Курс лекций по "Финансовый менеджемент"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 14:01, курс лекций

Краткое описание

Финансовый менеджмент представляет собой важную часть менеджмента, или форму управления процессами финансирования предпринимательской деятельности.
Финансовый менеджмент, или управление финансами предприятия, означает управление денежными средствами, финансовыми ресурсами в процессе их формирования, распределения и использования с целью получения оптимального конечного результата.

Вложенные файлы: 1 файл

Лекции по финансовому менеджменту.doc

— 99.50 Кб (Скачать файл)

                СКср                  ВР       Аср       ВР                Аср     СКср 
 
 

  1. Стоимость капитала и расчет средневзвешенной стоимости капитала.
 

Капитал. как любой фактор производства, имеет определенную стоимость, под которой понимается его доходность. Для предприятия привлечение различных источников финансирования (как внутренних, так и внешних) связано с затратами, поэтому привлекаемый капитал всегда будет иметь определенную стоимость, а так как этот капитал разнообразен по источникам, то у предприятия возникает возможность альтернативного выбора этих источников как по объемам, так и по стоимости каждого вида капитала. В результате привлечения различных видов капитала складывается определенная его структура и возникает определенная сумма финансовых ресурсов, которую необходимо уплатить за пользование данными источниками финансирования.

      Экономическое содержание показателя стоимости и цены капитала заключается в определении затрат, связанных с привлечением единицы капитала из каждого источника. Разнообразие источников приводит к необходимости расчета средневзвешенной стоимости капитала. Она рассчитывается в процентах в среднегодовом исчислении.

      Средневзвешенная стоимость капитала - обобщающий показатель, характеризующий относительный уровень затрат или общую сумму всех расходов, возникающих в связи с привлечением и использованием капитала, и в то же время можно сказать, что это минимум возврата на вложенный капитал.

      Формула средневзвешенной стоимости капитала основывается на средневзвешенной арифметической величине, где весами выступают доли отдельных источников в общей сумме, а сам показатель средневзвешенной величины выражает среднегодовую стоимость, выраженную в %. 

ССК = S di * ki    , где

  • di - удельный вес каждого источника в общей сумме,
  • ki цена i-го источника, выраженная в процентах в среднегодовом исчислении
 
 

      Рассмотрим последовательно определение цены каждого источника.

  1. Собственный капитал
    • добавочный капитал - не имеет стоимости и не может быть использован как источник инвестиционных ресурсов, так как, в основном, этот капитал формируется как результат переоценки активов предприятия;
    • привилегированные акции – оцениваются по уровню фиксированного дивиденда, который выплачивается ежегодно практически при любых обстоятельствах;
    • обыкновенные акции – их цена измеряется на основе различных методов, но наиболее распространенным является расчет, основанный на измерении прогнозируемого уровня дивиденда или дивиденда, выплаченного в отчетном периоде, скорректированного на прогнозируемый прирост дивидендов, то есть
 

Kоа = (Дотч./Арын.об.акц) + DТоа

Коа – стоимость обыкн.акц.,

Дотч. – дивиденды, выплаченные в отчетном периоде,

Арын.об.акц. – рын.стоимость обыкн.акций,

Тоа – прогнозируемый прирост дивидендов по обыкновенным акциям 

    • нераспределенная прибыль (отложенная к выплате), то есть та прибыль, которая существует для капитализации, реинвестирования. Этот источник не является бесплатным, так как на ЧП, оставшуюся после выплаты налогов и дивидендов по привилегированным акциям, претендуют обыкновенные акционеры. Наиболее распространенным способом оценки стоимости нераспределенной прибыли является ее оценка по уровню дивидендов, выплаченных по обыкновенным акциям.
 
  1. Заемный капитал
    • банковские ссуды - основной элемент. Цена данного источника будет зависеть от величины срока, на который привлекается капитал, а также от величины % и характера включения % в затраты предприятия.

      В общем виде цена ЗК = величине банковского %. 

Если рассматривать зарубежный опыт:

Кзк = i

Кзк = i* (1-н)

В России:

Кзк = i

Кзк = iўх (1-н) + Di   ,   iў - ставка рефинансирования + 3% ых пункта 

Кзк =  iўx (1-н)*(n/360) + iўx (n/360) 

    • облигационные займы. Цена может быть определена различными методами, но наиболее распространенным является оценка в процентном отношении одновременного дисконтного и процентного дохода. Зачастую облигации реализуются не по номиналу, а с дисконтом.
 

Коз = ( Ддиск + i )

Коз – цена облигационного займа,

Ддиск – стоимость дисконтированного дохода,

 i - процентный доход 

Если за счет затрат оплачиваются доходы, то возникает налоговая экономия 

          Коз = ( Ддиск +i)*(1-н)

Если один элемент оплачивается:

           Коз = Ддиск +  i*(1-н)  
 
 
 
 

Тема: Управление капиталом предприятия

 
  1. Источники и методы финансирования
  2. Понятие дивидендной политики и основные теории
  3. Типы дивидендной политики
  4. Порядок выплаты дивидендов
 
 
  1. Источники и методы финансирования
 

   В общем виде все источники финансирования можно разделить на две группы.

  1. Внутреннее финансирование – подразумевает использование СК, который по источникам формирования имеет следующую структуру:

    СК

 
 

    взносы учреди- амортизация пожертвования,  резервы

    телей:      благотв. взносы,  и фонды

                                              целев. фин-ние  

          1.уставный капитал        1.резервный

    2.эмиссионный доход          капитал            2.добавочный               капитал            3.нераспред.

                                                                         прибыль 

  1. Внешнее финансирование : его источник – ЗК
 

ЗК 
 

облигационные   банковские коммерческие государ.        «спонтанное

займы    кредиты  кредиты  кредиты   финан-ние

                                                                            или креди-

                                                                        торская за-

                                                                        долженность 

   Внешнее финансирование может быть не только заемным, но и формировать СК предприятия в процессе дополнительной (вторичной) эмиссии акций.  
 

   Рассмотрим принципиальные различия между ЗК и СК. 

   
Признак СК ЗК
1. Право на участие в управлении капиталом дает нет
2. Право на получение части прибыли и имущества по остаточному принципу практически дает первоочередное право
3. Срок возврата капитала не установлен по договору
4. Льготы при налогообложении нет есть, в зависимости от вида ЗК

 

      В процессе функционирования предприятия используется 4 основных способа финансирования. Они, в основном, связаны с внешними источниками. 

Методы финансирования Преимущества Недостатки
1. закрытая подписка на акции между прежними и новыми акционерами Контроль за предприятием не утрачивается; финансовый риск возрастает незначительно Объем финансирования ограничен и может сложиться высокий уровень стоимости привлечения средств
2. открытая подписка Возможна мобилизация крупных денежных средств на достаточно большие сроки; финансовый риск возрастает незначительно Возможна потеря контроля над предприятием
3. долговое финансирование Возможно привлечение солидного объема ресурсов; контроль за предприятием не утрачивается; возрастает рентабельность СК Финансовый риск возрастает; срок использования и возмещения ограничен
4. комбинированный Преобладание тех или иных преимуществ (недостатков) наблюдается в зависимости от количественных параметров сформированной структуры средств

 

      Внутренне финансирование основано на использовании собственных финансовых ресурсов (амортизация и прибыль) и должно обеспечить процессы самоокупаемости и самофинансирования. 
 

  1. Понятие дивидендной политики и основные теории
 

      Термин «дивидендная политика» в принципе связан с распределением прибыли в акционерных обществах. Однако рассматриваемые в данном случае принципы и методы распределения прибыли применимы не только к АО, но и к предприятиям любой организационно- правовой формы. В связи с этим в финансовом менеджменте используется широкая трактовка термина «дивидендная политика», под которой понимают механизм формирования доли прибыли, выплачиваемой собственнику в соответствии с  долей его вклада в общую сумму собственного капитала предприятия.

      Поскольку основной целью дивидендной политики является установление необходимой пропорциональности между текущим потреблением прибыли и будущим ее ростом, который обеспечит инвестиционное финансирование, то  с помощью дивидендной политики можно максимизировать рыночную стоимость предприятия и обеспечить стратегическое развитие.

      Исходя из цели дивидендной политики, под дивидендной политикой понимают составную часть общей финансовой политики предприятия, заключающейся в оптимизации пропорции между потребляемой и капитализируемой прибылью с целью максимизации рыночной стоимости предприятия.

      Наиболее распространенными и востребованными теориями дивидендной политики являются:

  1. Теория независимости дивидендов (авторы: Миллер и Модельянни). Теория утверждает, что избранная дивидендная политика не оказывает никакого влияния ни на рыночную стоимость предприятия, ни на благосостояние собственников в текущем и перспективном периодах. Так как эти показатели зависят от суммы формируемой прибыли, а не распределяемой. Поэтому дивидендная политика должна предусматривать прежде всего направление основной массы прибыли на финансирование наиболее эффективных инвестиционных проектов, а обыкновенным акционерам должны выплачиваться по остаточному принципу.
  2. Теория предпочтительности дивидендов (авторы: Гордон и Линтнер). Теория утверждает, что каждая единица текущего дохода, выплаченного в форме дивидендов в настоящее время, стоит всегда дороже , т.к. она очищена от риска, чем доход, отложенный на будущее с присущем ему риском. Исходя из этой теории, максимизация дивидендов является более предпочтительной, чем капитализация прибыли. Противники этой теории утверждают, что доход, полученный в форме дивидендов в большинстве случаев реинвестируется в акции своей или аналогичных компаний, а это, в свою очередь, не позволяет использовать фактор риска как аргумент в пользу той или иной дивидендной политики.
  3. Теория максимизации дивидендов или теория налоговых предпочтений. По этой теории эффективность политики определяется критерием минимизации налоговых выплат на капитализируемую прибыль и получаемых льгот, а также налоговых выплат по текущим и предстоящим дохода собственника. Налогообложение текущих доходов в виде дивидендных выплат будет всегда выше, чем у предстоящих за счет временной стоимости денег и налоговых льгот по капитализируемой прибыли. Поэтому следует обеспечить минимум дивидендных выплат и максимально капитализировать прибыль. Эта теория зависит от системы льгот в конкретной системе налогообложения, конкретной страны в конкретный момент времени.
  4. Теория сигнализирования построена на том, что основные модели оценки текущей реальной рыночной стоимости акций, в качестве базового элемента используют размер выплачиваемых по акциям дивидендов. Поэтому рост уровня дивидендных выплат определяет возрастание реальной и котируемой рыночной стоимости акций. Это возрастание автоматическое;8 реализация таких же акций будет приносить акционерам дополнительный доход. Наряду с этим выплата высоких дивидендов сигнализирует о том, что компания находится на подъеме и ожидает существенный рост прибыли в предстоящем периоде. Эта теория неразрывно связана с высокой прозрачностью фондового рынка, на котором оперативно полученная информация оказывает существенное влияние на колебание рыночной стоимости акций.
  5. Теория клиентуры (или теория соответствия дивидендной политики составу акционеров). По этой теории компания должна осуществлять дивидендную политику таким образом, чтобы удовлетворить ожидания большинства акционеров и их менталитет. Если большинство акционеров отдает предпочтение текущему дивиденду, то следует направить прибыль преимущественно на цели текущего потребления и, наоборот, если основной состав хочет  капитализировать прибыль, то надо ее капитализировать. Та часть акционеров, которая будет не согласна с дивидендной политикой, реинвестирует свой капитал в акции других компаний. В результате состав клиентуры станет более однородным.

Информация о работе Курс лекций по "Финансовый менеджемент"