Финансовая система и финансовая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 09:59, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является раскрытие сущности и структуры современной финансовой системы в рыночной экономике и тенденции ее развития.
Курсовая работа определяет постановку следующих задач:
 раскрытие основных сфер и звеньев финансовой системы и финансовой политики;
 рассмотреть значение и сущность государственного бюджета;
 рассмотрение главного звена финансовой системы и финансовой политики;

Содержание

Введение
Глава I Финансовая система, сущность, принципы построения
1.1 Зарождение и развитие финансовой системы
1.2 Система финансов и ее звенья в РФ
Глава II Финансовая политика в РФ
2.1 Финансовая политика в РФ и органы ее осуществления
2.2 Роль центрального банка в финансовой политике
Заключение
Список использованных источников и литературы

Вложенные файлы: 1 файл

“Финансовая система и финансовая политика”.doc

— 157.50 Кб (Скачать файл)

Разработку денежно  – кредитной политики осуществляет непосредственно Банк России. Этот процесс организован следующим образом.

Разработанный Банком России проект основных направлений единой государственной денежно – кредитной  политики на предстоящий год передается на рассмотрение Национальному банковскому совету, который дает по нему заключение. Далее уточненный по его рекомендациям проект представляется Президенту РФ и Правительству РФ. Не позднее 1 октября Банк России представляет в Государственную Думу проект, не позднее 1 декабря – уже сами основные направления единой государственной денежно – кредитной политики на предстоящий год. Последнее содержат анализ состояния и прогноз развития экономики РФ, основные ориентиры. Параметры и инструменты единой государственной денежно – кредитной политики. Государственная Дума рассматривает эти основные направления и принимает решения. В ежегодно представленном Председателем Банка России Государственной Думы годовом отчете содержится перечень мероприятий по единой государственной денежно – кредитной политике, проведенных Банком России.

Процентная политика Центрального банка РФ используются для воздействия на рыночные ставки процента в целях укрепления национальной валюты. Он может устанавливать одну или несколько ставок процента по различным видам операций или проводить процентную политику без их фиксации. Ставки процента Центрального банка РФ – это минимальные ставки, по которым он осуществляет свои операции. Особенностью процесса их регулирования в экономике в настоящее время является то, что Центральный банк РФ не оказывает непосредственного воздействия на рыночные ставки процента, а в частности на ставки по операциям банков со своими клиентами, которые определяются количеством денег в обращении, эффективностью посреднической деятельности банковской системы, развитием и стабильным функционированием финансовых рынков. Влияние центрального банка РФ на уровень ставок процента, осуществляется в основном посредством регулирования денежного предложения и принятия мер по повышению устойчивости и эффективности банковской системы.

Политика резервных  требований Банк России использует как  механизм для регулирования общей  ликвидности банковской системы  и контроля денежных агрегатов посредством  снижения денежного мультипликатора.

Центральный банк РФ, устанавливая и изменяя нормативы обязательных резервов, воздействует на объем и структуру привлеченных кредитными организациями ресурсов, следовательно, оказывает влияние на их кредитную политику. Уменьшение Центральном банком РФ норм резервирования позволяет коммерческим банкам шире использовать сформированные кредитные ресурсы; увеличение ими кредитных вложений ведет к росту денежной массы, а в условиях спада производства стимулирует инфляционные процессы в экономике. Если объем денежной массы превышает установленные основными направлениями единой государственной денежно – кредитной политики ориентиры, Центральный банк РФ производит политику кредитной рестрикции путем увеличения нормативов обязательных резервов, вынуждая банки сократить объем активных операций. Механизм обязательного резервирования, заключающийся в депонировании части привлеченных кредитной организацией средств на отдельном счете в Центральном банке РФ и фактическом их блокировании на нем в течении всего периода функционирования банка, направлен на то, чтобы обязательные резервы выполняли также функцию страхованного резерва. В случае ликвидации кредитной организации они служат источником погашения обязательств по возврату привлеченных денежных средств кредиторов и вкладчиков.

На обязательные резервы, депонируемые кредитными организациями в Банке России, проценты не начисляются. Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20% обязательств кредитной организации, быть единовременно изменены более чем на 5 пунктов, при этом они могут дифференцироваться для различных кредитных организаций.5 Размер обязательных резервов в процентном соотношении к обязательствам кредитной организации, а также порядок их депонирования устанавливается Советом директоров Банка России и периодически пересматриваются в зависимости от проводимой денежно – кредитной политики. С января 2000 г. действует следующие нормативы обязательных резервов:

  • По привлеченным средствам юридических лиц в валюте РФ и привлеченным средствам юридических и физических лиц в иностранной валюте - 10%;
  • По денежным средствам физических лиц, привлеченным во вклады (депозиты), в валюте РФ – 7%.

Как расчетный центр  банковской системы Банк России играет основную роль в организации и  функционировании платежной системы  страны. Он является органом, координирующим, регулирующим и централизующим организацию расчетных, в том числе клиринговых, систем в РФ. Для обеспечения эффективного и бесперебойного функционирования систем расчетов он выполняет следующие функции:

  • Устанавливает правила осуществления расчетов РФ
  • Монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение
  • Осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организации исполнения и исполнение бюджетов.

Центральный банк РФ, как  субъект платежной системы, предлагает коммерческим банкам услуги аналогичные  тем, которые они сами предлагают своим клиентам. Банк России выступает в качестве общего банка – корреспондента для всех участников кредитных организаций. Он проводит межбанковские безналичные расчеты через свои учреждения, его участие в платежной системе снижает операционные риски всех своих экономических агентов.

Эмиссия наличных денег, которые являются одним из инструментов платежей, организация их обращения и изъятия из обращения на территории РФ осуществляются исключительно Банком России. Совет директоров принимает решение о выпуске в обращение новых банкнот и монет и изъятии старых, утверждает номиналы и образцы новых денежных знаков. Для организации налично – денежного обращения на территории РФ Банк России прогнозирует производство, перевозку, хранение банкнот и монет, создает их резервные фонды. Он устанавливает правила хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций, а также признаки платежеспособности и порядок замены поврежденных банкнот и монет и их уничтожения. Банк России в рамках предоставленных ему полномочий определяет порядок ведения кассовых операций для кредитных организаций и их клиентов.

Совершенствование действующей  платежной системы является фактором повышения стабильности финансового  сектора и экономики страны в  целом. Оно предполагает проведение мероприятий по расширению безналичных расчетов, внедрение современных технологий и методов передачи платежной информации, обеспечение эффективного и надежного обслуживания всех участников расчетов. Большое значение имеет внедрение валовых расчетов в режиме реального времени для проведения крупных, срочных приоритетных платежей, генерируемых межбанковскими рынками, рынками ценных бумаг, другими пользователями, которое позволит обеспечить эффективную работу финансовых рынков и послужит интеграции российской платежной системы в международные платежные системы.

 

Заключение

 

Финансовые системы  возникли с зарождением классового общества и развивались как часть  политической, социальной и экономической  системы государства.

Наряду с прямым администрированием, информационным воздействием, законодательной и нормативной деятельностью финансы являются одним из инструментов социального менеджмента.

История экономического развития и финансов показывает, что  в периоды относительного благополучия и устойчивого развития государства  для оживления деловой активности используют либеральный подход, а в периоды кризисов и возрастания социальной напряженности усиливается роль государства, государственных финансов в социальных и экономических преобразованиях.

Возможны широкая и  узкая трактовка предмета финансов, связанные с использованием положений теории систем, известных как процедуры агрегирования (объединения элементов в целое) и декомпозиции (расчленение целого на части) при исследованиях.

Аргументом в пользу того, что финансы охватывают все  стадии воспроизводственного процесса может быть то, что движение денежных средств носит как пространственный, так и временной характер. При этом движение во времени существует объективно и всегда вне зависимости от воли хозяйствующих субъектов. Такое движение объективно обеспечивает перераспределение денежных средств даже тогда, когда нет их пространственного движения.

Существует тесная взаимосвязь  цены, зарплаты, кредита с возможностью и интенсивностью источников финансовых ресурсов, временной ценностью финансовых потоков. Наличие такой тесной взаимосвязи, может позволять отнести цену, зарплату, кредит к категориям относительно самостоятельным, но входящим в сферу финансовых отношений.

Системообразующим финансовым инструментом, формально и непосредственно  обеспечивающим включение цены, зарплаты, кредита, страхования в сферу финансов, являются налоги.

В состав децентрализованных финансов кроме денежных отношений, опосредующих кругооборот денежных фондов предприятий могут быть включены и денежные распределительные и  перераспределительные отношения в рамках финансово-промышленных групп, холдингов, а также финансы предпринимателей без образования юридического лица, инвестиционная деятельность граждан по сохранению или изменению своего социального статуса.

Финансы играют различную  роль в деятельности организационно-производственных систем, работающих на товарном рынке в рамках сбытовой стратегии или маркетинговой стратегии.

Наблюдается все более  тесная связь финансовых отношений  и отношений собственности, что  находит отражение, в частности, в развитии процедур приватизации, финансового лизинга, залога, конвертации долговых ценных бумаг и др.

Таким образом, ознакомившись  с общими вопросами устройства финансовой системы РФ можно сказать, что  финансы - это денежные отношения, возникающие  в процессе распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства в связи с формированием денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования и государства и использованием их на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества. Сущность финансов проявляется в его функциях: распределительной, контрольной и регулирующей. важным специфическим признаком финансов, отличающим их от других распределительных категорий, является то, что финансовые отношения всегда связаны с формированием денежных доходов и накоплений, принимающих форму финансовых ресурсов.

 

Список использованных источников и литературы

 

  1. Банковское дело: Учеб. пособие / Под ред. Г.Н. Белоглазовой, Л.П. Кроливетский. СПб.: Питер, 2002.
  2. Борисов Е.Ф. Экономика: Справочник.- М.: Юрайт-М, 2001.- 655 с.
  3. Браунинг П.С. Современные экономические теории.- М.: Экономика, 2003.- 564 с.
  4. Бузгалин А.В. Переходная экономика.- М.: Омега, 2002.- 510 с.
  5. Ефимова Е.Г. Экономическая теория в схемах, таблицах, графиках и формулах: уч. пос.- изд. 2-е- М.: Флин<span class="dash041d_0443_043c_0435_0440_043e_0

Информация о работе Финансовая система и финансовая политика