Почему исполнение федерального бюджета в РФ закреплено за органами федерального казначейства
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 15:15, реферат
Краткое описание
Федеральная казначейская система активно способствует процессу укрепления экономического могущества страны, его развитию во всех областях. Организация исполнения федерального бюджета в Российской Федерации требует постоянного контроля за правильным и своевременным доведением до учреждений и организаций, предусмотренных бюджетом платежей, за правильным и целевым расходованием средств федерального бюджета, за соблюдением государственной финансовой дисциплины. Органы федерального казначейства непосредственно исполняют федеральный бюджет России.
Содержание
Введение 3 1. История возникновения и развития органов федерального казначейства в России 4 2. Становление казначейской системы 11 2.1 Федеральное казначейство в финансовой системе РФ. 11 2.2 Задачи и права органов казначейства 14 2.3 Федеральное казначейство на современном этапе 21 Заключение 25 Список литературы т 27
Бюджет
представляет собой форму образования
и расходования денежных средств для обеспечения
функций органов государственной власти.
Федеральный
бюджет в России является одним из основных
элементов бюджетной системы. Он отражает
ведущие направления структурной политики
Правительства Российской Федерации.
Федеральный бюджет играет заметную роль
в перераспределении доходов и укреплении
и развитии принципов федерализма.
Россия располагает огромным
богатством, которое требует не только
организации и осуществления работы по
его приращению, но и правильного его использования,
сохранности и хорошо организованного
и налаженного управления и контроля.
Федеральная казначейская
система активно способствует процессу
укрепления экономического могущества
страны, его развитию во всех областях.
Организация исполнения федерального
бюджета в Российской Федерации требует
постоянного контроля за правильным и
своевременным доведением до учреждений
и организаций, предусмотренных бюджетом
платежей, за правильным и целевым расходованием
средств федерального бюджета, за соблюдением
государственной финансовой дисциплины.
Органы федерального казначейства непосредственно
исполняют федеральный бюджет России.
История
возникновения и развития органов федерального
казначейства в России
Казна, Казенный Приказ (Двор),
образованный в 1512 году, стали началом
создания новой системы централизованного
Управления финансами Российского Государства
XVI – XVII веках – приказной.
В XVII веке охрана финансовых
интересов государства, его Казны регламентировалось
Соборным Уложением 1649 года. Недаром русская
пословица гласит: «Крепко царство казной».
В результате преобразований
Петра Великого была создана Счетная или
Казначейская Контора (в 1710 году), которая
должна была следить за правильным поступлением
налогов. Она просуществовала до 1742 года.
В годы правления Екатерины
II была проведена (в 1785 году) реформа Городского
Управления. В уезде как орган уездного
финансового управления стояли Уездные
Казначейства – учреждения исключительно
кассовые.
В Москве и Санкт-Петербурге
были открыты Государственные Казначейства
для штатных и остаточных сумм, действовавшие
с 1780 по 1821 гг. Они ведали всеми штатами,
то есть бюджетными расходами, кроме расходов
на армию и флот.
На рубеже XVIII-XIX веков в период
царствования Павла I были сделаны попытки
реорганизации управления финансами государства,
была учреждена должность Государственного
Казначея (в 1796 году).
В начале царствования Александра
I (1801-1825 гг.), им был одобрен проект министерской
реформы.
В 1802 году ведомству Государственного
Казначея были учреждены Экспедиции, Казенные
палаты и Уездные Казначеи в кассовом,
счетном и контрольном отношениях. Ведомство
Государственного Казначея было включено
в состав Министерства финансов 2 февраля
1821 года под названием Департамента Государственного
Казначейства.
Основными предметами деятельности
Департамента с 1821 года были:
движение
казенных сумм по приходам и расходам
всех казначейств.
главное
счетоводство этих приходов и расходов.
заведование
монетной и пробирной частями.
дела
по предварительной проверке финансовых
смет всех министерств и главных управлений.
дела
по составлению росписи доходов и расходов.
На Главное Казначейство возлагался:
прием; хранение; отпуск сумм на расходы,
производимые по общему Государственному
Управлению.
Казначейство России исполняло
государственный бюджет до 28 октября 1917
года. События 1917 года стали для отлаженной
деятельности всей системы Казначейств
страны роковым рубежом. Новой власти,
собравшейся строить новое общество на
основе распределения, нормирования функции
Казначейства стали не нужны.
Проводя линию на объединение
всего смежного, расчетного и кассового
дела, Совет Народных Комиссаров принял
в октябре 1918 года постановление о слиянии
Казначейства с учреждениями Народного
банка. В результате слияния Народный
банк РСФСР сосредоточил в своих руках:
кредитное дело, финансирование народного
хозяйства страны и аппарата управления
страны, всю смежно-бюджетную работу, руководство
денежным обращением. На местах развернули
свою деятельность финансовые отделы
исполкомов местных советов. Кассовые
функции Казначейства по постановлению
о слиянии Казначейства с учреждениями
Народного банка отошли к местным отделениям
Народного банка.
Исполнение бюджета в условиях
существования государственного бюджета
обеспечивалось финансовыми органами,
находящимися одновременно в подчинении
Министерства финансов и органов власти
в регионах, а также Государственным банком.
В конце 1991 года произошли
кардинальные изменения в бюджетном устройстве
страны. Прекратил свое существование
государственный бюджет, возникла бюджетная
система, состоящая их трех уровней: федеральный,
региональный и местный. На месте Государственного
банка возник Центральный банк Российской
Федерации, исполнение федерального бюджета
не входило в число его приоритетных задач.
В 1992 году задачи исполнения
федерального бюджета, обеспечения предварительного
и текущего контроля при его исполнении,
подготовки отчета об исполнении федерального
бюджета были возложены на вновь создаваемые
органы федерального казначейства.
Казначейство, является структурной,
в компетенцию которой входит оперативное
прогнозирование своей деятельности,
оно не может не учитывать основных макроэкономических
пропорций и тенденций, складывающихся
в экономике. Одновременно казначейская
система исполнения федерального бюджета
оказывает существенное влияние на основные
макроэкономические показатели и их динамику.
Таким образом, на этапе перехода
к рыночной системе отношений государству
необходимо находить новые формы управления
финансовыми потоками. В стране создались
предпосылки для образования новой структуры
(или хорошо забытой старой), обеспечивающей
исполнение федерального бюджета.
В условиях, когда через федеральный
уровень перераспределяется около ¼ ВВП
(федеральный бюджет в 2001 году занимает
15,4% ВВП страны), неэффективные методы
исполнения бюджета могут стать генератором
дестабилизирующих экономику факторов,
в то же время оперативный учет состояния
бюджета позволяет в значительной мере
смягчить или устранить негативные явления
в экономике.
Указом Президента Российской
Федерации от 08.12.92 года №1556 «О федеральном
казначействе» в целях проведения государственной
бюджетной политики, эффективного управления
доходами и расходами в процессе исполнения
федерального бюджета, повышения оперативности
в финансировании государственных программ,
усиления контроля за поступлением, целевым
и экономным использованием государственных
средств в Российской Федерации была образована
единая централизованная система органов
федерального казначейства Министерства
финансов Российской Федерации (казначейство),
включающая Главное управление федерального
казначейства и территориальные органы
по республикам, краям, областям и иным
субъектам Федерации, а также городам,
районам и районам в городах.
Данным Указом органам федерального
казначейства предоставлены значительные
права по контролю за движением и использованием
средств федерального бюджета. Правовой
особенностью данного Указа является
то, что он имеет силу закона, как принятый
в 1992 году в обеспечение экономической
реформы.
С тех пор выплаты средств
федерального бюджета в Российской Федерации
начали осуществляться через казначейство.
Сегодня, федеральная казначейская
система активно способствует процессу
управления экономического имущества
страны, его развитию во всех областях.
Государство осознает, что национальное
богатство требует организации и контроля.
Развитие казначейской системы
характеризовалось расширением территориального
охвата казначейской системы, завершением
создания органов федерального казначейства
в субъектах Российской Федерации. После
экспериментальной отработки соответствующих
вопросов на казначейское исполнение
бюджета переводились не охваченные ранее
министерства и ведомства.
Рассматривая территориальный
аспект развития казначейства в Российской
Федерации, можно сказать, что к 1998 году
практически во всех субъектах Российской
Федерации была создана единая система
исполнения федерального бюджета Российской
Федерации. По состоянию на октябрь месяц
1998 года в 88 из 89 субъектов Российской
Федерации были созданы территориальные
органы, которые осуществляют исполнение
федерального бюджета.
На данный момент времени во
всех субъектах Российской Федерации
созданы органы казначейства: последним
субъектом Российской Федерации, охваченный
казначейской системой, стала Республика
Татарстан. Следует отметить, что Татарстан
упорно не хотела организовывать у себя
органы федерального казначейства. Министерство
финансов Российской Федерации финансировало
учреждения и организации федерального
назначения через счета УФК на Чувашской
Республике.
Органы федерального казначейства
в Чеченской Республике в настоящее время
не функционируют.
Процесс развития органов
федерального казначейства нужно также
рассматривать в ведомственном аспекте.
В настоящее время процесс перехода практически
завершен, и последними его осуществляют
«силовые» министерства: Министерство
обороны, МВД, ФПС и другие.
Органы федерального казначейства
обслуживают более 80% общего количества
учреждений, состоящих на федеральном
бюджете (без учреждений и организаций
Российской Федерации). Перевод на лицевые
счета остальных бюджетополучателей задерживается
из-за слабой технической оснащенности
отдельных территориальных органов и
из-за того, что эти расходы имеют гриф
«секретно»; «совершенно секретно»; «секретность
особой важности».
Эти проблемы решались и решаются
сегодня. Министерство финансов по согласованию
с Министерством обороны с февраля 1998
года приступило в порядке эксперимента
к финансированию войсковых частей Приволжского
военного округа и Балтийского флота через
лицевые счета, открытые в органах федерального
казначейства.
В феврале-апреле 1998 года опробован
первый этап эксперимента – финансирование
распорядителей финансово-экономических
уровней (ФЭУ) военных округов - распорядителей
второй степени транзитом через счета
УФК по Самарской и Калининградской областям.
В апреле-мае 1998 года был отработан
второй этап – финансирование распорядителей
ФЭУ При ВО и БФ третьей степени.
С мая по июль 1998 года был реализован
последний этап эксперимента – финансирование
бюджетополучателей ФЭУ При ВО и БФ через
лицевые счета, открытые в органах федерального
казначейства на территории субъекта
Российской Федерации. Через УФК Самарской
области профинансировано 41 войсковое
учреждение, расположенное на территории
области, и 109 бюджетополучателей, расположенных
в других регионах.
В целях обеспечения гарантии
финансирования в случае сбоев в работе
органов федерального казначейства, впредь
до особых указаний, разрешено не закрывать
текущие счета войск, входящих в При ВО
и БФ.
В целях соблюдения режима
секретности при финансировании воинских
частей указанных воинских формирований
и передачи информации между участниками
проводимого эксперимента во всех регионах
созданы специальные отделы, оформлены
необходимые допуски для работы с секретными
документами по соответствующим формам.
В Полевых учреждениях Центрального банка
Российской Федерации для органов федерального
казначейства были открыты специальные
счета.
Поскольку графиком мероприятий,
утвержденным распоряжением Правительства
Российской Федерации от 17.07.98 №9-Ю-р, установлено
было, что начиная с 1 сентября 1998 года
финансирование Вооруженных Сил Российской
Федерации должно осуществляться через
органы федерального казначейства Министерства
финансов Российской Федерации в адрес
руководителей территориальных управлений
федерального казначейства Министерства
финансов Российской Федерации по субъектам
Федерации было направлено письмо от 04.09.98
с просьбой в кротчайшие сроки открыть
лицевые счета ФЭУ и отделам военных округов
и флотов Министерства обороны по месту
дислокации в УФК в порядке, предусмотренном
инструкцией Минфина России и Минобороны
России, соответственно, от 17.07.97 №128 и
от 05.07.98 №180/5/714.
На данный момент времени военные
округа и суммы переводятся на обслуживание
через лицевые счета отраженные в органах
федерального казначейства, но бюджетополучатели
(войсковые части, полки, батальоны отдельные
и т. д.) остались еще без лицевых счетов.
В Бюджетном послании Президента
Российской Федерации Федеральному Собранию
на 2002 год в разделе 7 «Совершенствование
казначейских технологий» указано, что
к 1 октября 2001 года все получатели средств
федерального бюджета, оставшиеся неохваченными
казначейским контролем, должны быть также
переведены на обслуживание в казначейство.
Таким образом, формирование казначейской
системы исполнения федерального бюджета
будет завершено.
Развитие казначейской системы
в России набирает обороты, практически
полностью закончилось формирование системы,
которая будет эффективным инструментом
бюджетного процесса.