Долгосрочный кредит выдается на
один год и более длительное время. Объектами
долгосрочного кредитования обычно являются
затраты на строительство новых предприятий,
техническое перевооружение и реконструкцию
действующих предприятий, выпуск новой
продукции; затраты по жилищному строительству
и строительству объектов социально-культурного
назначения и т.д.
50.Денежная система. Правовые
основы обращения денежных знаков.
Деньги являются общепринятым орудием обмена
и средством платежа. К основным функциям
денег относятся, во-первых, функция измерения стоимости товаров
(деньги как мера стоимости);во-вторых, посредническая
функция при товарно-денежном обмене (деньги
как средство обращения); в-третьих, функция платежного средства (деньги
как средство платежа); в-четвертых, функция накопления и сбережения (деньги
как средство тезаврации); и, наконец, в-пятых, функция мировых
денег (как всеобщее средство платежа,
покупательное средство и общественная
материализация богатства).
Денежная система – это форма
организации денежного обращения, т. е.
непрерывного процесса движения денег
в качестве средства обращения и платежа
в государстве, сложившаяся исторически
и закрепленная законодательно.
Денежное обращение представляет
собой движение денег в наличной
и безналичной формах, обслуживающее
оборот общественного продукта, а также
нетоварные платежи и расходы. В первом
случае (при наличном денежном обращении)
средством платежа являются реальные
денежные знаки (банкноты, монеты и т. п.),
передаваемые одним субъектом другому
за товары, оказанные работы (услуги). Во
втором же (при безналичном обращении)
происходит списание определенных денежных
сумм со счета одного субъекта в банковской
кредитной организации и зачисление ее
на банковский счет другого субъекта,
при которой наличные денежные знаки отсутствуют.
Денежная система РФ включает в себя: во-первых, официальную
денежную единицу; во-вторых, порядок эмиссии наличных денег; в-третьих, организацию
и регулирование денежного обращения.
Основной элемент денежной
системы РФ – официальная денежная единица (валюта)
РФ, которой является рубль, состоящий
из 100 копеек. Законом запрещено введение
на территории РФ других денежных единиц
и выпуск денежных суррогатов, т. е. денежных
знаков, не предусмотренных законодательством.
Официальный курс рубля к денежным единицам
других государств устанавливается и
ежедневно публикуется Банком России.
Лица, виновные в нарушении указанных
требований, несут уголовную, административную
или имущественную ответственность в
соответствии с законодательством РФ.
Вторым элементом российской денежной
системы является порядок эмиссии наличных
денег.
Эмиссия наличных денег, как и организация
их обращения и изъятия из обращения на
территории РФ, осуществляются исключительно
Банком России. Для функционирования денежной
системы важное значение имеет положение
ч. 1 ст. 75 Конституции РФ о недопустимости
в РФ введения и эмиссии каких-либо других
денег, кроме рубля. Наличные деньги в
России выпускаются в обращение в виде
банковских билетов (банкнот) и металлической
монеты, которые являются безусловными
обязательствами Банка России и обеспечиваются
всеми его активами.
Третьим элементом российской денежной
системы является организация и регулирование
денежного обращения. Регулируя денежное обращение, российское
законодательство исходит из единства
денежной массы, единства обращения, связи
оборота денег с кредитной политикой,
руководствуясь при этом Основными направлениями
денежно-кредитной политики РФ.
На Банк России в данной сфере
деятельности возлагаются: 1) планирование
объемов производства, перевозки
и хранения банкнот и монет, создание
их резервных фондов; 2) установление
правил хранения, перевозки и инкассации
наличных денег 3) установление признаков
платежности денежных знаков порядка
замены поврежденных банкнот и монет,
а также уничтожения; 4) определение
порядка ведения кассовых операций
в РФ.
Под денежным обращением понимается
движение денежной
массы внутри страны в наличной и безналичной
формах. Основнойзадачей регулирования
денежного обращения является поддержание
правильного соотношения между доходами
населения в денежной форме и стоимостью
товаров и платных услуг, предлагаемых
на внутреннем рынке.
Правовой основой денежного обращения выступают:
нормы Конституции РФ, Федеральные законы
"О Центральном банке Российской Федерации
(Банке России)", "О банках и банковской
деятельности"; нормативные акты Президента
РФ и Правительства РФ (например, Указ
Президента РФ "Об изменении нарицательной
стоимости российских денежных знаков
и масштаба цен" от 04.08.97 № 822, Постановление
Правительства РФ "О проведении мероприятий
в связи с изменением нарицательной стоимости
российских денежных знаков и масштаба
цен" от
18.09.97 № 1182). Нормативную базу денежного
обращения составляют также акты Центрального
банка РФ.
Денежная система РФ - это вся совокупность денежных знаков,
находящихся в обращении на территории
России. В настоящее время денежная система включает в себя:
официальную денежную единицу (банкноты
- билеты Банка России, а также металлическую
монету);
эмиссию наличных денег;
организацию наличного денежного обращения.
Официальное соотношение между
рублем и золотом или другими
драгоценными металлами не устанавливается. Такое
положение характерно для большинства
стран мира. Официальный курс рубля к
денежным единицам других государств
устанавливается по результатам торгов
на ММВБ (Московской межбанковской валютной
бирже) и публикуется Центральным банком
РФ. Валюта РФ включает в себябанкноты (банковские билеты) и монеты
Банка России, являющиеся единственным
законным средством платежа на территории
страны.
В зависимости от изменения курса валюты
различают процессы ревальвации и девальвации. Ревальвация -
повышение курса валюты по отношению к
валютам других стран, международным счетным
единицам.Девальвация - обесценение национальной валюты, выражающееся
в снижении ее курса по отношению к иностранным
валютам или международным счетным денежным
единицам.
В Российской Федерации правом осуществления эмиссии наличныхденег, то
есть дополнительного выпуска в обращение
денежных знаков, наделен только Банк
России. Центральный банк РФ имеет оборотную
кассу и резервные фонды.
В оборотную кассу ежедневно
поступают и из нее ежедневно выдаются
наличные деньги. Резервные фонды Банка России используются
для хранения запаса денег. Таким образом,
при эмиссии наличных денег они передаются
из резервных фондов в оборотную кассу.
Решение о выпуске в обращение новых банкнот
и монеты и об изъятии старых принимает
Совет директоров Центрального банка
РФ. Он же утверждает номиналы и образцы
новых денежных знаков. Описание новых
денежных знаков публикуется в средствах
массовой информации.
В целях организации наличного денежного обращения на
территории РФ законодатель возложил
на Банк России следующие
функции.
прогнозирование и организация производства;
перевозка и хранение банкнот и монеты,
создание их резервных фондов;
установление правил хранения, перевозки
и инкассации наличных денег для кредитных
организаций;
установление признаков платежеспособности
денежных знаков и порядка замены поврежденных
банкнот и монеты, а также их уничтожение;
определение порядка ведения кассовых
операций для кредитных организаций.
Регулирование денежного обращения в
стране осуществляется с по
мощью таких операций, как денежная реформа
и деноминация. Денежнаяреформа представляет собой полное или частичное
преобразование денежной системы, проводимое
государством с целью стабилизации и укрепления
денежного обращения.
51.Правовые основы регулирования
денежного обращения в РФ.
Регулирование денежного
обращения в РФ осуществляется в
соответствии с действующим банковским
законодательством и основными
направлениями денежно-кредитной
политики Российской Федерации. На Банк
России возлагаются:
1) прогнозирование
и организация объемов производства,
перевозки, хранения банкнот и
монет, создание их резервных
фондов; 2) установление правил хранения,
перевозки и инкассации наличных
денег для кредитных организаций;
3) установление признаков платежности
денежных знаков и порядка
замены поврежденных банкнот
и монет, а также их уничтожения;
4) определение порядка ведения
кассовых операций в РФ. Таким
образом, управление денежной системой
в РФ основано на централизованных началах
и возложено на Банк России. В соответствии
с п. «ж» ст. 71 Конституции РФ финансовое
и валютное регулирование, денежная эмиссия,
федеральные банки отнесены к исключительному
ведению самой Федерации. Поэтому именно
федеральное законодательство составляет
правовую основу денежной системы Российской
Федерации. Указанные конституционные
основы являются и основой финансово-правового
регулирования денежной системы. Естественно,
денежная система, учитывая многообразие
и комплексность отношений, возникающих
в сфере ее организации и обращения, является
объектом правового регулирования одновременно
нескольких отраслей права, в том числе
конституционного, гражданского, административного,
уголовного. Однако базисными в данной
сфере регулирования являются нормы финансового
права, поскольку именно они регулируют
отношения, связанные с самой организацией
(построением, структурой и т.п.) и функционированием
денежной системы РФ. Финансово-правовыми
нормами регулируются публичные отношения
в сфере денежной системы, поэтому они
наиболее тесно связаны с государственными
интересами и социально-экономическими
интересами общества. Основными целями
финансово-правового регулирования денежной
системы РФ являются разработка и нормативно-правовое
закрепление системы мер, обеспечивающих
экономический рост, сдерживание инфляции,
обеспечение занятости населения и выравнивание
платежного, баланса, смягчение структурных
хозяйственных диспропорций в условиях
рыночной экономики. Именно нормы финансового
права детально регламентируют организацию
денежной системы РФ. Кроме того, посредством
финансово-правовых норм о признаках платежеспособности
денежных знаков, об обеспечении порядка
обращения наличных денег, основ организации
расчетов, определения порядка ведения
кассовых операций и т.п. достигается ее
эффективное функционирование. Нормы
гражданского права, регулирующие отношения
права собственности на деньги. Порядок
расчетов при сделках гражданско-правового
характера также закреплен в ГК РФ. Деньги
в гражданско-правовых отношениях рассматриваются
в качестве объекта гражданских прав,
отнесенного гражданским законодательством
к движимому имуществу, а следовательно,
являющегося самостоятельным объектом
права собственности (ст. 128, 140 ГК РФ). Нормы
административного права призваны регулировать
отношения ответственности за административные
правонарушения в сфере денежной системы
и денежного обращения. В настоящее время
они получили закрепление в гл. 15 Кодекса
РФ об административных правонарушениях
«Административные правонарушения в области
финансов, налогов и сборов, рынка ценных
бумаг». Статьей 15.1 КоАП РФ установлена
ответственность за нарушение порядка
работы с денежной наличностью и порядка
ведения кассовых операций, ст. 15.2 -- за
невыполнение обязанностей по контролю
за соблюдением правил ведения кассовых
операций. Уголовное право регулирует
отношения уголовной ответственности
за совершение таких преступлений в сфере
денежной системы, как изготовление или
сбыт поддельных денег или ценных бумаг
(ст. 186 УК РФ), а также изготовление или
сбыт поддельных кредитных либо расчетных
карт и иных платежных документов (ст.
187 УК РФ). Предусмотрена также уголовная
ответственность за злоупотребления при
выпуске ценных бумаг (эмиссии) (ст. 185 УК
РФ). Особое значение среди норм, регулирующих
денежную систему, имеют нормы банковского
права, установленные правовыми актами
Банка России (как правило, в форме положений,
указаний, инструкций ЦБ РФ, носящих нормативный
характер), обеспечивающие функционирование
денежной системы посредством урегулирования
конкретных вопросов финансово-технического
характера (порядка изготовления денежных
знаков, правил их перевозки, хранения,
инкассации, установления признаков и
порядка платежности, замены и уничтожения
поврежденных денежных знаков и т.п.). Указанные
нормы играют своеобразную роль «пускового
аппарата»: уточняя и конкретизируя общие
положения федерального законодательства
о денежной системе, они способствуют
процессу их фактической реализации. Банк
России, в соответствии с ч. 2 ст. 75 Конституции,
а также «ст. 4 Федерального закона «О Центральном
банке Российской Федерации (Банке России)»,
во взаимодействии с Правительством РФ
разрабатывает и проводит единую государственную
кредитно-денежную политику, направленную
на защиту и обеспечение устойчивости
рубля. Важно заметить, что, в соответствии
с законодательством РФ, Банк России осуществляет
свои полномочия в сфере денежного обращения
независимо от других органов государственной
власти. Это означает, что вмешательство
других государственных органов в самостоятельную
оперативную деятельность Банка России
по реализации им своей основной функции
по обеспечению защиты и устойчивости
рубля недопустимо. Этому, в свою очередь,
способствует закрепленное за Банком
России право регулировать объем находящейся
в обращении денежной массы, от чего зависит
возможность поддержания покупательной
способности рубля. Кроме того, обеспечение
устойчивости рубля достигается Банком
России посредством регулирования учетных
ставок при выдаче кредитов, определением
валютных и рублевых нормативов для коммерческих
банков и установлением в них норматива
обязательных резервов. Следует иметь
в виду, что в соответствии со ст. 42 Федерального
закона «О Центральном банке Российской
Федерации (Банке России)», Банк России
может устанавливать ориентиры роста
(т.е. ориентировочные цифры) одного или
нескольких показателей денежной массы,
исходя из основных направлений единой
государственной денежно-кредитной политики.
Одним из способов обеспечения курса рубля,
применяемого Банком России, является
также регулирование отношения рубля
к иностранной валюте. Это достигается
и посредством применения, так называемого
валютного коридора, когда Центральный
банк РФ гарантирует допустимые пределы
колебания курса иностранной валюты по
отношению к рублю, используя для этого
свои резервы иностранной валюты на межбанковских
торгах. Особое значение имеет и возможность
применения в качестве одного из инструментов
денежно-кредитной политики Банка России
валютных интервенций, т.е. купли-продажи
Банком России иностранной валюты на валютном
рынке для воздействия на курс рубля и
на суммарный спрос и предложение денег.
Средством защиты рубля, как указывалось,
является и установление признаков платежности
денежных знаков, а также изъятие из обращения
поврежденных и ветхих денежных купюр.
Этому способствует также выпуск наличных
денег (банкнот и монет), обладающих средствами
защиты, т.е. признаками, позволяющими
избежать их подделки (фальшивомонетничества).
Обращение наличных денег регулируется
как часть совокупного денежного оборота
и осуществляется Банком России. Обращение
наличных денег начинается с их эмиссии,
т.е. выпуска в обращение. Эмиссия наличных
денег, организация их обращения и изъятия
на территории РФ осуществляется исключительно
Банком России. Наличные деньги являются
безусловными обязательствами Банка России
и обеспечиваются всеми его активами.
Образцы банкнот и монет утверждаются
Банком России по согласованию с высшим
представительным органом РФ. Официальные
сообщения о выпуске в обращение банкнот
и монет, новых образцов Банк России публикует
в средствах массовой информации. При
этом периодически осуществляется и модификация
банкнот и монет, что, как правило, заключается
во введении денежных знаков более крупных
достоинств. Центральный банк РФ выполняет
в сфере наличного денежного оборота следующие
функции:
1) обеспечивает
устойчивость рубля;
2) разрабатывает
и проводит единую государственную
денежно-кредитную политику в
области наличного денежного
обращения, направленную на защиту
устойчивости рубля, взаимодействуя
при этом с Правительством
РФ;
3) обладает эмиссионной
функцией, т.е. монопольно осуществляет
эмиссию наличных денег и организует
их обращение;
4) несет ответственность
за покупной состав денежного
обращения.
В области наличного
денежного оборота Банк России: определяет
порядок ведения кассовых операций;
организует изготовление банкнот и
монеты; устанавливает правила перевозки
и хранения наличных денег; определяет
признаки платежности денежных знаков;
регламентирует порядок замены и
уничтожения денежных знаков. Законодательством
установлено, что банкноты и монеты
Банка России не могут быть объявлены
недействительными (утратившими силу
законного средства платежа), если не
установлен достаточно продолжительный
срок их обмена на банкноты и монету
нового образца. Не допускаются какие-либо
ограничения по суммам или субъектам
обмена. При обмене банкнот и монеты
Банка России на денежные знаки нового
образца срок изъятия банкнот
и монеты из обращения не может
быть менее одного года, но не превышает
пяти лет. Банк России без ограничений
обменивает ветхие и поврежденные банкноты
в соответствии с установленными
им правилами. Решение о выпуске
в обращение новых банкнот
и монеты и об изъятии старых принимает
Совет директоров Банка России. Он
же утверждает номиналы и образцы
новых денежных знаков. При этом
описание новых денежных знаков публикуется
в средствах массовой информации.
Решение по этим вопросам в порядке
предварительного информирования направляется
в Государственную Думу и Правительство
РФ. В целях организации наличного денежного
обращения на территории РФ, в соответствии
со ст. 34 Федерального закона «О Центральном
банке Российской Федерации (Банке России)»,
на Банк России возлагаются следующие
функции: прогнозирование и организация
производства, перевозка и хранение банкнот
и монеты, создание их резервных фондов;
установление правил хранения, перевозки
и инкассации наличных денег для кредитных
организаций; установление признаков
платежеспособности денежных знаков и
порядка замены поврежденных банкнот
и монеты, а также их уничтожения; определение
порядка ведения кассовых операций. Расчеты
между физическими лицами, физическими
и юридическими лицами в РФ не ограничиваются.
52.Правовые основы
организации налично-денежного обращения.
Обращение наличных денег
регулируется как часть совокупного
денежного оборота и осуществляется
ЦБ РФ. К основным правовым актам в которых
содержатся нормы регулирующие обращение
наличных денег в РФ, относятся Конституция
РФ (ст. 75), ГК РФ, а также многочисленные
акты ЦБ РФ, среди которых основным является
Положение от 5 января 1998 г. № 14-П «О правилах
организации наличного денежного обращения
на территории РФ».
Обращение наличных денег начинается
с их эмиссии, т. е. выпуска в обращение.
Эмиссия наличных денег, организация их
обращения и изъятия на территории РФ
осуществляется исключительно Банком
России. Образцы банкнот и монет утверждаются
Банком России по согласованию с высшим
представительным (законодательным) органом
РФ. При этом периодически осуществляется
и модификация банкнот и монет, что, как
правило, заключается во введении денежных
знаков более крупных достоинств.
Банк России выполняет в сфере
наличного денежного оборота
следующие функции:
– обеспечивает устойчивость рубля;
– разрабатывает и проводит единую государственную
денежно-кредитную политику в области
наличного денежного обращения, направленную
на защиту устойчивости рубля, взаимодействуя
с Правительством РФ (основная функция
ЦБ РФ, которую он осуществляет независимо
от других органов государственной власти);
– обладая эмиссионной функцией, монопольно
осуществляет эмиссию наличных денег
и организует их обращение;
– несет ответственность за покупюрный
состав денежного обращения.
В области наличного денежного
оборота Банк России наделен определенными полномочиями:
– определяет порядок ведения кассовых
операций;
– организует изготовление банкнот и
монеты;
– устанавливает правила перевозки и
хранения наличных денег;
– определяет признаки платежности денежных
знаков;
– регламентирует порядок замены и уничтожения
денежных знаков.
Законодательством установлено, что
банкноты и монета Банка России не
могут быть объявлены недействительными
(утратившими силу законного средства
платежа), если не установлен достаточно
продолжительный срок их обмена на
банкноты и монету нового образца. Не
допускаются какие-либо ограничения
по суммам или субъектам обмена.
При обмене банкнот и монеты Банка
России на денежные знаки нового образца
срок изъятия банкнот и монеты
из обращения не может быть менее
одного года, но не превышает пяти лет.
Банк России без ограничений обменивает
ветхие и поврежденные банкноты в
соответствии с установленными им правилами.
Решение о выпуске в обращение
новых банкнот и монеты и об
изъятии старых принимает Совет директоров
Банка России. Он же утверждает номиналы
и образцы новых денежных знаков.
Организуя наличное денежное обращение,
Банк России осуществляет следующие
функции: прогнозирование и организация
производства, перевозка и хранение
банкнот и монеты, создание их резервных
фондов; установление правил хранения,
перевозки и инкассации наличных
денег для кредитных организаций;
установление признаков платежеспособности
денежных знаков и порядка замены
поврежденных банкнот и монеты, а
также их уничтожения; определение
порядка ведения кассовых операций.