Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 19:52, творческая работа
Целью своей работы считаю необходимость показать особенности философии эпохи Возрождения, которые отличают ее от философских мыслей предыдущих времен.
Задачи:
- рассмотреть особенности философии и основные направления философии эпохи Возрождения;
-узнать о наиболее выдающихся представителях эпохи, рассмотреть их мысли, взгляды.
- выявить основные идеи философии Ренессанса.
Введение…………………………………………………………………………3
Особенности философии эпохи Возрождения ………………………………4
Основными направлениями философии эпохи Возрождения……..……….5
Гуманизм ………………………………………………………………………..7
Неоплатонизм……………………..…………………………………………….9
Натурфилософские идеи……………………………………………………....11
Социально-политическая философия эпохи Возрождения………………...13
Заключение……………………………………………………………………..19
Список литературы …………………………………………………………....20
Николай Кузанский (1401 — 1464) был священнослужителем, богословом, однако придерживался новаторских для своего времени философских взглядов. Дал новую трактовку бытия и познания, согласно которой:
• не существует разницы между Богом и Его творением (то есть мир един, а Бог и окружающий мир, Вселенная — одно и то же);
•"единое" (Бог) и "бесконечное" (Его творение) относятся между собой как минимум и максимум (противоположности), а поскольку Бог и Его творение совпадают, то совпадают минимум и максимум;
• исходя из этого, Николаем Кузанским был выведен закон совпадения противоположностей: поскольку противоположности совпадают, то совпадают форма и материя (следовательно, сущность (эссенция) и существование (экзистенция) неразрывны и бытие едино);
• едины идея и материя;
• реально существует (поглощая все остальное) актуальная бесконечность;
• Вселенная бесконечна, не имеет начала, не имеет конца, не имеет центра, Земля не является центром Вселенной;
• Вселенная — это чувственно изменчивый Бог, абсолютный и завершенный (мир, природа, все сущее заключено в Боге, а не Бог — в окружающем мире);
• бесконечность сама по себе объединяет противоположности, что доказывается математически (вписанный в круг квадрат при бесконечном увеличении в нем углов станет кругом и т. д.);
• бесконечность Вселенной, окружающего мира приводит к бесконечности познания;
• невозможно достичь абсолютного
(полного) знания, увеличение знаний приведет
только к учености, но не истинному
знанию ("ученому незнанию" —
термин Николая Кузанского). Таким
образом, Николай Кузанский, будучи
философом идеалистического направления
и богословом, очень близко подошел
к материалистическому
Джованни Пико делла Мирандола (1463 — 1494) попытался объединить все известные ему религиозные и философские учения и создал эклектическое произведение "900 тезисов", главные идеи которого заключались в том, чтобы:
• возвысить человека и отделить от окружающего мира, признать отдельной реальностью ("четвертым миром" космоса, наряду с элементарным, небесным и ангельским);
• признать за человеком полную свободу выбора;
• объединить все философские учения и найти "золотую середину" путем их согласования.
Натурфилософские идеи
Представители натурфилософии:
• обосновывали материалистический взгляд на мир;
• стремились отделить философию от теологии;
• формировали научное мировоззрение, свободное от теологии;
• выдвигали новую картину мира (в которой Бог, Природа и Космос едины, а Земля не является центром Вселенной);
• считали, что мир познаваем и в первую очередь благодаря чувственному познанию и разуму (а не Божественному откровению).
Наиболее яркими представителями натурфилософии эпохи Возрождения являлись Андреас Везалий, Леонардо да Винчи, Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей.
Андреас Везалий (1514 — 1564) совершил революцию в философии и медицине.
Везалий материалистически объяснил происхождение мира, в центре которого ставил человека.
Везалием были опровергнуты взгляды, более тысячи лет господствовавшие в медицине со времен Галена (130 — 200) — древнеримского врача, который описал физиологию и строение человека, опираясь на исследования животных. Напротив, Везалий основывал свои выводы на многочисленных анатомических экспериментах и издал знаменитую для своего времени книгу "О строении человеческого тела", где подробно описал анатомию человека, которая гораздо больше соответствовала реальности, чем анатомия, описанная Галеном.
Николай Коперник (1473 — 1543), опираясь на астрономические исследования, выдвинул принципиально иную картину бытия:
• Земля не является центром Вселенной (отвергался геоцентризм);
• Солнце является центром по отношению к Земле (геоцентризм заменялся гелиоцентризмом), Земля вращается вокруг Солнца;
• все космические тела движутся по собственной траектории;
• космос бесконечен;
• процессы, происходящие в космосе, объяснимы с точки зрения природы и лишены "священного" смысла.
Джордано Бруно (1548 — 1600) развил и углубил философские идеи Коперника:
• Солнце является центром только по отношению к Земле, но не центром Вселенной;
• Вселенная не имеет центра и бесконечна;
• Вселенная состоит из галактик (скоплений звезд);
• звезды — небесные тела, подобные Солнцу и имеющие свои планетные системы;
• число миров во Вселенной бесконечно;
• все небесные тела — планеты, звезды, а также все, что имеется на них, обладают свойством движения;
• не существует Бога, отдельного от Вселенной, Вселенная и Бог — одно целое.
Идеи Джордано Бруно не были приняты католической Церковью, и он был сожжен на костре в 1600 г.
Галилео Галилей (1564 — 1642) на практике подтвердил правильность идей Николая Коперника и Джордано Бруно:
• изобрел телескоп;
• с помощью телескопа исследовал небесные тела;
• доказал, что небесные тела движутся не только по траектории, но и одновременно вокруг своей оси;
• обнаружил пятна на Солнце и разнообразный ландшафт (горы и пустыни - "моря") на Луне;
• открыл спутники вокруг других планет;
• исследовал динамику падения тел;
• доказал множественность миров во Вселенной.
Галилеем был выдвинут метод научного исследования, который заключался в:
• наблюдении;
• выдвижении гипотезы;
• расчетах воплощения гипотезы на практике;
• экспериментальной (опытной) проверке на практике выдвинутой гипотезы.
Социально-политическая философия эпохи возрождения
1. Для эпохи Возрождения
было характерно не только
повышение интереса к человеку,
но и большой интерес к
• философия Реформации;
• политическая философия;
• философия социалистов-
2. Философия Реформации имела своей целью реформу католицизма, демократизацию Церкви, установление более справедливых отношений между Богом, Церковью и верующими.
Предпосылками возникновения данного направления были:
• кризис феодализма;
• зарождение и укрепление класса торгово-промышленной буржуазии;
• ослабление феодальной раздробленности,
становление европейских
• незаинтересованность руководителей данных государств, политической элиты в чрезмерной, национальной, надгосударственной, общеевропейской власти Папы Римского и католической Церкви;
• кризис, моральное разложение католической Церкви, ее оторванность от народа, отставание от жизни, практика выдачи индульгенций;
• распространение в Европе идей гуманизма;
• рост самосознания личности, индивидуализм;
• рост влияния антикатолических религиозно-философских учений, ересей, мистики, гусизма.
В Реформации выделяются два основных течения:
• бюргерско-евангелическое;
• народное.
Лидерами бюргерско-
Народная Реформация была представлена движением Т. Мюнцера, анабаптистами, диггерами и др.
Основоположником Реформации считается доктор богословия Мартин Лютер (1483 - 1546). 31 октября 1517 года на дверях Виттенбергской замковой церкви в Германии им были прибиты 95 тезисов против индульгенций, что положило начало идеологической (а в ряде стран и вооруженной) борьбе против католицизма.
Основные идеи М. Лютера сводились к следующим:
• общение между Богом и верующими должно происходить напрямую;
• между Богом и верующими не должно быть такого посредника, как католическая Церковь;
• необходимо упрощение обрядов;
• церковь должна стать демократичной, а обряды — понятными людям;
• необходимо уменьшение влияния на политику других государств со стороны Папы Римского и католического духовенства;
• должен быть восстановлен
авторитет государственных
• дело служения Богу — не только профессия, которую монополизировало духовенство, но и функция всей жизни верующих христиан;
• необходимо освободить культуру и образование от засилья католических догм;
• необходимо запретить индульгенции.
Другим крупным лидером бюргерско-евангелической Реформации был Жан Кальвин (1509 — 1564). Он продолжил дело Лютера и систематизировал его идеи.
Согласно Кальвину:
• ключевой идеей протестантизма является идея предопределения;
• смысл данной идеи в том, что людям изначально предопределено Богом либо быть спасенным, либо погибнуть, не состояться в жизни;
• все люди должны надеяться, что именно они предопределены к спасению;
• выражением смысла жизни на Земле для человека является профессия;
• профессия — это не только способ зарабатывания денег, но и место служения Богу;
• добросовестное отношение к своему делу — путь к спасению;
• успех в работе — признак богоизбранности;
• вне работы необходимо быть скромным и аскетичным. Кальвин не только выдвинул собственное теоретическое религиозно-философское учение и систематизировал идеи Лютера, но и воплотил протестантизм на практике:
• возглавил реформационное движение в Женеве;
• добился признания
• подчинил кальвинистской Церкви светскую власть;
• провел реформы как внутри собственной Церкви, так и в городе: были запрещены пышные католические обряды, праздники, яркая одежда, развлечения, танцы, ношение украшений, был установлен строгий пасторский надзор за населением, целью которого было воспитание граждан в духе аскетизма, пуританизма, добросовестного отношения к работе.
Результатом теоретических изысканий Кальвина и его практической деятельности стала универсализация Реформации, превращение ее из узкогерманского в международное явление.
Народное направление Реформации возглавил Томас Мюнцер (1490 — 1525). Будучи священником, он первоначально примкнул к Лютеру, стал его сторонником, однако в 1520 г., через три года после начала Реформации, разошелся с учителем. В целом соглашаясь с Лютером, Мюнцер выдвинул и собственные идеи Реформации, смысл которых в следующем:
• необходимо реформировать не только Церковь, но общество в целом;
• цель изменения общества — достижение всеобщей справедливости, "Божьего царства" на земле;
• главная причина всех
зол — неравенство, классовое
разделение, в основе которого лежат
частная собственность и
• частный интерес необходимо подавить, все должно стать общим (имелось в виду прежде всего имущество, новый способ организации производства);
• жизнь и деятельность человека должны быть полностью подчинены интересам общества, что угодно Богу;
• власть и собственность должны принадлежать простому народу — "ремесленникам и пахарям".
В 1524 — 1525 гг. Томас Мюнцер возглавил антикатолическую и революционную по своим социальным целям Крестьянскую войну в Германии. Война была проиграна, а сам Мюнцер погиб.
Значение философии Реформации
в том, что она послужила