Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 14:38, доклад
Экзистенциализм, или философия существования — одно из самых популярных и влиятельных течений современной общественной мысли. Экзистенциализм формировался в первой половине XX века и во многом отражает тот период. Этим собственно и объясняется трагическая интонация и общая пессимистическая окраска большинства положений философии экзистенциализма.
На формирование
современной философии
Обычно различают религиозный (К. Ясперс, Г. Марсель, Н. Бердяев и др.), и атеистический (М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю и др.) экзистенциализм. Такое деление весьма условно, ибо для многих представителей нерелигиозного экзистенциализма утверждение, что Бог умер, связано с признанием невозможности и абсурдности жизни людей без Бога.
Центральные вопросы экзистенциализма -- существование человека, смысл его жизни и судьбы в мире -- необычайно созвучны любому, задумывающемуся над своим бытием, человеку. Вот почему экзистенциализм столь популярен и поныне. Экзистенциализм исходит из субъекта, полагая, что существование предшествует сущности. У Ж. П. Сартра и других субъектом, у которого существование предшествует сущности, является человек или, как говорит М. Хайдеггер, «человеческая реальность». Другими словами, экзистенциальные проблемы -- этo вопросы самого факта существования каждого человека и переживание своего способа существования. [11, 143].
Экзистенциалистской
философии придерживаются люди, различающиеся
по своим политическим убеждениям.
Так, Хайдеггер в Германии в 30 - 40
гг. не прекращал сотрудничества с
нацистами, а либерал К. Ясперс, не
принявший фашизма, был лишен
возможности преподавать и
Исходным пунктом экзистенциалистского философствования, определяющим его содержание, является категория «существования» (экзистенция). Она является ключевой при рассмотрении социальных отношений и внешнего мира, познавательных актов и эмоциональных реакций, общественных институтов и действий отдельных личностей. Это философствование основано на приоритете «человеческого существования» по отношению ко всем другим проблемам [6, 354].
Истоки экзистенциализма
содержатся в учении датского мыслителя
ХIХ в. Серена Кьеркегора, который
ввел понятие экзистенции как
осознания внутреннего бытия
человека в мире. Поскольку предметное
внешнее бытие выражает собой
«неподлинное существование», обретение
экзистенции предполагает решающий
«экзистенциальный выбор», посредством
которого человек переходит от созерцательно-чувственного
бытия, детерминированного внешними факторами
среды, к единственному и
Существование, или
экзистенция -- это нечто невыразимое
в понятиях, то, что никогда не
является объектом, ибо человек не
в состоянии взглянуть на себя
со стороны. Существование не поддается
рациональному постижению, и единственная
возможность познать его
Для экзистенциалиста у человека нет определения (сущности) до его существования -- личностного бытия, направленного к ничто (смерти) и сознающего, переживающего свою конечность. Это означает, что человек сначала существует (появляется и занимает место в неосмысленном, грубо вещественном мире), а только потом он определяется -- входит в область подлинных сущностей и смыслов. С точки зрения экзистенциалистов, человек потому и не поддается научному определению, что он первоначально ничего собой не представляет, он изначально лишен какой-либо природы, определяющей его индивидуальное, личностное бытие. Человек станет человеком лишь позже. Человек есть лишь то, что он сам из себя делает. Он есть ничто иное как его проект самого себя, и он существует лишь настолько, насколько сам себя осуществляет.
Ж.-П. Сартр, подчеркивает,
что всякий субъект (человек) не есть
строго индивидуальный субъект. С точки
зрения Ж.-П. Сартра, истина постижения
человека как себя самого не может
быть никакой другой, кроме "Cogito ergo
sum" ("Я мыслю, следовательно, я
существую"). Дух обретает силу бытия
в каждом отдельном человеке. Однако
в "cogito" человек открывает не
только себя самого, он открывает и
других людей. Иначе говоря, через "Я
мыслю" человек постигает себя
перед лицом другого, и другой
человек так же достоверен для
него, как и он сам. Для того чтобы
выяснить какую-либо истину о себе самом,
человек должен пройти через другого.
Другой необходим для собственного
существования человека и для
самопознания человека. Таким образом,
человек открывает целый мир,
который называется интер-субъектом.
Только в этом интер-субъектном мире
и решает человек, чем является он
сам и чем являются другие люди.
Человек своим поступком (действиями)
создает определенный образ человека,
который он выбирает, ибо выбирая
себя, он выбирает человека вообще. Как
говорит Ж.-П. Сартр, человек своим
поступком толкает на тот или
иной путь жизни не только себя самого,
но и все человечество. Атеистический
экзистенциализм исходит из положения:
Богa нет, а поэтому человеку все
позволено. Иначе говоря, человек
живет в мире, где религиозная
надежда умерла, а поэтому человеку
как бы надо жить без высшего смысла
и благодати. С точки зрения Ж.-П.
Сартра, А. Камю и других атеистических
экзистенциалистов это
Можно сказать, что свобода в экзистенциалистской философии представляет два непременных условия:
- возможность выбора человеком самой цели, или свобода его воли;
- возможность достичь человеком поставленной цели, или свобода его действия.
Важно в этой связи
обратить внимание на экзистенциалистский
подход к проблеме выбора человека,
ибо в этом подходе сконцентрировано,
можно сказать, кредо этой философии.
Так, в философии Ж.-П. Сартра человек
отличен от всех природных существ,
именно своей способностью выбирать
самого себя, быть самим собой к
нести ответственность перед
собой за свой выбор. Другими словами,
выбор человека у Ж.-П. Сартра не сообразовывается
ни с какими социальными нормами
и установлениями, но и выбирая
себя, человек одновременно выбирает
и все человечество. За каждой принятой
позицией или каждым частным обязательством
можно различить
Свобода в экзистенциализме предстает как тяжелое бремя, которое должен нести человек, поскольку он личность и обречен быть свободным -- быть самим собой. Конечно, человек может отказаться от своей свободы. Но отказаться от свободы -- это отвергнуть свою личность, что значит поступать и думать так, как поступают и думают все. При этом мир, в который погружается человек, как говорит об этом М. Хайдеггер, -- это "ман" (в немецком языке "man" -- неопределенно-личное местоимение), то есть по существу безличный мир, в котором все анонимно, где каждый изолирован от других, усреднен и становится объектом действия. Это такой мир, где никто ничего не решает, а поэтому и не несет ни за что ответственности, Человеку в таком мире не на кого надеяться, ибо, по Сартру, он сам по себе, как сам по себе мир. Разрушением объективированного, безличного мира "ман", согласно философии экзистенциализма, является подлинное человеческое общение, или экзистенциальная коммуникация -- прорыв одного индивида к другому, единение людей и понимание их друг другом. Для А. Камю, например, подлинное общение -- это объединение людей в бунте против абсурдного мира. Разрушению мира "ман" способствует и творчество человека. Однако мир "ман" постоянно стремится разрушить экзистенциальную коммуникацию, сломать творческий процесс. Отстаивая свободу человека, экзистенциалисты связывают ее с полной ответственностью человека как личности за свою экзистенцию. Понятно, считает Ж.-П. Сартр, свобода как определение человека, его экзистенция не зависит от других, но, как только осуществляется выбор или начинается действие, человек вынужден желать вместе со своей свободой свободы других людей. Иначе говоря, человек может поставить своей целью свою свободу лишь в том случае, если он поставит своей целью также и свободу других. Согласно экзистенциализму человеческая личность есть самоцель существования и развития Общество же призвано обеспечивать возможность свободного духовного развития каждой личности, гарантируя такой порядок жизнедеятельности людей, который бы ограждал личность от посягательств на ее свободу. Однако роль общества, по мнению экзистенцилистов, отрицательна, поскольку общество может предоставить человеку свободу лишь от чего-либо (экономическую, политическую и т. п). Подлинная свобода -- свобода экзистенциальная -- "свобода для", и она начинается по ту сторону социальной сферы, в мире духовной жизни личности. Всe это означает, что у экзистенциалистов свобода состоит не в определении себя через объективированные признанные цели и интересы общества. С их точки зрения, свобода осуществляется, во-первых, через расширение и даже универсализацию личной ответственности и, во-вторых, через интерпретацию своей деятельности в контексте общей взаимосвязи и судьбы человеческой духовности [11, 144 - 150].