Полномочия органов государственного и муниципального финансового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 13:09, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящего исследования является изучение контроля за исполнением бюджета. В связи с этим, перед работой стоят следующие задачи:
Изучить понятие контроля в сфере бюджетных отношений и его конституционные принципы;
Исследовать правовое регулирование контроля за исполнением бюджета;
Рассмотреть формы и методы бюджетного контроля;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3

Глава 1. Контроль за исполнением бюджета……………………………………….5
1.1 Понятие контроля в сфере бюджетных отношений и его конституционные принципы…………………………………………………………5
1.2. Правовое регулирование контроля за исполнением бюджета……8
1.3. Формы и методы бюджетного контроля…………………………....9
1.4. Организационно-правовые формы бюджетного контроля………12

Глава II. Полномочия органов государственного и муниципального финансового контроля…………………………………………………...............................17

Заключение………………………………………………………………………….23

Список использованной литературы……………………………………………...25

Вложенные файлы: 1 файл

_Контроль за исполнением бюджетов_.doc

— 179.50 Кб (Скачать файл)

федеральными органами исполнительной власти (в частности, между Министерством РФ по налогам и сборам, а также Федеральной службой налоговой полиции и Министер

В сложившейся структуре федеральных органов исполнительной власти (утверждаемой Президентом РФ по предложению Председателя Правительства России в соответствии с ч. 1 ст. 112 Конституции РФ) вряд ли следует создавать какое-либо министерство путем слияния вышеназванных федеральных органов. Целесообразнее было бы законодательно и организационно закрепить обязательность координации их контрольно-бюджетных функций в Бюджетном кодексе РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                               Глава II

Полномочия органов государственного и муниципального финансового контроля

 

Государственный и муниципальный финансово-бюджетный контроль как вид финансовой деятельности представляет собой регламентируемую законодательством Российской Федерации основанную на властном подчинении финансовую деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по контролю за исполнением бюджетов, включающую анализ связанного с исполнением бюджетов поведения участников бюджетного процесса, сравнение результатов анализа с требованиями правовых норм, регулирующих бюджетные правоотношения, фиксирование результатов сопоставления, издание индивидуальных правовых актов, необходимых для осуществления контроля27.

Полномочия законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления в сфере финансового контроля изложены в пункте 1 статьи 265 Бюджетного кодекса. В пункте 1 статьи 265 БК РФ установлено, что формами финансового контроля законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления, являются предварительный, текущий и последующий финансовый контроль. В пункте 1 статьи 265 БК РФ не только указаны формы финансового контроля, но и раскрыто их содержание.

Анализ статьи 265 БК РФ, устанавливающей формы финансового контроля, осуществляемого законодательными (представительными) органами, представительными органами местного самоуправления, в системной связи со статьей 153 БК РФ, устанавливающей бюджетные полномочия законодательных (представительных) органов, позволяет сделать следующие выводы.

  1. В соответствии с пунктом 1 статьи 265 БК РФ предварительный контроль осуществляется в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам; текущий контроль - в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов; последующий контроль - в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов. В соответствии со статьей 153 БК РФ, устанавливающей бюджетные полномочия законодательных (представительных) органов, представительных органы местного самоуправления, законодательные (представительные) органы рассматривают и утверждают бюджеты и бюджеты государственных внебюджетных фондов, а также отчеты об их исполнении. Таким образом, реализуя бюджетные полномочия в рамках бюджетного процесса, законодательные (представительные) органы осуществляют финансовый контроль28.
  2. В статье 153 БК РФ в качестве одного из бюджетных полномочий законодательных (представительных) органов наряду с правом рассматривать и утверждать отчеты об исполнении бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов особо выделен последующий контроль за исполнением бюджетов и внебюджетных фондов. В соответствии со статьей 265 БК РФ рассматривая и утверждая отчеты об исполнении бюджетов законодательные (представительные) органы осуществляют последующий контроль. Таким образом, в статье 153 БК РФ имеется противоречие, когда при перечислении бюджетных полномочий законодательных (представительных) органов, наряду с полномочием на рассмотрение отчета об исполнении бюджета в качестве самостоятельного бюджетного полномочия указан последующий контроль за исполнением бюджетов.

Формы и порядок осуществления финансового контроля органами исполнительной власти, органами местного самоуправления устанавливаются Бюджетным кодексом Российской Федерации, иными актами бюджетного законодательства и нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 2 статьи 157 БК РФ контрольные органы исполнительной власти осуществляют предварительный, текущий и последующий финансовый контроль за исполнением бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов29.

Бюджетный кодекс не определяет в чём непосредственно выражается предварительный, текущий и последующий финансовый контроль органов исполнительной власти в отличие от, как это определено в отношении законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления.

В отношении отдельных органов исполнительной власти полномочия в сфере финансового контроля определяются по-разному.

Полномочия Министерства финансов Российской Федерации в области финансового контроля определены статьей 165 БК РФ. В соответствии со статьей 165 БК РФ Министерство финансов РФ наряду с иными полномочиями в сфере финансов осуществляет предварительный и текущий контроль за исполнением федерального бюджета, а также бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в случае заключения соответствующих бюджетных соглашений. Также Министерство финансов РФ проводит проверки финансового состояния получателей бюджетных средств, в том числе получателей бюджетных ссуд, бюджетных кредитов и государственных гарантий; проверки получателей бюджетных инвестиций по соблюдению ими условий получения и эффективности использования указанных средств2.

Министерство финансов РФ30:

  • осуществляет внутренний контроль за использованием бюджетных средств главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств;
  • осуществляет финансовый контроль за исполнением бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов (в установленных БК РФ случаях);
  • организует финансовый контроль и проверки юридических лиц - получателей гарантий Правительства РФ, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций.

В соответствии со статьями 218 и 219 БК РФ исполнение бюджета включает в себя как исполнение бюджета по доходам, так и исполнение бюджета по расходам31.

Существует неопределенность и не раскрываются используемые в указанных статьях в отношении контроля, осуществляемого Минфином РФ, определения «внутренний», «предварительный», «текущий».

В статье 165 БК РФ указано на то, что Минфин РФ проводит проверки получателей бюджетных средств, в том числе получателей бюджетных ссуд, бюджетных кредитов, государственных гарантий и бюджетных инвестиций,

          Полномочия Федерального казначейства в сфере финансового контроля определены в статьи 167  Бюджетного кодекса Российской Федерации. В соответствии с пунктом 3 статьи 167 БК РФ Федеральное казначейство несет ответственность за осуществление контроля за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств, кредитными организациями.  Федеральное казначейство осуществляет контроль за ведением операций с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, кредитных организаций, других участников бюджетного процесса.

 Федеральное казначейство  контролирует операции участников бюджетного процесса с бюджетными средствами с целью установления соответствия операций требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации32

    Федеральное казначейство осуществляет предварительный и текущий финансовый контроль. В Бюджетном кодексе Российской Федерации прямо не раскрывается в чем заключается предварительный и текущий финансовый контроль, осуществляемый Федеральным казначейством. Тем не менее, на основании анализа полномочий Федерального казначейства на стадии исполнения бюджетов можно определить в чём, непосредственно, заключается предварительный и текущий финансовый контроль Федерального казначейства.

В соответствии со статьей 219 БК РФ обязательными этапами исполнения бюджетов по расходам являются санкционирование и финансирование расходов.   

Санкционирование расходов федерального бюджета включает:

  • утверждение и доведение бюджетных ассигнований до распорядителей и получателей;
  • утверждение и доведение до распорядителей и получателей лимитов бюджетных обязательств;
  • принятие получателями денежных обязательств;
  • подтверждение денежных обязательств.

Принятие денежных обязательств осуществляется путем заключения получателем бюджетных средств и поставщиком продукции (работ, услуг) договоров (контрактов) на поставку продукции (работ, услуг). Денежные обязательства, принимаемые получателями, не должны превышать лимитов бюджетных обязательств.

Органы Федерального казначейства осуществляют учет бюджетных обязательств, вытекающих из договоров на поставку продукции (работ, услуг), заключаемыми получателем бюджетных средств. Учет бюджетных обязательств осуществляется на основании договоров, предоставляемых получателями в орган Федерального казначейства. Бюджетные обязательства принимаются на учет, если на момент представления договора у получателя имеется достаточный свободный остаток лимита бюджетных обязательств по коду бюджетной классификации Российской Федерации. Договор на поставку продукции, стоимость которого на текущий финансовый год, установленная по соглашению сторон, превышает остаток лимита бюджетных обязательств учреждения к учету не принимается. Оригинал такого договора возвращается органом Федерального казначейства с отметкой об отказе в учете, а его копия с расшифровкой остается в органе Федерального казначейства.

Контроль соответствия объема денежных обязательств получателей средств федерального бюджета лимитам бюджетных обязательств установлен Постановлением Правительства РФ от 15 июля 1999 г. № 806 «О порядке учета территориальными органами федерального казначейства обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета»33 в соответствии со статьей 119 Федерального закона «О федеральном бюджете на 1999 год» в которой указано, что заключение договоров, исполнение которых осуществляется за счет средств федерального бюджета, производится в пределах утвержденных им ассигнований из федерального бюджета.

    В законе о федеральном бюджете указано, что объем принятых денежных обязательств, подлежащих оплате за счет средств федерального бюджета в текущем финансовом году, не должен превышать лимиты бюджетных обязательств в структуре показателей бюджетной классификации Российской Федерации34.

Таким образом, предварительный финансовый контроль Федерального казначейства это контроль за соответствием объема денежных обязательств получателей, вытекающих из заключаемых ими договоров лимитам бюджетных обязательств. Предварительный финансовый контроль Федерального казначейства заключается в учете органами казначейства денежных обязательств, вытекающих из заключаемых получателями на стадии принятия бюджетных обязательств договоров, подлежащих оплате за счёт средств федерального бюджета.

Федеральное казначейство совершает расходование средств федерального бюджета после проверки соответствия составленных платежных и иных документов, необходимых для совершения расхода, требованиям БК РФ, утвержденным сметам доходов и расходов бюджетных учреждений и доведенным лимитам бюджетных обязательств. В соответствии с п. 4 указанной статьи предъявленные учреждениями платежные документы по оплате договоров и исполнению иных обязательств сверх доведенных им в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств, не подлежат исполнению органами федерального казначейства за счет средств федерального бюджета текущего финансового года.

Проверка соответствия составленных платежных и иных документов, необходимых для совершения расхода, требованиям БК РФ, утвержденным сметам доходов и расходов бюджетных учреждений и доведенным лимитам бюджетных обязательств составляет содержание текущего финансового контроля, осуществляемого федеральным казначейством Российской Федерации. С помощью текущего финансового контроля Федерального казначейства определяется соответствие содержания первичного учётного документа действительным характеристикам выполняемой хозяйственной операции.

Предварительный и текущий финансовый контроль, осуществляемый Федеральным казначейством, позволяет предотвратить совершение неправомерных действий, что является ценным качеством финансового контроля для профилактики правонарушений35.

Главные распорядители, распорядители бюджетных средств осуществляют финансовый контроль за использованием бюджетных средств получателями бюджетных средств в части обеспечения целевого использования и своевременного возврата бюджетных средств, а также представления отчетности и внесения платы за пользование бюджетными средствами. Дополнительно в пункте 7 статьи 158 БК РФ указано что главный распорядитель осуществляет контроль выполнения заданий по предоставлению государственных или муниципальных услуг.

Таким образом, целями финансового контроля, осуществляемого главными распорядителями, распорядителями бюджетных средств, являются:

  • целевое использование бюджетных средств, выполнение заданий по предоставлению государственных или муниципальных услуг;
  • своевременный возврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе;
  • своевременное внесение платы за пользование бюджетными средствами; 
    своевременное представление отчетности.

В Бюджетном кодексе не совсем четко решён вопрос о том кто является контролируемым субъектом финансового контроля, осуществляемого главными распорядителями, распорядителями бюджетных средств.

    Контролируемыми субъектами являются унитарные предприятия и бюджетные учреждения смысла нет, так как бюджетное учреждение по определению, установленному статьей 162 БК РФ, является получателем бюджетных средств, а контроль унитарных предприятий может осуществляться только в случае когда унитарное предприятие является получателем бюджетных средств, так как главные распорядители, распорядители бюджетных средств осуществляют контроль использования бюджетных средств

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Вопросы правового регулирования бюджетных отношений приобретают все большую актуальность в социально-экономической сфере жизни страны, поскольку в нормах бюджетного права закрепляются общие принципы и  формы финансовой деятельности государства в бюджетной сфере, методы аккумуляции средств в государственные и муниципальные денежные фонды, порядок получения и использования государственных денежных средств и другие вопросы.

Контроль за расходованием бюджетных средств, составляющих финансовую основу страны, является важнейшей функцией любого государства, неотъемлемой составляющей (элементом) его сложного финансового механизма. Только целевое и эффективное использование государственных средств - условие стабильной жизнедеятельности, поступательного развития общества и процветания государства и его граждан.

Информация о работе Полномочия органов государственного и муниципального финансового контроля