Эпоха Возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 19:52, творческая работа

Краткое описание

Целью своей работы считаю необходимость показать особенности философии эпохи Возрождения, которые отличают ее от философских мыслей предыдущих времен.
Задачи:
- рассмотреть особенности философии и основные направления философии эпохи Возрождения;
-узнать о наиболее выдающихся представителях эпохи, рассмотреть их мысли, взгляды.
- выявить основные идеи философии Ренессанса.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Особенности философии эпохи Возрождения ………………………………4
Основными направлениями философии эпохи Возрождения……..……….5
Гуманизм ………………………………………………………………………..7
Неоплатонизм……………………..…………………………………………….9
Натурфилософские идеи……………………………………………………....11
Социально-политическая философия эпохи Возрождения………………...13
Заключение……………………………………………………………………..19
Список литературы …………………………………………………………....20

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ПО ФИЛОСОФИИ.docx

— 42.50 Кб (Скачать файл)

 

Николай Кузанский (1401 — 1464) был священнослужителем, богословом, однако придерживался новаторских для своего времени философских взглядов. Дал новую трактовку бытия и познания, согласно которой:

• не существует разницы  между Богом и Его творением (то есть мир един, а Бог и окружающий мир, Вселенная — одно и то же);

•"единое" (Бог) и "бесконечное" (Его творение) относятся между  собой как минимум и максимум (противоположности), а поскольку  Бог и Его творение совпадают, то совпадают минимум и максимум;

• исходя из этого, Николаем Кузанским был выведен закон  совпадения противоположностей: поскольку  противоположности совпадают, то совпадают  форма и материя (следовательно, сущность (эссенция) и существование (экзистенция) неразрывны и бытие  едино);

• едины идея и материя;

• реально существует (поглощая все остальное) актуальная бесконечность;

• Вселенная бесконечна, не имеет начала, не имеет конца, не имеет центра, Земля не является центром Вселенной;

• Вселенная — это  чувственно изменчивый Бог, абсолютный и завершенный (мир, природа, все  сущее заключено в Боге, а не Бог — в окружающем мире);

• бесконечность сама по себе объединяет противоположности, что  доказывается математически (вписанный  в круг квадрат при бесконечном  увеличении в нем углов станет кругом и т. д.);

 

• бесконечность Вселенной, окружающего мира приводит к бесконечности  познания;

• невозможно достичь абсолютного (полного) знания, увеличение знаний приведет только к учености, но не истинному  знанию ("ученому незнанию" —  термин Николая Кузанского). Таким  образом, Николай Кузанский, будучи философом идеалистического направления  и богословом, очень близко подошел  к материалистическому объяснению окружающего мира (Вселенной) и подготовил почву для натурфилософских учений — Николая Коперника, Джордано Бруно, Галилео Галилея и др.

 

Джованни Пико делла Мирандола (1463 — 1494) попытался объединить все известные ему религиозные и философские учения и создал эклектическое произведение "900 тезисов", главные идеи которого заключались в том, чтобы:

• возвысить человека и  отделить от окружающего мира, признать отдельной реальностью ("четвертым  миром" космоса, наряду с элементарным, небесным и ангельским);

• признать за человеком  полную свободу выбора;

• объединить все философские  учения и найти "золотую середину" путем их согласования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Натурфилософские  идеи

 

Представители натурфилософии:

• обосновывали материалистический взгляд на мир;

• стремились отделить философию  от теологии;

• формировали научное  мировоззрение, свободное от теологии;

• выдвигали новую картину  мира (в которой Бог, Природа и  Космос едины, а Земля не является центром Вселенной);

• считали, что мир познаваем  и в первую очередь благодаря  чувственному познанию и разуму (а  не Божественному откровению).

 

Наиболее яркими представителями  натурфилософии эпохи Возрождения  являлись Андреас Везалий, Леонардо да Винчи, Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей.

 

Андреас Везалий (1514 — 1564) совершил революцию в философии и медицине.

Везалий материалистически  объяснил происхождение мира, в центре которого ставил человека.

Везалием были опровергнуты взгляды, более тысячи лет господствовавшие в медицине со времен Галена (130 — 200) — древнеримского врача, который  описал физиологию и строение человека, опираясь на исследования животных. Напротив, Везалий основывал свои выводы на многочисленных анатомических экспериментах  и издал знаменитую для своего времени книгу "О строении человеческого  тела", где подробно описал анатомию человека, которая гораздо больше соответствовала реальности, чем  анатомия, описанная Галеном.

 

Николай Коперник (1473 — 1543), опираясь на астрономические исследования, выдвинул принципиально иную картину бытия:

• Земля не является центром  Вселенной (отвергался геоцентризм);

• Солнце является центром  по отношению к Земле (геоцентризм  заменялся гелиоцентризмом), Земля  вращается вокруг Солнца;

• все космические тела движутся по собственной траектории;

• космос бесконечен;

• процессы, происходящие в  космосе, объяснимы с точки зрения природы и лишены "священного" смысла.

 

Джордано Бруно (1548 — 1600) развил и углубил философские идеи Коперника:

• Солнце является центром  только по отношению к Земле, но не центром Вселенной;

• Вселенная не имеет  центра и бесконечна;

• Вселенная состоит из галактик (скоплений звезд);

• звезды — небесные тела, подобные Солнцу и имеющие свои планетные  системы;

• число миров во Вселенной  бесконечно;

• все небесные тела —  планеты, звезды, а также все, что  имеется на них, обладают свойством  движения;

• не существует Бога, отдельного от Вселенной, Вселенная и Бог  — одно целое.

Идеи Джордано Бруно не были приняты католической Церковью, и он был сожжен на костре в 1600 г.

Галилео Галилей (1564 — 1642) на практике подтвердил правильность идей Николая Коперника и Джордано Бруно:

• изобрел телескоп;

• с помощью телескопа  исследовал небесные тела;

• доказал, что небесные тела движутся не только по траектории, но и одновременно вокруг своей оси;

• обнаружил пятна на Солнце и разнообразный ландшафт (горы и пустыни - "моря") на Луне;

• открыл спутники вокруг других планет;

• исследовал динамику падения  тел;

• доказал множественность  миров во Вселенной.

Галилеем был выдвинут метод научного исследования, который  заключался в:

• наблюдении;

• выдвижении гипотезы;

• расчетах воплощения гипотезы на практике;

• экспериментальной (опытной) проверке на практике выдвинутой гипотезы.

 

 

 

 

 

 

 

Социально-политическая философия эпохи возрождения 

1. Для эпохи Возрождения  было характерно не только  повышение интереса к человеку, но и большой интерес к проблеме  государства, устройства общества, взаимоотношений Церкви и государственных  институтов, верующих. Данная проблематика  нашла отражение в социально-политической  философии эпохи Возрождения,  основными направлениями которой  были:

• философия Реформации;

• политическая философия;

• философия социалистов-утопистов.

    2. Философия Реформации имела своей целью реформу католицизма, демократизацию Церкви, установление более справедливых отношений между Богом, Церковью и верующими.

Предпосылками возникновения  данного направления были:

• кризис феодализма;

• зарождение и укрепление класса торгово-промышленной буржуазии;

• ослабление феодальной раздробленности, становление европейских государств;

• незаинтересованность руководителей  данных государств, политической элиты  в чрезмерной, национальной, надгосударственной, общеевропейской власти Папы Римского и католической Церкви;

• кризис, моральное разложение католической Церкви, ее оторванность от народа, отставание от жизни, практика выдачи индульгенций;

• распространение в Европе идей гуманизма;

• рост самосознания личности, индивидуализм;

• рост влияния антикатолических религиозно-философских учений, ересей, мистики, гусизма.

В Реформации выделяются два основных течения:

• бюргерско-евангелическое;

• народное.

Лидерами бюргерско-евангелической Реформации являлись М. Лютер, У. Цвингли, Ж. Кальвин.

Народная Реформация была представлена движением Т. Мюнцера, анабаптистами, диггерами и др.

Основоположником Реформации считается доктор богословия Мартин Лютер (1483 - 1546). 31 октября 1517 года на дверях Виттенбергской замковой церкви в Германии им были прибиты 95 тезисов против индульгенций, что положило начало идеологической (а в ряде стран и вооруженной) борьбе против католицизма.

Основные идеи М. Лютера сводились к следующим:

• общение между Богом  и верующими должно происходить  напрямую;

• между Богом и верующими  не должно быть такого посредника, как  католическая Церковь;

• необходимо упрощение  обрядов;

• церковь должна стать  демократичной, а обряды — понятными  людям;

• необходимо уменьшение влияния  на политику других государств со стороны  Папы Римского и католического духовенства;

• должен быть восстановлен авторитет государственных институтов и светской власти;

• дело служения Богу — не только профессия, которую монополизировало духовенство, но и функция всей жизни  верующих христиан;

• необходимо освободить культуру и образование от засилья католических догм;

• необходимо запретить  индульгенции.

Другим крупным лидером  бюргерско-евангелической Реформации был Жан Кальвин (1509 — 1564). Он продолжил дело Лютера и систематизировал его идеи.

Согласно Кальвину:

• ключевой идеей протестантизма является идея предопределения;

• смысл данной идеи в  том, что людям изначально предопределено Богом либо быть спасенным, либо погибнуть, не состояться в жизни;

• все люди должны надеяться, что именно они предопределены к  спасению;

• выражением смысла жизни  на Земле для человека является профессия;

• профессия — это  не только способ зарабатывания денег, но и место служения Богу;

• добросовестное отношение  к своему делу — путь к спасению;

• успех в работе —  признак богоизбранности;

• вне работы необходимо быть скромным и аскетичным. Кальвин  не только выдвинул собственное теоретическое  религиозно-философское учение и  систематизировал идеи Лютера, но и  воплотил протестантизм на практике:

• возглавил реформационное движение в Женеве;

• добился признания реформированной (кальвинистской) Церкви в качестве официальной, упразднил в Женеве католическую Церковь и власть Римского Папы (сам Кальвин получил прозвище "Женевский Папа");

• подчинил кальвинистской Церкви светскую власть;

• провел реформы как  внутри собственной Церкви, так и  в городе: были запрещены пышные католические обряды, праздники, яркая  одежда, развлечения, танцы, ношение  украшений, был установлен строгий  пасторский надзор за населением, целью  которого было воспитание граждан в  духе аскетизма, пурита­низма, добросовестного  отношения к работе.

Результатом теоретических  изысканий Кальвина и его практической деятельности стала универсализация  Реформации, превращение ее из узкогерманского  в международное явление.

Народное направление  Реформации возглавил Томас Мюнцер (1490 — 1525). Будучи священником, он первоначально  примкнул к Лютеру, стал его сторонником, однако в 1520 г., через три года после  начала Реформации, разошелся с учителем. В целом соглашаясь с Лютером, Мюнцер выдвинул и собственные идеи Реформации, смысл которых в следующем:

• необходимо реформировать  не только Церковь, но общество в целом;

• цель изменения общества — достижение всеобщей справедливости, "Божьего царства" на земле;

• главная причина всех зол — неравенство, классовое  разделение, в основе которого лежат  частная собственность и частный  интерес;

• частный интерес необходимо подавить, все должно стать общим (имелось в виду прежде всего имущество, новый способ организации производства);

• жизнь и деятельность человека должны быть полностью подчинены  интересам общества, что угодно Богу;

• власть и собственность  должны принадлежать простому народу — "ремесленникам и пахарям".

В 1524 — 1525 гг. Томас Мюнцер возглавил антикатолическую и революционную  по своим социальным целям Крестьянскую войну в Германии. Война была проиграна, а сам Мюнцер погиб.

Значение философии Реформации в том, что она послужила идеологическим обоснованием политической и вооруженной  борьбы за реформу Церкви и против католицизма, которая продолжалась в течение XVI в. и в дальнейшем почти во всех странах Европы.

Информация о работе Эпоха Возрождения