Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 06:49, дипломная работа
Целью данной дипломной работы является изучение правового регулирования электронной коммерции.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) всесторонне проанализировать понятие «электронная коммерция»;
2) изучить правовое регулирование электронной коммерции и выявить имеющиеся пробелы в праве;
3) изучить порядок заключения договоров через Интернет.
Введение.................................................................................................................. 4
1. Характеристика электронной коммерции..................................……............. 9
1.1 Понятие электронной экономической деятельности.............…….......... 9
1.2 Виды электронной экономической деятельности......................…….....13
1.3 Безопасность против мошенничества
в электронной коммерции....................................................................…......21
2. Правовое регулирование электронной коммерции...........................…….....27
2.1 Государственное регулирование электронной коммерции.......…….... 27
2.2 Электронная экономическая деятельность: пробелы в праве...……….34
2.3 Правовые проблемы налогообложения субъектов
электронной коммерции.......................................................................….......46
3. Порядок заключения договоров через Интернет...........................................……...60
3.1 Заключение договоров с использованием
электронной почты..................................................................................….....60
3.2 Заключение договоров с использованием web-страниц..............……...73
Заключение...................................................................................................…......81
Список использованных источников..............................................……...……..87
Следует учитывать то обстоятельство, что дальнейшее распространение и развитие информационных сетей, в том числе глобальной компьютерной сети Интернет, неизбежно зависит не только от решений отдельных государств в данной сфере. По мнению известного специалиста в области информационного права проф. В.А. Копылова, перед Россией тоже стоят задачи вхождения в информационное общество, несмотря на то, что имеет место отставание в развитии информационной инфраструктуры страны и в развитии правового фундамента информационного общества27.
Отставание же в подготовке национальной экономики к вхождению в информационное общество, как представляется специалистам, приведет как к потерям общегуманистического плана, так и к прямым экономическим потерям, связанным с несовершенством российского банковского законодательства и законодательства о налогах и сборах (невозможностью адекватно защитить экономические интересы Российской Федерации на основе норм действующего законодательства)28.
Как считают ведущие российские специалисты в области информации и информатизации, утеря правового контроля за экономической деятельностью, осуществляемой с территории РФ через глобальную компьютерную сеть, и неконтролируемое распространение по России таких трансграничных сетей, как Интернет, может привести к «выкачиванию» важнейших сведений из информационных ресурсов, составляющих достояние Российской Федерации, нарушению конфиденциальности персональных данных и ко многим другим отрицательным последствиям, создающим угрозу независимости и суверенитету России.
В связи с этим важнейшим направлением государственной политики Российской Федерации в сфере информации, информатизации, а равно и в сфере обеспечения (укрепления) экономической безопасности Российской Федерации является поэтапное, глубокое, научное и практическое исследование юридической и экономической природы, а также тенденций развития новых информационных технологий, процессов глобализации мировой экономики в целом и в первую очередь основных тенденций развития электронной экономической деятельности29.
На основе теоретической научной базы, сформированной в процессе и в результате такого исследования, необходимо определить основные принципы, цели и методы реализации соответствующей государственной концепции в сфере регулирования и налогообложения субъектов электронной экономической деятельности. Реализация такой государственной политики должна быть направлена как на обеспечение общегосударственных интересов, так и на защиту прав и законных интересов граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц) и всего общества в целом.
При этом следует учитывать, что, как уже указывалось выше, общественные отношения в сфере использования глобальной компьютерной сети Интернет неоднородны как по своей структуре, так и по степени и форме необходимого регулятивного воздействия со стороны публичной власти, а также допустимых (целесообразных, то есть соответствующих стратегическим направлениям государственной политики в данной сфере, которые, заметим, предстоит определить) инструментов и методов такого воздействия. В качестве одного из главных отличий информационных (неэкономических и экономических) отношений, формирующихся в процессе использования глобальной компьютерной сети Интернет, выступают их разная природа и разные цели. Неэкономические (информационные) отношения, как указывалось выше, формируются в процессе использования глобальной компьютерной сети Интернет для целей открытого, безвозмездного (основанного на принципах свободного доступа) создания, сбора, обработки и распространения информации, а также получения доступа к поиску открыто, безвозмездно (на принципах свободного доступа) распространяемой информации. В свою очередь, экономические отношения формируются в процессе использования глобальной компьютерной сети Интернет в качестве электронного инструмента ведения электронной экономической деятельности (предпринимательской деятельности в информационной среде глобальной компьютерной сети Интернет и иной не запрещенной законом электронной экономической деятельности).
Поэтому нам представляется, что в вопросе основных принципов, начал, которые могут быть положены в основу концепции государственного регулирования общественных отношений, формирующихся в сфере использования глобальной компьютерной сети Интернет, необходимо ориентироваться на разработанный нами двухсегментный дифференцированный подход.
Цель правового регулирования формирующихся в электронном виде экономических отношений - выработка экономического публичного порядка. Следовательно, актуальным представляется рассмотрение путей регулирования таких отношений, в том числе определение порядка налогообложения субъектов электронной экономической деятельности в русле формирования несущих конструкций публичного порядка в сфере использования сети Интернет в целом, на основе механизмов обеспечения экономического правопорядка в этой области. При этом необходимость осуществления такого государственного регулирования данной сферы экономической деятельности, которая в силу своей специфики расположена на стыке частных и публичных отношений, в интересах устойчивого развития всего российского общества, в русле реализации на практике концепции сильного правового государства сегодня уже не должна вызывать сомнений. Основным инструментом такого государственного регулирования станет право, как наиболее эффективный и универсальный регулятор общественных отношений30.
Следует отметить, что, как по отношению к экономической деятельности в целом, так и относительно перспектив правового регулирования общественных отношений, формирующихся в процессе использования глобальной компьютерной сети Интернет, существуют разные точки зрения, в том числе недооценивающие роль государства в этой сфере. Так, лейтмотивом проекта Федерального закона «О государственной политике Российской Федерации по развитию и использованию сети Интернет», разработанного М.В. Якушевым (текст законопроекта в течение ряда лет представлялся для обсуждения на различных веб-сайтах). Рекомендаций по организации деятельности лиц в сфере Интернет-коммерции в Российской Федерации, представленных на слушаниях и Государственной Думе Федерального Собрания РФ 22 мая 2000 года (затем также размещенных для обсуждения на различных веб-сайтах в сети Интернет), и ряда других документов и воззваний, размещаемых в сети, выступают призывы так называемого «Интернет-сообщества» (определенной групп лиц - пользователей глобальной компьютерной сети Интернет) о «возможности и целесообразности развития механизмов саморегуляции и общественного самоуправления в сфере Интернет-коммерции и отношений, связанных с использованием сети Интернет в Российской Федерации»31.
Отметим, что, во-первых, аналогичные точки зрения высказываются как в России, так и в зарубежных странах; во-вторых, такие позиции в целом близки исследователям, недооценивающим роль государственного управления в экономике. Как справедливо указывает Г.А. Тосунян, многими зарубежными учеными-экономистами ошибочно утверждается (в рамках концепции Экономикса), например, что по мере углубления рыночных отношений государственное регулирование в экономике не только теряет свое значение, но и начинает выполнять негативную роль. При этом сторонники этих суждений не учитывают то обстоятельство, что цивилизованный рынок, способный на саморегуляцию, необходимо еще организовать. В наших условиях решение задачи такого масштаба невозможно без участия государства, поскольку, при определенных обстоятельствах, придется использовать все формы государственного управления, в том числе, при необходимости, - его самые жесткие виды. Как отмечает применительно к экономике в целом Г.А. Тосунян, «само нормальное функционирование рынка не может быть обеспечено только стихийными регуляторами. Стихийные регуляторы сами по себе не могут оградить рынок, например, от возможных эгоистических действий субъектов естественных и иных монополий или обезопасить рынок от пагубной внешней экономической экспансии»32.
Как указывает акад. РАН Б.Н. Топорнин, «сильное государство должно играть важную роль в организации и развитии цивилизованных рыночных отношений... Мы до сих пор страдаем от ослабления государства, произошедшего по различным причинам, например из-за чрезмерного распространения концепций, пропагандирующих ограничение роли государства в условиях действия саморегулирующегося рынка (зачастую без учета реальных потребностей экономических реформ), тогда как реальное реформирование невозможно без сильного, эффективного государства. Авторитарное прошлое нашей страны также послужило причиной известного отторжения и противопоставления государства и гражданского общества... Пассивное отношение государства к переделу собственности уже послужило причиной многих наших сегодняшних социальных бед. А в тех случаях, когда требуется защита прав человека, вмешательство государства является его святой и прямой обязанностью»33.
Из вышеизложенного можно сделать следующий вывод: концепция государственного регулирования электронной экономической деятельности в Российской Федерации должна строиться именно на ценностных характеристиках сильного государства, исходя из конструкции «сильное право - для сильной страны». При этом под сильным государством должно пониматься не государство, основанное на полицейской силе, а на сильной рыночной экономике, сильном гражданском обществе, сильной демократии.
2.2 Электронная экономическая деятельность: пробелы в праве
Общетеоретическая проблема пробелов в праве, причины возникновения таких пробелов и методология их преодоления находятся в центре внимания юридической науки в течение достаточно продолжительного времени. Краткое рассмотрение данной проблемы не обходит стороной практически ни один современный вузовский учебник по теории государства и права. Более того, исследователями нередко указывается на историческую неминуемость возникновения и существования пробелов в праве, так как «ни одно законодательство не в состоянии учесть все многообразие общественных отношений, которые требуют правового регулирования». Вместе с тем следует отметить, что особенности возникновения и специфика влияния пробелов права на подлежащие регулированию (неурегулированные) экономические отношения в рамках отраслевых юридических наук, в частности, применительно к правоотношениям, составляющим предметное ядро таких отраслей права, как банковское, налоговое, информационное, пока изучены недостаточно.
В русском языке, как отмечает доктор юрид. наук проф. В. В. Лазарев, слово «пробел» как правило, понимается в двух значениях.
В прямом смысле под пробелом имеется в виду пустое, не заполненное место (например, пропуск в печатном тексте), в переносном - упущение, недостаток. При этом упущение характеризуется как неисполнение должного, недосмотр, ошибка по небрежности, а недостаток - как изъян несовершенства, погрешность. Таким образом, пишет В. В. Лазарев, «о пробеле можно говорить как в случаях, когда имеется намеренно не заполненное пространство, не подлежащее заполнению в силу специфики самого предмета, так и в случаях, когда пустое место является изъяном, упущением в его формировании»34.
При этом о пробелах в праве возможно вести речь только применительно к позитивному праву. Естественное право, право в философском его смысле по сути своей беспробельно35. Поэтому при различении права и закона, а точнее, при той посылке, что закон есть одна из форм воплощения права, логичным является говорить о пробелах в законодательстве. При этом последнее будет пониматься предельно широко - как совокупность всех нормативных актов, изданных компетентными право-устанавливающими органами.
Отдельные авторы выделяют
в праве так называемые «преднамеренные»
пробелы – «сознательное
Вместе с тем имеет
право на существование и
В общетеоретическом смысле под пробелами права следует понимать отсутствие такой нормы позитивного права, которая по смыслу действующего права и характеру регулируемых им общественных отношений необходима для регулирования данного конкретного фактического обстоятельства (фактических отношений), находящегося в сфере сложившейся правовой регуляции. В связи с этим нельзя не согласиться с мнением А.С. Комарова, указывающего, что «пробелы в праве представляют собой дефекты в изложении государственной воли и ее оформлении».
Анализируя причины возникновения пробелов права, акад. РАН, д-р юрид. наук, проф. B.C. Нерсесянц указывает, что «пробелы в праве могут быть либо следствием неизбежного отставания законодательства от более динамично развивающихся общественных отношений, либо результатом ошибок и упущений самого законодателя»37.
На сегодняшний день областью едва ли не наиболее динамично развивающихся общественных отношений стала сфера новых информационных технологий и электронных экономических отношений - экономических отношений, формирующихся в процессе использования или с использованием глобальной компьютерной сети Интернет.
В части правового
регулирования электронной
а) отказ от законодательного регулирования с упованием на саморегулирование. Очевидно, фактически этот путь уже невозможен, так как действующие нормативные акты, хотя бы и по аналогии, все же распространяются на «сетевые» отношения;
Информация о работе Правовое регулирование электронной коммерции