Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 00:59, курсовая работа
Цель курсовой работы: рассмотреть систему управления государственной собственностью и правомерности применяемых принципов и методов управления.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие государственной собственности;
- рассмотреть цели, задачи и принципы системы управления государственным имуществом;
- рассмотреть проблемы управления государственной собственностью.
В этой связи необходимо отметить роль Президента Российской Федерации, который как глава государства в соответствии с Конституцией Российской Федерации обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей власти, взаимодействие органов власти Федерации и ее субъектов путем издания и подписания законодательных актов Российской Федерации. В соответствии с нормами права принято, что указами Президента Российской Федерации оформляются решения, имеющие нормативный характер. Применительно к управлению государственной собственностью – это предписания относительно государственной собственности, рассчитанные на постоянное или многократное действие.
Взаимоотношения между Правительством
Российской Федерации и федеральными
органами исполнительной власти в процессе
управления госсобственностью
Часть своих функций Правительство
Российской Федерации передало ряду
федеральных органов
1.3 Нормативно-правовая база управления государственной собственностью
Управление государственной собственностью в широком смысле слова охватывает деятельность многих структур и включает в себя ряд элементов прямого и косвенного воздействия субъектов управления на объекты управления: определение целей, правовое регулирование, управленческие решения, распорядительные действия, иерархические команды в системах управления, контроль. Государственное управление в экономической сфере дополняется государственным регулированием общих правил поведения субъектов хозяйствования, установлением правовых режимов для групп субъектов, индивидуальными административными актами управления.
Государственной собственности
необходим четкий порядок управления,
при котором разграничение
Как уже отмечалось, на федеральном уровне управление государственной собственностью возложено на Правительство Российской Федерации, которое обязано выполнять эту работу согласно Конституции Российской Федерации и Федеральному конституционному закону «О Правительстве Российской Федерации». Большое количество вопросов решается и с помощью Указов Президента Российской Федерации.
Главной же задачей Правительства Российской Федерации является выработка государственной политики, которая позволит не только сохранять и эффективно управлять, но и приумножать государственное достояние. В силу этого эффективность управления в этом секторе экономики должна быть очень высокой.
Конституционное признание
равенства государственной и
иных форм собственности (статья 8) сочетается
с совместным решением Федерацией и
ее субъектами вопросов разграничения
государственной собственности (статья
72). А пункт «д» статьи 71 Основного
закона относит к ведению Российской
Федерации федеральную
Содержание права
- во-первых, на объекты собственности, которые закрепляются за государственными предприятиями и учреждениями или составляют средства бюджета и иное государственное имущество, включенное в казну Российской Федерации и ее субъектов;
- во-вторых, на осуществление прав собственника от имени Российской Федерации и ее субъектов уполномоченными органами государственной власти;
- в-третьих, на государственные унитарные предприятия, которым государственное имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Эти основополагающие нормы
конкретизированы в целом ряде федеральных
законов – о приватизации, естественных
монополиях, железнодорожном транспорте,
государственной регистрации
Однако в силу ряда политических причин наряду с этим в последние годы появлялись многочисленные Указы Президента Российской Федерации, с помощью которых решалась судьба государственной собственности. Например, вопросы акционирования, порядок участия представителей государства в управлении акционерными обществами, организация управления ими и др. К тому же и в субъектах Федерации начали создаваться собственные нормы, касающиеся управления государственным имуществом.
В итоге получилось, что
республиканские конституции и
областные уставы стали по-разному
определять не только содержание понятия
«объект государственной
Как уже отмечалось,
важным каналом влияния
Своеобразным режимом использования госсобственности является управление пакетами акций, принадлежащих Российской Федерации. Оно создает рычаги для участия государства в управлении, прежде всего, предприятиями стратегического значения. Вопрос в том, как их эффективно использовать в интересах не только этих предприятий, но и предприятий других отраслей экономики страны.
Еще один аспект – передача
права распоряжения федеральной
собственностью на своей территории
органам субъектов Федерации. Начало
этому было положено соглашением
между Мингосимуществом России и
администрациями г. Санкт-Петербурга
и Ленинградской области. Передача
в регион прав владения госсобственностью
расширяет возможности
Непростым делом оказалось
разграничение объектов государственной
собственности между
Однако следует учитывать
и то, что Правительство РФ довольно
часто принимает решения о
передаче тех или иных государственных
предприятий и учреждений субъектам
Федерации. Но здесь главное, что
не меняется собственник – государство,
поэтому изменение отношений
собственности происходит с помощью
административно-правового
Необходимо отметить, что круг объектов федеральной собственности определен Конституцией Российской Федерации, а объектов собственности регионов – в их конституциях и уставах. Тем не менее, подвижность этих объектов возможна, что наблюдается в ходе приватизации. Нельзя исключать и обратный процесс, что вполне оправдывает подготовку рабочими группами ряда Комитетов Государственной Думы федерального закона «О национализации».
В настоящее время в
субъектах Федерации по-
2 ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ
2.1 Состав и характеристика государственной собственности Орловской области
Согласно главе 5 статьи 42 Устава Орловской области в государственной собственности области могут находиться[5]:
- земля и другие природные ресурсы;
- предприятия промышленности, транспорта, связи, топливно-энергетического комплекса;
- объекты инженерной и социальной инфраструктуры;
- здания, сооружения, средства транспорта;
- ценные бумаги и другие финансовые активы;
- информация;
- имущественные права.
Так же в государственной собственности области находятся:
- имущество, переданное областью в хозяйственное ведение или оперативное управление предприятиям и учреждениям образования, здравоохранения, социального обеспечения, культуры, органам государственной власти области;
- средства областного бюджета, а также имущество, приобретенное органами государственной власти области в порядке, предусмотренном законом.
2.2 Механизм управления государственной собственностью в Орловской области
В целях повышения эффективности
использования имущества, находящегося
в государственной
1) Положение о порядке принятия решений об имуществе, находящемся в государственной собственности Орловской области и непригодном для дальнейшего использования определяет порядок принятия решений о распоряжении имуществом, находящимся в государственной собственности Орловской области и непригодным для дальнейшего использования, а также порядок взаимодействия органа исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, осуществляющего функции по выработке региональной политики, нормативного правового регулирования, а также правоприменительные функции в сфере государственного имущества, государственных унитарных предприятий Орловской области, государственных учреждений Орловской области при принятии и исполнении указанных решений;