Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 21:29, курсовая работа
Целью моей работы является исследование роли негосударственных пенсионных фондов в пенсионной реформе, анализ современного состояния негосударственного пенсионного обеспечения и перспектив его развития в будущем.
Задачами исследования являются:
рассмотрение основных моделей пенсионного обеспечения;
анализ результатов пенсионной реформы России, а также опыта реформирования пенсионных систем зарубежных стран;
исследование роли НПФ в пенсионной реформе в РФ;
анализ основных показателей развития НПФ в России в целом и на примере НПФ «ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ»;
Рост накоплений возможен за счёт перевода накопительной части пенсии в негосударственный пенсионный фонд, при превышении доходности фонда над инфляцией.
Застрахованное лицо может перевести пенсионные накопления не чаще одного раза в год, до достижения возраста 55 лет для мужчин и 50 лет для женщин (за 5 лет до достижения пенсионного возраста) [21].
1 октября 2008 года Председателем Правительства России В. В. Путиным был озвучен следующий этап развития пенсионной реформы. С 2010 года декларируется переход на совершенно новую систему пенсионного обеспечения, предусматривающую замену ЕСН страховыми платежами, которые будут составлять 34 % для зарплаты до 415 000 руб. в год. При превышении этой суммы зарплаты страховые платежи будут равны 0 %. Из общей суммы страховых платежей 26 % будут напрямую зачисляться в Пенсионный фонд, минуя федеральный бюджет, что рассматривается правительством как повышение независимости пенсионной системы. Новый этап реформы, как считают в правительстве, позволит гражданину, накопившему 30 лет нового страхового стажа, рассчитывать на коэффициент замещения зарплаты пенсией не менее 40 %, то есть, того уровня, который установлен в рекомендациях МОТ. Новые страховые взносы, в отличие от старой системы, будут возмездными платежами, которые своими суммами формируют пенсионные права граждан. В новой системе ликвидируется разделение на базовую и страховую части, пенсия будет состоять только из двух частей — накопительной и страховой [21].
Также с 1 октября 2008 г. вступил в силу закон о софинансировании пенсионных накоплений. То есть теперь граждане получают возможность самостоятельно принимать решения о добровольных пенсионных накоплениях. И если граждане вступят в добровольную пенсионную систему в период с I октября 2008 г. до 1 октября 2013 г., то на протяжении 10 лет государство обеспечивает софинансирование этих накоплений за счет средств Фонда национального благосостояния [20].
Минимальный платеж, который должен вносить гражданин, для того чтобы был осуществлен соплатеж со стороны государства, составляет 2тыс. руб. в год. Максимальный соплатеж со стороны государства составляет 12 тыс, руб. В случае если гражданин выработал стаж и продолжает тем не менее работать после наступления пенсионного возраста, государственный соплатеж увеличивается с 12тыс.ру6. до 48тыс. руб. Пенсионный фонд РФ прогнозирует, что в ближайшие три года к данной программе присоединится до 7 млн человек [21].
Одной из основных функций государства является обеспечение граждан в старости. При этом современная пенсионная система включает в себя не только государственные организации, непосредственно участвующие в сборе пенсионных взносов и выплате пенсий (в частности Пенсионный фонд РФ), но и негосударственные организации. Негосударственная пенсионная система более гибкая, чем государственная; она предполагает различные условия, на которых производятся пенсионные взносы и схемы пенсионных выплат.
Негосударственное пенсионное обеспечение в пенсионной системе нашей страны рассматривается как дополнительное по отношению к государственному и может осуществляться как в форме профессиональных пенсионных систем отдельных организаций, отраслей экономики, территорий, так и в форме личного пенсионного страхования граждан, производящих накопление средств на свое пенсионное обеспечение в страховых компаниях и негосударственных пенсионных фондах.
Целью создания НПФ в России явилась необходимость улучшения пенсионного обеспечения граждан и защиты их сбережений от инфляции. В соответствии с Указом Президента РФ от 16.09.195 № 1077 «О негосударственных пенсионных фондах»
Негосударственные пенсионные фонды функционируют независимо от системы государственного пенсионного обеспечения. Деятельность в качестве пенсионного фонда преследует социальные цели и представляет собой исключительный вид деятельности, связанный с целевым сбором, учетом и аккумулированием пенсионных взносов, передачей активов управляющим компаниям, распределенная полученного дохода и пенсионными выплатами участникам фонда в соответствии с заключенными договорами [10, с.82].
Негосударственный пенсионный фонд — важный элемент этой пенсионной реформы. Согласно Федеральному закону от 07.05.1998 № 75-ФЗ, негосударственный пенсионный фонд — это организационно-правовая особая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является негосударственное пенсионное обеспечение участников фонда на основании договоров о негосударственном пенсионном обеспечении населения с вкладчиками фонда в пользу участников фонда. Начиная с 2003 г. негосударственные пенсионные фонды были допущены к участию в государственном пенсионном страховании. Деятельность НПФ включает в себя аккумулирование пенсионных взносов, их инвестирование, учет, назначение и выплату пенсий.
Существуют два варианта взаимодействия вкладчика и НПФ. Первый - человек переводит в НПФ накопительную часть своей пенсии (это только для НПФ, допущенных к участию в обязательном пенсионном страховании). Второй — человек самостоятельно формирует свою вторую часть пенсии за счет разовых или постоянных отчислений [10, с.83].
В первом случае само застрахованное лицо никаких дополнительных затрат не имеет. Работодатель в рамках единого социального налога делает отчисления в накопительную часть пенсии. У основной массы работников эти отчисления равнялись 4% от заработка до 1 января 2008 года, а теперь эта цифра увеличилась до 6%. Воспользоваться этими деньгами до наступления пенсионного возраста невозможно, но их можно инвестировать с помощью управляющих компаний или негосударственных пенсионных фондов. И оттого, насколько удачным будет направление вложений, в будущем зависит размер пенсии.
Во втором случае любое лицо может прийти в негосударственный пенсионный фонд и самостоятельно заключить договор о дополнительном пенсионном страховании, в рамках которого будут осуществляться и взносы и пенсионные выплаты в дальнейшем. Этот вариант взаимодействия граждан и НПФ в нашей стране особого развития не получил. И основная причина этого - отсутствие доверия со стороны населения, которое еще помнит финансовые пирамиды.
Существует весьма веский аргумент в пользу НПФ — то, что его доходность, как правило, превышает доходность ПФР /Приложение Б/. Средства накопительной части «молчунов» ежегодно обесцениваются, так как доходность Внешэкономбанка значительно ниже индекса инфляции ( по состоянию за 9 месяцев 2009 года – 4,08% / Приложение Б /).
Существующая российская пенсионная система обусловлена многочисленными процессами исторического развития, влиянием тех или иных идей, причем в большинстве своем в нашей стране она носила государственный характер, а поколения, воспитанные в Советском Союзе, в вопросах пенсионного обеспечения привыкли полностью полагаться на государство. Однако новые условия требуют новых решений. Внедрение накопительного элемента, инвестирование пенсионных накоплений дало определенный толчок развитию негосударственных пенсионных фондов, которые пусть постепенно, но уже начали занимать важное место как в пенсионной системе, так и на ее финансовом рынке.
Проблемы государственного пенсионного обеспечения в 1980 - 1990-е гг. XX столетия оказались в большинстве стран мира в центре научных и общественных дискуссий. Практически на всех континентах была поставлена под сомнение очевидность сложившихся государственных распределительных пенсионных систем. Причины этого явления следует искать в совокупном действии факторов демографического, экономического, социального и морально-психологического характера. Главные из них связаны с динамичным процессом старения населения в результате увеличения средней продолжительности жизни и сокращения рождаемости.
Увеличение доли пенсионеров в общей численности населения и ситуация в сфере занятости оказали отрицательное влияние на уровень коэффициента поддержки, лежащего в основе финансовой устойчивости пенсионных фондов, использующих распределительный способ финансирования. При этом сохраняется тенденция к увеличению пенсионной нагрузки на работающее население. В развитых странах коэффициент поддержки снизился с 3,5 работников на одного пенсионера в 1950-е гг. XX века до 2,5 - в 1990-е гг. и в ближайшие годы ожидается его сокращение до 2 [8, с. 75].
В результате для многих пенсионных систем в настоящее время характерен дефицит по текущим платежам, и по некоторым оценкам их накопленный долг составляет в отдельных странах от 100 до 250% ВВП. Некоторые пенсионные системы становятся неплатежеспособными [2, с. 85].
В большинстве государств пенсионные реформы направлены на диверсификацию используемых в пенсионных моделях финансовых механизмов. Многоуровневая система обеспечивает страхование от различных рисков, связанных с развитием экономики и политической ситуацией, с помощью диверсификации типов управления (государственный и частный) и инвестиционных стратегий (акции и облигации, международные и внутренние инвестиции) и, следовательно, может более эффективно решать проблемы поддержания финансовой устойчивости современных пенсионных схем. Поэтому именно этот вектор развития пенсионных моделей положен в основу концепций пенсионных реформ, разработанных и принятых к реализации многими странами в 1980 - 1990-е гг. К началу 2000 г. полностью на накопительную пенсионную схему в мире перешли лишь пять стран: Чили, Боливия, Сальвадор, Мексика и Казахстан /9/. Среди европейских стран накопительный метод в качестве одного из ключевых компонентов пенсионных систем внедряют Швеция, Швейцария, Великобритания. Более радикальные пенсионные реформы провели страны с переходной экономикой: в частности, Хорватия, Венгрия, Польша, Латвия ввели обязательный накопительный элемент как основную опору пенсионной системы [11].
Практика проведения пенсионных реформ в странах с переходной экономикой имеет свои особенности. К общим для всех стран мира причинам пенсионных реформ в постсоциалистических государствах добавились и свои специфические, обусловленные особенностями переходного периода проблемы, а именно:
Первоочередными шагами, направленными на сокращение пенсионных расходов и расширение базы сбора пенсионных взносов, стали существенные изменения в распределительной схеме Они включали повышение возраста выхода на пенсию, сокращение льготных пенсий, увеличение необходимого трудового стажа для получения пенсии, изменение формулы их индексации и другие меры.
Рассмотрим некоторые реформы подробнее.
В Чехии в рамках пенсионной реформы сохраняется обязательная государственная пенсионная схема, построенная на распределительных принципах, которая дополняется частным пенсионным страхованием.
Чешское государство стимулирует расширение участия населения в системе добровольного пенсионного страхования не только через снижение налогообложения пенсионных взносов (работники вычитают из налогооблагаемой базы взносы в размере 12 тыс. крон в год, работодатели — до 3 % от заработной платы работника), но и посредством введения системы государственных субсидий (государство переводит на накопительные счета участников небольшие суммы — 150 крон в месяц). За 6 последних лет численность участников частных пенсионных фондов увеличилась в 13 раз (в них состоит 40 % экономически активного населения). Большинство частных пенсионных фондов в стране (14 из 18) принадлежит иностранным финансовым структурам (Швейцарии, Нидерландов, Италии, Бельгии)[2, с. 87].
В Казахстане с 1998 г. в стране осуществляется пенсионная реформа, за основу которой была взята чилийская модель. Суть ее заключается в постепенном переходе от солидарно-распределительной схемы к системе персональных пенсионных накоплений. В течение 30 лет предполагается сохранение распределительного уровня, но взносы работодателей в него снижены с 25,5 до 15 % фонда заработной платы. Обязательный второй накопительный уровень финансируется за счет взносов работников в размере, равном 10% заработной платы (заработная плата была скорректирована, чтобы компенсировать этот новый вычет). И, наконец, третий, добровольный уровень формируют частные отчисления либо работодателя, либо обеих сторон [2, с.87]
Большой интерес для российской практики представляет анализ пенсионных реформ Великобритании и Швеции, так как именно эти страны добились наибольшего успеха в реформировании своих пенсионных систем. Пенсионная система Великобритании имеет два уровня:
Первый компонент представляет собой обеспечиваемую государством фиксированную сумму, которая гарантирует минимальную (базовую) пенсию. С апреля 2002 г. введена вторая государственная пенсия, зависящая от уровня заработной платы. Государственные пенсии формируются за счет обязательных взносов работодателя (11,9 % от заработка) и работника (10%). Взносы аккумулируются в Национальном страховом фонде. Из этих средств оплачиваются текущие пенсионные обязательства [8, с.77].
К негосударственным пенсиям относятся профессиональные пенсионные планы и персональные пенсионные планы.
Профессиональные пенсии назначаются работодателем или группой работодателей. Осуществляется это для вознаграждения работников, для привлечения на предприятие новых кадров и их удержания, для получения налоговых льгот и для повышения имиджа в глазах общественности Работодатели делают взносы в пенсионный фонд и оплачивают административные расходы. Если работодатель не вносит всю сумму установленного договором взноса, работники обязаны вносить определенный процент от заработной платы. Эта денежные средства направляются в пенсионный фонд, где они накапливаются, инвестируются и выплачиваются в виде дополнительных пенсий. Персональные пенсии формируются независимо от работодателя. Работник индивидуально накапливает будущую пенсию в страховой компании. Применяются схемы с установленными выплатами, когда пенсия равна части последнего годового дохода за год участия, и с установленными взносами, когда пенсия зависит от сформированного индивидуального счета и нормы аннуитета. В первом случае инвестиционный риск несет работодатель, во втором — работники.