Государственный внешний долг и перспективы его погашения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 22:08, курсовая работа

Краткое описание

Проблема государственного долга является одной из основных проблем российской экономики, оказывающей непосредственное влияние как на темпы экономического роста страны в целом, так и на направления финансовой и бюджетной политики. Государственный долг – неизбежное порождение дефицита бюджета, причины которого связаны со спадом производства, с ростом предельных издержек, необеспеченной эмиссией денег, возрастанием затрат по финансированию военно-промышленного комплекса, ростом объемов теневой экономики, непроизводственных расходов, потерь, хищений и т. д.

Содержание

Введение 5
1 Теоретические аспекты исследования государственного долга 7
1.1 Экономическое содержание государственного долга 7
1.2 Классификация государственных займов 11
1.3 Принципы и методы управления государственным долгом 17
2 Анализ государственного внешнего долга в РФ 21
2.1 Динамика внешнего долга России 21
2.2 Анализ расходов на обслуживание и погашение
государственного долга 28
2.3 Взаимоотношения с международными финансовыми организациями 33
3 Перспективы погашения государственного внешнего долга 38
3.1 Основные направления урегулирования государственного
внешнего долга 38
3.2 Зарубежный опыт: Парижский и Лондонский клубы 47
Заключение 55
Список использованных источников 57
Приложение А
Приложение Б

Вложенные файлы: 1 файл

внешний долг курсовая работа.doc

— 514.50 Кб (Скачать файл)
 

    По  состоянию на 1 января 2007 г. объем государственного внешнего долга Российской Федерации, без учета предельного объема гарантий, составил 52,0 млрд. долларов США, сократившись более чем на 72,4 млрд. долл.  по сравнению с началом 2003 г. Сокращение его обусловлено существенным погашением в последние годы, а также списанием части советского долга в результате обмена обязательств перед Лондонским клубом кредиторов на новые российские еврооблигации.

      Около 6 % от государственного внешнего долга с учетом предельного размера гарантий на 1 января 2007 г. составляет задолженность членам Парижского клуба, порядка 11 % – задолженность международным финансовым организациям, около 2 % – задолженность перед Центральным банком в иностранной валюте, около 1 % – гарантии правительства.

      Кроме того, в нынешнем российском  долге 71 % (52,0 млрд. долл.) – обязательства по ценным бумагам в иностранной валюте. На еврооблигационные займы приходится 31,9 млрд. долл., а на облигации внутреннего государственного валютного займа – 4,9 млрд. долл. США. 

     Государственная Дума вместе с проектом федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год рассматривает также Программу государственных внешних заимствований Российской Федерацией.    

     Основными принципами формирования Программы государственных внешних заимствований на 2006 г. стали:

      – максимальное ограничение принятия обязательств по привлечению кредитов иностранных государств и займов международных финансовых организаций по новым проектам, финансируемым из федерального бюджета;

      – сокращение неэффективно используемых займов и займов, реализуемых в течение длительного времени;

      – максимальное привлечение займов для финансирования расходов по уже реализуемым проектам с целью их завершения;

      – концентрация заемных ресурсов для реализации новых крупных имеющих общегосударственное значение инфраструктурных проектов, решение, по реализации которых в счет «связанных» кредитов и займов международных финансовых организаций уже принято Правительством.

     Проведены переговоры делегаций Российской Федерации и МБРР по соглашению о займе в рамках подготовки проекта «Развитие системы государственной регистрации и ран на недвижимость». Вступили в силу соглашения о займе по следующим проектам:

- «Повышение инвестиционной привлекательности г. Казани» (сумма займа МБРР — 125 млн долл.);

- «Модернизация и техническое перевооружение учреждений и организаций Росгидромета» (сумма займа МБРР — 80 млн долл.);

- «Развитие системы государственного кадастрового учета объектов недвижимости» (сумма займа МБРР - 100 млн долл.);

- «Завершение строительства комплекса защитных сооружений г. Санкт-Петербурга от наводнений» (сумма займа ЕИБ -40 млн долл.);

- «Завершение строительства комплекса защитных сооружений г. Санкт-Петербурга от наводнений» (сумма займа СИБ -40 млн долл.);

- «Информатизация системы образования» (сумма займа МБРР - 100 млн долл.);

- «Экономическое развитие г. Санкт-Петербурга» (сумма займа МБРР — 61,1 млн долл.).

- В 2005 г. завершено использование средств займов по проектам «Развитие финансовых учреждений», «Бюро экономического анализа» и «Правовая реформа». Исполнение Программы государственных внешних заимствований Российской Федерации за 2005 г. осуществлялось в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации, а также с учетом бюджетного послания Президента Российской Федерации «О бюджетной политике на 2005 г.».

      Прогнозный  объем использования кредитов правительств иностранных государств, банков и фирм, привлекаемых под гарантии Правительства Российской Федерации (далее - кредиты), был предусмотрен в размере, не превышающем 174,9 млн долл. При этом фактический объем использования кредитов составил 142,8 млн долл. (82% от прогнозного объема). Таким образом, недоиспользование кредитов составило 32,1 млн долл. (18% от прогнозного объема), что было обусловлено неисполнением рядом российских заказчиков ранее заявленных ими сроков реализации действующих проектов и другими факторами.

      На рисунке 2.2.1 показан объем обязательств по кредитам правительств иностранных государств, предусмотренный Программой государственных внешних заимствований 2006 года.   

 
 
 
 
 
 
 

       

Рисунок 2.1.1 – Объем обязательств по кредитам правительств иностранных государств

      Из рисунка 2.1.1 видно, что общий объем обязательств по кредитам правительств иностранных государств в 2007 г. составил 1109,0 млн. долл., хотя использовано из этих средств на конец года было только 562,0 млн. долл. Вообще, исходя из рисунка, можно сделать вывод о том, что общий объем обязательств с каждым годом снижается. Так, если в 2003 г. он составил 4819,0 млн. долл., то к 2007 г. сократился в 4,3 раза (Приложение А).

      На рисунке 2.1.2 показан объем обязательств по кредитам международных финансовых организаций, предусмотренный Программой государственных внешних заимствований 2006 года. 

       В отличие от кредитов иностранных  государств общий объем обязательств  по кредитам международных финансовых организаций с 2003 г. увеличивается. Так, если в 2005 г. он составил 4084,0 млн. долл., то к 2007 г. возрос до 5216,0 млн. долл., из которых на конец года было использовано только 1505,0 млн. долл. 
 
 

 
 
 
 
 
 

 

Рисунок 2.1.2 – Объем обязательств по кредитам международных финансовых организаций 

      В 2006 г. 50 % привлеченных средств по кредитам правительств иностранных государств использовалось на финансирование проектов социальной сферы, 19 % - государственного управления, 18 % - промышленности, энергетики, строительства, транспорта, связи, 13 % - прочих проектов. Кредиты же международных финансовых организаций используются в основном на финансирование инфраструктурных проектов (48 %), также 18 % средств – на финансирование проектов государственного управления, 17 % - на финансирование проектов в промышленности, энергетике, строительстве, транспорте, связи, оставшиеся 17 % - на финансирование проектов социальной сферы (Приложение Б).

      В заключение необходимо отметить, что сложившаяся структура государственного внешнего долга РФ характеризуется: неоднородностью слагаемых внутренней и внешней задолженности, преобладанием нерыночных инструментов; неравномерным распределением сроков платежей по его обслуживанию и погашению, наличием «пиковых» нагрузок; изменением соотношения в структуре государственного долга в пользу внутреннего; широким диапазоном применяемых процентных ставок; доминирующем положением доллара США в валютной структуре внешнего долга (54 %); «привязкой» возможностей погашения государственного долга к экспорту энергоносителей; относительной благоприятностью конъюнктурных обстоятельств для погашения внешнего долга в связи с сохранением достаточно высоких мировых цен на энергоресурсы; зависимостью возможностей погашения долга от изменения мировых цен на энергоносители (особенно отчетливо это проявляется в создании, начиная с 2004 г., стабилизационного фонда на случай снижения мировых цен, который фактически выдается за профицит); крайней напряженностью экономики страны в погашении внутреннего и внешнего долга [40, с.38].  

      2.2 Анализ расходов на обслуживание и погашение государственного долга  

      Чрезмерное увлечение Правительства России кредитами стало негативно сказываться на бюджете, а, следовательно, и на финансировании отраслей экономики и социальной сферы.

      Стремительное увеличение бюджетных  расходов, связанных с обслуживанием  внутреннего и внешнего государственного  долга, свидетельствует о том,  что государственный долг не  стал снижаться и в отдельные годы даже возрастал.

      Выплата процентов по долгу  и постепенное погашение основной  суммы долга называется обслуживанием  долга (задолженности).

      Проведем анализ расходов федерального  бюджета РФ на обслуживание  внутреннего и внешнего государственного долга (таблица 2.2.1). 
 
 
 
 

Таблица 2.2.1 – Расходы федерального бюджета РФ на обслуживание внутреннего и внешнего государственного долга (млрд. руб.) 

Годы Все расходы  федерального бюджета В том числе  расходы на обслуживание государствен-

ного долга

Удельный вес  во всех расходах, % На обслуживание государственного

внутреннего долга

На обслуживание государственного внешнего долга
2003 1029,2 257,8 25,1 54,9 202,9
2004 1323,2 231,1 17,5 46,4 184,7
2005 2054,2 223,7 10,8 37,4 186,3
2006 2354,9 220,9 9,4 45,1 175,8
2007 2659,4 287,6 10,8 64,4 223,2
 

      В общих расходах федерального  бюджета в 2003 г. расходы, связанные с обслуживание государственного долга, составляли 257,8 млрд. руб. или 25,1 %.

      Расходы на обслуживание государственного  долга в федеральном бюджете в 2004 г. составили 231,1 млрд. руб., что на 26,7 млрд. руб. меньше, чем в предыдущем году, в том числе на обслуживание государственного внутреннего долга – 46,4 млрд. руб. и государственного внешнего долга – 184,7 млрд. руб.

      В федеральном бюджете России в 2005 г. расходы на обслуживание государственного и муниципального долга составили 10,8 % от общих расходов федерального бюджете, что на 6,7 % ниже уровня 2004 г.

      В 2006 г. удельный вес расходов на обслуживание государственного долга снижается по сравнению с 2005 г. и составляет 9,4 % или 220,9 млрд. руб., в том числе на обслуживание государственного внутреннего долга – 45,1 млрд. руб. и государственного внешнего долга – 175,8 млрд. руб.

      В общих расходах федерального бюджета в 2007 г. расходы, связанные с обслуживание государственного долга, составили 287,6 млрд. руб. или 10,8 %, в том числе на обслуживание государственного внутреннего долга – 64,4 млрд. руб. и государственного внешнего долга – 223,2 млрд. руб.

      Динамику расходов на обслуживание государственного долга можно проследить на рисунке 2.2.1. 

 

Рисунок 2.2.1 – Динамика расходов федерального бюджета и расходов на обслуживание государственного долга 

      Обслуживание государственного внутреннего долга РФ производится Банком России и его учреждениями, если иное не предусмотрено Правительством РФ, путем осуществления операций по размещению долговых обязательств России, их погашению и выплате долгов в виде процентов по ним или в иной форме.

      Выполнение банком России, другим  специализированным финансовым  институтом функций генерального  агента Правительства РФ по  размещению долговых обязательств  РФ, их погашению и выплате  доходов в виде процентов по  ним осуществляется на основе специальных соглашений, заключаемых с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ выполнять функции агента.

      При анализе расходов на обслуживание  государственного долга в 90-е  гг. наблюдается такая тенденция. 

Информация о работе Государственный внешний долг и перспективы его погашения