Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 01:13, курсовая работа
Основными целями валютного регулирования в Республике Беларусь с позиций эффективной экономики являются:
- усиление значимости национальной валюты и уменьшение инфляционного давления валютного курса;
- стимулирование притока иностранной валюты и контроль за возвратом валютной выручки экспортерам;
- стимулирование активности субъектов внешнеэкономической деятельности (поощрение промышленного экспорта и создание таких условий для импорта, которые обеспечивали бы развитие импортозамещающих производств).
Валютные операции могут осуществляться как на биржевом, так и на внебиржевом сегментах валютного рынка, которые являются двумя частями единого целого и выполняют одни и те же важнейшие экономические функции (перераспределение финансовых рисков между субъектами экономики; удовлетворение потребности в средствах для расчетов по внешнеторговым операциям, кредитам, инвестициям, межгосударственным платежам), обеспечивают непрерывность кругооборота финансового капитала, а также имеют сходный состав участников. Однако в инструментах торговли и инфраструктуре рынков имеются существенные различия, что определяет особенности их становления и развития в разных экономических условиях.
Структура валютного рынка каждой страны, помимо макроэкономических факторов, во многом зависит от политики государственного регулирования экономики, от степени вмешательства государственных органов в валютно-кредитные и финансовые отношения, которые осуществляются, прежде всего, через валютное регулирование, направленное на поддержание стабильного валютного курса.
В мировой практике до 95 % сделок с валютой приходится на внебиржевой валютный рынок. Его суммарный ежедневный оборот составляет 1,2 трлн долл. США, превышая оборот рынка государственных долговых обязательств в 4 раза. Внебиржевой валютный рынок организуется дилерами, которые могут быть или не быть членами валютной биржи и ведут его по телефону, телефаксу, компьютерным сетям. Это так называемый валютный дилинг (ForEx DEALING). Рынок ForEx условно можно разделить на четыре «эшелона»: крупный (margin = 10 млн долл. США), средний (margin = 0,5 млн долл. США), малый (margin = 0,005 млн долл. США), стартовый (margin = 1 млн долл. США).
После депонирования маржи (margin) дилер получает кредитные ресурсы в размерах, превышающих маржу в 100–500 раз. В качестве гарантии от сверхпотерь может определяться оптимальный резерв на случай неблагоприятного движения курса (15–30 % от маржи). При 500-кратном кредите такое условие обязательно. На имеющиеся в его распоряжении ресурсы дилер открывает позицию (т.е. закупает валюту) на срок от нескольких часов (spot-position) в расчете на кратковременное изменение курса (иногда даже в течение одного дня) до нескольких месяцев (strategic-position). При изменении кредитных ресурсов на определенную сумму позиция закрывается автоматически.
Процентные ставки по предоставляемым кредитам могут варьироваться в диапазоне от Libor (крупный дилинг) до депозитных банковских (3–7 %) (малый) и специальных (10–12 %) (стартовый). Комиссионные за покупку-продажу обычно не берутся (за исключением стартового уровня, равного 0,03–0,06 %).
Оперативная информация предоставляется системами Dow Jones Telerate и Reuters Dealing, фиксирующими курсы валют в реальном времени и сообщающими экономические, политические и другие новости с задержкой в 10–15 мин. Специальный режим on-line предоставляет информацию о курсах с задержкой до 1,5 мин.
Основная доля (до 77 %) оборота ForEx приходится на межбанковские сделки. Особенно активны универсальные банковские монополии и специализированные банки (инвестиционные, торговые). Такие финансовые гиганты, созданные путем слияния, как Citigroup, Bank of America, J.P. Morgan Chase, Credit Agricole, First Union, обладают обширной розничной сетью во многих странах. Однако согласно проводимым в Лондоне исследованиям в последние годы возрастает доля сделок с нефинансовыми учреждениями.
Большая часть межбанковской торговли валютой происходит в форме прямого дилинга непосредственно между маркет-мейкерами. Примерно 30 % валютных операций проходит через брокерские фирмы, где формируется реальный валютный курс по уже заключенным сделкам. Банки объявляют только цену покупки или продажи, а брокеры находят им партнеров, взимая за посредничество комиссию в виде процента от суммы сделки. На разных рынках в различных валютах действует множество конкурирующих брокерских компаний, но принцип их работы везде одинаков. Наибольшее влияние в мире имеют 10 лондонских фирм-брокеров, объединенных в полузакрытую ассоциацию. Неустойчивость рынка способствует росту операций брокеров (на 10–12 % ежегодно), хотя относительное их значение уже длительное время падает.
Основное преимущество внебиржевого межбанковского валютного рынка по сравнению с биржевым заключается в достаточно низкой себестоимости затрат на операции по обмену валют. Дилеры банков часто используют очные валютные аукционы на бирже для снижения собственных затрат на валютную конверсию путем заключения договоров купли-продажи валюты по биржевому курсу до начала торгов на бирже. На бирже с участников торгов взимаются комиссионные, сумма которых находится в прямой зависимости от суммы проданных валютных ресурсов. Кроме того, законом устанавливается налог на биржевые сделки. На внебиржевом рынке для уполномоченного банка после того, как был найден контрагент по сделке, операция валютной конверсии осуществляется практически бесплатно.
Внебиржевой валютный рынок характеризуется более высокой скоростью расчетов, чем торговля на валютной бирже, позволяя проводить сделки в течение всего операционного дня, а не в строго определенное время биржевой сессии. Например, участник внебиржевого валютного рынка может заключить контракт на куплю-продажу валюты по плавающему курсу. В нем фиксируется только сумма продаваемой валюты без указания курса сделки. В качестве обменного валютного курса обычно используется курс, который установится на следующих торгах на валютной бирже. Расчеты по таким сделкам происходят после того, как установится биржевой курс. Использование подобного механизма позволяет валютным дилерам банков осуществлять операции по обмену валюты в течение всего операционного дня, совмещая преимущества биржевого и внебиржевого валютного рынка.
Преимущество внебиржевого рынка заключается и в том, что он не является чрезмерно регулируемым. Но у внебиржевой формы организации торгов есть как минимум один серьезный недостаток. Как известно, надежность и ликвидность биржевого рынка поддерживаются системой залогов. А на внебиржевом рынке подобная система до сих пор не создана. Отсутствие залогов и, соответственно, более высокая степень риска, который полностью лежит на покупателе и продавце, — крупнейшее препятствие на пути развития внебиржевого рынка.
Характерной особенностью функционирования валютного рынка в странах с переходной экономикой (в т.ч. в странах СНГ) являлось развитие его биржевого сегмента, что обусловлено уникальной экономической ситуацией, слаборазвитой рыночной инфраструктурой, относительной неразвитостью корреспондентских контактов между банками (и в связи с этим отсутствием достаточной степени доверия между ними), высоким риском невыполнения обязательств по сделкам на внебиржевом рынке, необходимостью установления курса валют и совершения сделок с валютой, имеющей ограниченное хождение, определенной нестабильностью валютного курса, а также решением правительства об обязательной продаже через валютные биржи экспортной выручки, получаемой предприятиями-экспортерами, а также различной степенью концентрации валютных ресурсов в банках.
Стабильная же и предсказуемая обстановка позволяет уполномоченным коммерческим банкам и их клиентам оперировать непосредственно между собой действующим на данный момент валютным курсом рубля, не прибегая к посредничеству валютных бирж.
За последние годы в республике сложилась сложная валютная система, при которой стало возможным существование нескольких валютных курсов, что выражается в различных значениях фактического обменного курса белорусского рубля, применяемого к различным валютным операциям, субъектам и валютам.
На легальном валютном рынке Республики были установлены 2 курса: официальный курс Национального банка и относительно рыночный курс, используемый при совершении различного рода сделок "купли–продажи" иностранной валюты на отдельных сегментах валютного рынка и при других валютных операциях. Регулирование этих курсов, хотя и в различной степени, осуществлял Национальный Банк РБ. Относительно высокий курс белорусского рубля негативно влиял на состояние торгового баланса республики, с одной стороны, поднимая цену экспорта и делая его неконкурентоспособным, с другой стороны, стимулируя импорт по причине его относительного удешевления. Одним из инструментов воздействия на обменный курс национальной валюты был выбран режим административного установления предельного размера обменного курса.
В первом полугодии 2011 года в Республике Беларусь сложилась сложная валютная система, при которой стало возможным существование нескольких валютных курсов, что выражается в различных значениях фактического обменного курса белорусского рубля, применяемого к различным валютным операциям, субъектам и валютам.
В мае 2011г. на легальном валютном рынке Республики были установлены 2 курса: официальный курс Национального банка и относительно рыночный курс, используемый при совершении различного рода сделок "купли–продажи" иностранной валюты на отдельных сегментах валютного рынка и при других валютных операциях. Регулирование этих курсов, хотя и в различной степени, осуществлял Национальный Банк РБ. Относительно высокий курс белорусского рубля негативно влияет на состояние торгового баланса республики, с одной стороны, поднимая цену экспорта и делая его неконкурентоспособным, с другой стороны, стимулируя импорт по причине его относительного удешевления. Одним из инструментов воздействия на обменный курс национальной валюты был выбран режим административного установления предельного размера обменного курса.
В 1997 году для исправления ситуации с повышением курса белорусского рубля, осложненной наличием в то время системы множественных валютных курсов, Национальный банк начал проводить девальвацию курса национальной валюты, в результате чего достигнуто было снижение курса белорусского рубля (в начале 1997 года на 47%). Сократилась разница между официальным курсом белорусского рубля и котировками белорусского рубля на рынке нерезидентов. В результате контролируемого снижения белорусского рубля эффективный обменный курс белорусского рубля ко всем иностранным валютам снизился в среднем с 75 до 63 %, что стало фактором увеличения ценовой конкурентоспособности и роста объемов национального экспорта.
Для увеличения объема предложения иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Национальный банк использовал административный инструмент насыщение рынка - установление требования к белорусским юридическим лицам обязательности продажи части поступлений в свободно конвертируемой валюте и российских рублях на торгах Межбанковской валютной биржи.
В течение практически всего 1997 и в начале 1998 года Национальный банк осуществлял валютные интервенции на российском рынке, что в немалой степени способствовало поддержанию курса белорусского рубля за рубежом. А право, установленное коммерческим банкам, совершать сделки по свободному курсу с нерезидентами, должно было уменьшить потребность в валютной интервенции Национального банка.
Резкое падение курса белорусского рубля на внешнем валютном рынке в начале 1999 года, которое явилось следствием значительной кредитной эмиссии и началом выполнения программы поддержки сельского хозяйства, привело Национальный банк к необходимости ужесточения мер с целью недопущения проведения спекулятивных сделок с белорусским рублем на внешнем рынке. В результате чего было принято решение, запрещающее проводить расчеты в белорусских рублях по операциям между нерезидентами республики Беларусь. В качестве меры, направленной на сокращение источников поступления белорусских рублей в распоряжение нерезидентов было введено ограничение по оплате отдельных статей импорта белорусскими рублями, т.е. установлено требование их оплаты исключительно иностранной валютой. Проводя такие мероприятия, Национальный банк преследовал цель - переместить объем сделок с белорусскими рублями на внутренний валютный рынок Республики Беларусь для обеспечения возможности оперативного регулирования проводимых на нем операций.
Необходимость кардинального пересмотра основных принципов денежно-кредитной и валютной политики стала очевидной после мирового финансового кризиса в августе 1998г., в результате которых было оказано «негативное» влияние на состояние валютной системы, денежно-кредитной сферы Республики Беларусь и экономики в целом. Это выразилось, прежде всего, в усилении девальвационных и инфляционных процессов, сокращении товарооборота с Россией и другими странами СНГ, росте взаимной задолженности между субъектами хозяйствования, ухудшении платежно-расчетных отношений [3].
Проявление валютной спекуляции по отношению к белорусскому рублю наиболее значительно во втором полугодии 1998 года, менее зависимо – на первое полугодие 1995 года и такая же тенденция наблюдается во втором полугодии 1997 года, т.е. имеет меньшую выраженность и эффективность при валютном режиме свободного плавания обменного курса [4].
Критерии эффективности функционирования различных валютных режимов в нашей стране можно оценить на основании полученных качественных характеристик взаимосвязи обменных курсов на организованном и неорганизованном валютных рынках:
- в первом полугодии 1995 года НБ РБ применяет режим свободного плавания;
- в первом полугодии 1996
года в РБ применялся
- со второго
квартала 1996 года во втором полугодии
НБ РБ вводит режим
- второе полугодие 1997 года
характеризуется частичной
- с 2000 по 2011г. в РБ применялся фиксированный валютный режим;
- в первом полугодии 2011 года НБ РБ применяет режим свободного плавания.
В нашей стране принципы валютного контроля не систематизированы и не определены. Этим объясняется отсутствие четкого механизма валютного регулирования. Отсутствие отлаженного механизма доказывается наличием «ножниц» обменных курсов на официальном валютном рынке и на неорганизованном рынке нерезидентов. Комбинированое и комплексное применение принципов валютного контроля при наличии положительных макроэкономических показателей позволит постепенно отказаться от директивных направлений и перейти на механизмы открытого рынка.
Ситуация в первом полугодии 2011 года очень похожа с регулированием курса в 1999г.
Среди главных задач выделяется проблема устранения разрыва котировок между курсами белорусского рубля на внутреннем и внешнем рынках и перехода к единому обменному курсу национальной валюты. Эта проблема является в большей степени административной, требующей «только принятия управленческого решения», а также проведения комплекса тактических превентивных мер политики «дорогих денег», чтобы не допускать слишком большого стартового обвала курса, и мер по недопущению кризиса ликвидности банковской системы в период начального ажиотажного спроса клиентов на иностранную валюту.