Эволюция марксистской философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 13:42, контрольная работа

Краткое описание

Темой представленной контрольной работы является изучение вопроса о том, как немецкий идеализм рассматривал проблему сущности человека. Данный аспект, учитывая наличие целой плеяды ярких представителей немецкой классической философии, безусловно, хотелось бы изучить, основываясь на работах таких выдающихся мыслителей как, Иммануил Кант, Иоганн Фихте, Вильгельм Фридрих Шеллинг, Георг Гегель, но учитывая предполагаемый объем работы, сделать это было бы весьма затруднительно, поэтому автор решил остановить свое внимание на Иммануиле Канте.

Содержание

Введение. 3
1. Развитие немецкой классической философии. 4
2. Жизнь и творчество Иммануила Канта. 5
3. Учение о человеке 6
Заключение. 10
Список литературы. 11

Вложенные файлы: 1 файл

Эволюция Марксистской философии..docx

— 43.33 Кб (Скачать файл)

Что касается сферы наших  неосознанных представлений, то она  значительно шире, чем можно себе представить, практически беспредельна. «На большой карте нашей души, так сказать, освещены только немногие пункты, - это обстоятельство может возбуждать у нас удивление перед нашим собственным существом, ведь если бы некая высшая сила сказала: да будет свет, то без малейшего содействия с нашей стороны перед нашими глазами открылось бы как бы полмира (если, например, мы возьмём писателя со всем тем, что он имеет в своей памяти)». Рассуждения о «тёмных представлениях» и их роли в творческом процессе – важное дополнение к гносеологии и эстетике критицизма.

В «Критике способности суждения»  художественное творчество рассматривалось  как особый дар, несравнимый ни с  каким другим видом деятельности. Его носитель определялся как  гений. В «Антропологии с прагматической точки зрения» сфера гения  охватывает и науку. Иммануил Кант проводит разграничение между «открытием»  и «изобретением». Открывают то, что существует само по себе, оставаясь  неизвестным (Колумб открыл Америку). Изобретение  – создание ранее не существовавшего (порох был изобретён). Талант к изобретению называют гением, теперь в число гениев И. Кант зачисляет и Ньютона. И это характерная деталь: здесь речь идёт о сближении научного и художественного творчества, эстетического и познавательного начал. И то и другое опираются на воображение.

Но сближение не означает совпадения. В «Антропологии с  прагматической точки зрения» по – прежнему отстаивается идея специфичности эстетического начала и его промежуточного, опосредствующего предназначения. А в этом состояло главное завоевание «Критики способности суждения»: там была показана несводимость эстетического ни к знанию, ни к морали, но одновременно подчёркнута неразрывная связь красоты с истиной и добром. Эстетическое есть нечто иное, чем познание и нравственность, оно своеобразный «мост» между ними. Одно утверждение не существует без другого, тезис – без антитезиса. В «Антропологии с прагматической точки зрения» упор делается на антитезис, в частности вводится понятие «эстетическое познание». В «Критике способности суждения» этого не было, там шла речь о прекрасном как об «игре познавательных сил», которая является лишь подготовкой к акту познания. Вместе с тем соприкосновение двух сфер открывало возможность допущения некой промежуточной сферы, принадлежащей как эстетическому, так и познавательному началу, где знание приобретает эстетическую окраску, а эстетическое становится познавательным. Допущение такой сферы не только не разрушает исходные построения эстетики И.Канта, но, наоборот, логически вытекает из её существа. Эстетическое познание – особая сфера между чувствительностью и рассудком. Логика бросает упрёк чувственности в поверхности, единичности знаний. Обратный упрёк рассудку – в сухости и абстрактности. Эстетическая способность избирает путь, на котором можно избежать обоих недостатков. Этот путь не уводит от науки, а, наоборот, приводит к ней: «…красота – это цветок, а наука – плод…». О самом чувстве прекрасного Иммануил Кант говорит как об отчасти чувственном, отчасти интеллектуальном удовольствии.

В «Антропологии» уточняется одна из главных категорий кантовской эстетики – «чувство удовольствия», которое лежит в основе способности  суждения. Удовольствие есть чувство, «споспешествующее жизни». Но у человека на животный инстинкт наслаждения наложена нравственная и культурная узда. Человеческое удовольствие есть синоним культуры. «Один способ удовольствия есть в  то же время культура, а именно увеличение способности испытывать ещё большее  удовольствие, таково удовольствие от наук и изящных искусств. Другой способ – истощение, которое делает нас всё менее способными к  дальнейшему наслаждению».

Именно в «Антропологии  с практической точки зрения»  Кантом была  сказана знаменитая фраза: «…работа – лучший способ наслаждаться жизнью». Чем больше ты сделал, тем  больше ты жил. Единственное средство быть довольным судьбой – заполнить  свою жизнь деятельностью. Философ  написал эти строки, когда ему  шел семьдесят пятый год. 

Заключение

Подводя основные итоги по проделанной работе можно прийти к ряду следующих выводов:

1. Завершив к середине 19 в. свое развитие, немецкая классическая философия оказалась включенной в мировую философскую культуру в качестве одного из ее самых содержательных и вместе с тем живых компонентов. Исторические судьбы немецкой классической философии столь же сложны и противоречивы, как и образующие ее учения. Немецкая философия – это громадное достижение в области философии. Достижение и значимость, которого трудно переоценить. Вместе с тем весь период развития классической немецкой философии предстает как целостный процесс, включающий в себя взаимодействие и противоборство различных концепций, а так же их взаимовлияние.

2. Классическая немецкая философия положила знаменитый отпечаток на последующий ход развития мировой философской мысли. Она послужила теоретическим источником формирования философских взглядов Маркса и Энгельса, Герцена и Чернышевского. На ее базе возникли философские школы неокантианства неогегельянства, расцвет деятельности которых попадает на последнюю треть XIX и первую треть XX столетий.

3. Иммануил Кант (22 апреля 1724г., Кёнигсберг, Пруссия — 12 февраля 1804г.) с его огромным вкладом, который был внесен им в формирование немецкого идеализма, на сегодняшний день считается родоначальником этого философского течения, стоящего на грани эпох Просвещения и Романтизма.

4. Воззрения Канта на человека отражены в книге «Антропология с прагматической точки зрения» (1798 год). Главная её часть состоит из трёх разделов в соответствии с тремя способностями человека: познание, чувство удовольствия и неудовольствия, способность желать.

5. Человек по Канту — это «самый главный предмет в мире», так как у него есть самосознание.

Человек — это высшая ценность, это личность. Самосознание человека порождает эгоизм как природное свойство человека. Человек не проявляет его только тогда, когда рассматривает свое «Я» не как весь мир, а только как часть его. Нужно обуздывать эгоизм, контролировать разумом душевные проявления личности.

Человек может иметь неосознанные представления — «тёмные». Во мраке может протекать процесс рождения творческих идей, о которых человек может знать только на уровне ощущений.

От сексуального чувства (страсти) мутится разум. Но у человека на чувства и желания накладывается нравственная и культурная норма.

Анализу Канта подверглось такое понятие, как гений. «Талант к изобретению называют гением» - писал он.

Таковы основные выводы, сделанные в результате анализа  данной работы.

 

Список литературы

 

  1. Алексеев В.О. Философия. Конспект лекций. М.: Норма, 2008 — 160с.
  2. Асмус В.Ф. Иммануил Кант. М.: Издательство «Наука», 1973.
  3. Гулыга А. В. Кант. М., «Молодая гвардия», 1977. — 304с.
  4. Канке В.А. Философия. Учебник.  5-е изд., перераб. и доп. - М.: Логос, 2007. — 376с.
  5. Нарский И.С. Кант. М., «Мысль», 1986. — 207с.
  6. Нарский И.С. Западноевропейская философия 19 века. 1996.
  7. Сергеев К.А., Слинин Я.А., Перов Ю. В. Очерки по истории немецкого классического идеализма. СПб, 2001.
  8. Торубарова Т.В. О сущности человеческой свободы в немецком классическом идеализме. СПб, 2006.
  9. Философия. Учебник/ под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, В.П. Филатова. 2008.
  10. Якушев А. В. Философия (конспект лекций). — М.: Приор-издат.2004. — 224 с.

 


Информация о работе Эволюция марксистской философии