Валютное регулирование РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 01:13, курсовая работа

Краткое описание

Основными целями валютного регулирования в Республике Беларусь с позиций эффективной экономики являются:
- усиление значимости национальной валюты и уменьшение инфляционного давления валютного курса;
- стимулирование притока иностранной валюты и контроль за возвратом валютной выручки экспортерам;
- стимулирование активности субъектов внешнеэкономической деятельности (поощрение промышленного экспорта и создание таких условий для импорта, которые обеспечивали бы развитие импортозамещающих производств).

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая - валютное регулирование в РБ.docx

— 73.33 Кб (Скачать файл)

Основополагающим документом при совершении внешнеторговых сделок является внешнеторговый договор. И зачастую он становится предметом различного рода споров, возникающих между клиентами и обслуживающими их банками.

В соответствии со ст. 390 ГК договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

Есть еще несколько важных положений ГК относительно заключения договоров. Так, согласно ст. 391 ГК юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон в порядке и пределах, предусмотренных законодательством (ст. 392 ГК), а согласно ст. 404 ГК договор может быть заключен в любой форме, предусмотренной для совершения сделок, если настоящим Кодексом и иными актами законодательства для договоров данного вида не установлена определенная форма.

Внешнеторговые договоры, заключаемые отечественными предприятиями и организациями с нерезидентами, отличаются определенной шаблонностью и не всегда содержат необходимую информацию.

Анализ деятельности предприятий и организаций показывает, что большой удельный вес во внешнеторговых сделках занимают сделки, оформляемые не договорами, а счетами-фактурами. Насколько соответствует применение данных документов валютному законодательству?

Напомним еще раз, что во внешнеторговых договорах необходимо указывать дату и место заключения договора, предмет договора, количество, качество и цену товара, условия расчета и поставки, валюту платежа, срок поставки товаров, ответственность сторон, порядок разрешения споров, а также названия, юридические адреса и банковские реквизиты договаривающихся сторон.

В то же время нужно отметить, что Гражданским кодексом предусмотрено заключение договора посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.

Договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору. Договор признается заключенным после того, как между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

При совершении внешнеторговых операций часто возникают ситуации, когда экспортеры не укладываются в срок поступления денежных средств от экспорта и кроме получения разрешения Министерства торговли Республики Беларусь не остается ничего другого, как обращаться в страховые компании, предлагающие свои услуги по страхованию рисков, связанных с недополучением денежных средств от экспорта.

Подводя итог сказанному, можно сделать вывод, что валютный контроль созрел для того, чтобы его изменить. Программа-максимум — кардинальным образом изменить сам валютный контроль как экономический рычаг государства, программа-минимум — изменить подходы к валютному контролю в рамках существующей концепции государственного контроля.

В первом случае необходимо учитывать следующее:

1. Основополагающие цели валютного контроля заключаются в недопустимости необоснованного оттока капитала за рубеж и необоснованного непоступления экспортной выручки. К этому можно прибавить меры по пресечению незаконного использования валютных средств между резидентами Республики Беларусь. От данных мероприятий напрямую зависит экономическая безопасность государства.

2. Валютный контроль постепенно должен утрачивать черты жестких мер, связанных исключительно с применением экономических санкций, и приобретать форму мониторинга и анализа. Профилактические меры по предотвращению нарушений в валютной сфере должны выходить на первый план.

3. Основанием осуществления «мягкого» контроля должны стать комплексные реформы во всей экономике в целом, когда экономические стимулы превалируют над административными.

Иными словами, экспортеры и импортеры должны быть заинтересованы не в том, чтобы вывезти деньги из страны, а в том, чтобы найти им эффективное применение на родине.

Естественно, манипулирование рычагами контроля — дело крайне сложное. С одной стороны, закручивая гайки валютного контроля, государство отбивает охоту у юридических и физических лиц к легальному способу осуществления валютных операций. Но, с другой стороны, ослабление контроля при отсутствии реальных стимулов для предпринимательской деятельности приводит к негативным последствиям в виде дефицита валюты, росту курса иностранной валюты и процентных ставок и т.п. Поэтому необходим комплексный подход к решению данных проблем.

К тому же если в основе валютного контроля лежит разрешительная система, то эффективность такого контроля сомнительна из-за наличия множества разрешений и лицензий, выдача которых может быть потенциально сопряжена с правонарушениями и коррупцией в среде ответственных лиц. Это же относится и к тем, кто непосредственно осуществляет проверки и ревизии и от которых впоследствии зависят размеры применяемых экономических санкций.

В пределах ныне существующего правового поля валютный контроль целесообразно видоизменить в сторону ухода от «ревизионного» метода контроля валютных операций. Необходимо пересмотреть шкалу применения штрафных санкций с приданием ей большей гибкости. За нарушения формального характера, не приведшие к ущербу для экономической безопасности государства, не следует применять санкции материального характера. При этом должно быть единое понимание ущерба как такового, отсекающее какие-либо персональные доводы и суждения.

Таким образом, осуществив комплекс мероприятий по изменению валютного контроля, можно достичь эффекта, при котором словосочетание «валютный контроль» перестанет, наконец, вносить страх и смятение в умы участников валютных сделок. При этом как инструмент денежно-кредитной политики он должен оставаться и действовать в рамках национального законодательства, нормы которого в свою очередь должны быть установлены с учетом международного финансового права и мировой практики осуществления валютных операций.

 

2 Валютное регулирование  в Республике Беларусь

 

2.1 Критерии оптимальности  национальной валютной системы  в Республике Беларусь

 

 

Направления деятельности органов государственного валютного регулирования (НБ РБ, Министерства финансов и др.) определяются, исходя из критериев оптимальности национальной валютной системы. Для выбора оптимального валютного режима и эффективной системы валютного регулирования должны быть определены критерии оптимальности элементов национальной валютной системы, рассмотрены особенности различных видов валютных режимов для применения в нашей стране и уточнены действующие принципы директивного механизма валютного регулирования – определение сферы валютного регулирования (1), монополизация валютных операций уполномоченными банками (2), декларирование цели и необходимости проведения внешнеэкономической операции (3), лицензирование прав резидентов на авуары за границей (4), изоляция внутреннего рынка национальной валюты от европейского рынка (5), запрет компенсационных и арбитражных операций резидентами на рынке «FOREX».[9]

Валютный режим – это совокупность форм и методов, используемых при установлении валютного курса, т.е., режим установления курса обмена валют.

Главная цель любого валютного режима – сохранение внешней конкурентоспособности экономики на основе укрепления платежного баланса и стабилизации производства. [5]

В переходной экономике обменный курс выполняет важную функцию. Он используется для устранения искажений в структуре относительных цен на товары и услуги, оставшиеся от предыдущего состояния экономической системы, в которой ценообразование не велось с учетом рыночных механизмов. В экономике рыночного типа производители экспортируемых товаров подстраивают свое производство под мировые цены, после чего происходит корректировка относительных цен на не экспортируемые товары. В результате, национальная экономика органично встраивается в мировую структуру относительных цен. При изменении цен на внешних рынках стабилизатором цен на внутреннем рынке является адекватно измененный курс национальной валюты. Таким образом, внешние потрясения не будут отражаться на конкурентоспособности отечественной экспортной продукции.

При выборе системы обменного курса (валютного режима) правительства, как правило, руководствуются следующими критериями [6]:

-           текущим уровнем конкурентоспособности  экономики;

-           состоянием платежного баланса  и финансовой системы;

-           состоянием валютных резервов;

-           экономическим и политическим  климатом в стране и др.

Выбирая ту или иную систему обменного курса, Национальный банк фактически делает выбор между целевыми агрегатами регулирования, среди которых можно выделить – внутренние кредиты, дефицит платежного баланса, международные резервы и внешний долг.

Главный критерий оптимальности валютного режима и механизма валютного регулирования можно определить как минимизация отклонения объемов реального производства народного хозяйства в условиях кризиса, возникающего из-за внешний и внутренних факторов, от объемов производства в периоды подъема экономики.

Разработка механизмов валютного регулирования, способствующих приостановлению и последующему предотвращению оттока отечественного капитала в переходные периоды развития и период, охватывающий развитие элементов финансового рынка – эту задачу можно рассматривать, как основную для решения проблемы дефицита платежного баланса Республики Беларусь.

Исторически, движение денежных потоков классифицируют на потоки текущего и капитального характера. С позиции воздействия на эти потоки средств выделяется директивное направление валютного регулирования и экономическое (либеральное). Результаты реализации данных направлений валютного регулирования направлены на изыскание дополнительных источников финансирования внешнеэкономических диспропорций и создания условий для их ликвидации:

- применение  директивного направления валютного  регулирования определяется экспертами  МВФ, как использование механизмов  директивного вмешательства;

- применение  экономического механизма определяется  как применение операций на  «открытом рынке» (либеральное направление). [9]

В мировой практике образования валютно-обменного курса выделяют два основных режима [5]:

1) механизм фиксирования  или привязки курса национальной  валюты по отношению к курсу  другой валюты или корзине  валют;

2) режим, противоположный  первому, основанный на свободноплавающих  валютно-обменных курсах.

Стабилизация экономики может осуществляться через один из перечисленных режимов. Применение в явном виде определенного механизма валютного регулирования, одного из двух валютных режимов в конкретной стране не происходит, так как не дает положительного эффекта в силу наличия национальных особенностей данного хозяйственного механизма. Вместе с тем, гибкие   валютные режимы, такие как «управляемые» или «привязки к нескольким валютам», завоевывают все большее количество стран.

Эволюция валютных режимов в мировой практике свидетельствует о наличии тенденции постепенного перехода стран от режимов фиксирования валютно-обменного курса к более гибким валютным режимам. В основе механизма образования курса валют при гибких валютных режимах лежит реальный спрос и предложение на национальную валюту на внутреннем и внешнем рынках.

Неотъемлемым сегментом официального валютного рынка при данном валютном режиме обменного курса является наличие теневого валютного рынка.

Оптимальность валютного режима и механизма валютного регулирования проявляется в следующем[3]:

1)     минимизации  спекулятивных факторов, влияющих  на динамику валютно-обменного  курса национальной валюты, как  на сегментах внутреннего валютного  рынка, так и на внешнем валютном  рынке «FOREX»;

2)     в повышении  конкурентоспособности экспортной  отечественной продукции, выражающейся  как в сокращении дефицита  текущего счета платежного баланса, так и минимизации оттока капитала.  

Валютно-обменные котировки теневого рынка ориентируются на котировки неорганизованного рынка нерезидентов, на котором используется механизм валютного режима свободного плавания обменного курса. В конечном итоге валютно-обменные котировки теневого рынка окончательно подрывают доверие субъектов хозяйствования (резидентов и нерезидентов) и физических лиц к национальной валюте. По этим причинам с середины 70-х годов развивающиеся страны начали постепенно менять системы методов расчета обменного курса. От привязывания валютно-обменного курса   национальной валюты к одной валюте они переходят к ориентации курса национальной валюты к корзине валют, либо к применению более гибкой системы расчета валютных курсов, при которой курс национальной валюты часто пересматривается.

Решение возрастающего числа развивающихся стран перейти от привязки к отдельной валюте к методу корзины валют, частично, вызвано желанием максимально снизить неблагоприятное воздействие на экономику колебаний валютного курса основных валют, которые происходят с момента всеобщего признания плавающих валютных  курсов в 1973 году и особенно в 80-е годы. Курсовые колебания создали для развивающихся стран массу проблем, начиная от неопределенности доходов от инвестиций в сектор от экспортируемых товаров, до управления государственными финансами, внешним долгом и резервами в иностранной валюте.

Развивающиеся страны стали также все более активно обращаться к режиму с более гибким установлением обменного курса национальной валюты, при котором валютный курс часто пересматривается. Эти системы именуются в официальных документах как «приспособление к индексам», «управляемое плавание» или «независимое плавание», но эти термины не соответствуют действительности, так как в большинстве случаев валютный курс устанавливается органами государственного валютного регулирования, хотя его достаточно часто пересматривают. Одна из проблем для развивающихся и не слишком стабильных экономик состоит в том, что внешние обменные рынки многих таких стран слишком слабы, чтобы предотвратить чрезмерную изменчивость курсов.

Информация о работе Валютное регулирование РБ