Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2015 в 17:57, контрольная работа
Эта работа призвана раскрыть основополагающие понятия и термины феноменологии, что бы убедится в исключительной независимости этого учения, а также в его необходимости в наши дни, по средствам изучения работ Гуссерля и его основных идей.
План работы.--------------------------------------------------------------------------
Цель работы .--------------------------------------------------------------------------
Введение. ------------------------------------------------------------------------------
Задачи и методы феноменологии.-------------------------------------------------
Основные идеи.-----------------------------------------------------------------------
Заключение.---------------------------------------------------------------------------
Литература.----------------------------------------------------------------------------
Он развил "чистую феноменологию" - процедуру, основывающуюся на исследовании содержания собственного сознания субъекта. Его метод требовал исключения всех предположений о внешних причинах и результатах их содержания. Цель этого метода - прояснение существенной природы ментальных актов и тем самым истин, которые являются источниками человеческого знания. А в двухтомных «Логических исследованиях» Гуссерль «… наметил принципиальную установку на очищение научного исследования от всякого рода неявных предпосылок, тех предпосылок, что носят метафизический характер. Чтобы достичь бесспорных основ знания, Гуссерль стремится сделать предмет науки нейтральным для познания, феноменологически очищенным - вот принцип феноменологической установки, или феноменологической редукции. (Здесь очевидно влияние на Гуссерля Р.Декарта и старшего современника - Р.Авенариуса.)»[3]
По мнению В.И. Молчанова,
«… философия Канта… оказала
громадное влияние на
Феноменология Гуссерля была в значительной степени подвержена влиянию Франца Брентано, его учителя по университету в Вене.
Ситуация Германии накануне и во время Второй мировой войны исключила Гуссерля - еврея по национальности - из философских дискуссий вплоть до середины 1950-х. Первыми его читателями оказались монах-францисканец и философ Ван Бреде - основатель первого Архива Гуссерля в Левене (1939), а также Мерло-Понти, Сартр, Рикер, Левинас, Деррида. Перечисленные философы находились под сильным влиянием феноменологии, и отдельные периоды их творчества могут быть названы феноменологическими.
К наиболее интересным
феноменологам или
2. Основные термины феноменологии
Феномен
Кант различает феномены и ноумены. Под феноменом Кант подразумевает явления, под ноуменом - не вещи-в-себе, которые непознаваемы, но реально существуют, а то, что реально не существует, но умопостигаемо.
Гуссерль называет феноменом «явление предмета в сознании» или сам процесс такового «явления предметом себя» в сознании. «Всякий феномен имеет свою собственную интенциональную структуру, анализ которой показывает, что она есть постоянно расширяющаяся система индивидуально интенциональных и интенционально связанных компонентов»[5].
Интенциональность
Понятие
Наполнение интенции
бытийным содержанием Гуссерль
называет истиной, а ее переживание
в суждении - очевидностью. Понятие
интенциональности и
Понятие интенциональности
характеризует психические
Эпохэ
«Наше универсальное
эпохэ заключает, как мы говорим,
мир в скобки, исключает мир (который
просто здесь есть), из поля
субъекта, представляющего на его месте
так-то и так-то переживаемый-воспринимаемый-
Как полагает А.Н. Суворова, «…необходимо очистить вещь от характеристик, привнесенных познанием. Девиз "Возвращение к предметам" означает в гносеологическом плане воздержание от ноэмы, воздержание от суждений о свойствах предметов,- это и есть знаменитое эпохе Гуссерля...»[7]
Горизонт
Работа Гуссерля в
области описания
По мнению А.Н. Суворовой,
«… горизонт означает точку, из
которой временит будущее, следовательно,
горизонт - это уже не точка, а
основание будущего. Жизненный мир
и горизонт - формы актуальностей,
в которых сконцентрированы
Конституирование
Понятие
Предмет, явленный сознанию в многообразии способов его данности, обретает в процессе конституирования свое содержание или бытие. "Нечто" явления или феномена превращается в конкретность вещи.
Ноэма и Ноэзиз
Ноэзис и ноэма (греч. «мышление» и «акт мышления» соответственно) - понятия, фиксирующие модус процессуальности интенциального сознания (ноэзис как "я мыслю") и объективное содержание мышления (ноэма как конституированный в мышлении объект). Эти понятия были введены в оборот Платоном. Аристотелем мышление трактовалось как комбинаторика ноэм, а истина как их адекватное сочетание. В феноменологии Гуссерля «ноэзис» и «ноэма» стали обозначать понятийные структуры, посредством которых сознание анализируется, исходя из его существенных структурных моментов. Ноэзис является моментом интенционального свершения актов сознания или способом данности предмета. Он содержит два компонента: компонент ощущения и компонент смыслообразования. Ноэма представляет собой интенциональный коррелят ноэзиса. Она фиксирует наполнение интенции содержанием восприятия. Это содержание или бытие предмета является идентичным в многообразии способов данности предмета или в множестве конкретных ноэтических переживаний.
Единство ноэмы и ноэсиса определяется синтезирующей деятельностью сознания, при которой целостность предмета обеспечивается целостностью сознания.
Как считает А.Н. Суворова, «… «Значение предмета" в понимании Гуссерля, т.е. как "смысл предмета", есть "ноэма"… т.е. мысленное содержание о предмете, или, другими словами, предметное содержание мысли.»[9]
Жизненный мир
Понятие мира, первоначально
в форме "естественного понятия
мира", а затем, как "жизненный мир",
является отдельной темой феноменологии.
К этой теме обращались Хайдеггер (бытие-в-мире
и понятие мирности мира), Мерло-Понти
(бытие-к-миру), Гурвич с его проектом мира
доксы и эпистемы, Шюц с его проектом феноменологически-
«Гуссерль правильно
ставит вопрос о связи
Интерсубъективность
Интерсубъективность есть условие возможности мира, как и условие объективности всякого знания, которое в "жизненном мире" из «моего», субъективного, превращается в «принадлежащее всем» - объективное.
3. Основные методы феноменологии
Феноменологически
По мнению А.Н. Суворовой,
«… понятие о предмете в
настоящей науке должно пройти
горнило феноменологической
Сам Гуссерль пишет: «… феноменолог, который хочет лишь фиксировать феномены и познавать исключительно свою собственную "жизнь", должен практиковать эпохэ. Он должен наложить запрет на любую обычную объективную "позицию" и отказаться от любого суждения, касающегося объективного мира. Опыт сам по себе останется таким, каким он был, опытом этого дома, этого тела, этого мира в целом, в том или ином присущем ему образе. Ибо невозможно описать никакое интенциональное переживание, пусть даже оно является "иллюзорным", переживанием самопротиворечащего суждения и т.п., не описывая того, что, как таковое, присутствует в переживании как объект познания…»[12]
4. Феноменология как она есть
По мнению А.Н. Суворовой, «феноменология - это философия сознания»[13].
Феноменология в понимании
Гуссерля - это описание смысловых
структур сознания и
Таким образом, феноменология
– наука о феноменах сознания.
Ее лозунгом становится лозунг
"Назад к вещам", которые
в результате феноменологическо
Феноменология превращается в исследование и описание превращения мнений в знания, субъективного в объективное, «моего» в «общезначимое». Размышления позднего Гуссерля о "жизненном мире" связывают воедино все его проекты феноменологии. В рамках "жизненного мира" и его генезиса разворачивается тело самого разума, первоначально имеющего форму наукоучения. Феноменология, описывая двойственный характер "жизненного мира", как основания всякого знания и горизонта всех его возможных модификаций, кладет в его основание двойственность самого сознания, которое всегда исходит из чего-то ему Чуждого и с необходимостью его полагает.
Информация о работе Э. Гуссерль и основные идеи феноменологической философии