Шпаргалка по "Финансовому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 13:28, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Финансовое право".

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры.фин.право.docx

— 385.76 Кб (Скачать файл)

Суммы расчетов в наличной форме  между физическими лицами не ограничиваются, между юридическими лицами они подлежат ограничению. Так, Указанием Банка  России от 14 ноября 2001 г. «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одной сделке» установлен предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одной сделке в сумме 60 тыс. руб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

53.Правовые основы безналичных  расчетов.

Безналичные расчеты представляют собой расчеты между субъектами без использования наличных денег (денежных купюр), посредством перечисления денежных средств со счетов банковских (иных кредитных) организациях в целях  зачетов взаимных требований.

Правовые основы безналичных расчетов в РФ закреплены финансовым и гражданским  законодательством. К основным источникам правового регулирования без наличного денежного обращения относятся ГК РФ, ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)» и Положение о безналичных расчетах в РФ от 3 октября 2002 г. Банк России в соответствии со ст. 80 указанного Закона является органом, координирующим, регулирующим и лицензирующим организацию расчетных, в том числе клиринговых, систем в РФ. Он устанавливает правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов. Расчеты на территории России осуществляются в валюте РФ, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами РФ.

Формы безналичных расчетов определяются правилами, устанавливаемыми Банком России в соответствии с законодательными актами РФ. Под формой безналичных  расчетов понимаются предусмотренные  правовыми нормами или банковской практикой способы перевода денежных средств через кредитные организации. Формы безналичных расчетов установлены ГК РФ. К ним относятся:

– расчеты платежными поручениями;

– по аккредитиву;

– чеками;

– по инкассо. Однако этот перечень не является исчерпывающим и расчеты могут осуществляться в иных формах, если они соответствуют закону и применяются в банковской практике на основе банковских правил и обычаев делового оборота.

Расчетные документы – это оформленные  в виде документов на бумажном носителе или в установленных случаях  в виде электронных платежных  документов: распоряжение плательщика (клиента или банка) о списании денежных средств со своего счета  и их перечислении на счет получателя средств; распоряжение получателя средств (взыскателя) на списание денежных средств  со счета плательщика и перечисление на счет, указанный получателем средств (взыскателем). Установлены следующие виды платежных документов:

– платежные поручения;

– аккредитивы;

– чеки;

– платежные требования;

– инкассовые поручения.

ГК РФ установлены общие положения  о расчетах. В соответствии с ГК РФ безналичная (либо наличная) форма  расчетов выбирается гражданами в добровольном порядке. Расчеты между юридическими лицами, а также между физическими и юридическими лицами по платежам, сумма которых превышает размеры, установленные Банком России, осуществляются только в безналичном порядке. Безналичные расчеты между юридическими лицами и гражданами-предпринимателями производятся, как правило, через банки либо иные кредитные организации, в которых открыты соответствующие счета, если иное не вытекает из закона и не обусловлено используемой формой расчетов. Межбанковские расчеты, т. е. расчеты между банками, Банк России осуществляет через свои учреждения – расчетно-кассовые центры (РКЦ).

Обособленной и самостоятельной  формой безналичных расчетов является применение векселей. Кроме того, в  качестве самостоятельной разновидности  безналичного денежного обращения  можно рассматривать и платежные  банковские карты. Банковская карточка представляет собой, как правило, пластиковую  пластинку с нанесенной магнитной  полосой или встроенной микросхемой, обеспечивающей доступ к специальному карточному счету в кредитной (банковской) организации. (Положение о порядке  эмиссии кредитными организациями  банковских карт и осуществления  расчетов по операциям, совершаемым  с их использованием от 9 апреля 1998 г.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

54.Правила ведения кассовых операций  на территории РФ.

Для приема, хранения и расходования наличных денег предприятия —  юридические лица имеют кассу. Кассовые операции — это операции, связанные  с получением и расходованием  наличных денег непосредственно  из кассы предприятий. К ним относятся:

• поступление выручки  от реализации продукции, товаров и  оказания услуг;

• поступление взносов, авансовых  перерасходов, сумм материального возмещения от порчи материального имущества;

§         получение наличных денег по чеку в кредитных организациях на зарплату, авансы, командировочные, пособия, пенсия и другие социальные выплаты;

§         выдача денег из кассы на зарплату, авансы, командировочные, пособия, пенсия и другие социальные выплаты;

§         сдача выручки и сверхлимитных остатков денежных средств из кассы в банк на расчетный счет предприятия;

§         выдача подотчетных сумм на осуществление хозяйственных расчетов предприятия с поставщиками и подрядчиками.

В соответствии со ст. 34 Федерального закона «О Центральном банке ...»  на Банк России возложена функция  определения порядка ведения  кассовых операций. В связи с этим всем юридическим лицам Российской Федерации кроме кредитных организаций  при осуществлении кассовых операций надлежит руководствоваться Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным решением Совета директоров ЦБ РФ 22 сентября 1993 г. № 40.

Данный Порядок был  установлен ЦБ РФ в соответствии с  требованиями Указа Президента РФ «О дополнительных мерах по ограничению  налично-денежного обращения» от 14 июня 1992 г., который последовал за известными событиями криминального характера  конца 1991-го — начала 1992 г. Это так  называемое дело о «чеченском авизо», когда преступники, воспользовавшись «прорехами» в существовавшей на тот момент системе организации  денежного обращения Российской Федерации, сумели украсть из банковской системы (как из коммерческих банков, так и из системы РКЦ ГУ ЦБ РФ) рублевых денежных знаков на миллиарды долларов по действовавшему на тот момент официальному курсу.

Преступная схема была разработана с использованием следующих  недостатков в организации денежного  обращения: система безналичных  расчетов через территориальные  расчетно-кассовые центры Банка России не имела надежного, автоматического  контроля и подтверждения исходящих  и входящих платежей, проходящих по системе расчетов, и практически не была защищена от несанкционированного доступа преступных элементов; кассовые операции коммерческих предприятий слабо контролировались налоговыми, финансовыми и банковскими органами. Преступники сумели внедрить в систему безналичных расчетов РКЦ ГУ ЦБ РФ огромные фальшивые суммы рублевых денежных переводов, которые поступили на их расчетные счета, а затем, воспользовавшись слабой кассовой дисциплиной банков и предприятий, изъять их в виде реальных наличных денег.

Таким образом, практикой, в  данном случае негативной, был еще  раз подтвержден тезис о тесной взаимосвязи безналичного и наличного  денежного оборота и важности организации денежного обращения, адекватной изменяющимся требованиям  народного хозяйства страны.

В соответствии с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации в штате предприятия  для этого предусматривается  должность кассира. После издания  приказа (решения, постановления) о  назначении кассира на работу его  под расписку знакомят с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации и заключают договор  о полной материальной ответственности  за вверяемые ценности.

Кассир в соответствии с действующим законодательством  о материальной ответственности  рабочих и служащих несет полную материальную ответственность за сохранность  всех принятых им ценностей и за ущерб, причиненный предприятию как в результате умышленных действий, так и небрежного или недобросовестного отношения к своим обязанностям.

В обязанности кассира  входит:

§         прием и выдача наличных средств из кассы предприятия;

§         ведение кассовой книги и составление отчета по итогам операций за день;

§         получение средств с расчетного счета предприятия и сдача в банк денежной наличности сверх установленных лимитов.

Кассиру запрещается передоверять выполнение порученной ему работы другим лицам. На предприятиях, имеющих одного кассира, в случае необходимости  его временной замены исполнение обязанностей кассира возлагается  на другого работника по письменному  приказу руководителя предприятия. С этим работником также заключается  договор о полной материальной ответственности.

В случае внезапного оставления кассиром работы (по болезни и др.) находящиеся у него под отчетом ценности немедленно пересчитываются другим кассиром, которому они передаются, в присутствии руководителя и главного бухгалтера предприятия или лиц, назначенных руководителем предприятия. О результатах пересчета и передачи ценностей составляется акт за подписями указанных лиц.

На малых предприятиях, не имеющих в штате кассира, обязанности  последнего могут выполняться по письменному распоряжению руководителя предприятия главным бухгалтером  или другим работником при условии  заключения с ним договора о полной материальной ответственности.

В целях сохранности средств помещения кассы предприятий должны быть соответствующим образом оборудованы.

Ответственность за соблюдение правил ведения кассовых операций возлагается  на руководителей предприятий, главных (старших) бухгалтеров, руководителей  финансовых служб и кассиров.

Все наличные деньги, поступающие  на предприятия, в организации и  учреждения, должны в обязательном порядке документально оприходываться. И все наличные деньги, выдаваемые юридическими лицами, также должны документально оформляться. Основными денежными документами в данном случае выступают приходный и расходный кассовые ордера, которые оформляются на основе первичных документов (договоров, заявлений и т.п.). Приходные и расходные ордера, а также чеки на получение наличных денег в кредитных организациях подписывает распорядитель кредита, в лице которого выступает руководитель предприятия или специально уполномоченное лицо.

Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации (п. 3) предусмотрено, что каждое предприятие  должно вести кассовую книгу по установленной  форме. Унифицированные формы первичной  учетной документации по учету кассовых операций утверждены постановлением Госкомстата  СССР № 241 от 28 декабря 1989 г. «Об утверждении  форм первичной учетной документации для предприятий и организаций» по согласованию с Госбанком СССР и Министерством финансов СССР.

Каждое предприятие ведет  только одну кассовую книгу. Листы каждой новой кассовой книги обязательно  нумеруются. Кассовая книга должна быть прошнурована и опечатана (обычно круглой печатью предприятия). На последней странице книги делается надпись: «В настоящей книге всего  пронумеровано... страниц», которая  заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера предприятия.

Подчистки и неоговоренные  исправления в кассовой книге  не допускаются. Допущенные ошибки исправляются следующим образом: зачеркиваются  неправильный текст или суммы  и над зачеркнутым надписываются исправленный текст или суммы. Зачеркивание производится одной чертой так, чтобы можно было прочитать исправляемое.

Исправление ошибки должно быть оговорено надписью «исправлено», подтверждено подписью лиц, подписавших  документ. Кроме того, необходимо ставить  дату исправления.

Записи в кассовой книге  производятся кассиром сразу же после  получения или выдачи денег по каждому ордеру (расходному или приходному) или другому его заменяющему  документу. Ежедневно в конце  рабочего дня кассир подсчитывает итоги  операций за день, выводит остаток  денег в кассе на следующее  число и передает в бухгалтерию  свой отчет с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге.

В настоящее время многие предприятия осуществляют бухгалтерский  учет с применением ПЭВМ. Пункт 25 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации допускает  ведение кассовой книги на предприятии  автоматизированным способом. В этом случае листы кассовой книги формируются  в виде машинограммы «Вкладной лист кассовой книги». Одновременно с ней формируется «Отчет кассира». Нумерация листов кассовой книги в этих машинограммах осуществляется автоматически в порядке возрастания с начала года.

В машинограмме «Вкладной лист кассовой книги» последним за каждый месяц должно автоматически печататься количество листов кассовой книги за каждый месяц, а в последней машинограмме за календарный год — общее количество листов книги за год.

По окончании календарного года (или по мере необходимости) машинограммы «Вкладной лист кассовой книги» брошюруются в хронологическом порядке. Общее количество листов за год заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера предприятия, и книга опечатывается. Контроль за правильным ведением кассовой книги возлагается на главного бухгалтера предприятия.

В целях ограничения использования  наличных рублей в хозяйственном  обороте размеры расчетов наличными  между юридическими лицами ограничиваются. Так, Указанием ЦБ РФ от 7 октября 1998 г. № 375-У «Об установлении предельного  размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между  юридическими лицами» установлено, что предельный размер расчетов наличными  деньгами по одному платежу не может  превышать:

Информация о работе Шпаргалка по "Финансовому праву"