Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 21:29, курсовая работа
Целью моей работы является исследование роли негосударственных пенсионных фондов в пенсионной реформе, анализ современного состояния негосударственного пенсионного обеспечения и перспектив его развития в будущем.
Задачами исследования являются:
рассмотрение основных моделей пенсионного обеспечения;
анализ результатов пенсионной реформы России, а также опыта реформирования пенсионных систем зарубежных стран;
исследование роли НПФ в пенсионной реформе в РФ;
анализ основных показателей развития НПФ в России в целом и на примере НПФ «ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ»;
Таким образом, как показало исследование, следует отметить, что население Великобритании охвачено почти на 100% базовыми государственными пенсиями, почти на 50% — системой профессиональных пенсий, немногим более 25% — схемой персональных пенсий. Согласно оценкам, нынешний уровень участия работников в таких частных пенсионных схемах позволил сократить пенсионные обязательства государства в сфере государственного социального обеспечения более чем на 30% [8, с.78].
Шведская модель легла в основу пенсионных реформ в большинстве постсоциалистических стран. Ее анализ наиболее интересен для России тем, что эта модель послужила образцом для создания российской пенсионной системы. В Швеции все виды пенсий постепенно в течение 20 лет будут заменены единой государственной системой пенсионного обеспечения по старости. в новой системе пенсионные взносы работников и работодателей, равные 18,5% фонда заработной платы, делятся на две части: 16,5% использует для финансирования выплачиваемых в этом же голу на распределительной основе пенсий [3, с.77].. Однако при этом вводится персонифицированный учет взносов, т. е. каждому застрахованному открывается индивидуальный счет, на котором отражаются его взносы в пенсионную систему или его пенсионные права (система условно накопительных счетов). Условно накопительный счет означает, что пенсионные взносы работников (и/или их работодателей) учитываются на именных накопительных счетах. Однако эти средства не капитализируются и не становятся собственностью отдельных лиц, они расходуются на выплату текущих пенсий и служат лишь основой для исчисления размера пособия, непосредственно увязывая объем страховых взносов работника и величину его пенсии. Средства на условно накопительных счетах ежегодно индексируются в зависимости от динамики заработной платы.
Другая часть взносов (2 %), по выбору застрахованного лица перечисляемая на специальный индивидуальный накопительный счет, поступает в один из частных фондов, действующих на конкурентной основе, или в фонд, находящийся в государственном управлении. При выходе на пенсию индивид получает свои капитализированные сбережения. По существу, в Швеции сегодня распределительная система постепенно заменяется смешанной, распределительно-накопительной схемой с системой условно накопительных счетов распределительной части. При этом полностью переход в новую систему обязателен для лиц, родившихся в 1954г и позже, родившимся до 1934г, пенсия будет выплачиваться по старым правилам, лица 1935 – 1953 года одну часть пенсии получат по новым, другую по старым правилам [8, с.78].. При формировании пенсионной системы России следует использовать опыт Великобритании и Швеции в части внедрения таких новых структурных элементов, как профессиональные и персональные пенсионные планы (по типу английской модели) и условно накопительные счета (по типу шведской модели). Данные мероприятия способствуют сокращению в будущем пенсионных обязательств России и в конечном итоге приведут к увеличению размера пенсии.
В Российской федерации сложилась и успешно функционирует система негосударственных пенсионных фондов. Рассмотрим основные показатели деятельности негосударственных пенсионных фондов, их динамику за ряд лет, а также современное состояние.
Одним из важнейших показателей деятельности негосударственных пенсионных фондов является объем пенсионных резервов. Рассмотрим динамику данного показателя
Рисунок 1. Пенсионные резервы негосударственных пенсионных фондов, млн. руб.
Источник /25/
На графике можно отчетливо проследить стремительное увеличение пенсионных резервов в период с 2003 по2007 годы. На столь стремительный рост оказал влияние ряд факторов, среди которых можно отметить улучшение законодательно правовой базы как в области пенсионного обеспечения так и в целом, повышение уровня жизни расселения страны, благоприятный экономический климат для создания и развития финансовых институтов.
Рост популярности негосударственных пенсионных фондов и доверия к ним среди населения наглядно демонстрирует динамика количества участников и динамика количества людей, получающих пенсии из негосударственных пенсионных фондов:
Рисунок 2. Количество участников, тыс. чел.
Источник /6/
Рисунок 2 демонстрирует положительную динамику роста количества участников негосударственного пенсионного обеспечения. Как показывает график, по состоянию на 2008 год участниками негосударственного пенсионного обеспечения является 6,7 млн человек, что составляет примерно десятую долю всего экономически активного населения страны. В целом это оптимистичный показатель, если учесть сравнительно небольшой период развитя НПФ в России. Также сказывается недоверие населения к негосударственным организациям, особенно финансовым структурам. Учитывая печальный опыт участия в финансовых пирамидах в 90-е годы, это неудивительно. Но следует отметить, что деятельность НПФ и управляющих компаний строго контролируется ПФ РФ и другими госструктурами, поэтому нет серьезных поводов для беспокойства. На мой взгляд, в будущем ожидается рост популярности негосударственных пенсионных фондов в России. Предпосылками этому могут послужить хорошая репутация фондов, совершенствование законодательства, регулирующего сферу пенсионного обеспечения и как следствие - повышение гарантий для клиентов НПФ
Рисунок 3. Количество получающих пенсию, человек
Источник /6/
Рисунок 3 демонстрирует тенденцию к стремительному росту количества людей, получающих пенсию. По состоянию на 2008 год пенсию посредством НПФ получают чуть более миллиона россиян, то есть 16,7% всех участников негосударственного пенсионного обеспечения. Столь скромный процент получающих пенсию объясняется тем, что среди участников негосударственного пенсионного обеспечения мала доля людей, достигших пенсионного возраста. Но, тем не менее, этот факт скорее положительный, нежели отрицательный; мы видим, что около миллиона россиян доверили свои пенсионные накопления НПФ незадолго до выхода на пенсию, что можно расценивать как показатель высокого доверия к ПНФ.
Надежность негосударственного пенсионного фонда характеризует размер совокупного вклада учредителей и имущество, обеспечивающее уставную деятельность. Оба этих показателя демонстрируют весьма оптимистичную динамику.
Рисунок 4. Совокупного вклад учредителей, млн руб.
Источник /6/
Отмечается устойчивый рост совокупного вклада учредителей НПФ, что подтверждает заинтересованность в развитии пенсионного бизнеса. На графике видно, что экономический кризис практически не отразился на данном показателе. Данный показатель отражает оптимистичные тенденции развития социальной сферы государства а также финансовой системы.
Рисунок 5. Имущество для обеспечения уставной деятельности, млн руб
Источник /6/
На рисунке 5 заметно увеличение совокупного размера имущества для обеспечения уставной деятельности НПФ за ряд лет. Рост наблюдается до 2007 года, затем мы наблюдаем отрицательную динамику. Это объясняется отрицательным результатом управления пенсионными накоплениями, как следствие экономического кризиса. Фонды были вынуждены компенсировать убытки из ИОУД, чтобы удерживать на гарантированном уровне доходность по вкладам пенсионного обеспечения и не допустить их обесценения.
В целом анализ основных показателей развития НПФ в России свидетельствует о гармоничном развитии данной отрасли. Следует учитывать, что негосударственное пенсионное обеспечение в России существует сравнительно недавно, поэтому показатели развития довольно оптимистичные. Влияние экономического кризиса на рассмотренные показатели практически незаметно. Также следует отметить, что рынок НПФ имеет как финансовую, так и социальную структуру. Сильное государство в наше время ставит обеспечение достойной жизни его граждан одним из главных приоритетов. Важную роль в этом играет обеспечение человеку достойной старости. Следовательно, поддерживая и развивая рынок НПФ, государство достигает одновременно нескольких целей: повышает социальную стабильность общества, укрепляет экономику, стимулирует развитие инвестиционных процессов в стране, а также работу фондовых рынков. Таким образом, негосударственное пенсионное обеспечение – перспективная и значимая отрасль для государства в целом.
Некоммерческая организация "Негосударственный пенсионный фонд "ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ" создана в июле 1994 года. В этом же году между администрацией Нефтяной компании "ЛУКОЙЛ" и профсоюзным объединением было подписано первое соглашение об обязательном негосударственном пенсионном обеспечении. В числе первых Фонд прошел государственную регистрацию (Федеральная лицензия № 11 от 27 октября 1995 года).
За период с 1994 по 1996 год с Фондом заключили договоры о негосударственном пенсионном обеспечении 27 предприятий. К 2003 году вкладчиками Фонда числились около 180 компаний. На начало 2009 года корпоративными клиентами НПФ "ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ" являются более 300 муниципальных и коммерческих предприятий, среди которых – и иностранные компании, и совместные предприятия.
Начиная с апреля 1997 года, Фонд начал выплаты негосударственных (дополнительных) пенсий. В целях защиты пенсий от инфляции, Правилами Фонда предусмотрена их ежегодная индексация, которая осуществляется за счет части дохода, получаемого Фондом от размещения пенсионных резервов. На начало 2010 негосударственную пенсию в НПФ "ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ" получают более 40 тысяч пенсионеров. Общий объем выплат за 2009 год составил более 690 млн. рублей.
С 2004 года НПФ "ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ" привлекает клиентов по программе обязательного пенсионного страхования. Тогда же, в 2004 – впервые становится лидером по привлечению застрахованных лиц – клиентами Фонда по ОПС стали около 58 тысяч человек. Этот успех Фонд повторил в 2008 году, в течение которого заявления о передачи накопительной части пенсии в НПФ "ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ" подали почти 280 000 человек. Сегодня НПФ "ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ" активно привлекает клиентов на открытом рынке и является лидирующем розничным пенсионным фондом страны: свой пенсионный капитал в НПФ "ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ" формируют более 1,1 млн. человек – это работники ведущих предприятий не только нефтяной, но и металлургической, машиностроительной, химической, строительной и других отраслей российской экономики. Сегодня подавляющее большинство привлекаемых фондом клиентов не имеют отношения к учредителю Фонда – нефтяной компании "ЛУКОЙЛ", и привлекаются именно на открытом рынке.
С 2005 года НПФ "ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ" начал активно развивать филиальную сеть в регионах – раньше филиалы были сосредоточены, в основном, в городах базирования предприятий НК "ЛУКОЙЛ". Только в 2005 году были открыты 15 представительств Фонда, в том числе – в крупнейших региональных центрах страны – Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Перми, Ростове-на-Дону, Нижнем Новгороде и других городах. На конец 2008 года филиальная сеть НПФ "ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ" охватывала свыше 50 регионов страны.
С самого начала своей деятельности Фонд проводит политику информационной открытости перед клиентами, регулярно проходит плановые и независимые проверки, информирует общественность о результатах своей деятельности. В конце 90-х – начале 2000-х года независимую проверку финансовой надежности НПФ "ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ" неоднократно проводила Международная консалтинговая компания "Калланд Консалтинг". В результате оценивания финансовое положение Фонда неизменно признавалось "очень устойчивым", соответствующим мировым стандартам. Достоверность выводов международных экспертов была подтверждена устойчивым положением Фонда в условиях финансово-экономического кризиса 1998 года. В 2002 году проверку финансово-экономического состояния Фонда проводили эксперты международной аудиторской фирмы "Прайсвотерхаус Куперс". НПФ "ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ" неизменно признается различными аудиторскими компаниями и рейтинговыми агентствами одним из самых надежных и финансово устойчивых НПФ России. В 2006, 2007 и 2008 году самое авторитетное рейтинговое агентство страны – "Эксперт РА" подтверждало наивысшую степень надежности НПФ "ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ", присваивая рейтинг надежности на уровне "А++". Также максимальную оценку надежности - "ААА" в 2008 году Фонд получил также от "Национального рейтингового агентства".
Фонд регулярно завоевывает награды и становится лауреатом престижных финансовых и отраслевых конкурсов. В 2006 году он был удостоен Премии "Финансовая элита России" в номинации "Самый надежный НПФ", в 2007 г. стал лучшим негосударственным пенсионным фондом года, в 2008 стал лауреатом премии в номинации "Максимальная надежность пенсионного фонда". В 2009 году НПФ "ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ" стал лауреатом премии "Финансовый Олимп" в номинации "Розничный НПФ".
Миссия негосударственного
пенсионного фонда "ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ"
заключается в повышении
НПФ "ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ" формирует эффективную социальную и кадровую инфраструктуру компаний – корпоративных клиентов, – путем создания преимуществ на рынке труда, повышения эффективности управления персоналом, решения, с помощью современных пенсионных технологий, социальных, репутационных, корпоративных задач современного предприятия.
НПФ "ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ" участвует в государственной пенсионной реформе, проводит активную разъяснительную работу, повышает финансовую грамотность населения. Аккумулируя значительные объемы пенсионных средств, и выступая институциональным инвестором, Фонд создает основу для долгосрочного развития российской экономики и укрепления экономической стабильности государства.