Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 16:49, курсовая работа
Целью работы является изучение стратегии и тактики антикризисного финансового управления, рассмотрение причин возникновения кризисной ситуации.
Задачи курсовой работы:
1) Рассмотреть причины возникновения кризисных ситуаций на предприятии;
2) Определить роль стратегии в антикризисном управлении;
3) Изучить разработку стратегии антикризисного финансового управления организацией;
4) Раскрыть тактику реализации стратегии антикризисного финансового управления.
Введение 3
Глава 1 Понятие кризиса………………………………………………… 5
1.1 Основные причины возникновения кризисной ситуации на предприятии…………………………………………………….. 5
1.2 Симптомы и этапы кризиса предприятия……………………... 8
Глава 2 Антикризисное управление…………………………………….. 12
2.1 Понятие антикризисного управления………………………… 12
2.2 Эффективность антикризисного управления………………… 14
Глава 3 Разработка стратегии и тактики антикризисного финансового управления………………………………………………………… 18
3.1 Разработка антикризисной стратегии организации……………. 18
3.2 Реализация выбранной антикризисной стратегии: тактика управления………………………………………………………… 25
3.3 Организация внедрения антикризисной стратегии……………. 28
Заключение………………………………………………………………. 30
Приложения 33
Расчетная часть ( вариант 3) 37
Список использованной литературы 53
Содержание
Введение |
3 |
Глава 1 Понятие кризиса………………………………………………… |
5 |
|
5 |
|
8 |
Глава 2 Антикризисное управление…………………………………….. |
12 |
|
12 |
|
14 |
Глава 3 Разработка стратегии и тактики антикризисного
финансового управления…………………………………………………… |
18 |
|
18 |
|
25 |
|
28 |
Заключение…………………………………………………… |
30 |
Приложения |
33 |
Расчетная часть ( вариант 3) |
37 |
Список использованной литературы |
53 |
Введение
Вне зависимости от экономической ситуации, отрасли и масштабов деятельности, времени присутствия на рынке, опыта и профессионализма менеджеров и многих других индивидуальных факторов с кризисами сталкиваются абсолютно все хозяйствующие субъекты. В условиях российской экономики, все еще характеризующейся нестабильностью, а порой и непредсказуемостью развития, важность изучения вопросов антикризисной управленческой стратегии приобретает существенную значимость. Таким образом, актуальность изучения проблем антикризисного управления в последние годы не только не снижается, но и имеет тенденцию к росту, в особенности для отечественных предприятий.
В условиях
рыночной экономики управление
финансами, или финансовый мене
Актуальность данной темы обуславливается тем, что организация в условиях быстро меняющейся экономической обстановки и в условиях жесткой конкуренции может потерять свою платежеспособность, что может привести к кризису и, как следствие, к банкротству, поэтому, чем раньше будет обнаружена тенденция, ведущая предприятие к кризису, и, соответственно, чем раньше будет разработана антикризисная управленческая стратегия, тем раньше предприятие восстановит платежеспособность и выйдет на нормальный режим работы.
В связи с
этим возникает необходимость
Вопросы антикризисного финансового управления затрагивают интересы как частных (физических) лиц, так и юридических.
Целью работы является изучение стратегии и тактики антикризисного финансового управления, рассмотрение причин возникновения кризисной ситуации.
Задачи курсовой работы:
1) Рассмотреть причины возникновения кризисных ситуаций на предприятии;
2) Определить роль стратегии в антикризисном управлении;
3) Изучить разработку стратегии антикризисного финансового управления организацией;
4) Раскрыть тактику реализации стратегии антикризисного финансового управления.
1. Понятие кризиса
Кризис – это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе (предприятии, организации), являющееся угрозой для ее существования, нормального функционирования и конкурентоспособности; опасность банкротства и переломный момент в различных процессах.
Кризис предприятия вызывается
несоответствием его финансово-
Кризисы могут быть
Техническая катастрофа или хроническая неплатежеспособность, приводящая к банкротству, происки конкурентов или конфликт в собственном трудовом коллективе, потребительский бойкот или некомпетентность руководства компании – вот далеко неполный перечень причин возникновения относительно прогнозируемых кризисов на предприятии или в организации. Главными причинами возникновения непредсказуемых кризисов являются, как правило, стихийные бедствия и другие форс-мажорные обстоятельства.
В глубинных причинах разразившегося кризиса лежит много различных факторов. Данные факторы можно разделить на две основные группы:
Внешние факторы возникновения кризиса можно в свою очередь подразделить на:
Внутренние факторы возникновения кризиса:
Предприятие – это обособленное учреждение, которое выполняет одну или несколько различных функций по реализации товаров и услуг.
Кризисы являются показателем развития отдельного предприятия, которое может не соответствовать развитию других предприятий или отрасли в целом. Это обусловлено тем, что каждое предприятие имеет сугубо индивидуальное развитие, возможности и средства и подчиняется законам и принципам циклического развития всей социально-экономической системы. Оно имеет собственные циклы и кризисные ситуации. На это влияют различные факторы: внешние, внутренние, локальные и общие.
Предприятие зависит от внешних факторов, характеризующих состояние экономики, в которой осуществляет свою деятельность предприятие. Изменения в экономике приводят к изменениям и на предприятии. Если экономика находится в состоянии кризиса, то это находит отражение и на предприятии. Однако здесь немаловажную роль играют характер деятельности, масштабы, потенциал предприятия. Оно может вполне успешно противостоять внешним кризисным ситуациям или, в противоположном случае, чутко реагировать на них.
Для каждого отдельного
предприятия существует свое соотношение
внутренних и внешних факторов кризиса.
Похожие по структуре и организации
предприятия в кризисной
Но может быть и другая ситуация, когда предприятие входит в кризис при вполне благоприятных внешних факторах. Здесь причинами являются уже внутренние затруднения, такие как деловые конфликты, организационные проблемы, низкий профессиональный уровень сотрудников, ошибки в принятии решений, некачественный маркетинг и многие другие.
Ниже приводятся основные
симптомы, свидетельствующие о
1. Снижение спроса на продукцию предприятия и одновременный рост спроса на продукцию предприятий-конкурентов.
2. Негативная динамика со стороны внешней среды: снижение объемов материальных и сырьевых ресурсов, повышение цен на сырье и техническое оснащение.
3. Сокращение темпов производства соседних отраслей.
4. Потеря конкурентного статуса на фоне общего усиления конкуренции на рынке.
5. Неблагоприятные правительственные меры в отрасли предприятия: повышение таможенных пошлин, налоговых ставок, нежелательные изменения валютного курса рубля.
6. Нестабильная обстановка в регионе, где находится предприятие. Это может быть неблагоприятная экологическая, политическая, социальная обстановка.
7. Нестабильность действий иностранных партнеров.
8. Новые открытия и инновационные разработки предприятиями-конкурентами.
9. Старение и ухудшение технической базы предприятия: износ, моральное устаревание, использование технологий, вызывающих потери и снижение качества продукции.
10. Трудности с персоналом: недостаточный профессиональный уровень, несоответствие навыков сотрудников новым требованиям и технологиям, снижение заинтересованности.
11. Недостаточная организация управленческой структуры, ее застойность.
12. Финансовая политика характеризуется наличием заемных средств, падением курса акций предприятия [7].
Симптомы – это начальные признаки, самые первые «звонки». Они проявляются в различных показателях и, самое главное, в их динамике, характеризующей функционирование предприятия. Анализ таких показателей, как, например, производительность, финансовое состояние, эффективность, текучесть персонала может отражать состояние производственной основы предприятия. Наиболее важную роль играют финансово-экономические и социально-экономические показатели. Состояние показателей оценивается, с одной стороны, относительно нормативных величин, а с другой – относительно друг друга.
Симптомом предкризисного состояния может являться отклонение показателей от нормы, отклонение от средней величины и т. д. [2].
Во все периоды жизни предприятия существует опасность возникновения кризиса. Но и сам кризис также протекает в несколько указанных ниже этапов, которые отличаются характером, содержанием, воздействиями и мерами по их устранению.
1. Снижение основных показателей предприятия – рентабельности и объемов прибыли. В результате ухудшается финансовое состояние предприятия. Решить эту проблему можно несколькими способами: выбором другой стратегии или изменением старой, сокращением издержек, увеличением производительности.
2. На втором этапе уже проявляется убыточность производства, в результате чего происходит снижение резервных фондов предприятия. Если же этих фондов нет, то наступает сразу третья фаза.