Пенсионная система Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 18:44, дипломная работа

Краткое описание

Цель выпускной квалификационной работы - раскрыть содержание и первые итоги реформирования пенсионной системы в Российской Федерации на основе анализа доходов и расходов Нефтекамского Управления Пенсионного фонда РФ

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты реформирования пенсионной системы Российской Федерации
Этапы реформирования пенсионной системы России
Проблемы пенсионного обеспечения
Необходимость перехода на пенсионное страхование
2. Анализ результатов реформирования пенсионной системы РФ на примере УПФР в Нефтекамском районе и г. Нефтекамск Республики Татарстан
2.1 Характеристика деятельности УПФР в Нефтекамском районе и г. Нефтекамск
2.2 Анализ деятельности УПФР в Нефтекамском районе и г. Нефтекамск
2.3 Динамика и структура выплат из пенсионного фонда
3. Варианты совершенствования пенсионной системы РФ
3.1 Пенсионные реформы: зарубежный опыт
3.2 Относительная эффективность накопительной и распределительной систем
Заключение
Список использованных источников и литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Вриант 1.doc

— 505.50 Кб (Скачать файл)

Отчисления на накопительную  часть пенсии стали осуществляться с 2002 г. В 2004-2009 гг. доходность инвестирования средств накопительной части  пенсии в государственной управляющей  компании, представленные в таблице 3.4, выросла в 1,4 раза, в среднегодовом  исчислении – 1,058 раза. Доходность в частных управляющих компаниях за этот же период повысилась в 1,32 раза, а среднегодовая доходность составила 1,047 раза, то есть менее 5% за год.

За этот же период инфляция выросла в 1,86 раза, индексация страховой  части пенсии – в 2,81 раза, а средняя заработная плата – в 3,37 раза. Таким образом, за шесть леи накопленный пенсионный капитал обесценился из-за инфляции на 25%, а относительно средней заработной платы – на 59%. Индексация страховой части пенсии отставала от роста средней заработной

платы, что противоречит идеологии распределительной пенсионной системы и снижает коэффициент  замещения. Однако эта индексация все  равно существенно превышала  доходность пенсионных накоплений. Так, среднегодовая индексация страховой части пенсии составила за шесть лет 18%, а среднегодовая доходность в государственной УК – менее 6%, то есть в три раза меньше.

 

Таблица 3.4 – Доходность размещения средств накопительной  части пенсии

Показатель

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2004-2009, раз

В среднем за год, раз

Доходность инвестирования средств  накопительной части пенсии государственной  управляющей компанией

7,33

12,18

5,67

5,98

-0,46

4,08

1,40

1,058

Средневзвешенная доходность инвестирования средств накопительной части  пенсии:

               

частными управляющими компаниями

4,26

21,22

20,31

0,75

-27,88

19,58

1,32

1,047

негосударственными пенсионными  фондами

-

-

17,76

6,44

-22,60

50,00

1,45

1,098

Индексация страховой части  пенсии

15,85

11,10

12,90

9,00

30,00

35,80

2,81

1,188

Инфляция

11,70

11,00

9,00

11,90

13,30

8,80

1,86

1,109

Темп роста заработной платы

22,50

26,90

25,40

26,00

26,60

8,30

3,37

1,224


 

Расчет произведен в  конкретных условиях 2002-2009 гг. для двух работавших весь этот период граждан, получавших среднюю заработную плату, 1966 и 1967 г.р. Первый делал отчисления на накопительную часть пенсии в течение трех лет – по 2% из 14%; с 2005 г. для него они перестали быть обязательными, поэтому все 14% отчислений направлялись на страховую часть. Второй с 2002 по 2004 г. отчислял больший процент на накопительную пенсию и соответственно меньший – на страховую. С 2005 г. он отчислял 4 %, а с 2008 г. - 6% на накопительную часть пенсии и соответственно лишь 10 и 8% - на страховую.

Оба гражданина получали одинаковую заработную плату и производили равные пенсионные отчисления (14%). Они различались лишь по распределению взносов на накопительную и страховую части пенсии. Условно-накопительный (страховой) капитал индексировался по закону «О трудовых пенсиях», а накопительный переоценивался в соответствии с годовой доходностью, сообщаемой государственной УК.

Накопленный страховой  капитал оценивался как сумма  отчислений каждого года с учетом индексации страховой части пенсии, начиная с года, в котором произведены  отчисления, до 2009 г. включительно методом цепных индексов.

Оценка пенсионного  капитала по накопительной части  пенсии рассчитана как произведение суммы отчислений на нее, сделанных  в соответствующем году, на доходность, полученную за весь период после осуществления  отчислений до 2009 г. включительно. Поскольку в 2002 и 2003 гг. средства инвестировались непосредственно Пенсионным фондом, в расчетах за эти годы принята доходность размещения им временно свободных средств.

Нужно исходить из того, что накопления, сделанные в текущем  году, инвестированы в этом же году. На практике есть временный лаг – от шести месяцев до года, пока произведенные отчисления Пенсионный фонд передает в УК для инвестирования.

Расчеты показывают, что  при одинаковых заработной плате  и социальных взносах пенсия гражданина, из которого в полной мере распространяется накопительный принцип, будет меньше, чем у того, кто с 2005 г. полностью находится в рамках распределительной системы и имеет только страховую часть пенсии. Сравнительный анализ представлен в таблице 3.5.

Как видно из данных таблицы 3.5, при одинаковых заработной плате и отчислениях совокупный пенсионный капитал гражданина, не имеющего накопительный части пенсии, на 35,2 тыс. руб. превышает капитал гражданина, на которого в обязательном порядке распространяется накопительный принцип. Если бы эти два человека вышли на пенсию сейчас по существующим правилам, то при прочих равных условиях пенсия старшего по возрасту была бы на 156 руб. больше, чем младшего, поскольку накопительная часть пенсии обесценивается быстрее страховой.

Таким образом, из-за низкой доходности пенсионных накоплений и  ее существенного отставания от индексации страховой части пенсии размер пенсий у граждан, имеющих обязательный накопительный элемент, оказывается  меньше, чем у тех, кто получает пенсии в рамках распределительной системы [31, c.40].

Необходимость перехода к накопительной системе обычно объясняют падением соотношения  численности работающих и пенсионеров. В настоящее время оно составляет 2,96, то есть на одного пожилого человека приходится около трех лиц, которые могут работать. К 2026 г. это соотношение снизится до 1,96. Но в действительности на него влияют и другие факторы: численность безработных и экономически незанятого населения среди трудоспособных, установленный пенсионный возраст и число фактически работающих пенсионеров и т.д.

Однако при распределительной  системе размер пенсии определяется не только соотношением работающих и  пенсионеров, но и размером отчислений от заработной платы и ее уровнем.

Даже при изменении  соотношения работающих и пенсионеров и сокращении числа первых нет оснований полагать, что доля фонда оплаты труда в ВВП снизится. Более того, наблюдается общемировая тенденция к ее повышению в связи с ростом стоимости квалифицированного труда в произведенном продукте. Следовательно, при сохранении доли ВВП и сокращении численности работающих повысится средняя заработная плата. Иными словами, в условиях роста ВВП это означает увеличение производительности труда.

Анализ данных за последние  десять лет показывает, что в России отношение ФОТ к ВВП остается стабильным со слабой тенденцией к росту (при явно заниженной доле ФОТ в ВВП). При этом средняя заработная плата увеличивается несколько более высокими темпами, чем ВВП. Динамика ВВП, фонда оплаты труда и средней заработной платы представлена в таблице 3.6.

 

Таблица 3.6 – Динамика ВВП, фонда оплаты труда и средней  заработной платы в Российской Федерации

Показатель

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

Заработная плата номинальная  средняя, тыс. руб.

3,24

4,36

5,50

6,74

8,55

10,63

13,59

17,11

18,54

ВВП номинальный, трлн. Руб.

8,94

10,83

13,24

17,05

21,62

26,88

32,99

41,54

38,99

Фонд оплаты труда, млрд. руб.

-

2648

3291

3973

4948

6137

7984

10242

10746

Темп прироста фонда оплаты труда, проценты

-

-

24,28

20,72

24,54

24,03

30,10

28,28

4,92

Темп прироста заработной платы  номинальной средней, проценты

-

34,57

26,15

22,54

26,85

24,33

27,85

25,90

8,36

Темп прироста номинального ВВП, процент

-

21,14

22,25

28,78

26,80

24,33

22,73

25,92

-6,14

Доля ФОТ в ВВП, проценты

-

24,45

24,86

23,30

22,89

22,83

24,20

24,66

27,56


 

Так, в 2001-2009 гг. ВВП вырос  в номинальном выражении в 4,36 раза, а средняя заработная плата  – в 5,7 раза.

Доходность пенсионных накоплений при распространении  накопительной системы на все  население, инвестиции внутри страны и обязательном требовании диверсификации активов не может быть выше, чем темп прироста ВВП за достаточно длительный период. Предположим, что доходность пенсионных накоплений максимальная и каждый год совпадает с ростом ВВП. Далее, исходя из того, что доля ФОТ в ВВП постоянна, численность занятых сокращается равномерно, соответственно относительный рост средней заработной платы также происходит равномерно и обратно пропорционально темпу снижения численности занятых.

Таким образом, анализ пенсионных реформ разных стран позволяет сделать следующие выводы:

- чем выше уровень  развития страны, тем менее радикальны  реформы: основной акцент делают  на сохранении и дальнейшем  совершенствовании базовой распределительной  системы;

- распределительно-накопительные схемы целесообразны в странах с высоким коэффициентом замещения в распределительной части пенсии или где накопительный элемент создавался постепенно за счет дополнительных средств, остающихся после формирования распределительных пенсий;

- полностью накопительные пенсионные системы себя не оправдали.

При переходе от распределительной  пенсионной системы к накопительной возникает так называемый «эффект двойного бремени»: рост затрат на пенсионное обеспечение, связанный с тем, что из взносов работников надо одновременно сформировать пенсии нынешнего поколения пенсионеров и обеспечить накопление пенсионного капитала работающих.

Согласно расчетам, при  одинаковых заработной плате и социальных взносах, пенсия гражданина, для которого в полной мере распространяется накопительный принцип, будет меньше, чем у того, кто с 2005 г. полностью находится в рамках распределительной системы и имеет только страховую часть пенсии[30,65].

Таким образом, из-за низкой доходности пенсионных накоплений и  ее существенного отставания от индексации страховой части пенсии размер пенсий у граждан, имеющих обязательный накопительный элемент, оказывается меньше, чем у тех, кто получает пенсии в рамках распределительной системы.

 

 

Заключение

 

Поиски эффективной  модели пенсионной системы, вызванные старением населения, ведутся во всех цивилизованных странах, где сложилась традиция социальной ответственности государства перед пожилыми людьми. Примерно десять лет назад начала искать новую модель и Россия. За это время российская пенсионная система пережила не один кризис — затяжной период дефицита Пенсионного фонда, ее главного финансового института, хроническое состояние неплатежей, шок после дефолта 1998 года и т. д. Каждый из этих кризисов влиял на формирование подходов к решению проблемы. На рубеже 2001–2002 годов реформа вступила в стадию реализации: было принято новое пенсионное законодательство, которое существенно изменило отношения в пенсионной системе. Решающими новациями стали ее частичное разгосударствление и введение страховых принципов.

Необходимость реформирования пенсионной системы была ясно осознана в середине 1990-х годов. Страна вступила в период экономических реформ с  развитой пенсионной системой «социалистического типа», которая формировалась на протяжении десятилетий и базировалась на принципе солидарности поколений. Его смысл состоял в изъятии экономических ресурсов у работающего поколения и перераспределении их в пользу людей, переставших работать и вышедших на пенсию по возрасту. С точки зрения охвата населения и институциональной стабильности эта пенсионная система была одной из самых развитых в мире.

Основным направлением пенсионной реформы стало изменение  существующей распределительной системы  начисления пенсий, дополняя ее накопительной  частью и персонифицированным учетом страховых обязательств государства перед каждым гражданином.

Однако, несмотря на реформу, пенсионная система России, как и  любого другого государства, еще  далека от совершенства.

Основные проблемы пенсионного  обеспечения, выявленные еще в период планово-административной экономики, а также новые проблемы рыночного периода хозяйствования России ускорили переход на систему страхования, когда финансовые ресурсы Пенсионного фонда создаются с участием всех заинтересованных сторон.

Однако влияние реформирования на пенсионное обеспечение оказалось недостаточно эффективным. Об этом можно говорить, исходя из анализа некоторых показателей УПФР г. Нефтекамск и Нефтекамского района.

Сумма полученных доходов  УПФР г. Нефтекамск в 2008 году увеличилась  на 425,1 млн. руб. В 2009 году увеличение составило 12,2 млн. руб. За три анализируемых года увеличение составило 437,3 млн. руб., или 20,24%.

Расходы УПФР за анализируемый  период увеличились на 1748,89 млн. руб. Основной показатель, повлиявший на сумму  расходов – выплата пенсий и пособий. Сумма выплат за 2007-2008 годы изменилась на 851,97 млн. руб. в сторону увеличения. За 2008-2009 годы сумма увеличилась на 876,12 млн. руб. Данная динамика роста суммы выплат говорит о том, что растет количество людей, получающих пенсию, а также растет сумма самой пенсии.

Рост расходов отражает последствия проведения реформ в  области пенсионного обеспечения  в России, однако разница суммы  доходов и расходов довольно значительная, в 2009 году она составила 1,66, что говорит  о дефиците источника покрытия расходов.

Численность пенсионеров  с каждым годом растет. В 2007 году этот показатель составил 60454 человек, а к концу 2009 года он уже составил 64929 человек, что на 4475 человек больше. Число работающих пенсионеров также  увеличивается, в 2009 году этот показатель составил 25638 человек.

С ростом численности  пенсионеров растет также сумма  назначенных им пенсий. Так, общая  сумма назначенных пенсий по всем категориям пенсионеров выросла  на 60,18 млн. руб. за 2007-2008гг. За период 2008-2009 гг. общая сумма пенсий увеличилась на 115,75 млн. руб. Сравнивая этот показатель с прошлым периодом, следует отметить, что рост произошел почти в два раза. Однако не следует забывать, что численность пенсионеров тоже увеличилась.

Информация о работе Пенсионная система Российской Федерации