- санкции финансово-правовых
норм указывают на меры финансового воздействия
за нарушение предписаний в области финансов;
- они имеют денежный характер
и обеспечиваются государством; это пени
и штрафы, закрытие бюджетных кредитов,
принудительное взыскание невнесенных
в срок платежей в соответствующие бюджеты
и т.п.;
- финансовые средства, изъятые
в форме финансово-правовых санкций, зачисляются
в государственную или муниципальную
казну30.
Отсюда следует, что они соединяют в себе
правовосстановительные и штрафные (карательные)
элементы.
Меры финансово-правовой ответственности
в настоящее время применяются широким
кругом уполномоченных органов (должностных
лиц). К ним, например, относятся налоговые
органы, Счетная палата РФ, органы казначейства
и другие органы, осуществляющие финансовый
контроль, а также судьи: мировые, арбитражных
судов и судов общей юрисдикции.
Однако несмотря на то что финансово-правовые
санкции отличаются от других мер воздействия,
особого порядка для их применения законодатель
не установил. Поэтому хотя и существует
направленность финансово-правовых санкций
на обеспечение общегосударственных интересов
в сфере финансов, их приоритета над узковедомственными
интересами, наиболее распространенным
все-таки остается административный порядок
наложения санкций. Это объясняется отсутствием
финансово-правовых актов, устанавливающих
такой порядок.
Из всего массива финансового законодательства
можно выделить Налоговый кодекс РФ, в
котором сформулировано ключевое понятие
«правонарушение» и закреплены общие
условия привлечения к ответственности,
формы вины, обстоятельства, исключающие,
смягчающие и отягчающие вину, виды налоговых
правонарушений, меры ответственности
и др.
Некоторые положения относительно ответственности
можно найти в Бюджетном кодексе РФ (Четвертая
часть «Ответственность за нарушение
бюджетного законодательства РФ», гл.
28), где закреплены меры ответственности
за нарушение бюджетного законодательства,
основания применения мер принуждения,
полномочия органов исполнительной власти
по наложению санкций и некоторые составы
правонарушений.
Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О
Центральном банке Российской Федерации
(Банке России)»31 устанавливает финансово-правовые санкции,
не регламентируя их порядок наложения.
Так, в силу ст. 74, в случаях нарушения кредитной
организацией федеральных законов и предписаний
Банка России, непредставления информации,
представления неполной или недостоверной
информации Банк России имеет право требовать
от кредитной организации устранения
выявленных нарушений, взыскивать штраф
в размере до 0,1% минимального размера
уставного капитала либо ограничивать
проведение кредитной организацией отдельных
операций на срок до шести месяцев. За
более серьезные нарушения предусмотрена
более жесткая мера, а именно: если в установленный
Банком России срок банками не исполняются
его предписания или их действия создали
реальную угрозу интересам ее кредиторов (вкладчиков),
Банк России вправе взыскать с кредитной
организации штраф в размере до 1% размера
оплаченного уставного капитала, но не
более 1% минимального размера уставного
капитала. Из чего следует, что этим нормативным
правовым актом установлен лишь механизм
обеспечения государственного принуждения
в случае неисполнения субъектом своих
финансовых обязанностей.
За неправомерное поведение в сфере финансовой
деятельности ответственность устанавливается
и нормами Кодекса РФ об административных
правонарушениях. К ним относятся статьи
гл. 14, закрепляющей составы правонарушений
в области предпринимательской деятельности;
гл. 15 — в области финансов, налогов и сборов,
рынка ценных бумаг; гл. 16 — в области таможенного
дела и др. Более того, этим же нормативным
правовым актом регламентируются не только
юридические категории: «административное
правонарушение», «административная ответственность»,
«административное наказание» (гл. 2 и
3) и т.п., но и основные институты административной
ответственности: производство по делам
об административных правонарушениях,
его стадии, участники, особенности отдельных
категорий дел (гл. 24—32) и др. Следовательно,
в отношении нарушителей финансового
законодательства действует административный
процессуальный порядок привлечения к
ответственности, характеризующийся,
в отличие от гражданского и уголовного
судопроизводства, оперативностью и экономичностью.
Привлечение к финансово-правовой ответственности
осуществляется с учетом установленных
законодателем принципов. В их число можно
включить:
1) обеспечение законности при применении
финансово-правовых санкций и привлечение
к ответственности на основании действующих
нормативных правовых актов (во времени
и пространстве);
2) равенство всех субъектов перед законом
(оно должно быть не формальным, а фактическим,
гарантирующим реализацию субъективных
прав и обязанностей, а также закрепляющим
требования обязательного единства и
соответствия интересам других лиц, общества
и государства);
3) презумпцию невиновности (в отличие
от гражданско-правовой ответственности);
4) неотвратимость применения мер воздействия
к нарушителям финансового законодательства.
- Содержание финансово–правовой
ответственности
Долгие годы многие ученые вообще
не рассматривали финансово-правовую
ответственность как самостоятельный
вид юридической ответственности, и до
сих пор единого мнения по данному вопросу
не сложилось: одни правоведы считают
финансово-правовую ответственность частным
случаем административного воздействия32; другие – не рассматривают
вообще в качестве самостоятельного вида
юридической ответственности33, но все-таки, на сегодняшний
день большинство ученых считают финансово-правовую
ответственность самостоятельным видом
юридической ответственности34.
2.1. Признаки финансовой
ответственности
Финансово-правовая ответственность
обладает всеми общеправовыми признаками,
которые присущи юридической ответственности35. Ими являются: формальная определенность
(в виде фиксации в правовых нормах); гарантированность
государства; обеспеченность государственными
мерами воздействия (убеждением или принуждением);
наступление для правонарушителя определенных
неблагоприятных последствий и осуществление
в процессуальной форме. Вместе с тем финансово-правовая
ответственность обладает рядом специфических
черт (признаков), рассмотрим их. Во-первых,
финансово-правовая ответственность –
это всегда государственное принуждение,
т.е. меры общественного, социального принуждения,
даже если они и присутствуют в связи с
совершением финансового правонарушения,
финансово-правовой ответственностью
являться не будут. Причем, как отмечает
И.И. Кучеров, финансово-правовая ответственность
– это всегда не само по себе принуждение,
а «мера» этого принуждения, она имеет
количественные показатели (штраф в рублях
и т.д.)36.
Также в рамках данного признака
необходимо отметить, что государственное
принуждение выражается в привлечении
к ответственности независимо от воли
и желания субъекта, совершившего финансовое
правонарушение, и обеспечивается реализацией
мер финансово-правовой ответственности,
установленных государством в финансово-правовых
нормах37. Однако, например, при добровольной
уплате штрафа в порядке, который предусмотрен
ст.104 НК РФ, воля и желание субъекта присутствуют
и меры государственного принуждения
не применяются, но они могут быть применены
в случае, если добровольное исполнение
не последует38.
Следующей специфической чертой
финансово-правовой ответственности считается
то, что финансово-правовая ответственность
является средством охраны финансового
правопорядка. Ю.А. Крохина считает, что
в случае неисполнения субъектами финансовых
правоотношений своих обязанностей и
нарушения предписаний норм права, следует
неотвратимость мер финансовой ответственности,
что является важнейшим средством обеспечения
прав и законных интересов субъектов финансовых
правоотношений39.
Далее необходимо отметить
такой важный признак финансово-правовой
ответственности, как её установление
нормами финансового права, т.е. нормативная
определенность. В РФ нормы, касающиеся
финансово-правовой ответственности,
содержаться в различных НПА (НК РФ, БК
РФ, ФЗ «О федеральном бюджете» и др.).
Также специфическим признаком
финансово-правовой ответственности является
то, что она наступает за совершение особого
финансового правонарушения, отличительные
черты которого были рассмотрены в предыдущей
главе данной курсовой работы. Здесь же
необходимо сказать, что финансово-правовая
ответственность связана с применением
санкций финансово-правовых норм.
Затем выделим признак, заключающийся
в том, что финансово-правовая ответственность
выражается в неблагоприятных последствиях
для правонарушителя, т.е. наложении на
него дополнительных обременений имущественного
характера40. Юридическая ответственность,
и в частности финансово-правовая ответственность,
предполагает определенные лишения для
правонарушителя, а для правонарушителей
финансовых правоотношений – это лишения
имущественного характера. Данные лишения
предполагают умаление имущества (имущественных
благ, прав) правонарушителя, эти лишения
связаны с изъятием определенного имущества,
материальных средств (штраф, возмещение
имущественного вреда, взыскание неуплаченных
налогов).
Следующим признаком, характеризующим
финансово-правовую ответственность,
является наличие особого процессуального
характера её применения. Возникновение
и развитие процессуальной формы финансово-правовой
ответственности происходит на основании
норм финансового законодательства и
выражается в последовательных действиях
компетентных финансово-контрольных органов
по применению санкции нормы к правонарушителю41. Процедура привлечения к финансово-правовой
ответственности наиболее четко определена
в налоговом законодательстве. По мнению
Е.Ю. Грачевой, процессуальная форма привлечения
к финансово-правовой ответственности
включает в себя три стадии: возникновение
финансовой ответственности; определение
нормы, посредством доказывания наличия
элементов состава финансового правонарушения;
и реализация финансово-правовой ответственности.
Спецификой привлечения к финансово-правовой
ответственности является обязательный
для государственного органа порядок
досудебного разрешения отдельных категорий
финансовых споров.
Далее отметим, что финансово-правовая
ответственность применяется уполномоченными
на то субъектами, т.е. компетентными государственными
органами.
Рассмотрев признаки финансово-правовой
ответственности, можно сформулировать
определение данного вида ответственности.
Под финансово-правовой ответственностью
следует понимать обязанность субъекта,
в соответствии с нормами финансового
права, в случае совершения финансового
правонарушения, претерпеть меры государственного
принуждения в виде финансово-правовых
санкций, которые состоят в юридических
обязанностях имущественного характера
и применяемые компетентными государственными
органами в соответствии с определенной
процедурой.
2.2. Цели и функции финансово
ответственности
Хочется поддержать позицию
многих правоведов42, которые говорят о необходимости
собрать воедино нормы о финансово-правовой
ответственности, которые на данный момент
разбросаны по отдельным правовым актам,
в целях единообразия в понимании сущности
финансово-правовой ответственности,
что в конечном счете должно привести
к повышению финансовой безопасности
государства43.
В литературе единого подхода
к выделению функций финансово-правовой
ответственности – нет. Некоторые выделяют
всего две функции финансово-правовой
ответственности, проявляющиеся в различных
аспектах44, другие – обособляют множество
различных функций финансово-правовой
ответственности45. Мы выделим четыре, на наш взгляд,
наиболее важные функции финансово-правовой
ответственности. Но прежде скажем, что
функции финансово-правовой ответственности
обусловлены определенными целями, которые
прямо в финансовом законодательстве
не указаны, но выводятся из целей и задач
внутриотраслевых нормативных правовых
актов46. Например, в преамбуле БК РФ,
определено, что Бюджетный кодекс определяет
правовое положение субъектов бюджетных
правоотношений, устанавливает общие
принципы бюджетного законодательства
РФ, основания и виды ответственности
за нарушение бюджетного законодательства
РФ.
Выделяют две основные цели
финансово-правовой ответственности:
охранительную, которая заключается в
том, чтобы оградить общество от негативных
последствий, связанных с нарушением финансового
законодательства; и стимулирующую цель,
посредством которой поощряется правомерное
поведение субъектов финансового права.
Итак, рассмотрим карательную
или, как её ещё называют, штрафную функцию
финансово-правовой ответственности.
Данная функция реализуется в виде наказания
и выступает как реакция государства на
причиненный ему вред (также следует отметить,
что штраф является одним из источников
доходов бюджета). Карательная функция
должна применяться в соответствии с принципом
индивидуализации ответственности и зависеть
от характера и степени общественной опасности.
Эти принципы нашли свое отражение в главе
15 НК РФ47. В качестве примера судебной
практики можно привести Постановление
Федерального Арбитражного Суда Северо-Западного
Округа от 4 мая 2011 года по делу №А42-3354/201048. В данном деле рассматривалась
кассационная жалоба ИФНС (ст. 286 АПК РФ),
которая доначислила налоги по общей системе
налогообложения, пени и привлекла предпринимателя
к ответственности за неуплату налогов,
указав на неправомерное применение ЕНВД
при оказании услуг по монтажу пожарной
сигнализации. Как выяснилось, предприниматель,
осуществляющий деятельность по монтажу
пожарной сигнализации, при отнесении
этих услуг к бытовым и при выборе в отношении
данного вида деятельности специального
налогового режима, руководствовался
доступным ему источником информации
– разъяснениями, содержащимися в письме
Управления МНС России по Красноярскому
краю от 21 августа 2003 года №01-07/9548 «О едином
налоге на вмененный доход». Однако, п.7
ст.7 ФЗ от 27 июня 2006 года «О внесении изменений
в часть первую и часть вторую Налогового
кодекса Российской Федерации и в отдельные
законодательные акты Российской Федерации
в связи с осуществлением мер по совершенствованию
налогового администрирования» №137-ФЗ,
предусматривает, что п.8 ст.75 НК РФ (который
гласит, что пени не начисляются на сумму
недоимки, образовавшейся у налогоплательщика
в результате выполнения им письменных
разъяснений органов государственной
власти) применяется в отношении письменных
разъяснений, данных уполномоченными
органами после 31 декабря 2006 года. Однако
даже, не смотря на то, что предприниматель
пользовался уже не действующими разъяснениями,
суд, согласно п/п.3 п.1 ст.111 НК РФ, признал
данные обстоятельства исключающим вину
лица в совершении налогового правонарушения
в связи с выполнением налогоплательщиком
письменных разъяснений о порядке исчисления,
уплаты налога, предоставленных уполномоченным
органом. На данном примере видна реализация
принципа индивидуализации при реализации
карательной функции финансово-правовой
ответственности.