Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 14:38, доклад
Экзистенциализм, или философия существования — одно из самых популярных и влиятельных течений современной общественной мысли. Экзистенциализм формировался в первой половине XX века и во многом отражает тот период. Этим собственно и объясняется трагическая интонация и общая пессимистическая окраска большинства положений философии экзистенциализма.
Экзистенциализм рассматривает бытие как некую изначальную непосредственную целостность субъекта и объекта; познаваемое и познающее в их целостности должны совпасть.
Социальный смысл учения об экзистенции раскрывается в экзистенциалистских концепциях личности и свободы.
Личность, как ее видят
экзистенциалисты, является самоцелью,
а коллектив при этом выступает
лишь как средство, обеспечивающее
возможность материального
Главная проблема экзистенциализма - отчуждение индивида от общества. Экзистенциализм понимает отчуждение многосторонне: и как превращение деятельности индивида, ее продуктов в самостоятельную довлеющую над ним, враждебную ему силу; и как противостояние человеку государства, всей организации труда в обществе, различных общественных институтов, других членов общества и т.д.
Особенно глубоко
Согласно экзистенциализму
человек помимо своей воли заброшен
в этот мир, в свою судьбу и живет
в чужом для себя мире. Его волнуют
вопросы: Для чего живет человек?
В чем смысл его жизни? Каково
место человека в мире? Каков выбор
им своего жизненного пути? Человек
пытается осмыслить бытие. По Хайдеггеру,
для вопрошающего человека бытие
раскрывается и высвечивается через
все, что люди познают и делают.
Человек не может смотреть на мир
иначе, чем сквозь призму своего бытия,
разума, чувств, воли, вместе с тем
вопрошая о бытии как таковом.
Для человека мыслящего характерно
стремление повсюду быть дома в совокупном
целом, во всем мироздании. Поскольку
конечную основу человеческого бытия
составляет его временность, преходящность,
конечность, постольку прежде всего
время должно быть рассмотрено как
наисущественнейшая характеристика бытия.
Обычно же бытие человеком
У Ясперса личностное бытие
связывается с обостренными поисками
человеком своей
По Ясперсу, экзистенция проявляется в
свободе, которая в свою очередь связывается
с трансценденцией. Ясперс создает вариант
религиозного экзистенциализма. Обретение
же человеком сущности, свободы, познания
вещей внешнего мира возникает в “пограничных
условиях”: перед лицом смерти, в страданиях,
через чувство вины, в борьбе, т.е. тогда,
когда человек оказывается на границе
между бытием и небытием. Оказавшись в
“пограничной ситуации”, человек освобождается
от господствующих ценностей, норм, установок.
И это освобождение, “очищение “Я” дает
ему возможность постичь себя как экзистенцию.
Именно экзистенция и помогает понять
человеку иллюзорность его бытия, соприкоснуться
с Богом.
Философская концепция экзистенциализма
Сартра развивается на основе абсолютного
противопоставления и взаимоисключения
понятий: “объективность” и “
Концепция свободы воли развертывается у Сартра в теории “проекта”, согласно которой индивид не задан самому себе, а проектирует, “собирает” себя в качестве такового. Поэтому трус, например, ответственен за свою трусость, и для человека нет “алиби”. Экзистенциализм Сартра стремится заставить человека осознать, что он полностью в ответе за самого себя, свое существование и окружающее, ибо исходит из утверждения, что не будучи чем-то заданным, человек постоянно строит себя посредством своей активной субъективности. Он всегда “впереди, позади себя, никогда - сам”. Отсюда то выражение, которое Сартр дает общему принципу экзистенциализма: “...существование предшествует сущности...” По сути это означает, что всеобщие, культурные объективации, которые выступают как “сущности”, “природа человека”, “ценности” являются лишь отложениями, застывшими моментами деятельности, с которыми конкретный субъект никогда не совпадает. Экзистенция и есть постоянно живой момент деятельности, взятый в виде внутрииндивидуального состояния, субъективно. В более поздней работе ”Критика диалектического разума” Сартр формулирует этот принцип как принцип “несводимости бытия к знанию”. Но экзистенциализм Сартра не находит иной основы, из которой человек мог бы развить себя в качестве подлинно самодеятельного субъекта, кроме абсолютной свободы и внутреннего единства “проектирующего я”. В этом своем возможном развитии личность одинока и лишена опор. Место активной субъективности в мире, ее онтологическую основу Сартр обозначает как “ничто”. По мысли Сартра, “...человек без всякой опоры и помощи, осужден в каждый момент изобретать человека” и тем самым “человек осужден на свободу”. Но тогда основой подлинности (аутентичность) могут быть только иррациональные силы человеческого подполья, подсказки подсознательного, интуиции, безотчетные душевные порывы и рационально неосмысленные решения, неминуемо приводящие к пессимизму или к агрессивному своеволию индивида: “история любой жизни есть история поражения”. Появляется мотив абсурдности существования: Абсурдно, что мы рождаемся, и абсурдно, что мы умираем”. Человек, по Сартру, - бесполезная страсть.
Несмотря на гипертрофирование духовного начала в человеке, и сведения его более к иррациональному, экзистенциализм внес значительный вклад в развитие философских подходов к человеку как личности, к выявлению его сущности.
Экзистенциализм также внес вклад в построение целостного философского образа человека.
Философия экзистенциализма, несмотря на некоторые перегибы в рассуждениях, обозначила ту “пограничную ситуацию”, в которой сейчас находится человек и человечество. Своими выработанными принципами она указала на необходимость пересмотра ценностных ориентиров, которыми руководствуется человек как личность и общество.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Экзистенциализм нельзя рассматривать
как философию бездействия. Экзистенциализм
определяет человека через его поступки,
он показывает, что все происходящие с
ним изменения есть результат не внешних
и механических воздействий, но жизненных
и внутренних его принципов.
Экзистенциалистская философия — оптимистична,
несмотря на пессимистическую окраску
некоторых своих положений. Она оптимистична,
так как учит, что становление человека
происходит не тогда, когда он замыкается
в себе, изолирован от других, а когда он
преследует какую-либо цель вне себя. В
этой связи именно экзистенциализм показывает,
что человек должен обрести себя и убедиться,
что ничто не может его спасти от себя
самого. Экзистенциализм тем самым освобождает
человека от всех надежд и иллюзий, что
он может стать свободным благодаря чему-то
вне себя самого. Именно экзистенциализм
учит, что каждый человек должен внести
свой индивидуальный, особый вклад в общее
творчество и созидание совместной жизни
людей. Только в этом случае деятельность
всех людей может стать взаимно дополняющей,
создающей единое целое, вместо повторения
одних и тех же действий.
Оценивая в целом весомый
вклад экзистенциализма в развитие
философии человека, нельзя не видеть
весьма существенного, присущего ей,
недостатка. Рассматривая человека самосознающим
существом, экзистенциализм, к сожалению,
не учитывает ни естественной, ни общественной
объективной истории его
Экзистенциализм отразил
в своей философии состояние
сознания, переживаний людей в
современном мире, тем самым он
во многом обнажил и объяснил те
противоречия, с которыми сталкивается
человек в этом мире.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Экзистенциализм, или философия существования.
Эпоха между двумя войнами, представляется как время в творческом, духовном отношении исключительно плодотворное. В философии того времени изменение общего чувства жизни проявилось так, что внезапно, совершенно неожиданно была утрачена вера в господствовавшую философию, в ту, что во второй половине XIX века вышла из обновленного критического идеализма Канта. «Крах немецкого идеализма», провозглашенный тогда Паулем Эрнстом в пользовавшейся успехом книге, а также Освальдом Шпенглером в его «Закате Европы», был переведен во всемирноисторический план. Критики неокантианства могли опереться на двух могучих предтеч: то были Фридрих Ницше, подвергший критике платонизм и христианство, и Серен Кьеркегор с его блестящим выступлением против рефлективной философии умозрительного идеализма. Два новых лозунга были противопоставлены теперь методологизму неокантианства -- лозунг иррациональности жизни, особенно исторической (и тут можно было ссылаться на Ницше и Бергсона, а также и на Вильгельма Дильтея, великого историка философии), и девиз существования, прозвучавший в сочинениях Серена Кьеркегора, датского философа первой половины XIX века, который как раз тогда стал известен в Германии благодаря переводам, выходившим в издательстве
Дидерихс. Подобно
тому, как Кьеркегор критиковал Гегеля
как философа рефлексии, позабывшего
об экзистенции, так теперь начали критиковать
самодовольный методологизм неокантианцев,
поставивших философию
Общим философским
источником антисциентистской
Экзистенциализм [позднелат. - existentia - существование], или философия существования, - одно из крупнейших направлений философии 20 в. Экзистенциализм возник накануне Первой мировой войны в России (Шестов, Бердяев), после нее в Германии (Хайдеггер, Ясперс, Бубер) и в период Второй мировой войны во Франции (Марсель, выдвигавший идеи экзистенциализма еще во время Первой мировой войны, Сартр, Мерло-Понти, Камю, С. де Бовуар). В середине 20 в. экзистенциализм широко распространился и в других странах, в т.ч. и США. Получив наибольшее признание и популярность в середине 20 в., экзистенциализм стал одним из наиболее влиятельных и продуктивных культурогенных факторов эпохи, он определял интеллектуально-духовные поиски широких слоев интеллигенции, оказал сильное влияние на литературу, литературоведение, искусство и др. [7, 1305]