Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 19:22, курсовая работа
Цель курсовой работы - исследование особенностей анализа прибыли предприятия. Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:
- исследование экономической сущности и видов прибыли;
- анализ прибыли конкретного предприятия;
- обозначение пути увеличения прибыли предприятия.
Введение……………………………………………………………………4
1. Прибыль предприятия в системе рыночных отношений……………..5
1.1. Экономическое содержание, роль, виды и источники
формирования прибыли в торговле……………………………………………...5
1.2. Рентабельность как показатель эффективности деятельности
и использование ресурсов, его содержание и порядок расчета………………11
2. Анализ прибыли и рентабельности ООО «Авангард»………………17
2.1. Экономическая характеристика финансово-хозяйственной
деятельности предприятия………………………………………………………17
2.2. Анализ прибыли предприятия………………………………………22
2.3. Анализ показателей рентабельности………………………………..28
3. Пути увеличения прибыли и рентабельности ООО «Авангард»…...30
Заключение………………………………………………………………..34
Список использованной литературы…………………………………….
Налогооблагаемая прибыль представляет собой расчетный показатель. Она определяется путем корректировки валовой прибыли предприятия как в сторону ее увеличения, так и в сторону уменьшения в соответствии с положениями действующего законодательства.
Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия (чистая прибыль), может быть вычислена по формуле:
ЧП = ВП – НП
где ЧП – чистая прибыль предприятия, руб.;
ВП – валовая прибыль, руб.;
НП – налог на прибыль, руб.;
Основные направления использования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, определяются его учредительными документами или решением учредителей, в которых должно быть указано, какие фонды и в каких размерах создаются на предприятии за счет чистой прибыли и на какие цели они направляются.
Средства специальных фондов и резервов имеют целевое назначение и расходуются специально утвержденным сметам. Так, фонд накопления используется на развитие производства и торговли; техническое перевооружение и реконструкцию предприятия; совершенствование торгово-производственных и других технологических процессов. Фонд потребления расходуется на социальное развитие и социальную защищенность работников предприятия (повышение квалификации, улучшение условий труда, охраны здоровья, социально-культурных и бытовых условий и т.д.).
Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, зависит от суммы налога на прибыль, а чистая прибыль – от суммы затрат, относимых на прибыль. Размеры прибыли и возможности ее роста находятся в сложной зависимости от ряда факторов, важнейшие из которых следующие: объем реализации; структура товарооборота; величина других доходов и расходов, входящих в состав прибыли (проценты полученные и уплаченные, доходы от участия в других организациях, прочие операционные и внереализационные доходы и расходы); уровень налогообложения прибыли.
Факторы, влияющие на прибыль можно разделить на внешние и внутренние. Так, к внешним факторам относятся: политическая стабильность; состояние экономики; демографическая ситуация; конъюнктура рынка, в том числе рынка потребительских товаров; темпы инфляции; ставка процента за кредит.
К внутренним факторам относятся: объем валового дохода (и факторы, его определяющие); производительность труда работников; скорость оборачиваемости товаров; наличие собственных оборотных средств; эффективность использования основных фондов.
Это факторы, влияющие на величину прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, которую еще называют чистой прибылью.
1.2. Рентабельность как показатель эффективности деятельности и использование ресурсов, его содержание и порядок расчета
Общая рентабельность торговых предприятий на практике обычно определяется отношением прибыли к товарообороту. Он показывает, сколько процентов составляет прибыль в товарообороте. Этот уровень рентабельности следует исчислять не по всей (балансовой) прибыли, а только по прибыли от реализации товаров, так как внереализационные доходы, расходы и потери не находятся в прямой зависимости от изменения объема товарооборота. Экономисты стран с развитой рыночной экономикой его называют уровнем рентабельности продаж. Он находится в прямой зависимости от изменения уровня валового дохода, находящегося в распоряжении торгового предприятия, и в обратной - от изменения уровня издержек обращения.
Уровень рентабельности,
исчисленной отношением
Способом долевого
участия можно измерить
Далее необходимо изучить причины и факторы, повлиявшие на изменение средних остатков основных и оборотных активов, и выявить резервы повышения эффективности их использования. Средние остатки основных производственных фондов математически можно представить как отношение объема товарооборота к уровню фондоотдачи. Влияние фондоотдачи на рентабельность функционирующего капитала можно также измерить способом долевого участия.
Средние остатки оборотных активов можно представить как произведение среднедневного товарооборота на их оборачиваемость в днях. В связи с этим по уровню рентабельности функционирующего капитала можно изучить влияние второго качественного показателя работы торговых предприятий - оборачиваемости оборотных средств. Для этого исчисляют, сколько высвобождено или дополнительно вложено средств за счет изменения оборачиваемости (умножением фактического среднедневного товарооборота за отчетный год на ускорение или замедление оборачиваемости оборотных средств в днях) и способом долевого участия определяют ее влияние на уровень рентабельности хозяйственных ресурсов (по той же методике, что и влияние на рентабельность изменения фондоотдачи).
Анализ рентабельности продаж должен проводится по отдельным товарам и товарным группам с использованием данных потоварного учета валового дохода и издержек обращения. Это позволяет установить высокорентабельные, низко рентабельные и убыточные товары и принять меры к расширению закупки и реализации товаров с высокой рентабельностью. В условиях рыночной экономики следует определять рентабельность каждой партии закупаемых товаров. При изучении целесообразности и эффективности закупки и реализации отдельных партий товаров необходимо учитывать их оборачиваемость.
Несмотря на сложность современных оценочных моделей рентабельности или прибыльности предприятий, большая их часть, используемых в западных методах расчета экономических показателей, основана на общепринятой системе взаимосвязанных факторов, предложенной аналитиками компании Du Pont еще 90 лет назад, в которой комплексная мера ценности компании, выражающая ее эффективность, включает в себя такие известные показатели финансово-хозяйственной деятельности, как рентабельность продаж или оборота и ресурсоотдача. Изначальным показателем для ее построения стала рентабельность активов, определяемая как отношение чистой прибыли к текущему значению актива баланса предприятия:
РА = П / А,
где РА – расчетная рентабельность активов (Return on Assets);
П – чистая прибыль, определяемая за вычетом из валового дохода себестоимости продукции (в случае производственной компании) или затрат на ее приобретение (в случае торговой компании) вкупе с операционными расходами (Net Income);
А – суммарная стоимость активов предприятия.
Добавление к каждой составляющей сомножителя, представляющего суммарное значение выручки от реализации как раз и позволило выделить два показателя, удобных для регулярной оценки:
РА = П * ВР / А * ВР = П / ВР * ВР / А = РП * РО,
где ВР – суммарная выручка реализации за выбранный отчетный период;
РП – рентабельность продаж (Net Profit Margin);
РО – ресурсоотдача или показатель скорости оборачиваемости средств (Total Assets Turnover).
Упрощенная формула
РСК = П / КС,
где РСК – рентабельность собственного капитала (Return on Equity);
КС – собственный капитал (Equity), представляющий разницу между суммарными активами предприятия и общим значением долговых обязательств.
Объединение обеих формул приводит к более совершенному представлению выражения, определяющего рентабельность собственного капитала на основании стандартных бухгалтерских форм отчетной документации:
РСК = П / ВР * ВР / А * А / КС
Первый сомножитель обобщает отчетные данные по величине прибылей и убытков, второй четко определяет текущий актив баланса предприятия, а третий – его пассив, что позволяет отслеживать изменение доходности каждой единицы вложенных средств в реальном времени.
Процент полностью независимых предприятий или коммерческих организаций, использующих для обеспечения текущих расходов лишь собственные средства в виде уставного фонда очень мал, поскольку специфика многих отраслей (банковской, сельскохозяйственной) подразумевает значительное, а подчас и полное использование заемных средств для поддержания эффективной деятельности.
С одной стороны, привлечение дополнительного капитала расширяет возможности компании в сторону увеличения общего оборота продукции или услуг, что ведет к увеличению чистой прибыли и значения рентабельности активов. С другой, процентные отчисления по займу при неправильном его использовании могут превысить экономический эффект его применения. В этом случае говорят об убыточности заемного капитала.
Численное соотношение заемных средств и собственного капитала получило название финансового рычага, или левериджа и определяет как степень увеличения эффективности предприятия благодаря повышению рентабельности, так и степень риска, поскольку непредвиденные сбои в работе предприятия повышают вероятность его банкротства вследствие невыполнения долговых обязательств и определяется выражением:
ФР = КЗ / КС,
где ФР – значение финансового рычага;
КЗ – значение заемного капитала.
Значительную ценность представляет не само значение финансового рычага, а экономический эффект, получаемый при его применении, который рассчитывается по выражению:
ЭФР = (1 - НП) * (РА - СК) * ФР,
где НП – процентная ставка
налогообложения прибыли
СК – процентная ставка по заемному капиталу.
Второй сомножитель в этом выражении, представляющий разницу значений рентабельности активов и ставки по кредитным средствам, как раз определяет знак эффекта финансового рычага, что напрямую показывает убыточного или прибыльность его применения, что привело к появлению его обозначения, как дифференциала финансового рычага.
Описание производственно-
- природные изменения, влекущие непредвиденный спад поставок сырья, нарушение транспортировки, разрушение или повреждение значимых частей производственного комплекса;
- регулирование рыночных
цен на уровне
Подобные факторы возникают независимо от производимой компанией деятельности и не могут учитываться заранее, проявляя значительное влияние уже на этапе их появления. Степень увеличения прибыльности компании будет сильно зависеть от специализации, к примеру, повышение цены на сахар увеличит рентабельность агрохозяйственных и перерабатывающих предприятий, одновременно ухудшая данный показатель для кондитерских предприятий.
Вторая группа влияющих на рентабельность предприятия факторов включает в себя следующие подвиды: экстенсивные производственные факторы; интенсивные производственные факторы; внепроизводственные внутренние факторы.
Экстенсивное развитие компании подразумевает увеличение валового оборота за счет привлечения дополнительной рабочей силы, временного фонда работы для персонала и оборудования, использования большего объема авансированных средств без увеличения относительной эффективности отдельных производственных и торговых операций.
2. Анализ прибыли рентабельности ООО «Авангард
2.1. Экономическая
характеристика финансово-
Общество с ограниченной ответственностью «Авангард» существует с 1999 г. ООО «Авангард» осуществляет розничную торговлю продовольственными и непродовольственными товарами.
Деятельность общества направлена на создание дополнительных рабочих мест, развитие социальной инфраструктуры города и области. Возглавляет эту крупную компанию генеральный директор, он же является учредителем общества.
Проводя экспресс-анализ деятельности ООО «Авангард», проанализируем потенциал предприятия, его финансовую устойчивость, платежеспособность, а также эффективность деятельности организации.
Таблица 2.1
Исходные данные для экспресс-анализа ООО «Авангард»
Показатели |
Обозначение |
Ед. измерения |
2009 |
2011 |
Совокупные активы |
СА |
руб. |
5059157 |
7119655 |
Совокупные пассивы |
СП |
руб. |
5059157 |
7119655 |
Внеоборотные активы |
ПА |
руб. |
4050488 |
3032779 |
Оборотные активы |
ТА |
руб. |
17308 |
86876 |
Краткосрочные обязательства (текущие пассивы) |
ТП |
руб. |
670026 |
442890 |
Денежные средства |
ДС |
руб. |
72164 |
161158 |
Краткосрочные финансовые вложения |
КФВ |
руб. |
38376 |
85147 |
Краткосрочная дебиторская задолженность |
ДЗ |
руб. |
262204 |
833461 |
Готовая продукция |
ГП |
руб. |
100 |
540 |
Выручка от основной деятельности |
Вод |
руб. |
31585 |
7667485 |
Чистая прибыль |
ПЧ |
руб. |
89478 |
64307 |
Численность персонала |
Чр |
Чел. |
286 |
250 |
Остаточная стоимость основных средств |
Осос |
руб. |
4560786 |
5682466 |
Первоначальная стоимость основных средств |
Псос |
руб. |
7020258 |
6360845 |
Уставный капитал |
УК |
руб. |
8903243 |
7343117 |
Собственный капитал (3 раздел баланса) |
СК |
руб. |
4378392 |
2300108 |
Долгосрочные обязательства |
ДО |
руб. |
10738 |
376656 |
Краткосрочные кредиты и займы |
ККЗ |
руб. |
70004 |
138518 |
Кредиторская задолженность |
КЗ |
руб. |
668431 |
648161 |
Информация о работе Пути увеличения прибыли и рентабельности ООО «Авангард»