Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 05:57, доклад
Как и Милль, Спенсер никогда не занимался преподавательской деятельностью, хотя его неоднократно приглашали различные университеты. До начала 40-х годов он работал дорожным инженером и лишь переехав в Лондон занялся публицистической деятельностью, в частности, в журнале «Экономист». Спенсер неоднократно отмечал то обстоятельство, что еще за год до выхода знаменитой книги Чарльза Дарвина «Происхождение видов» (1859) он разработал так называемый закон прогресса, воплотивший идею всеобщей эволюции. Поэтому дарвиновское учение он воспринимал как подтверждение своего закона на материале биологии.
не останавливаюсь на предположении, чтобы г-н Ложель имел намерение выразить
ту мысль, что идеи, которые оно выдает за идеи позитивной философии,
принадлежат исключительно Конту. Но хотя у него и не было такого намерения,
его выражения заставляют предполагать противное. На языке учеников Конта и
его противников слова позитивная философия означают философию Конта и
выражение "быть проникнутыми идеями позитивной философии" равносильно
выражению - получить свои идеи от Конта. После того что быть сказано выше,
мне нет надобности повторять, что порождаемое таким образом по
неосмотрительности мнение есть мнение ложное. Конт только в кратких
выражениях излагает эти общие истины, и предложения, в которых он их
излагает, не дали мне более ясного понятия, нежели то, какое я имел раньше.
Если я кому и обязан особенно выяснением мне этих принципов, то разве только
сэру Уильяму Гамильтону.
От
принципов, общих Конту и
и современным, перейдем теперь к принципам, составляющим исключительную
особенность его системы. Насколько я вполне солидарен с Контом относительно
тех основных доктрин, которые являются нашим общим наследием, настолько же я
расхожусь с ним относительно принципов, которые составляют его личную
философию и обусловливают ее организацию. Для уяснения этого несогласия
достаточно сравнить между собой положения Конта и те, которые я им
противополагаю.
Положения Конта
"...Chacune de nos conceptions Прогресс наших концепций и
principales, chaque branche de nos каждой отрасли наших знаний, с
connaissances, passent самого начала и до конца, является
successivement par trois etats существенно одинаковым. Неверно,
theoriques differents: l'etat будто есть три метода
theologique ou fictif; l'etat философствования, радикально
metaphysique ou abstrait; l'etat противоположных друг другу; есть
scientifiique ou positif. En только один метод, который всегда
d'autres termes, l'esprit humain, существенно остается одним и тем же.
par sa nature, emploie От начала до конца все наши
successivement dans chacune de ses концепции причин явлений имеют
recherches trois methodes de степень общности, соответствующую
philosopher, dont le caractere est широте обобщений, определенной
essentiellement different et meme опытами; обобщения наши изменяются
radicalement oppose d'abord la по мере того, как накопляется опыт.
methode theologique, ensuite la Интеграция причин, которые вначале
methode methaphysi-que, et enfin la считались многочисленными и
methode positive" ("Cours de местными, но в конце концов
Phylosophie Positive", p. 3). оказались едиными и всеобщими,
"...Каждая из наших основных является процессом, действительно
концепций, каждая отрасль наших требующим прохождения через все
знаний проходят последовательно промежуточные ступени между его
через
три различных теоретических
состояния: через состояние иллюзия может делать из этого
теологическое, или фиктивное; через прохождения ряд восходящих стадий.
состояние метафизическое, или Причины, которые мы раньше считали
абстрактное, через состояние конкретными и индивидуальными,
научное, или позитивное. Другими сливаются в уме, как только схожие
словами, человеческий ум по природе явления начинают группироваться.
своей употребляет последовательно в Сливаясь и охватывая все большее и
каждом из своих исследований три большее количество явлений, причины
метода философствования, характеры становятся все менее и менее
которых существенно различны и даже различными в их индивидуальности.
радикально противоположны: сначала Если же слитие продолжится, то они
метод
теологический, потом метод
постепенно делаются расплывчат
метафизический и, наконец, метод неопределенными в мысли; и наконец,
позитивный".
"Le systeme theologique est процесса ум приобретает сознание о
parvenu a la plus haute perfection всеобщей причине, которая не может
dont il soit susceptible quand il a быть понята*.
substitue l'action providentielle Как ход мысли - один, так и
d'un etre unique au jeu varie des исход ее - один. Трех предельных
nombreuses divinites independantes концепций не бывает, но есть единая
qui avaient ete imaginees предельная концепция. Когда
primitivement. De meme, le dernier теологическая идея провиденциального
terme du systeme metaphysique действия единого существа, заменяя
con-siste a concevoir, au lieu de собою все второстепенные независимые
differentes entites particulieres, причины, развивается со всей
une seule grande entite generale, la ясностью, на какую она способна, она
nature, enyisagee comme la source становится понятием единого
unique de tous les phenomenes. существа, постоянно действующая
Pa-reillement, la perfection du власть которого проявляется во всех
systeme positif, vers laquelle il явлениях; понятие в этой
tend sans cesse, quoiquil soit tres
окончательной форме
probable qu'il ne doive jamais мысли все те антропоморфические
l'atteindre, se-rait de pouvoir se атрибуты, которыми отличалась
representer tous les divers первоначальная идея. Предполагаемое
phenomenes observables comme des cas последнее слово метафизической
particuliers d'un seul fait general, системы - понятие единой великой
tel que celui de la gravitation par общей сущности природы,
exemple" (р. 5). рассматриваемой в качестве источника
"Теологическая система
высшего совершенства, на какое она тождественное с первым? идея единой
способна, когда она провиденциальное причины, которая, являясь нам
действие единого существа поставила всеобщей, перестает рассматриваться
на место разнообразных действий как доступная нашему пониманию и
многочисленных независимых божеств, разнится только по имени от идеи о
придуманных воображением вначале. едином существе, проявляющемся во
Точно так же последнее слово всех явлениях. И точно таким же
метафизической системы состоит в образом и то, что нам выдают за
установлении на место различных идеальное совершенство науки, т. е.
частных сущностей единой великой возможность представлять себе все
общей сущности, природы, наблюдаемые явления как частные
рассматриваемой в качестве случаи единого всеобщего факта
единственного источника всех предполагает идею о некотором
явлений. Точно так же и совершенство конечном существовании, к которому
позитивной системы, к которому она относится этот единственный факт, и
неуклонно стремится, хотя легко верование в это конечное
может быть, что ей никогда не существование составляет такое
придется достичь его, заключалось бы состояние сознания, которое вполне
в возможности представить себе все тождественно с двумя первыми.
различные, доступные наблюдению Хотя наши обобщения, охватывая
явления в виде частных случаев более широкий круг, уменьшают для
единого общего факта, такого, нас число причин и делают наши
например, как тяготение". понятия о них все более и более
"La perfection du systeme неопределенными; хотя многочисленные
positif, vers laquelle il tend sans причины, сводясь к единой всемирной
cesse, quoiqu'il soit tres probable, причине, теряют возможность быть
qu'il ne doive jamais l'atteindre, представленными мысленно и перестают
serait de pouvoir se representer считаться доступными уму, - однако
tous les divers phenomenes идея причины все же остается и в
observables comme des cas конце, как в начале, преобладающей и
particuliers d'un seul fait неразрушимой в мысли. Чувство и идея
general..." (р. 5). причины не могут быть уничтожены
"Considerant comme absolument иначе как с уничтожением самого
inaccessible, et vide de sens pour сознания *** (Основные начала, п.
nous, la recherche de ce qu'on 25).
appelle les causes, soit premieres, Идеи не управляют миром и не
soit finales" (р. 44). вносят в него переворотов: мир
"Совершенство позитивной управляется и изменяется через
системы, к которому она стремится чувства, для которых идеи служат
неуклонно, хотя весьма возможно, только руководителями. Социальный
никогда его не достигнет, механизм покоится в конце концов не
заключалось бы в возможности на мнениях, но почти всецело на
представить себе все различные характерах. Не умственная анархия, а
доступные наблюдению явления в виде нравственный антагонизм является
частных
случаев единого общего
причиной политических
факта."
"Считая совершенно недоступным результатами совокупности
и лишенным смысла для нас изыскание человеческих чувств и верований,
того, что принято называть причинами причем первые оказываются по большей
первичными, или конечными." части определенными заранее, а
"...Ce n'est pas aux lecteurs вторые определяются всегда
de cet ouvrage que je croirai jamais впоследствии. Человеческие страсти
devoir prouver que les idees почти все наследственны, тогда как
gouvernent et bouleversent le mende, верования приобретаются каждым
ou, en d'autres termes, que tout le человеком особо и зависят от
mecanisme social repose finalement обстоятельств, в какие поставлен
sur des opinions Ils savent surtout человек. А среди этих обстоятельств
que la grande crise politique et наиболее важные зависят от
morale des societes actuelles tient, социального состояния, которое, в
en derniere analyse, a l'anarchie свою очередь, находится в
intellectuelle" (р. 48)** зависимости от преобладающих
"...Читателям этого сочинения я страстей; социальное состояние, в
никогда не нашел бы нужным какую угодно эпоху, есть
доказывать, что идеи управляют и равнодействующая честолюбий,
творят перемены в мире или. другими интересов, опасений, негодований и
словами, что весь социальный симпатий всех граждан, живших прежде
механизм покоится в конце концов на и ныне еще живущих. Идеи,
мнениях. Читатели знают хорошо, что циркулирующие в таком социальном
великий политический и нравственный состоянии, должны в среднем
кризис современных обществ вытекает, согласоваться с чувствами граждан, а
в сущности, из умственной анархии". следовательно, согласоваться в
"Je ne dois pas negliger среднем с социальным состоянием,
d'indiquer d'avance, comme une порожденным этими чувствами. Идеи,
propriete essentielle de l'echelle вполне чуждые данному состоянию
encyclopedique que je vais proposer, общества, не могут быть приняты, а
sa conformite generale avec если они внесены извне, они не могут
l'ensemble de l'histoire приняться, если же они и будут
scientifique, en se sens que, malgre приняты, то все же исчезнут
la simultaneite reelle et continue немедленно, как только исчезнут
du developpement des differentes чувства, вызывавшие их принятие.
sciences, celles qui seront classees Следовательно, хотя передовые идеи,
comme anterieures seront, en effet, раз установившись, и влияют на
plus anciennes et constamment plus общество и на его дальнейший
avancees que celles presentees comme прогресс, однако установление таких
posterieures" (р. 84). идей зависит от способности общества
"...Cet ordre est determine par их воспринять. На практике
le degre de simpeicite, ou, ce qui национальный характер и социальное
revient au meme, par le degre de состояние определяют преобладающий
generalite des phenomenes" (р. 87). ход идей; таким образом, отнюдь не
"Я не должен пренебречь
случаем идеи определяют
указать заранее, как на существенное и национальный характер. Изменение
свойство, на общее соответствие нравственной природы человека,
предлагаемого
энциклопедического ряда со всем воздействием дисциплины в социальной
ходом истории
наук, в том смысле,
жизни, есть главная непосредст
что, несмотря на действительную и причина прогресса общества
Информация о работе Эволюционный позитивизм Герберта Спенсера