Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 13:28, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Финансовое право".
Распределение доходов и расходов бюджетов – это определение видов и объемов доходов и расходов, подлежащих включению в каждый из бюджетов.
В РФ установлена единая для бюджетов всех уровней классификация доходов и расходов, что обеспечивает сопоставимость их показателей. Подобная классификация обусловлена принципом единства бюджетной системы в РФ.
Бюджетная классификация – это группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней по однородным признакам с присвоением объектам классификации группировочных кодов.
Доходы бюджетов. Все предусмотренные законодательством доходы по социально-экономическому признаку можно подразделить на несколько групп:
– доходы от предприятий и других организаций разных форм собственности;
– доходы от государственного и муниципального имущества;
– доходы от государственной внешнеэкономической и другой деятельности;
– поступления от личных доходов граждан.
Указанная классификация имеет значение для характеристики материального содержания доходной части бюджета, связи ее с экономикой страны. Каждая из групп доходов представляет совокупность отдельных видов платежей и поступлений. Важнейшая роль принадлежит налогам, взимаемым с организаций и физических лиц.
Федеральный Закон от 15 августа 1996 г. № 115-ФЗ «О бюджетной классификации РФ» и БК РФ делят доходы бюджета на:
– налоговые с выделением их видов;
– неналоговые (доходы от использования государственного и муниципального имущества, от его продажи, от внешнеэкономической деятельности и др.).
Такая группировка имеет важное значение для анализа источников доходов, их объема, перспектив использования. Исходя из этого, БК РФ определяет виды доходов бюджетов всех уровней.
Вместе с тем важное значение для характеристики правового статуса субъектов бюджетного права имеет группировка доходов бюджетной системы по организационно-правовым признакам.
В зависимости от порядка зачисления в бюджет различают доходы: закрепленные за бюджетом каждого уровня, и регулирующие.
Закрепленные доходы бюджетов – это доходы, которые в соответствии с законодательством полностью или в твердо фиксированной доле (процентах) на постоянной основе закреплены соответствующим бюджетом. БК РФ отождествляет их с собственными доходами (что не вполне тождественно).
Перечень налогов и
Законодательство субъектов РФ
закрепляет доходные источники, находящиеся
в их распоряжении, за местными бюджетами.
В отдельных случаях
Состав расходов бюджетной системы значительно изменился в связи с проведением экономических реформ в стране. Нацеленность на переход к рыночным отношениям и приватизация большого числа предприятий обусловили снижение уровня бюджетного финансирования отраслей экономики. Ассигнования на социально-культурные мероприятия и науку хотя и занимают заметный удельный вес в расходах бюджетной системы, однако в условиях кризисных явлений в экономике они не только не обеспечили необходимой финансовой базы в этой сфере, но и проявили тенденцию к отставанию по темпам роста от других расходов. Между тем возросли расходы бюджетной системы на содержание государственного аппарата.
Расходная часть бюджетной системы включает следующие основные направления. Это расходы на: содержание органов государственной власти и местного самоуправления, судов и правоохранительных органов; оборону и безопасность страны; финансирование отраслей экономики; охрану окружающей природной среды; социально-культурную сферу; науку; международную деятельность.
Конкретизация видов расходов бюджетной системы определена в нормах БК РФ и ФЗ «О бюджетной классификации», в соответствии с которыми ежегодно утверждаются представительными органами государственной власти и местного самоуправления суммы расходов каждого из бюджетов.
В Законе выделяются функциональная, экономическая, ведомственная и другие классификации расходов бюджетов.
В функциональной классификации содержатся группы расходов на государственное управление и местное самоуправление, на судебную власть, национальную оборону, образование, здравоохранение и т. д., отражающие функции государства.
Экономическая классификация – это группировка бюджетных расходов по их экономическому содержанию. В ней выделяются текущие расходы и капитальные расходы.
К текущим относятся расходы, обеспечивающие текущее финансирование органов государственной власти и местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отраслям экономики в форме дотаций и субвенций на текущее финансирование, а также другие расходы, не включенные в капитальные расходы в соответствии бюджетной классификацией.
Капитальные расходы обеспечивают инновационную и инвестиционную деятельность, расширенное воспроизводство, проведение капитального (восстановительного) ремонта. При осуществлении этих расходов создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности РФ, ее субъектов или муниципальных образований.
В составе капитальных расходов бюджета может быть сформирован бюджет развития, порядок формирования и использования которого регулируются особым ФЗ. Впервые бюджет развития был принят в составе федерального бюджета на 1999 г. Его доходы сформированы за счет иностранных кредиторов и инвестиционных кредиторов Международного банка реконструкции и развития, частично – за счет бюджетных доходов. Средства бюджета развития направлены на поддержку экспорта высокотехнологической продукции по программам конверсии оборонного производства, на формирование уставного капитала Российского банка развития и другие инвестиционные проекты.
Наиболее объемная по содержанию – ведомственная структура бюджетных расходов. В неё включается перечень прямых получателей средств из бюджета, распределение расходов по целевым статьям и видам расходов по прямым получателям и др. Ведомственная классификация расходов установлена применительно лишь к федеральному бюджету. Для остальных бюджетов такая классификация утверждается представительными органами субъекта РФ или местного самоуправления.
К расходам бюджетов относятся:
– государственная поддержка экономики: промышленность, энергетика и строительство, сельское хозяйство, транспорт, дорожное хозяйство, связь, жилищно-коммунальное хозяйство, фундаментальные научные исследования и научно-технический прогресс;
– финансовое обеспечение расходов на образование и культуру;
– финансовое обеспечение здравоохранения;
– расходы на обеспечение социальной политики;
– расходы на управление;
– расходы на судебную власть, национальную оборону, обеспечение правоохранительной деятельности и безопасности государства.
Исключительно из федерального бюджета финансируются функциональные виды расходов (например: функционирование федеральной судебной системы; национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности и прочие).
Совместно за счет средств федерального
бюджета, средств бюджетов субъектов
РФ и средств местных бюджетов
финансируются функциональные виды
расходов (например: обеспечение правоохранительной
деятельности; обеспечение противопожарной
безопасности; научно-исследовательские,
опытно-конструкторские и
Распределение и закрепление между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ расходов, указанных в БК РФ, производятся по согласованию соответственно органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ и утверждаются соответствующими законами о бюджетах либо по согласованию органа государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления, расположенных на территории данного субъекта РФ.
В законодательных или иных правовых
актах, устанавливающих бюджетные
обязательства, реализация которых
обеспечивается из средств бюджетов
различных уровней, устанавливается
разграничение расходных
Объекты государственной собственности субъектов РФ и муниципальной собственности могут быть включены в федеральную адресную инвестиционную программу, федеральные целевые программы на стадии составления, рассмотрения и утверждения федерального бюджета на очередной финансовый год.
Исключительно из бюджетов субъектов РФ финансируются функциональные виды расходов (например: обслуживание и погашение государственного долга субъектов РФ; обеспечение реализации региональных целевых программ; формирование государственной собственности субъектов РФ и прочие).
Исключительно из местных бюджетов финансируются функциональные виды расходов. Например:
– содержание органов местного самоуправления;
– формирование муниципальной собственности и управление ею;
– организация, содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, других учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;
– содержание муниципальных органов охраны общественного порядка;
– организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства;
– муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения; благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований;
– организация утилизации и переработки бытовых отходов (за исключением радиоактивных) и прочие).
11.Органы гос-го и муниципального финансового контроля: виды, правовой статус.
К органам финансового контроля относятся следую-
щие органы: Счетная палата РФ; Министерство фи-
нансов РФ; Федеральное казначейство РФ; Мини-
стерство РФ по налогам и сборам; Государственный
таможенный комитет РФ.
Особое место в системе финансового контроля со
стороны представительных органов принадлежит
Счетной палате РФ. Счетная палата - это независи-
мый от Правительства РФ постоянно действующий
орган финансового контроля. Объектом контроля со
стороны Счетной палаты выступают средства феде-
рального бюджета, федеральных внебюджетных
фондов и федеральная собственность. Особо выде-
ляют полномочия Счетной палаты по контролю за со-
стоянием внутреннего и внешнего долга РФ и за ис-
пользованием кредитных ресурсов.
Министерство финансов РФ осуществляет об-
щее руководство организацией финансов в стра-
не. Контрольные функции Минфина заключаются
в следующем: Минфин имеет право проводить
в пределах своей компетенции комплексные реви-
зии и тематические проверки поступлений и расхо-
дования средств федерального бюджета; контро-
лировать рациональное и целевое использование
средств государственных внебюджетных фондов;
проводить документальные ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности организа-
ций по заданиям правоохранительных органов.
Федеральное казначейство было создано для
усиления контроля за поступлением, целевым и
экономным использованием государственных
средств.
Министерство РФ по налогам и сборам осуще-
ствляет контроль за реализацией налоговой поли-
тики государства, контроль за своевременным по-
ступлением в бюджеты всех уровней и государст-
венные внебюджетные фонды налогов и других
обязательных платежей в полном объеме. Главны-
ми задачами Министерства РФ по налогам и сбо-
рам являются: государственный контроль за со-
блюдением законодательства о налогах и сборах,
правильностью исчисления, полнотой и своевре-
менностью уплаты налогов, сборов и других обя-
зательных платежей налогоплательщиками; осу-
ществление валютного контроля в пределах ком-
петенции налоговых органов и т. д.
15.Бюджетная классификация в РФ: понятие и структура.
Бюджетная классификация - группировка дохо-
дов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной
системы РФ, а также источников финансирования
дефицитов этих бюджетов, применяется при состав-
лении проектов бюджетов и исполнении бюджетов
всех уровней, обеспечивает сопоставимость показа-
телей бюджетов всех уровней бюджетной систе-
мы РФ (Федеральный закон ≪О бюджетной класси-
фикации Российской Федерации≫).
Бюджетная классификация включает в себя:
1) классификацию доходов бюджетов РФ; 2) функ-
циональную классификацию расходов бюджетов РФ;
3) экономическую классификацию расходов бюдже-
тов РФ; 4) классификацию источников внутреннего
финансирования дефицитов бюджетов РФ; 5) клас-