Шпаргалка по "Финансовому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 13:28, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Финансовое право".

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры.фин.право.docx

— 385.76 Кб (Скачать файл)

Президент Российской Федерации как глава государства обеспечивает в области финансов согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти исходя из положений Конституции и федеральных законов, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, в соответствии с которыми строится финансовая политика. С ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики Президент РФ обращается к Федеральному собранию (ст. 80, 84 Конституции РФ).

Президент РФ издает указы  и распоряжения по вопросам формирования и исполнения бюджетов, внебюджетных государственных фондов, финансирования государственных расходов федерального уровня, денежно-кредитной политики, организации расчетов, регулирования валютных и других финансовых отношений, организации органов финансово-кредитной системы, через Контрольное управление Президента РФ осуществляет финансовый контроль.

Финансово-бюджетное  управление Президента РФ образовано в целях информационно-аналитического обеспечения Президента РФ в области финансово-бюджетных проблем в составе Администрации Президента РФ. Его деятельность распространяется на область общегосударственных финансов, бюджета, налоговой политики, страхового дела, ценообразования, кредитных отношений и денежного обращения.

Правительство РФ осуществляет свои полномочия в сфере бюджетной, финансовой кредитной и денежной политики, определенные федеральным конституционным законом «О правительстве Российской Федерации». В частности, Правительство РФ обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики; разрабатывает и предоставляет Государственной думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение и т. д.

Представительные и исполнительные органы субъектов РФ, местного самоуправления выполняют на соответствующей территории функции в области финансов в  пределах своей компетенции.

Органы государственного управления РФ и субъектов РФ, выполняя свои основные задачи в определенной сфере деятельности, осуществляют одновременно и финансовую деятельность, которая  обеспечивает выполнение ими своих  основных задач и функций.

Для осуществления финансовой деятельности в качестве основной функции  были созданы специальные органы государственного управления:

  • Министерство финансов Российской Федерации;
  • Федеральное казначейство Российской Федерации;
  • Федеральная налоговая служба РФ;
  • Центральный банк Российской Федерации (Банк России).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Источники финансового  права. Понятие и виды финансово-правовых  актов.

Система источников финансового права пред. с. совокуп. множества элементов-норм. прав. актов, регулирующих фин. отнош. Источником фин. права может считаться любой н.п.а. , содержащий положения о фин. деят-ти гос-ва, поск-ку нормы фин. права часто содержатся в н.п.а., относящихся к др. отраслям права. Источники фин. права –внешние конкретные формы его выражения, т.е. прав. акты представительных и исполнит. орг. гос. вл. и орг. местного самоуправ., содержащие нормы фин. права.

Элементы системы  источ. фин. права: 1.Конституция РФ; 2.Законод. акты и соответствующие н.п.а. орг. местного самоупр.: а) кодексы (НК, БК); б) законы: -федеральные, -суб. РФ, -н.п.а. представительных орг.мест.самоупр.; 3.Подзаонные акты: а)подзаконные акты фед.уровня: -указы Президента, -постановления прав-ва РФ, -н.п.а. Минфина РФ, ФНС, ФТС и др., -н.п.а. Банка России, -н.п.а. орг.гос. внебюдж. Фондов; б)н.п.а. орг. Гос. вл. Суб. РФ; в)н.п.а. орг.мест.самоупр., принятые ими в пределах своей компетенции; 4.Локальные акты гос.организ., содерж. фин.-прав. нормы. 5.Нормативные договоры.-это договорный акт, устанавливающий правовые нормы общеобязат. д/формально неопред. Круга лиц, рассчитанный на неоднократ. применение действующий независимо от того, возникают или прекращ. предусмотр. им конкрет. правоотнош. 6.Нормы международного права и международные договоры РФ. 7.Решения Конституц. Суда РФ.

Финансово-правовые акты можно  классифицировать по юридическим свойствам, юридической природе, органам, издающим их, и другим основаниям.

По юридическим свойствам  финансово-правовые акты подразделяются на нормативные и индивидуальные. К нормативным относятся акты, которые регулируют группу однородных финансовых отношений и содержат общие правила поведения их участников, т. е. правовые нормы. Нормативные финансово-правовые акты устанавливают виды финансовых обязательства (налогов и других платежей) предприятий и граждан перед государством, порядок исчисления установленных платежей, типичные признаки плательщиков, порядок расходования государственных денежных средств, порядок проведения финансового контроля и т. д.

По юридической природе  финансово-правовые акты делятся на:

  • законодательные, к которым относятся законы, принимаемые Государственной думой РФ, законы субъектов Федерации по вопросам финансовой деятельности государства;
  • подзаконные.

Финансово-плановые акты — это акты, принимаемые в процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, которые содержат конкретные задания в области финансов на определенный период, т. е. являются планами по мобилизации, распределению и использованию финансовых ресурсов.

К финансово-плановым актам относятся:

  • основной финансовый план государства — федеральный бюджет РФ, государственные бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты;
  • финансовые планы государственных и муниципальных целевых фондов;
  • финансово-кредитные и кассовые планы банков;
  • финансовые планы страховых организаций;
  • финансовые планы и сметы министерств, ведомств, других органов государственного управления;
  • финансовые планы (балансы доходов и расходов) предприятий и объединений;
  • сметы учреждений, организаций, состоящих на государственном и местном бюджете.

Финансово-плановые акты получают свое юридическое оформление в актах  соответствующих государственных  органов. Так, федеральный бюджет утверждается законом РФ, смета учреждения —  министерством, которому это учреждение подчинено. Утвержденный в установленном  порядке финансово-плановый акт  регулирует финансовые отношения и  вызывает юридические последствия  как любой финансово-правовой акт.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.Финансово-правовые  нормы, их хар-ка. Виды финансово-правовых норм.

Финансово-правовая норма-установленное гос-вом правило поведения сторон в отношениях по поводу ф.,р.,и. фондов денежных ср-в в целях реализации задач, стоящих перед гос-вом и муницип. образованиями.

Признаки ф.-п. норм: 1. Имеют  особую сферу применения-область финансовой деят-ти гос-ва, т.е. регулируют поведение суб. фин. деят-ти; 2. Носят гос-но-властный, императивный хар-р. Выражены в категорич. форме, кот. не допускает произвольного изменения условий и порядка их действия, прав и обязан. сторон, санкций  и т.д. 3. Имеют (должны иметь) материальное обеспечение. Гос.орг., принимая решения в обл. финн. деят-ти, всегда ограничены объект. экономическими возможностями. 4. С т. з. происхождения не возникают как фактические, а всегда устанавливаются гос-вом в фин.-прав. актах. Структура фин.-прав. нормы: гипотеза определяет условия при кот. возник. фин. правоотнош., и указывает суб. –участников этих правоотнош. Диспозиция содержит предписания о том, как должны поступать участники финн. правоотнош., т.е. определяет их права и обязан-ти. Санкция указывает на меры финн. воздействия установленные за нарушение предписаний гос-ва в обл. финн. отнош. В зависимости от способа воздействия на уч. фин.отнош., определяющего хар-р их юр.прав и обязан-ей., фин.-правовые нормы подразд.: обязывающие, запрещающие и уполномачивающие. В завис. от своего содержания нормы фин.права м.б. материальными и процессуальными. По территориальному признаку на: 1.действующие на всей террит.РФ; 2.дейст. на террит. соответст. Суб.РФ; 3.дейс. на террит. соответст. Муницип.образований; по времени действия: на общие (устанавливаются на неопред.срок и утрачивают силу с их отменой или изменением) и временные (устанав. на опред.срок).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.Финансовые правоотношения, их особенности и виды. Объекты  и субъекты фин.правоотношений.

Фин. правоотношения-это урегулированные нормами фин.права обществ. отнош., участники кот. выступают как носители юр.прав и обяз., реализующие держащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию гос. и муницип. фондов ден.ср-в. Признаки: 1.возникают и развиваются в сфере фин. деят-ти гос-ва и муницип.образований; 2.1 из сторон всегда явл. гос-во, уполномоч. гос-вом орган или муницип.образование, что придает этому правоотношению властный хар-р; 3.носят имущественный хар-р, т.е. в конечном счете всегда возникают по поводу ден.ср-в.  В зависимости от способов реализации прав подразделяются на регулятивные и охранительные. В зависимости от структуры фин. системы России подразд. на: бюджетные, внебюдж., кредитные, складывающиеся в сфере фин. деят-ти предприятий. В завис. от хар-ра фин.-прав. норм: материальные и процессуальные.  По структуре их юр.содержания-на простые и сложные;  по своему объекту-на имущественные и неимущ.; по юр.хар-ру взамоотнош.участников-на вертикальные и горизонтальные.  Субъект ф.п.-это лицо,обладающее ф.правосубъектностью, благодаря чему оно может уч. в ф.правоотношении. Суб. ф.правоотнош. и суб.ф.права-понятия тесно взаимосвяз., но различны. Суб.ф.п-я—непосредственный участник ф.п-ия. Суб.ф.права не явл. участником конкретного финн.правоотнош., он не обладает конкретными суб-ми фин.правами и обязан-ми. Суб. ф.п. обладает кач-вом ф.правосубъектности, кот. дает ему возможность быть суб. ф.правоотношения. Ф.правосубъектность лица-это совокуп. его ф.правоспособности, ф.дееспособности и ф.деликтоспособности.  Ф.правоспособность-это способность иметь предусм. законом ф.права и обяз-ти. Ф.дееспособность-способность лица самост. приобретать, осущ., изменять, прекращать ф.права и обязан-ти. Суб. ф.права подразделяются на 3 группы: 1)общественно-территориальные образования (РФ, суб.РФ, муницип.обр); 2)коллективные субъекты (это организованные, обособленные группы людей, наделенные правом выступать в отношениях с др.суб. как единое целое). К коллективным суб. относ.: а)орг.гос.вл.; б)ЦБ РФ; в)кредитные организации, наделенные вл.полномочиями; г) организации (предприятия, бюдж.учреждения, международные организации, филиалы и представительства последних, созданные на территории РФ); 3) индивидуальные субъекты (физ.лица, выступающие как: граждане РФ, ин.граждане, лица без гражд. и ИП). Под объектом ф.правоотношения следует понимать то, на то что направлено поведение участников ф.правоотнош. Все объекты ф.правоотнош. м.б. подразделены на 2 группы: отделимые (это такие объекты, кот. с той или иной степенью конкретности зафиксированы или вытекают из анализа ф.-п.норм и сущ. как явления окр. нас мира (налоги, сборы, пошлины, субсидии) и неотделимые от материального содержания правоотношения (это те, кот. не зафиксированы или вытекают в ф.-п.нормах, а м.б. выделены лишь в процессе научной абстракции и пред.с. рез-т деят-ти субъектов ф.правоотнош., неотделимый от его мат.содержания (гос.ф.контроль, деят-ть по поводу установления казенному предприятию порядка распределения прибыли и т.д.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.Наука ф.права: понятие, источники и методология.

 

Предмет науки  финансового прав система знаний о финансовом праве и об управлении государственными и муниципальными финансами.

Состав предмета науки  финансового права:

•         принципы финансового права:

•        методы финансового права;

•        источники  финансового права;

•        нормы  финансового права;

•        финансово-правовые отношения;

•        правоприменительная  и правотворческая практика;

•        история  науки;

•        сравнительное  финансовое право;

•        понятийный аппарат финансового права;

•        тенденции    и    прогнозы    развития    финансового    права    и финансового законодательства.

Методология науки  финансового права - это теоретическое обоснование используемых в данной наук методов познания предмета финансового права. Методы науки финансового права - это определенны приемы (способы), с помощью которых обеспечивается исследование предмета науки финансовой права.

Финансово-правовая   политика   -     это основанная   на правовых нормах публичная деятельность субъектов финансового права и политической власти по созданию оптимального механизма финансово-правового регулирования в целях планомерного аккумулирования, распределении и использования денежных фондов общего значения, а также деятельность стратегического характера, направленная на совершенствование финансовых отношений в целях установления баланса сфер влиянии различных общественных (социальных) регуляторов.

Финансово-правовую политику государства наиболее рационально  рассматривать через его финансовую деятельность, снизанную с использованием финансов как одного ич основных механизмов (рычагов) публичной власти.

В финансовых отношениях политика формируется и осуществляется преимущественно  государством в лице его органов. Однако в Российской Федерации институты  гражданского общества, в частности  формы прямой демократии, играют незначительную роль в политико-правовых процессах  финансовой сферы, а референдум, обоснованно  считающийся квинтэссенцией политики и права, в финансовом законотворчестве не применяется вообще.

 

 

 

 

9.Защита прав  субъектов ф.правоотношений: понятие, формы и способы.

Под способами защиты прав понимаются закрепленные законом материально-правовые и процессуальные меры принудительного характера, посредством которых восстанавливаются (признаются) нарушенные (оспариваемые) права и осуществляется воздействие на правонарушителя.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансовому праву"