Шпаргалка по "Финансовому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 13:28, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Финансовое право".

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры.фин.право.docx

— 385.76 Кб (Скачать файл)

Распределение доходов  и расходов бюджетов – это определение видов и объемов доходов и расходов, подлежащих включению в каждый из бюджетов.

В РФ установлена единая для бюджетов всех уровней классификация доходов  и расходов, что обеспечивает сопоставимость их показателей. Подобная классификация  обусловлена принципом единства бюджетной системы в РФ.

Бюджетная классификация – это группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней по однородным признакам с присвоением объектам классификации группировочных кодов.

Доходы бюджетов. Все предусмотренные законодательством доходы по социально-экономическому признаку можно подразделить на несколько групп:

– доходы от предприятий и других организаций разных форм собственности;

– доходы от государственного и муниципального имущества;

– доходы от государственной внешнеэкономической и другой деятельности;

– поступления от личных доходов граждан.

Указанная классификация имеет  значение для характеристики материального  содержания доходной части бюджета, связи ее с экономикой страны. Каждая из групп доходов представляет совокупность отдельных видов платежей и поступлений. Важнейшая роль принадлежит налогам, взимаемым с организаций и  физических лиц.

Федеральный Закон от 15 августа 1996 г. № 115-ФЗ «О бюджетной классификации РФ» и БК РФ делят доходы бюджета на:

– налоговые с выделением их видов;

– неналоговые (доходы от использования государственного и муниципального имущества, от его продажи, от внешнеэкономической деятельности и др.).

Такая группировка имеет важное значение для анализа источников доходов, их объема, перспектив использования. Исходя из этого, БК РФ определяет виды доходов бюджетов всех уровней.

Вместе с тем важное значение для характеристики правового статуса субъектов бюджетного права имеет группировка доходов бюджетной системы по организационно-правовым признакам.

В зависимости от порядка зачисления в бюджет различают доходы: закрепленные за бюджетом каждого уровня, и регулирующие.

Закрепленные доходы бюджетов – это доходы, которые в соответствии с законодательством полностью или в твердо фиксированной доле (процентах) на постоянной основе закреплены соответствующим бюджетом. БК РФ отождествляет их с собственными доходами (что не вполне тождественно).

Перечень налогов и приравненных к ним платежей, закрепленных за бюджетами разных уровней, предусмотрен НК РФ; общий перечень разных видов  и доходных источников, закрепленных за бюджетами, содержится в БК РФ. ФЗ от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» определяет виды доходов, закрепленных за местными бюджетами. ФЗ от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» также содержит указания о закреплении доходов от этого процесса за бюджета разных уровней.

Законодательство субъектов РФ закрепляет доходные источники, находящиеся  в их распоряжении, за местными бюджетами. В отдельных случаях федеральные  источники могут быть непосредственно  закреплены за местными бюджетами (государственная  пошлина).

 

26. Расходы бюджетов, их классификация

Состав расходов бюджетной  системы значительно изменился в связи с проведением экономических реформ в стране. Нацеленность на переход к рыночным отношениям и приватизация большого числа предприятий обусловили снижение уровня бюджетного финансирования отраслей экономики. Ассигнования на социально-культурные мероприятия и науку хотя и занимают заметный удельный вес в расходах бюджетной системы, однако в условиях кризисных явлений в экономике они не только не обеспечили необходимой финансовой базы в этой сфере, но и проявили тенденцию к отставанию по темпам роста от других расходов. Между тем возросли расходы бюджетной системы на содержание государственного аппарата.

Расходная часть бюджетной системы  включает следующие основные направления. Это расходы на: содержание органов  государственной власти и местного самоуправления, судов и правоохранительных органов; оборону и безопасность страны; финансирование отраслей экономики; охрану окружающей природной среды; социально-культурную сферу; науку; международную  деятельность.

Конкретизация видов расходов бюджетной  системы определена в нормах БК РФ и ФЗ «О бюджетной классификации», в соответствии с которыми ежегодно утверждаются представительными органами государственной власти и местного самоуправления суммы расходов каждого  из бюджетов.

В Законе выделяются функциональная, экономическая, ведомственная и  другие классификации расходов бюджетов.

В функциональной классификации содержатся группы расходов на государственное  управление и местное самоуправление, на судебную власть, национальную оборону, образование, здравоохранение и  т. д., отражающие функции государства.

Экономическая классификация – это группировка бюджетных расходов по их экономическому содержанию. В ней выделяются текущие расходы и капитальные расходы.

К текущим относятся расходы, обеспечивающие текущее финансирование органов государственной власти и местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отраслям экономики в форме дотаций и субвенций на текущее финансирование, а также другие расходы, не включенные в капитальные расходы в соответствии бюджетной классификацией.

Капитальные расходы обеспечивают инновационную и инвестиционную деятельность, расширенное воспроизводство, проведение капитального (восстановительного) ремонта. При осуществлении этих расходов создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности РФ, ее субъектов или муниципальных образований.

В составе капитальных расходов бюджета может быть сформирован  бюджет развития, порядок формирования и использования которого регулируются особым ФЗ. Впервые бюджет развития был принят в составе федерального бюджета на 1999 г. Его доходы сформированы за счет иностранных кредиторов и инвестиционных кредиторов Международного банка реконструкции и развития, частично – за счет бюджетных доходов. Средства бюджета развития направлены на поддержку экспорта высокотехнологической продукции по программам конверсии оборонного производства, на формирование уставного капитала Российского банка развития и другие инвестиционные проекты.

Наиболее объемная по содержанию – ведомственная структура бюджетных расходов. В неё включается перечень прямых получателей средств из бюджета, распределение расходов по целевым статьям и видам расходов по прямым получателям и др. Ведомственная классификация расходов установлена применительно лишь к федеральному бюджету. Для остальных бюджетов такая классификация утверждается представительными органами субъекта РФ или местного самоуправления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

27. Виды расходов и распределение расходов между бюджетами

К расходам бюджетов относятся:

– государственная поддержка экономики: промышленность, энергетика и строительство, сельское хозяйство, транспорт, дорожное хозяйство, связь, жилищно-коммунальное хозяйство, фундаментальные научные исследования и научно-технический прогресс;

– финансовое обеспечение расходов на образование и культуру;

– финансовое обеспечение здравоохранения;

– расходы на обеспечение социальной политики;

– расходы на управление;

– расходы на судебную власть, национальную оборону, обеспечение правоохранительной деятельности и безопасности государства.

Исключительно из федерального бюджета  финансируются функциональные виды расходов (например: функционирование федеральной судебной системы; национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности и прочие).

Совместно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов  РФ и средств местных бюджетов финансируются функциональные виды расходов (например: обеспечение правоохранительной деятельности; обеспечение противопожарной  безопасности; научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-изыскательские работы, обеспечение социальной защиты населения и прочие).

Распределение и закрепление между  бюджетами разных уровней бюджетной  системы РФ расходов, указанных в  БК РФ, производятся по согласованию соответственно органов государственной власти РФ и органов государственной  власти субъектов РФ и утверждаются соответствующими законами о бюджетах либо по согласованию органа государственной  власти субъекта РФ и органов местного самоуправления, расположенных на территории данного субъекта РФ.

В законодательных или иных правовых актах, устанавливающих бюджетные  обязательства, реализация которых  обеспечивается из средств бюджетов различных уровней, устанавливается  разграничение расходных полномочий по финансированию каждого вида обязательств, вытекающих из законодательства РФ, по уровням бюджетной системы РФ. Запрещается устанавливать источником финансирования расходов консолидированный  бюджет.

Объекты государственной  собственности субъектов РФ и муниципальной собственности могут быть включены в федеральную адресную инвестиционную программу, федеральные целевые программы на стадии составления, рассмотрения и утверждения федерального бюджета на очередной финансовый год.

Исключительно из бюджетов субъектов  РФ финансируются функциональные виды расходов (например: обслуживание и  погашение государственного долга  субъектов РФ; обеспечение реализации региональных целевых программ; формирование государственной собственности субъектов РФ и прочие).

Исключительно из местных бюджетов финансируются функциональные виды расходов. Например:

– содержание органов местного самоуправления;

– формирование муниципальной собственности и управление ею;

– организация, содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, других учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;

– содержание муниципальных органов охраны общественного порядка;

– организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства;

– муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения; благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований;

– организация утилизации и переработки бытовых отходов (за исключением радиоактивных) и прочие).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11.Органы гос-го и муниципального финансового контроля: виды, правовой статус.

К органам финансового  контроля относятся следую-

щие органы: Счетная палата РФ; Министерство фи-

нансов РФ; Федеральное казначейство РФ; Мини-

стерство РФ по налогам и сборам; Государственный

таможенный комитет РФ.

Особое место в системе  финансового контроля со

стороны представительных органов  принадлежит

Счетной палате РФ. Счетная палата - это независи-

мый от Правительства РФ постоянно действующий

орган финансового контроля. Объектом контроля со

стороны Счетной палаты выступают  средства феде-

рального бюджета, федеральных внебюджетных

фондов и федеральная  собственность. Особо выде-

ляют полномочия Счетной палаты по контролю за со-

стоянием внутреннего  и внешнего долга РФ и за ис-

пользованием кредитных  ресурсов.

Министерство  финансов РФ осуществляет об-

щее руководство организацией финансов в стра-

не. Контрольные функции  Минфина заключаются

в следующем: Минфин имеет  право проводить

в пределах своей компетенции  комплексные реви-

зии и тематические проверки поступлений и расхо-

дования средств федерального бюджета; контро-

лировать рациональное и целевое использование

средств государственных  внебюджетных фондов;

проводить документальные ревизии  и проверки финансово-хозяйственной  деятельности организа-

ций по заданиям правоохранительных органов.

Федеральное казначейство было создано для

усиления контроля за поступлением, целевым и

экономным использованием государственных

средств.

Министерство  РФ по налогам и сборам осуще-

ствляет контроль за реализацией налоговой поли-

тики государства, контроль за своевременным по-

ступлением в бюджеты всех уровней и государст-

венные внебюджетные фонды  налогов и других

обязательных платежей в  полном объеме. Главны-

ми задачами Министерства РФ по налогам и сбо-

рам являются: государственный  контроль за со-

блюдением законодательства о налогах и сборах,

правильностью исчисления, полнотой и своевре-

менностью уплаты налогов, сборов и других обя-

зательных платежей налогоплательщиками; осу-

ществление валютного контроля в пределах ком-

петенции налоговых органов и т. д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15.Бюджетная классификация  в РФ: понятие и структура. 

Бюджетная классификация - группировка дохо-

дов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной

системы РФ, а также источников финансирования

дефицитов этих бюджетов, применяется  при состав-

лении проектов бюджетов и исполнении бюджетов

всех уровней, обеспечивает сопоставимость показа-

телей бюджетов всех уровней бюджетной систе-

мы РФ (Федеральный закон ≪О бюджетной класси-

фикации Российской Федерации≫).

Бюджетная классификация  включает в себя:

1) классификацию доходов  бюджетов РФ; 2) функ-

циональную классификацию расходов бюджетов РФ;

3) экономическую классификацию  расходов бюдже-

тов РФ; 4) классификацию источников внутреннего

финансирования дефицитов  бюджетов РФ; 5) клас-

Информация о работе Шпаргалка по "Финансовому праву"