Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2015 в 14:14, реферат
Цель работы – проанализировать особенности бюджетирования как составной части финансового менеджмента. Для достижения этой цели в работе поставлены и решены следующие задачи:
- раскрыть понятие, задачи, функции и принципы бюджетирования как прогрессивного метода финансового планирования;
- проанализировать основные виды бюджетов предприятия и методы их составления;
- изучить этапы процесса бюджетирования;
После утверждения проекта бюджета необходимо сообщить о всех изменениях составителям первичных бюджетов, то есть довести до них утвержденные контрольные цифры, а при необходимости дать им возможность скорректировать исходные бюджеты. Сущность этого процесса заключается в выделении фрагментов бюджета (по своей структуре и сути они являются первичными бюджетами) и доведении их до нижестоящих структур. На этом этапе процесс бюджетирования характеризуется большим количеством операций, связанных с выделением параметров для автономной работы и дальнейшей их консолидацией с целью проверки на целостность и достоверность данных. По своему назначению на этом этапе реализуется процесс распределения.
Следующим этапом является непосредственное выполнение бюджета. Это наиболее длительная и ответственная из всех стадий бюджетирования. Здесь бюджет может подвергаться различным коррективам с учетом изменения внешних условий или внутренних потребностей: ресурсы перераспределяются и сокращаются, статьи бюджета пропорционально уменьшаются, бюджет меняется по специально описанным алгоритмам и т.д. Фактически происходит редактирование локализованной в одном месте информации и доведение результатов коррекции до заинтересованных сторон.
Заключительным этапом выступает контроль выполнения бюджета, который фактически начинается с момента утверждения бюджета. Поскольку его продолжительность не определяется календарным сроком бюджета, он может длиться довольно долго. Здесь производится анализ результатов деятельности организации и причины отклонений реального исполнения бюджета от запланированного. На основании итогов этого этапа могут измениться не только ход исполнения бюджета или бизнес-модель, но и направления бизнеса всей организации.
В настоящее время с целью разработки эффективных бюджетных планов на российских предприятиях активно внедряют различные инструменты, начиная от простого Exsel и заканчивая программным продуктом Microsoft Axapta стоимостью около 1 млн. долл. США (имеется в виду полная система, а не отдельные модули). Кроме того, применяются такие программные комплексы, как Hiperion Pillar (разработчик Hiperion), Adaytume Planning (разработчик Adaytum), Comshare MPC (разработчик Comshare), Corporate Planner (разработчик Corporate Planning), Active Planner (разработчик Epicor Software), Oracle Financial Analyser (разработчик Oracle), SyteLine Budgeting, НЕФРИТ (разработчик Центринвестсофт) и др.
Учитывая, что весьма часто предприятия прибегают к внедрению автоматизированных систем бюджетирования, следует остановиться на этапах этого процесса. Итак, построение автоматизированной системы бюджетирования принципиально должно включать в себя следующие последовательные этапы:
1. Этап целеполагания.
2. Этап предпроектного обследования.
3. Этап разработки методологии системы бюджетирования «на бумаге».
4. Этап автоматизации в программном продукте.
5. Этап эксплуатации.
Особенностью первых двух этапов является то, что зачастую компании их просто игнорируют и не проводят вообще, а начинают процесс внедрения автоматизированной системы бюджетирования сразу с этапа разработки методологии, а иногда и с приобретения программного продукта.
Этап разработки методологии включает в себя разработку системы бюджетирования и закрепление в регламентных документах – Положениях.
Этап автоматизации состоит из выбора, приобретения программного продукта и настройки модели бюджетирования в программном продукте.
Смысл этапа эксплуатации, который должен быть как можно продолжительнее, в том, чтобы факт внедрения компанией автоматизированной системы бюджетирования отражался не только в затратной части бюджета, но и благодаря вовремя принятым управленческим решениям регулярно отражался бы на доходах и стоимости компании.
Подводя итог анализу бюджетирования как составной части финансового менеджмента, следует сделать такие выводы:
1. Бюджеты составляются для предприятий, их структурных подразделений или направлений деятельности (бизнесов) и содержат информацию, необходимую для принятия управленческих решений с целью повышения эффективности деятельности предприятия, оценки деятельности менеджеров всех уровней, обеспечение эффективного использования финансовых, трудовых, материальных и других ресурсов.
2. В бюджете обобщаются в денежном выражении все плановые показатели работы предприятия, определяются объемы, направления использования денежных средств, отражаются экономические отношения предприятия с его работниками, с другими предприятиями, банками, бюджетом. По экономическому содержанию в бюджете отражаются результаты хозяйственной деятельности предприятия на протяжении определенного периода, источники и объемы формирования и направления использования финансовых ресурсов, в том числе для внутрихозяйственных нужд.
3. В результате надлежащего применения системы бюджетирования предприятий последние получают эффективный инструмент оперативного управления, использование которого позволит планировать финансово-хозяйственную деятельность, направлять ее на достижение определенного финансового результата, оптимизировать финансовые потоки, своевременно выявлять отклонения плановых и фактических показателей и оперативно корректировать деятельность в случае необходимости.
4. Внедрение бюджетирования существенно повышает эффективность деятельности отечественных предприятий за счет оптимизации доходов и расходов, рационального использования финансовых ресурсов, выявления скрытых резервов, стимулирование человеческого фактора, повышение уровня инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности через повышение управляемости и приспособляемости предприятия к изменениям внешней среды.
5. Практически самое ценное, что дает предприятию бюджетирование, - это координация всех сторон деятельности, усилий всех подразделений на достижение конечного результата и, как следствие, повышение эффективности и финансовой устойчивости.
6. Система бюджетирования, которая базируется на контролируемом прогнозе, имеет целый ряд преимуществ и в современных условиях является одним из наиболее передовых методов управления.
Информация о работе Бюджетирование как составная часть финансового менеджмента