадлежит, многие другие действуют в том же направлении духовного обновления мира. Они вовсе и не связывают себя с учением Тейяра, и лишь совокупный их труд принесет те плоды, по которым можно судить о значении той деятельности, которая в нашем трагическом веке велась и ведется вопреки всем силам подавления и удушения.

Образ мира, данный Тейяр де Шарденом, пожалуй, не столь богат разнообразием содержания, какое можно найти у других мыслителей и тем более в реальной жизни. А в большом массиве жизненного разнообразия могут и должны быть много разных вариантов и очагов процессов развития, в том числе и духовного восхождения, которому столь предан Тейяр. Все его творчество - это вдохновенная песнь великому и, в сущности, единому процессу Мирового Становления, к которому он склонен "редуцировать" все многообразие разнокачественных видов становления. Чуть ли не всякое "форсированное срастание элементов" предстает у Тейяра как великое благо, как вклад в глобальный конвергентно-эволюционный процесс

Видя космическую масштабность тех задач, которые стоят перед христианской верой и сколь велик ее изначальный потенциал, не задействованный в мировой динамике социального и культурного развития, Тейяр был весьма озабочен этим. К XX веку христианство оказалось явлением очень локальным в исторической и космической перспективе, поэтому он принялся оживлять те библейские космологические и исторические интуиции, которые выразились в новозаветных текстах апостолов Иоанна и Павла. Не будучи философом-профессионалом, он не ставил своей целью построить развернутую метафизическую систему, где были бы четко определены исходные положения, из которых следовало бы все содержание его мышления. Тейяр видел мир телеологически развивающимся и мыслил под знаком телеологии. Все его тексты - это изложение обширного естественнонаучного, философско-космологического, антропологического и религиозно-теологического материала, подчиненного одной и той же цели - выявить в этом материале внутренний аспект, в сущности один и тот же для всего этого разнородного материала и объединяющий его под углом зрения идей о глубинном внутреннем восхождении мира и человека к "точке Омега" как цели, влекущей к себе все существующее.

Возврат к раннехристианским истокам и выход в широкие космические и исторические перспективы, раскрытые современному человеку наукой, - вот два очень разных по качеству источника, которые Тейяр выбрал для того, чтобы внести в христианское мышление обновляющую и оживляющую струю. Этим он хотел придать христианской вере облик, который был бы понятен и приемлем человеку, выросшему в современной сциентизированной культуре, но не находящему в ней духовной глубины. Во многом это осталось его личным видением мира, которое не всех удовлетворило

 Тейяр,  конечно, прекрасно знал, что биологи  были и остаются скептичны  по отношению ко всякой телеологической  интерпретации эволюционного процесса. Для биолога эволюция - это последовательность  изменений без фиксаций их  целевой направленности. Кроме того, эволюционизм основан на предпосылке,  что Бог не вмешивается в  эволюционные процессы, что и  делает возможным научный подход.

 В конкретных выводах Тейяра де Шарден нетрудно увидеть отражение взглядов Марселена Буля и Анри Брёйля, но Тейяр придал этим выводам глобальный и даже космический размах и философско-теологическое обоснование. В то же время он парадоксально оформил антиэволюционизм как разновидность эволюционизма. В тейяровском синтезе того и другого от эволюционизма взяты программные девизы, а от антиэволюционизма конкретные воплощения. И всё это подведено под кровлю христианства. Католическое руководство напрасно шарахалось от своего иезуита-либерала. Немало потрудившись над конкретными вопросами истории ранних гоминид и над общими проблемами антропогенеза и социогенеза, вряд ли именно он определил генеральный путь палеоантропологии и археологической науки, но религию будущего возможно предугадал.

Литература

Тейяр де Шарден. Феномен  человека. — М. Наука, 1987. — С. 48. 
Далее ссылки на эту книгу даны внутри текста в скобках.

Пасика В. М. Христианский эволюционизм Тейяра де Шардена 
// Современная буржуазная философия. — М.: Изд. МГУ, 1972. — С. 629

Шустова О.Б., Сидоров Г.Н. . Эволюционизм и креационизм: наука или философия? Монография / О. Б. Шустова, Г. Н. Сидоров; Ом. гос. аграр. ун-т. - Омск: Изд-во ФГОУ ВПО ОмГАУ. - 200 с. : ил., 2009

О церковной  оценке тейярдизма Священник Константин Буфеев

http://www.portal-slovo.ru/impressionism/36182.php?ELEMENT_ID=36182

Философия. Курс лекций, Радугин  А.А.

Христианский эволюционизм о.Пьера Тейяра де Шардена. Василенко Л.И.

Л. С. Клейн  История археологической мысли  Курс лекций Санкт-Петербург 2005

Информация о работе Эволюционный космизм П. Тейяра де Шардена