Финансы и финансовая деятельность государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 10:21, лекция

Краткое описание

Финансы представляют собой сложное и многоплановое явление. Впервые термин финансы (от латинского finantia – наличность, доход) появился в Западной Европе в XVII в., хотя сами финансовые отношения возникли значительно раньше. В современном понимании финансы- совокупность денежных отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расщиренного воспроизводства. Главное назначение финансов- денежное обеспечение функционирования государства путем образования денежных фондов, обеспечивающих потребности государства в денежных средствах, а также контроль за расходованием финансовых ресурсов.

Содержание

Понятие финансов, их функции и роль.
Принципы и методы осуществления государством финансовой деятельности.
Система государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность.

Вложенные файлы: 1 файл

фин. право Лекция 1-12.doc

— 678.00 Кб (Скачать файл)

Исчисление сбора с заготовителей производится по утвержденной ставке плательщиками самостоятельно от стоимости объема заготовки (закупки) дикорастущих растений (их частей), грибов, технического и лекарственного сырья растительного происхождения, сельскохозяйственной продукции.

Организации-плательщики сбора с заготовок ежемесячно не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, а индивидуальные предприниматели - плательщики сбора с заготовок не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют инспекциям Министерства по налогам и сборам по месту постановки на учет расчет сбора.

Перечисление средств в бюджет организациями-плательщиками сбора с заготовок производится ежемесячно отдельным платежным поручением не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным, индивидуальными предпринимателями-плательщиками сбора с заготовок - ежеквартально не позднее 5-го числа второго месяца, следующего за отчетным кварталом.

Плательщиками курортного сбора являются физические лица, находящиеся в санаторно-курортных и оздоровительных учреждениях, за исключением направляемых на оздоровление и санаторно-курортное лечение бесплатно в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Объектом налогообложения является нахождение физического лица в санаторно-курортных и оздоровительных учреждениях, расположенных на территории соответствующих административно-территориальных единиц.

Налоговая база определяется исходя из стоимости путевки в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения.

Налоговые ставки устанавливаются в зависимости от вида санаторно-курортного и оздоровительного учреждения и не могут превышать 3% налоговой базы.

Л е к ц и я 12. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

  1. Понятие и виды ответственности за налоговые правонарушения.
  2. Финансовая ответственность и ее особенности.
  3. Административная ответственность.
  4. Уголовная ответственность.

1. Понятие и виды ответственности за налоговые правонарушения

Осуществляя спои контрольные функции, налоговые органы сталкиваются с вопросом привлечения к ответственности виновных лиц, допустивших налоговые правонарушения. Ответственность в налоговых правоотношениях – вопрос самый сложный в налоговом праве, так как он регулируется и связан с различными отраслями права. В действующем законодательстве он регулируется Общей частью Налогового кодекса, Кодексом об административных правонарушениях, Уголовным кодексом, декретами и указами Президента Республики Беларусь.

Основанием привлечения к ответственности за нарушения налогового законодательства является совершение налогового правонарушения. Налоговое правонарушение представляет собой противоправное, виновное деяние (действие или бездействие), повлекшее за собой неисполнение или ненадлежащее исполнение налогоплательщиком норм налогового права, за которое предусмотрены меры ответственности. Признаками налогового правонарушения являются противоправность, виновность, наказуемость, антиобщественный характер.

Состав налогового правонарушения представляет собой совокупность элементов, необходимых для привлечения лица к ответственности. Отсутствие одного из признаков или элементов не позволяет рассматривать деяние как правонарушение, а, следовательно, исключает возможность привлечения к ответственности.

К элементам состава налогового правонарушения относятся:

  1. Объект налогового правонарушения – это охраняемые законом общественные отношения. Непосредственным объектом являются налоговые правоотношения.
  2. Объективная сторона налогового правонарушения представляет собой непосредственные действия или бездействия, направленные на нарушение норм налогового законодательства. Налоговое правонарушение может быть совершено различными способами и выражаться как в действии, например, сокрытие прибыли, дохода, так и в бездействии, например непостановка на налоговый учет, непредоставление в налоговые органы отчетных документов.
  3. Субъектами налогового правонарушения признаются физические лица, обладающие правоспособностью и дееспособностью. Выделяют специальный субъект при совершении некоторых правонарушений – должностное лицо. К ним относятся должностные лица государственных органов, предприятий, учреждений, организаций, как правило, это руководитель и главный бухгалтер.

4. Субъективная сторона  налогового правонарушения выражается  в психическом отношении субъекта к противоправным действиям или бездействиям и их последствиям, которые проявляются в форме умысла или неосторожности. Вина характеризуется двумя аспектами: интеллектуальным и волевым. Их сочетание образует конкретные формы вины (совершение налогового правонарушения умышленно или по неосторожности).

Налоговое правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий.

Налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия или бездействия, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Субъективную сторону наряду с умыслом и неосторожностью характеризуют также мотив и цель правонарушения. Мотив – это внутренняя побудительная причина совершения противоправного деяния. Цель – это результат, который стремится достигнуть лицо, совершающее правонарушение.

Налоговые правонарушения выявляются, как правило, при проведении налоговых проверок. В зависимости от результатов налоговой проверки лица, допустившие нарушения налогового законодательства, могут быть привлечены к ответственности: экономической, административной, уголовной, дисциплинарной и материальной.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 15 ноября 1999 г. № 673 «О некоторых мерах по совершенствованию координации деятельности контролирующих органов Республики Беларусь и порядка применения ими экономических санкций» (в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 6 декабря 2001 г. № 722) экономическая ответственность – это установленные актами законодательства правовые последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения субъектом предпринимательской деятельности актов законодательства в сфере экономических отношений. Сущность данного вида ответственности состоит в применении к субъекту предпринимательской деятельности экономических санкций.

Экономическая санкция – установленная актами законодательства мера государственного принуждения, имеющая характер имущественного или неимущественного воздействия и применяемая к субъекту предпринимательской деятельности за совершение экономических правонарушений.

Основным нормативным актом, предусматривающим меры ответственности плательщиков за налоговые правонарушения, является Указ Президента Республики Беларусь от 22 января 2004 г. № 36 «О дополнительных мерах по регулированию налоговых отношений» (далее – Указ № 36).

Состав административных правонарушений в сфере налогообложения также содержится в ст. 13.8; 13.6; 12.17; 12.4; 23.2; 11.5; 12.8; 154.3; 154.4 Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь (КоАП) 2003г.

Отдельные положения о применении налоговыми органами к юридическим и физическим лицам мер административной и экономической ответственности присутствует и в иных нормативных актах (например, Указ Президента Республики Беларусь от 16 января 2002 г. №40 «О дополнительных мерах по регулированию экономических отношений» (в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 27 января 2003 г. № 42).

Следует отметить, что весь состав правонарушений и большинство размеров санкций, изложенных я гл. 11 КоАП 2007г., соответствуют закрепленным в Указе № 36. (Отличительной особенностью КоАП 2007г., является введение административной ответственности юридических лиц, которая заменит применяемую ныне экономическую ответственность субъектов предпринимательской деятельности. Вместе с тем до момента вступления в силу норм КоАП 2003г. относительно санкций, предусмотренных в Указе Ms 36, можно сказать, что они представляют собой разновидность как экономической (применяемой к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям), так и административной (применяемой к должностным лицам и иным физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями) ответственности.

2. Финансовая  ответственность и ее особенности

Плательщикам, своевременно не представившим декларации о доходах, подлежащих налогообложению налоговыми органами, предъявляется налоговым органом извещение об уплате налогов в размере 150 процентов суммы налога, уплаченного за предыдущий отчетный период, или в размере, условно рассчитанном на основе информации о доходах, которой располагает налоговый орган.

После представления названного документа и его проверки производится перерасчет налога исходя из фактически полученного дохода с удержанием 10 процентов от причитающейся суммы налога.

При отсутствии учета прибыли (дохода) или ведении этого учета с нарушением установленного порядка, а также при непредставлении, несвоевременном представлении налоговым органам отчетов, расчетов и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, непредставлении или несвоевременном представлении платежных документов в банки на взнос платежей в бюджет плательщики залогов вносят в бюджет в виде санкций 10 процентов причитающихся сумм налогов. При непредставлении или несвоевременном представлении налоговым органам расчетов и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налога на доходы, подоходного налога с физических лиц, а также непредставлении или несвоевременном представлении платежных инструкций в банки и небанковские кредитно-финансовые организации на перечисление указанных налогов в бюджет юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые являются источником выплаты (начисления) доходов и на которых возложены обязанности по удержанию указанных налогов, вносят в бюджет в виде санкции 10 процентов причитающихся по расчету сумм налогов.

За сокрытие, занижение объектов налогообложения взыскивается штраф в трехкратном размере общей суммы налогов или сборов, исчисленных из сокрытых, заниженных объектов налогообложения.

При повторном сокрытии, занижении объектов налогообложения в течение года (12 месяцев со дня вынесения решения о применении финансовых санкций) в бюджет взыскивается штраф в пятикратном размере общей суммы налогов или сборов, исчисленных из сокрытых, заниженных объектов налогообложения.

Не считаются повторными сокрытия, занижения, выявленные проверками, проведенными за один и тот же отчетный период независимо от времени их проведения, если по одной из проверок за этот отчетный период уже были применены штрафы за сокрытие, занижение объектов налогообложения.

В случаях нарушений законодательства о налогах и предпринимательстве, повлекших увеличение одних налогов (сборов) и одновременно уменьшение других налогов (сборов) за один и тот же период, штрафы взыскиваются с суммы превышения исчисленных налогов (сборов).

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, перечислившие за счет собственных денежных средств подоходный налог с доходов физических лиц, за исключением случаев, установленных законодательными актами Республики Беларусь, привлекаются налоговым органом к ответственности в виде штрафа в размере уплаченных сумм налога.

Доходы, полученные плательщиком от занятия запрещенными видами деятельности, а также от деятельности, на занятие которой требуется получение специального разрешения (лицензии), осуществляемой без такого разрешения (лицензии), и штраф в размере полученного дохода от этой деятельности подлежат внесению в бюджет.

Денежные средства (выручка), принятые с нарушением установленного порядка их приема при реализации продукции (работ услуг) за наличный расчет, взыскиваются в доход республиканского бюджета.

Штраф и суммы других финансовых санкций должны быть уплачены плательщикам: в бюджет в 10-дневный срок со дня составления должностными лицами налоговых органов акта о выявленных нарушениях.

3. Административная ответственность

Административная ответственность за правонарушения, предусмотренные статьями Особенной части Кодекса об административных правонарушениях, наступает, если эти правонарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности.

За совершение административного проступка в налоговой сфере ответственность наступает в соответствии со статьей 13.8 Кодекса об административных правонарушениях, в которой предусматривается применение наказания:

а) за непредставление в установленный срок плательщиком, налоговым агентом, иным лицом в налоговый орган документов и иных сведений, которые они обязаны представлять в соответствии с налоговым законодательством или по запросу налогового органа для осуществления налогового контроля, в том числе совершенное должностным лицом юридического лица;

б) за непредставление в установленный срок лицом в налоговый орган документов или сведений, которые оно обязано представлять либо сообщать в соответствии с налоговым законодательством или по запросу налогового органа, а также представление недостоверных сведений.

в) за отказ плательщика, налогового агента, иного обязанного лица от подписания акта налоговой проверки.

Ответственность по ст. 13.6 наступает за неполную уплату суммы налога, сбора (пошлины), в соответствии с которой:

а) Неуплата или неполная уплата плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога, сбора (пошлины) в установленный срок влекут наложение штрафа на индивидуального предпринимателя в размере двадцати процентов от неуплаченной суммы налога, сбора (пошлины), но не менее двух базовых величин, а на юридическое лицо – в размере двадцати процентов от неуплаченной суммы налога, сбора (пошлины), но не менее десяти базовых величин.

Информация о работе Финансы и финансовая деятельность государства