Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 13:28, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Финансовое право".
з) создание запасов и резервов.
Государственные доходы и государственные расходы тесно взаимосвязаны. Объем расходов находится в прямой зависимости от объема доходов. При их несоответствии наступают негативные последствия (бюджетный дефицит, инфляция национальной валюты в связи с покрытием недостатка средств эмиссией денежных знаков и т.д.), которые могут перерасти в финансовый кризис.
Выражение «государственные расходы» можно понимать в разных аспектах. Государственные расходы имеют публичный характер. Данная категория имеет организационный и юридический аспекты, выступая в качестве составной части финансовой деятельности государства, а именно деятельности по использованию находящихся в их собственности и распоряжении денежных средств. Ей присущи все общие особенности финансовой деятельности государства при наличии специфических черт, свойственных данному ее этапу. Особенно следует отметить, что такое направление финансовой деятельности находится во взаимозависимости с другими ее направлениями: образованием денежных фондов, их распределением; неотъемлемым ее элементом также должен быть финансовый контроль.
Совокупность финансово-
Государственные расходы получают свое выражение в соответствующих финансово-правовых институтах и правоотношениях.
Это определяет исключительно важное практическое значение финансово-правовых институтов государственных расходов, четкости составляющих их правовых норм как механизма, способствующего экономному и эффективному использованию государственных денежных средств строго по целевому назначению в соответствии с утвержденными программами, планами и приоритетами.
Государственные расходы представляют в своей совокупности определенную систему и классифицируются по разным основаниям. Прежде всего, в зависимости от форм собственности субъектов, осуществляющих публичные расходы, их следует подразделить на государственные и муниципальные. Такую классификацию развивает подразделение расходов на три группы соответственно уровням организации власти в РФ: федеральные расходы; расходы субъектов Федерации, которые вместе с федеральными составляют государственные расходы; и расходы местного уровня.
Следовательно, в зависимости от
источников получения денежных средств,
а также порядка их планировани
– на централизованные, осуществляемые за счет бюджета и государственных внебюджетных фондов;
– децентрализованные, осуществляемые государственными организациями за счет тех средств, которые получены ими самими в результате своей деятельности и остаются в их распоряжении.
В зависимости от характера участия в общественном производстве и деятельности выделяются расходы на финансирование:
– оборотных средств (текущих расходов);
– основных фондов (капитальных вложений);
– создания резервов.
Важное значение для характеристики целевых направлений государственных расходов имеет классификация их по функциональному признаку. Законодательная основа такой классификации заложена ФЗ от 15 августа 1996 г. № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации». Хотя Закон установил ее только в отношении бюджетов, в определенной части она применима к государственным расходам в целом. В составе последних можно выделить направления расходов на:
– отрасли экономики – промышленность, строительство сельское хозяйство и т. д.;
– социально-культурную сферу и науку;
– охрану окружающей природной среды;
– оборону;
– правоохранительную деятельность, обеспечение безопасности, функционирование судебной системы;
– международную деятельность;
– государственное управление и местное самоуправление, включая функционирование представительных и исполнительных органов власти;
– создание запасов и резервов;
-прочие расходы.
39.Правовые основы
Решающая роль в развитии общественного производства, в обеспечении его нужных темпов, эффективности и в конечном итоге в степени удовлетворения потребностей общества принадлежит капитальным вложениям, т.е. затратам на воспроизводство основных фондов. Недостаточность капитальных вложений губительно сказывается на экономике страны, ведет к негативным последствиям в социальных отношениях, разрушению их устойчивости.
Поэтому правовое регулирование
порядка осуществления
Соответственно названному закону капитальные вложения — это инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты.
Объектами капитальных вложений
являются различные виды вновь создаваемого
или модернизируемого имущества, в
том числе находящиеся в
Источниками финансирования капитальных вложений являются собственные и (или) привлеченные средства инвесторов. Инвесторами, т.е. лицами, осуществляющими капитальные вложения, могут быть государственные органы, органы местного самоуправления, а также физические и юридические лица, в том числе иностранные субъекты предпринимательской деятельности.
Законодательство определяет фо
Размещение средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ осуществляется на возвратной, срочной и возмездной основах. Размер взимаемых при этом процентов за пользование средствами определяется законами о бюджетах на соответствующий год. Применяются и другие формы возврата бюджетных средств.
Выделение средств из федерального
бюджета для капитальных
Средства Бюджета развития формируются за счет: внутренних и внешних заимствований РФ на инвестиционные цели; части доходов от использования и продажи, а также приватизации федерального имущества; доходов от бюджетных инвестиционных ассигнований на условиях возвратности, платности и срочности; отчислений части поступлений от размещения государственных ценных бумаг и др.
Использование средств Бюджета развития должно осуществляться исключительно на конкурсной основе на условиях возвратности, платности, срочности. При этом не допускается отвлечение его временно свободных средств на финансовые операции, не связанные с реализацией инвестиционных проектов.
Субъекты РФ могут принимать участие в реализации задач Бюджета развития путем принятия на себя обязательств по предоставлению государственной поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на их территориях.
За исполнением Бюджета
развития осуществляется контроль, анало
Порядок финансирования инвестиционных проектов за счет средств федерального бюджета определяется Правительством РФ. Аналогична компетенция органов исполнительной власти субъектов РФ в отношении порядка финансирования за счет средств соответствующих региональных бюджетов.
Федеральное законодательство закрепляет также основы регулирования капитальных вложений органами местного самоуправления. Предусмотрены аналогичные государственным формы и методы регулирования (соответственно компетенции органов местного самоуправления) как путем создания в муниципальных образованиях благоприятных условий для инвестиций капитальных вложений, так и путем прямого участия органов местного самоуправления в этих инвестициях.
Размещение средств местных бюджетов для финансирования капитальных вложений также должно осуществляться на возвратной, срочной и платной основах. Контроль за целевым и эффективным использованием средств местных бюджетов, направляемых на капитальные вложения, осуществляют органы, уполномоченные представительными органами местного самоуправления.
Органы местного самоуправления
могут участвовать в
В целях повышения эффективности инвестиций, создания условий для широкого привлечения финансовых ресурсов, в том числе от иностранных инвесторов, Указом Президента РФ от 15 марта 1993 г. была создана новая государственная структура — Российская финансовая корпорация
Российская финансовая корпорация
как государственное
В распоряжении Российской финансовой корпорации находится инвестиционный фонд, который формируется за счет следующих источников: средств федерального бюджета и кредитов Центрального банка РФ, направляемых на финансирование капитальных вложений; части средств внебюджетных фондов, предназначенных для осуществления отраслевых инвестиционных программ; а также средств, аккумулируемых самой корпорацией. Корпорация может привлекать средства юридических лиц и граждан, выпуская и размещая в этих целях ценные бумаги. Финансирование инвестиционных проектов корпорация производит в основном на коммерческой и возвратной основе.
Распределение средств инвестиционного фонда за счет централизованных источников корпорация производит во взаимодействии с Министерством экономики РФ.
Осуществляя свои задачи, корпорация выполняет следующие функции:
• проведение конкурсного отбора и экспертизы инвестиционных проектов;
• предоставление по поручению Правительства РФ кредитов и осуществление финансирования инвестиционных проектов;
• установление договорных
отношений с коммерческими
• организация контроля за эффективным использованием инвестируемых средств;
• привлечение на коммерческой основе инвесторов, в том числе иностранных;
• предоставление по поручению Правительства РФ государственных гарантий иностранным инвесторам и кредиторам;
• использование по поручению Правительства РФ иностранных кредитов, включая их размещение на конкурсной основе в порядке, установленном законодательством.
Корпорация действует на основе устава, одобренного Правительством и утвержденного Государственным комитетом РФ по управлению государственным имуществом.
В задачах и функциях корпорации проявляется отказ от традиционных методов управления финансами. Однако сохраняется значение государственно-властного характера функций в данной сфере.
Финансово-инвестиционные корпорации создаются также органами власти субъектов РФ.
40.Понятие сметно-бюджетного
Сметно-бюджетное