Разработка стратегии развития предприятия общественного питания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Июля 2013 в 02:55, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной работы является разработка стратегии развития предприятия ООО «Атлантида». Задачами является анализ стратегических возможностей с последующим обоснованием.Весь процесс разработки и внедрения оценки стратегических возможностей предприятия, разработки и реализации стратегии представлен в виде определенной последовательности этапов, опираясь на теорию стратегического менеджмента. Составление и внедрение методики оценки стратегических возможностей предприятия, разработки и реализации стратегии в соответствии с представленным содержанием этапов разработки, процедур и методов, а также последовательности их применения будет способствовать развитию фирмы и позволит обеспечить её финансовую устойчивость.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы выбора стратегии
1.1. Понятие и классификация стратегий
1.2. Эталонные стратегии развития
1.3. Этапы разработки стратегии
1.4. Выбор стратегии развития
1.5. Оценка выбранной стратегии
1.6. Методы исследования стратегического управления коммерческой деятельностью
1.7. Понятие инвестиционного проекта
2. Бизнес-анализ предприятия ООО «Атлантида»
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия ООО «Атлантида»
2.2. Краткая характеристика технологии производства предприятия ООО «Атлантида»
2.3. Динамика основных технико-экономических показателей предприятия ООО «Атлантида»
2.4. Анализ выручки от продажи
2.5. Анализ обеспеченности предприятии я трудовыми ресурсами
2.6. Анализ обеспеченности предприятии основными средствами производства
2.7. Анализ затрат на производство продукции
2.8. Анализ финансового состояния предприятия
2.9. Оценка финансового состояния предприятия на краткосрочную перспективу
2.10. Оценка финансового состояния предприятия на долгосрочную перспективу
2.11. Анализ состава и динамики прибыли
2.12. Анализ рентабельности предприятия
3. Разработка стратегии развития предприятия ООО «Атлантида»
3.1. Анализ среды и конкурентной позиции предприятия ООО «Атлантида» с применением матрицы-SWOT
3.2. Выбор стратегии развития предприятия ООО «Атлантида»
3.3. Основные положения проекта
3.4. Инвестиционный план реализации проекта предприятия ООО «Атлантида»
3.5. План погашения и расчет процента по кредиту
3.6. План денежных поступлений и выплат по проекту
3.7. Расчет срока окупаемости


Заключение
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом, общепит.doc

— 1.15 Мб (Скачать файл)

 Кроме того, каждая из функциональных стратегий может разделяться на составляющие. Например, организационная стратегия может разделяться на три составляющих:

- стратегия построения организации – выбор типа структуры (дивизиональная, функциональная, проектная и т.д.);

     -  стратегия по работе с персоналом – способ подготовки кадров (в основном управленческого персонала), обучение сотрудников (на предприятии или в образовательных учреждениях),  планирование карьеры сотрудников и т.д.;

     -  стратегия оплаты труда (в более широком смысле - поощрений и взысканий) – в частности, подход к вознаграждению высших управляющих (оклад, бонусы, участие в прибылях и т.п.).[3],[7]

Применяются и другие классификации стратегий. Например, Виханский О.С. приводит классификацию на основе  четырех различных подходов к росту фирмы, Томпсон и Стрикленд приводят другую классификацию стратегий. По отношению к различным классификациям стратегий, верно то же утверждение, что и по отношению к методам исследования внешней и внутренней среды. Неважно, какие виды стратегий рассматривает фирма, важно, чтобы ее руководство и сотрудники четко понимали, какой линии поведения придерживается фирма по отношению к клиентам, к конкурентам, к работе в той или иной функциональной области и т.д. В данной работе нас наиболее интересуют базисные (эталонные) стратегии, ниже рассмотрим их классификацию более подробно. [16]

 

 

1.2 Эталонные стратегии развития

 

Наиболее распространенные, выверенные практикой и широко освещенные в литературе стратегии развития бизнеса обычно называются базисными, или эталонными. Они отражают четыре различных подхода к росту фирмы и связаны с изменением состояния одного или нескольких следующих элементов: продукт, рынок, отрасль, положение фирмы внутри отрасли, технология. Каждый из разных пяти элементов может находиться в одном из двух состояний - существующее состояние или новое состояние.

Первую группу эталонных стратегий составляют так называемые стратегии концентрированного роста. Сюда попадают те стратегии, которые связаны с изменением продукта и (или) рынка и не затрагивают три других элемента. В случае следования этим стратегиям фирма пытается улучшить свой продукт или начать производить новый, не меняя при этом отрасли. Что касается рынка, то фирма ведет поиск возможностей улучшения своего положения на существующем рынке либо же перехода на новый рынок.

Конкретными типами стратегий  первой группы являются следующие:

а) стратегия усиления позиции на рынке, при которой фирма делает все, чтобы с данным продуктом на данном рынке завоевать лучшие позиции. Для реализации этой стратегии требуются большие маркетинговые усилия. Реализация этой стратегии допускает также осуществление так называемой «горизонтальной интеграции», при которой фирма пытается установить контроль над своими конкурентами;

б) стратегия развития рынка, заключающаяся в поиске новых рынков для уже производимого продукта;

в) стратегия развития продукта, предполагающая решение задачи роста за счет производства нового продукта и его реализации на уже освоенном фирмой рынке.

Вторую группу эталонных стратегий составляют такие стратегии бизнеса, которые предполагают расширение фирмы путем добавления новых структур. Эти стратегии называются стратегиями интегрированного роста. Обычно фирма может прибегать к осуществлению таких стратегий, если она находится в сильном бизнесе, не может осуществлять стратегии концентрированного роста и в то же время интегрированный рост не противоречит ее долгосрочным целям. Фирма может осуществлять интегрированный рост, как путем приобретения собственности, так и путем расширения изнутри. При этом в обоих случаях происходит изменение положения фирмы внутри отрасли.

Выделяются два основных типа стратегий интегрированного роста:

1. Стратегия обратной вертикальной интеграции, направленная на рост фирмы за счет приобретения либо же усиления контроля над поставщиками, а также за счет создания дочерних структур, осуществляющих снабжение. Реализация стратегии  обратной вертикальной интеграции может дать фирме   результаты, связанные с уменьшением зависимости от колебания цен на комплектующие и запросов поставщиков. При этом поставки как центр расходов для фирмы могут превратиться в случае обратной вертикальной интеграции в центр доходов.

2. Стратегия вперед идущей вертикальной интеграции, выражающаяся в росте фирмы за счет приобретения либо же усиления контроля над структурами, находящимися между фирмой и конечным потребителем, т.е. над системами распределения и продажи. Данный тип интеграции выгоден в тех случаях, когда посреднические услуги очень расширяются или когда фирма не может найти посредников с качественным уровнем работы.

Третьей группой эталонных стратегий развития бизнеса являются стратегии диверсифицированного роста. Эти стратегии реализуется в том случае, если фирмы дальше не могут развиваться на данном рынке с данным продуктом и рамках данной отрасли. Стратегиями данного типа являются следующие:

1. Стратегия центрированной диверсификации, базирующаяся на поиске и использовании заключенных в существующем бизнесе дополнительных возможностей для производства новых продуктов. При этом существующее производство остается в центре бизнеса, а новое возникает, исходя из тех возможностей, которые заключены в освоенном рынке, используемой технологии либо же в других сильных сторонах функционирования фирмы.

2. Стратегия горизонтальной диверсификации, предполагающая поиск возможностей роста на существующем рынке за счет новой продукции, требующей новой технологии, отличной от используемой. При данной стратегии фирма должна ориентироваться на производство таких технологически не связанных продуктов, которые бы использовали уже имеющиеся возможности фирмы, например в области поставок. Так как новый продукт должен быть ориентирован на потребителя основного продукта, то по своим качествам он должен быть сопутствующим уже производимому продукту. Важным условием реализации данной стратегии является предварительная оценка фирмой собственной компетентности в производстве нового продукта.

3. Стратегия конгломеративной диверсификации, состоящая в том, что фирма расширяется за счет производства технологически не связанных с уже производимыми новых продуктов, которые реализуются на новых рынках. Это одна из самых сложных для реализации стратегий развития, так как ее успешное осуществление зависит от многих факторов, в частности, от компетентности имеющегося персонала, и в особенности менеджеров, сезонности в жизни рынка, наличия необходимых сумм денег и т.п.

Четвертым типом эталонных стратегий развития бизнеса являются стратегии сокращения. Данные стратегии реализуются тогда, когда фирма нуждается в перегруппировке сил после длительного периода роста или в связи с необходимостью повышения эффективности, когда наблюдаются спады и кардинальные изменения в экономике, такие, как, например, структурная перестройка и т.п. В этих случаях фирмы прибегают к использованию стратегий целенаправленного и спланированного сокращения. Реализация данных стратегий зачастую проходит не безболезненно для фирмы. Однако необходимо четко осознавать, что это такие же стратегии развития фирмы, как и рассмотренные стратегии роста, и при определенных обстоятельствах их невозможно избежать. Более того, в определенных обстоятельствах это единственно возможные стратегии обновления бизнеса, так как в подавляющем большинстве случаев обновление и всеобщее ускорение — взаимоисключающие процессы развития бизнеса.

Выделяются четыре типа стратегий целенаправленного сокращения бизнеса:

1. Стратегия ликвидации, представляющая собой предельный случай стратегии сокращения и осуществляющаяся тогда, копи фирма не может вести дальнейший бизнес.

2. Стратегия «сбора урожая», предполагающая отказ от долгосрочного взгляда на бизнес в пользу максимального получения до ходов в краткосрочной перспективе. Эта стратегия применяется по отношению к бесперспективному бизнесу, который не может быть прибыльно продан, но может принести доходы во время «сбора урожая». Данная стратегия предполагает сокращение затрат на закупки, на рабочую силу и максимальное получение дохода от распродажи имеющегося продукта и продолжающей сокращаться производства. Стратегия «сбора урожая» рассчитана на то, чтобы при постепенном сокращении данного бизнеса до нуля добиться за период сокращения получения максимального совокупного дохода.

3. Стратегия сокращения, заключающаяся в том, что фирма закрывает или продает одно из своих подразделений или бизнесов для того, чтобы осуществить долгосрочное изменение грани ведения бизнеса. Часто эта стратегия реализуется диверсифицированными фирмами тогда, когда одно из производств плохо сочетается с другими. Реализуется данная стратегия и тогда, когда нужно получить средства для развития более перспектив либо же начала новых, более соответствующих долгосрочным целям фирмы бизнесов.

4. Стратегия сокращения расходов, основной идеей которой является поиск возможностей уменьшения издержек и проведение соответствующих мероприятий по сокращению затрат. Данная стратегия обладает определенными отличительными особенностями, которые состоят в том, что она больше ориентирована на устранение достаточно небольших источников затрат, а также в том, что ее реализация носит характер временных или краткосрочных мер. Реализация данной стратегии связана со снижением производственных затрат, повышением производительности, сокращением найма и даже увольнением персонала, прекращением производства прибыльных товаров и закрытием прибыльных мощностей.

В практике фирма может  одновременно реализовывать несколько стратегий. Особенно это распространено у многоотраслевых компаний. Может производиться фирмой и определенная последователь-кость в реализации стратегий. По поводу первого и второго случаев говорят, что фирма осуществляет комбинированную стратегию. [3], [18]

1.3 Этапы разработки стратегии

 

Процедура формулирования стратегии и выбора альтернатив  состоит из следующих этапов:

А) Оценка существующей (действующей) стратегии.

 Первичная оценка  действующей стратегии осуществляется  уже на предыдущем этапе - оценка внутренних возможностей.

 Однако, оценивая имеющиеся  резервы на предприятии, позволяющие повысить эффективность его функционирования, мы ранее не оценивали жизненность действующей стратегии и сформулированных правил поведения.

Б) Собственно фаза формулирования.

 Стратегия, будучи  объединённой основой для организационных  усилий, требует разработки серии  стратегических планов как на  уровне предприятия в целом,  так и на уровне подразделений.  Естественно, что каждый стратегический  план является частью общего, и стратегия предприятия объединяет их все вместе. Стержнем любого стратегического плана предприятия является его базовая стратегия. Выбор базовой стратегии есть прерогатива руководства предприятия. Руководство, оценивая и анализируя информацию, полученную на предыдущих шагах, принимает окончательное решение.

В) Планирование риска.

 Планирование риска является  одной из важных составляющих  стратегического плана. Основной  целью является поддержание высокого  уровня противодействия возмущениям внешней среды и уменьшение потерь от данных возмущений.

 В последнее время в западных  фирмах становится всё более  популярной не разработка резервных стратегий, а создание систем кризисных ситуаций, характеризующихся очень высокой степенью централизма принимаемых решений и быстрой реакцией на изменения в среде. Это вытекает из того, что сам набор возможных возмущений становится таким многообразным, что фирма не в состоянии предусмотреть все возможные ситуации.

Г) Выбор стратегических альтернатив.

 В рамках выбранной базовой стратегии возможно несколько курсов действий, которые принято называть стратегическими альтернативами.

 Разработка стратегии  должна затрагивать ве уровни  управления предприятия, так как  решения, вырабатываемые при стратегическом  планировании, имеют отношение ко всем сотрудникам организации. Поэтому необходимо согласование интересов при выработке стратегии Групповое обсуждение, кроме того, позволяет рассмотреть большое число альтернатив. Но и сходимость при групповом выборе существенно ниже, чем при единоначалии. Поэтому обычно имеет место групповое обсуждение и единоличное принятие окончательного решения.[18]

 

1.4 Выбор стратегии

 

Выбор стратегии фирмы осуществляется руководством на основе анализа ключевых факторов, характеризующих состояние фирмы, с учетом результатов анализа портфеля продукции, а также характера и сущности реализуемых стратегий.

Основными ключевыми факторами, которые в первую очередь должны быть учтены при выборе стратегии, являются следующие.

1. Сильные стороны отрасли и сильные стороны фирмы зачастую могут играть решающую роль при выборе стратегии роста фирмы Ведущие, сильные фирмы должны стремиться к максимальному использованию возможностей, порождаемых их лидирующим положением, и к укреплению этого положения. При этом важно искать возможности развертывания бизнеса в новых для фирмы отраслях, обладающих большими задатками для роста. Лидирующие фирмы в зависимости от состояния отрасли должны выбирать различные стратегии роста. Так, например, если отрасль идет к упадку, то следует делать ставку на стратегии диверсификации, если же отрасль бурно развивается, то выбор стратегии роста должен падать на стратегию концентрированного роста либо на стратегию интегрированного роста.

Информация о работе Разработка стратегии развития предприятия общественного питания