Финансовое право как самостоятельная отрасль российского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 12:23, реферат

Краткое описание

Предметом правового регулирования финансового права являются общественные отношения, возникшие в связи с осуществлением государством финансовой деятельности, обусловленной наличием в стране товарно-денежных отношений, необходимостью распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и части национального дохода.

Содержание

Введение
Понятие, предмет и метод правового регулирования финансового права.
Система финансового права, ее элементы и структура.
Источники финансового права и финансовое законодательство.
Практическая работа (задача)
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.doc

— 133.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и  науки Российской Федерации

НОУ ВПО “Уральский Финансово- Юридический  институт”

Кафедра государственно правовых дисциплин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине

Финансовое право РФ

 

 

 

 

 

Вариант № 4

Финансовое право как  самостоятельная отрасль российского права

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

студент заочного отделения

Балахнина С.А. ФК-1809

 

Проверил:

Доцент Попов С.Ф.

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург 2013

Содержание 

 

    1. Введение
    2. Понятие, предмет и метод правового регулирования финансового права.
    3. Система финансового права, ее элементы и структура.
    4. Источники финансового права и финансовое законодательство.
    5. Практическая работа (задача)
    6. Заключение
    7. Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Финансовое право, как  и любая иная отрасль Российского права, имеет свой предмет правового регулирования. Предметом правового регулирования финансового права являются общественные отношения, возникшие в связи с осуществлением государством финансовой деятельности, обусловленной наличием в стране товарно-денежных отношений, необходимостью распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и части национального дохода.

В условиях возникновения  рыночных отношений государство  при управлении обществом активно использует такие экономические рычаги, как финансы, деньги, кредит, налоги и т.д. Эти экономические категории определяют сущность общественных отношений, являющихся предметом финансово-правового регулирования.

Финансовое право имеет  свой предмет правового регулирования  и обусловленный им метод правового регулирования, поэтому финансовое право представляет собой самостоятельную отрасль права.

Однако этот вывод  в теории право остается спорным.

Наличие различных точек  зрения о природе финансового  права объясняется тем, что она  находится в тесной взаимосвязи с другими отраслями права, и главным образом конституционным, административным, гражданским.

При ограничении финансового  права от смежных отраслей права  необходимо учитывать природу его предмета и особенности метода правового регулирования.

Цель данной работы - изучить предмет и особенности метода правового регулирования финансового права и доказать, что финансовое право представляет собой самостоятельную отрасль российского права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Понятие, предмет  и метод правового регулирования финансового права.

 

        Финансовое право – самостоятельная отрасль права, представляющая собой совокупность норм права, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе создания, распределения и использования государством определенных фондов денежных средств. Однако финансовое право достаточно широко взаимодействует с другими отраслями права, в том числе с гражданским. Связь финансового права с гражданским правом определена тем, что часть отношений в области кредита, расчетов, страхования регулируется нормами гражданского права. Отличие заключается в том, что гражданско-правовые отношения предусматривают равенство сторон, в то время как финансово-правовые отношения подразумевают наличие властных полномочий, присущих государственным и финансово-кредитным органам.

При отграничении финансового  права от смежных отраслей права  необходимо учитывать природу его  предмета, особенности метода правового  регулирования и наличие системы  финансового права.

       Предметом финансового права являются общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государством финансовой деятельности, т.е. деятельности по образованию, распределению и использованию фондов денежных средств. Особенностью данных общественных отношений является то, что они возникают в процессе финансовой деятельности государства и представляют собой разновидность имущественных отношений, так как возникают по поводу финансовых ресурсов. Это финансовые отношения, одной из сторон в которых всегда выступает государство или его орган.

       Метод – это совокупность приемов и способов регулирования отношений. Основным методом правового регулирования этих отношений является метод властных предписаний со стороны уполномоченных органов государства и местного самоуправления (императивный). При использовании государством для формирования своих ресурсов платежей добровольного характера (государственные займы, казначейские обязательства, лотереи и т. п.) в определенной части также действует метод властных предписаний. Помимо названного основного метода, в финансовом праве развиваются и иные способы регулирования – рекомендации, согласования, договоры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Система финансового  права, ее элементы и структура.

 

 

   Финансовое право как отрасль права имеет свою систему, в которой выделяются комплексы однородных норм финансового права, регулирующих определенные группы общественных отношений, входящих в его предмет. Система финансового права основывается на логическом, последовательном разделении норм финансового права и их объединении в однородные правовые комплексы (институты) с учетом содержания и характера, регулируемых ими отношений в сфере финансовой деятельности государства и местного самоуправления.  

 Правовые нормы, регулирующие  финансовую деятельность государства, группируются внутри отрасли финансового права в определенные правовые институты и подотрасли. Институты — это взаимосвязанные и взаимно обусловленные группы правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения определенной узкой области внутри отрасли права. Подотрасль права — более крупная группировка норм права, регулирующих однородные общественные отношения, включающая несколько институтов права. Порядок их расположения и изучения институтов внутри отрасли права объективно обусловлен самой системой общественных отношений в области финансовой деятельности государства.  

 Система финансового права  имеет объективную основу: ее построение обусловлено структурой финансового законодательства и потребностями практики финансовой деятельности государства и местного самоуправления, которая оказывает существенное влияние на формирование подотраслей и институтов финансового права, помогает определить их роль в процессе аккумулирования, распределения и использования государственных и муниципальных денежных средств. 

 Финансовое право представляет  собой совокупность создаваемых и охраняемых государством норм. Все финансово-правовые нормы согласованы между собой. 

 Система финансового права — это его внутренняя структура (строение, организация), которая складывается объективно как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений в финансовой сфере.  

Характерные черты системы финансового права: единство, различие, взаимодействие, способность к делению, объективность, согласованность, материальная обусловленность.  

 Единство юридических норм, образующих финансовое право, определяется:  

во-первых, единством выраженной в них государственной воли; 

во-вторых, единством принципов, конечных целей и задач финансовой деятельности государства и местного самоуправления; 

в-третьих, единством механизма финансово-правового регулирования. 

 Группировка финансово-правовых  норм зависит от особенностей  и взаимосвязей, регулируемых ими финансовых отношений, т.е. имеет объективную основу. Однако право не только отражает общественные отношения; его предназначение — регулировать и активно воздействовать на них. Поэтому на построение системы финансового права, группировку его норм, формирование институтов оказывают влияние и потребности практики.  

Нормы финансового права различаются: по своему содержанию, характеру предписаний, сферам действия, формам выражения, санкциям и т. д. В системе финансового права выделяются части, разделы, подотрасли, институты. В основе такого деления лежат разнообразие и специфика финансовых отношений.

Финансовое право подразделяется на две части — Общую и Особенную.  

 В Общую часть включаются нормы финансового права, которые закрепляют: основные общие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства и муниципальных образований, финансово-правовой статус государственных и муниципальных органов, систему органов, осуществляющих финансовую деятельность, разграничение их полномочий в данной сфере, основы финансово-правового статуса других субъектов, формы и методы финансового контроля, основания и порядок привлечения к финансово-правовой ответственности и т. д.  

 Нормы Общей части  применяются ко всем финансово-правовым  отношениям и действуют относительно  всех сфер финансовой деятельности государства и местного самоуправления. Конкретизируются нормы Общей части финансового права в его Особенной части, которая состоит из двух подотраслей и нескольких финансово-правовых институтов.  

 В Особенную часть финансового права входят следующие правовые общности: бюджетное право; налоговое право; правовое регулирование государственных доходов; правовое регулирование государственных расходов; государственные внебюджетные фонды; публичное банковское право; государственный и муниципальный кредит; обязательное государственное страхование; организация денежного обращения и расчетов; валютное регулирование и валютный контроль.  

 Так, основной подотраслью финансового права, несомненно, является бюджетное право, так как в бюджетной системе аккумулируются основные государственные финансовые ресурсы, предназначенные для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления (см. ст. 6 БК РФ). К централизованным финансам относятся также централизованные государственные внебюджетные фонды денежных средств, а нормы, регулирующие данные отношения, образуют институт, входящий в данную подотрасль. Правовые институты, регулирующие общественные отношения, складывающиеся в данной области, являются ведущими среди других финансово-правовых институтов.  

 Бюджет — это  доходы и расходы государства,  поэтому естественно, что самостоятельный раздел финансового права — государственные доходы, где основные нормы — это нормы, регулирующие налоговые отношения, складывающиеся в государстве в отношении как юридических, так и физических лиц и образующие вторую важнейшую подотрасль финансового права. К доходам государства относятся институты, объединяющие финансово-правовые нормы, регулирующие децентрализованные фонды денежных средств, и нормы в области государственного кредита и страхования.  

 Для нормального  функционирования финансовой системы  государства необходимо не только аккумулировать доходы в централизованные и децентрализованные фонды денежных средств, но и собранные деньги правильно направить и израсходовать. Поэтому следом за институтом государственных доходов идет институт расходов в государстве. Сюда относятся бюджетное финансирование, банковское кредитование, выплаты по государственному долгу и страхованию. Специально следует, наверное, сказать о банковском кредите, который является категорией очень сложной, так как через систему банков деньги вначале аккумулируются, собираются государстве, а затем уже расходуются. Таким образом, банковский кредит может рассматриваться одновременно и как институт доходов, и как институт расходов в государстве.   

 Поскольку финансовая  деятельность — это деятельность, основывающаяся на деньгах и денежном обращении, то в систему финансового права входит институт «деньги и денежное обращение», а также валютное регулирование. Для финансовой деятельности государств большое значение имеет присутствие на финансовом рынке иностранной валюты, поэтому об институте валютного регулирования мы также поговорим.  

 Для банковской  деятельности очень важен порядок  расчетов, устанавливаемый в государстве, поэтому нормы, регулирующие расчеты, также выделяются в отдельный финансово-правовой институт.  

 Таким образом,  в системе финансового права  нашла отражение объективно существующая  финансовая система государства.   

 Построение системы финансового права на основе объективно существующих финансовых отношений дает возможность наиболее правильного применения финансово-правовых норм и таким образом содействует укреплению законности и выполнению финансовым правом регулирующей и охранительной функций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Источники финансового  права  и финансовое законодательство.

 

Термин «источник права» в юриспруденции означает внешнюю  форму объективизации, выражения  права или нормативной государственной  воли.  

 Среди источников финансового права немало таких, которые содержат нормы и других отраслей права — конституционного, административного, гражданского и др. К ним относятся законы о местном самоуправлении, о банках, об организации страхования и др.  

 Источники финансового права Российской Федерации неодинаковы по своим правовым свойствам. Среди них имеются законы и акты органов исполнительной власти разных уровней. 

 Источники финансового права — это правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, в которых содержатся нормы финансового права.  

Информация о работе Финансовое право как самостоятельная отрасль российского права