Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 10:48, курсовая работа
Целью выступает исследование финансово-правовых норм, характеристика их общих признаков и особенностей.
В соответствии с поставленной целью в курсовой работе поставлены следующие задачи:
1. Дать определение понятию финансово-правовой нормы.
2. Раскрыть специфические признаки финансово-правовой нормы.
3. Рассмотреть виды финансово-правовых норм.
4. Показать структуру финансово-правовых норм.
Этим они отличаются от норм частного права (гражданского, семейного, трудового и т.д.), являющихся средством реализации интересов отдельных субъектов хозяйствования, физических лиц и др.
Анализ действующих нормативных актов в финансовой сфере показывает, что во многих случаях права и обязанности отдельных участников финансовых отношений сливаются.
Так, для Правительства составление и исполнение республиканского бюджета - это одновременно и право, и обязанность. Можно одновременно квалифицировать как право, так и обязанность юридического лица уплачивать установленные законом налоги. Интеграция прав и обязанностей отчетливее всего проявляется в актах, устанавливающих правовой статус органов государственного управления. Вместе с тем нормы финансового права могут указывать и на четкое разграничение прав и обязанностей участников финансовых отношений6.
Финансовое
право состоит из нескольких финансово-правовых
институтов. Их объединение единой
целевой установкой и использование
метода властных предписаний обусловливает
их содержательную идентичность. Нормы,
относящиеся в целом к
Они
заключаются в наделении
Финансово-правовые
нормы отличаются от прочих норм своей
нестабильностью, так как финансово-
Глава 2. Виды и структура финансово-правовых норм
2.1
Виды финансово-правовых
норм
Финансово-правовые нормы, как и все прочие правовые нормы, можно классифицировать по некоторым признакам7:
1. В зависимости от функций, выполняемых финансовым правом, финансово-правовые нормы подразделяются на:
Регулятивные финансово-правовые нормы, в зависимости от их юридического содержания и по способу воздействия на участников финансовых отношений, подразделяются на:
а) Обязывающие финансово-правовые нормы. Эти нормы устанавливают определенные права и обязанности участников финансовых отношений, требуют от них совершения определенных положительных действий. Например, нормы налогового права предписывают субъектам налоговых отношений при наличии определенных условий уплатить налог в определенном размере и в определенный срок. Органы власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления обязаны строго по целевому назначению использовать выделенные им из вышестоящего бюджета денежные средства в форме субвенций.
Подавляющее число норм финансового права носит обязывающий характер, так как государство проводит свою финансовую политику, используя метод властных предписаний. В этом проявляется основной, императивный метод финансово-правового регулирования - метод властных предписаний.
б) Запрещающие финансово-правовые нормы - это запрет на совершение каких-либо действий, устанавливают обязанность участников финансовых отношений воздержаться от них. Так, запрещено придавать обратную силу законодательным актам, ухудшающим положение налогоплательщиков. Субъектам РФ и органам местного самоуправления запрещено устанавливать (вводить) налоги, не предусмотренные федеральным законодательством (ст.5, 12 НК РФ9). На территории РФ запрещено введение других денежных знаков, кроме рубля, и выпуск денежных суррогатов. Центральному банку РФ запрещено предоставлять кредиты Правительству РФ для финансирования бюджетного дефицита за исключением случаев, когда это особо предусматривается законом о федеральном бюджете.
Однако
число запрещающих финансово-
Но в некоторых случаях в целях усиления гарантий прав участников финансовых отношений, подчеркивания особой важности соблюдения финансовой дисциплины в какой-то области предусматриваются запреты. В других случаях запрещающие нормы определяют пределы дозволенных действий. Например, закон запрещает определять условия и порядок предоставления налоговых льгот, носящих индивидуальный характер (ст.56 НК РФ10).
в) Уполномочивающие финансово-правовые нормы - устанавливают права участников финансовых отношений на совершение определенных самостоятельных действий в предусмотренных рамках. Они предоставляют возможность принятия самостоятельных решений в области финансов, но в строго установленных границах. Такие нормы содержатся, например, в нормативных актах, регулирующих кредитные отношения.
Существует два вида уполномочивающих финансово-правовых норм. Для первого вида этих норм характерно, что возможность их реализации (или нереализации) зависит исключительно от воли субъектов финансового права. Главным образом к таким субъектам относятся налогоплательщики. Однако в последние годы круг таких субъектов расширяется.
Для второго вида уполномочивающих финансово-правовых норм характерно то, что субъект права имеет определенную свободу в выборе средств, времени и т.д. реализации этой нормы, однако эта норма в любом случае должна быть им реализована. Речь идет здесь о финансово-правовых нормах, закрепляющих компетенцию государственных органов и органов местного самоуправления через установление прав этих органов. Например, нормы ст.31 Бюджетного Кодекса РФ11 (далее БК) закрепляют принцип самостоятельности бюджетов через права органов государственной власти и местного самоуправления в области бюджета. Эти права являются компетенционными, а значит, они одновременно становятся и обязанностями для данных органов.
Таким образом, и этим нормам свойственна императивность, поскольку не допускается выход за эти границы. Например, представительные органы власти субъектов РФ при введении региональных налогов вправе решать вопросы, круг которых определен федеральным законодательством о налоговых льготах, о ставках налогов, сроках уплаты и др. (ст.12 НК РФ12). Предприятия вправе распоряжаться своей прибылью, но после выполнения обязанностей по платежам в бюджет.
Уполномочивающие финансово-правовые нормы призваны развивать инициативу в финансово-хозяйственной деятельности, исходя из общегосударственных и региональных задач. Поэтому их применение расширяется в условиях перехода к рыночным отношениям при усилении экономических рычагов регулирования народного хозяйства. Это связано также с повышением самостоятельности хозяйствующих субъектов, органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления13.
2. В зависимости от особенностей предмета финансового регулирования финансово-правовые нормы подразделяются на:
В
отличие от некоторых других отраслей
права финансовое право концентрирует
в единой совокупности материальные
и процессуальные нормы. Его разделы
и институты, как правило, в единстве
представляют материальные и процессуальные
нормы. Исключением является бюджетное
право, в котором от материальных
норм довольно четко обособляется совокупность
норм, регулирующих бюджетный процесс.
Значительное внимание формированию процессуальных
норм уделено в Налоговом кодексе
РФ. Высокий уровень
3.
Финансово-правовые нормы могут быть классифицированы
в зависимости от того, какую операцию
они выполняют в процессе правового регулирования,
т.е. на чем они специализируются. В связи
с этим в науке выделяются так называемые
специализированные нормы. Они не являются
самостоятельной нормативной основой
для возникновения правоотношений, а как
бы присоединяются к регулятивным и охранительным
нормам.
Особенности
отношений, составляющих предмет финансового
регулирования, обусловливают наличие
в системе финансово-правовых норм
редкой разновидности норм - норм-расчетов,
которые представляют собой количественное
измерение объемов деятельности
хозяйствующих субъектов и