Система пенсионного обеспечения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 21:29, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей работы является исследование роли негосударственных пенсионных фондов в пенсионной реформе, анализ современного состояния негосударственного пенсионного обеспечения и перспектив его развития в будущем.
Задачами исследования являются:
рассмотрение основных моделей пенсионного обеспечения;
анализ результатов пенсионной реформы России, а также опыта реформирования пенсионных систем зарубежных стран;
исследование роли НПФ в пенсионной реформе в РФ;
анализ основных показателей развития НПФ в России в целом и на примере НПФ «ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ»;

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Финансы организций - НПФ и их роль в пенсионной реформе.doc

— 456.00 Кб (Скачать файл)

Рассмотрим структуру формирования и использования средств пенсионных накоплений НПФ «ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ» /12/.

 

ОТЧЕТ

негосударственного пенсионного фонда по обязательному пенсионному страхованию

о формировании средств пенсионных накоплений

НО «НПФ «Лукойл- ГАРАНТ»

за 2009 год

 

Средства пенсионных накоплений, сформированные в негосударственном пенсионном фонде на начало и конец отчетного периода, имеют следующий объем и структуру:

Наименование показателя

На начало года (тыс. рублей)

На конец

отчетного

периода

(тыс. рублей)

Средства пенсионных накоплений на конец отчетного периода – всего

5117506,52

11203563,94

остаток средств пенсионных накоплений на расчетном счете негосударственного пенсионного фонда на конец отчетного периода – всего

683,58

75,05

средства    пенсионных    накоплений,    находящиеся    в доверительном управлении управляющих компаний на конец отчетного периода

5 116822,94

11203488,89

ООО "Управляющая компания "КапиталЪ" (лицензия №58)

3446697,96

11203488,89

Доход/ убыток   полученный   от   инвестирования   пенсионных накоплений

-1044735,19

2030447,38


Источник /6/

Распределяются денежные средства, составляющие средства пенсионных накоплений, в течение отчетного периода следующим образом:

Наименование показателя

Размер средств (тыс. рублей)

Средства пенсионных накоплений, переданные в доверительное управление в отчетном периоде, - всего

4249683,69

в том числе:

 

ООО "Управляющая компания "КапиталЪ" (лицензия №58)

4249683,69

Выплаты за счет средств пенсионных накоплений, - всего в том числе:

8021,86

выплаты застрахованным лицам накопительной части трудовой пенсии

0

выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц

8021,86

Переводы денежных средств, осуществляемые в порядке реализации права застрахованных лиц на переход из негосударственного пенсионного фонда в Пенсионный фонд Российской Федерации или другой негосударственный пенсионный фонд, - всего

103420,02

в том числе:

 

перечисления в Пенсионный фонд Российской Федерации

24581,87

перечисления в другой негосударственный пенсионный фонд

78838,15

в том числе:

 

НО "НПФ"СТРАТЕГИЯ" (лицензия №166)

3088,45

ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ НПФ (лицензия №56)

8590,14

Иные отчисления

20459,65

в том числе:

 

Передача средств пенсионных накоплений в умерших застрахованных в ПФР, в связи с отсутствием провапреемников.

14990,21

Итого

4381585,22


Источник /6/

2.3 Инвестирование  средств пенсионных накоплений  НПФ «ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ»

 

В основе инвестиционной политики НПФ "ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ" лежит стратегия сохранения и приумножения средств пенсионных накоплений и резервов, предполагающая получение стабильного дохода при минимальном уровне риска.

Для достижения поставленных целей Фонд придерживается консервативной стратегии инвестирования пенсионных средств и ориентирован на достижение доходности сравнимой или превышающей инфляцию. При этом в выборе финансовых инструментов Фонд отдает предпочтение вложениям с минимальным уровнем риска. Основная часть средств размещена в наименее рискованные активы – депозиты крупнейших банков, корпоративные, муниципальные и субфедеральные облигации наиболее надежных эмитентов. В то же время для участия в росте фондового рынка часть средств инвестирована в акции крупнейших российских компаний.

Инвестирование средств ведется в соответствии с принципами и ограничениями, изложенными в действующем законодательстве / 7,13, 14, 15, 16, 17/.

Инвестирование пенсионных накоплений осуществляется управляющей компанией «КапиталЪ», доходность управления активами которой составляет 42,38%, это значительно выше уровня инфляции, что означает что пенсионные накопления не обесцениваются /Приложение Б/.

 

ОТЧЕТ

негосударственного пенсионного фонда по обязательному пенсионному страхованию

об инвестировании средств пенсионных накоплений

НО «НПФ «Лукойл- ГАРАНТ»

за 2009 год

Состав и структура инвестиционного портфеля негосударственного пенсионного фонда по состоянию на начало и конец отчетного периода выглядит следующим образом:

 

Вид актива

На начало отчетного периода

На конец отчетного периода

стоимость (тыс.рублей)

доля от

общей

стоимости

активов (%)

стоимость (тыс.рублей)

доля от

общей

стоимости

активов (%)

Денежные средства на счетах в кредитных организациях, - всего

323496,22

6,32

219158,34

1,92

в том числе:

       

в рублях

84500,37

1,65

216055,93

1,89

в иностранной валюте

238995,85

4,67

3102,41

0,03

Денежные средства в банковских депозитах, - всего

584785,69

11,43

4836466,53

42,33

в том числе:

       

в рублях

584785,69

11,43

4254311,64

37,24

в иностранной валюте

0

0

582154,89

5,09

Государственные ценные бумаги РФ, - всего

49837,44

0,97

0

0

в том числе:

       

номинированные в рублях

49837,44

0,97

0

0

номинированные в иностранной валюте

0

0

0

0

Государственные ценные бумаги субъектов РФ

921833,78

18,01

1245635,39

10,91

в том числе:

       

номинированные в рублях

921833,78

18,01

1245635,39

10,91

номинированные в иностранной валюте

0

0

0

0

Облигации прочих российских эмитентов

2470447,5

48,28

3873309,72

33,9

Акции российских эмитентов

576421,1

11,26

1104823,72

9,67

Паи (акции, доли) иностранных индексных инвестиционных фондов

0

0

0

0

Ипотечные ценные бумаги

0

0

0

0

Прочие активы

190603,09

3,73

145207,55

1,27

Итого

5117424,82

100

11424601,25

100


Источник /6/

Структура инвестиционного портфеля соответствует законодательным ограничениям. В структуре портфеля отсутствуют иностранные активы, а также активы номинированные в иностранной валюте, что свидетельствует о независимости результатов инвестирования от колебания курсов иностранных валют, таких как доллар США, евро и прочих.  Доля денежных средств на счетах в кредитных организациях в структуре портфеля невелика - 11,91%. Столь малая доля высоколиквидных, но низкодоходных активов, свидетельствует о довольно малом количестве клиентов,  достигших возраста, в котором фонд начинает осуществлять  выплаты. Государственные ценные бумаги в структуре портфеля занимают всего 2,08%. Данный вид активов отличается наибольшей надежностью, однако низкой доходностью. Значительно больший процент представлен Государственными ценными бумагами субъектов РФ ( 30,84%) и а также акциями (18,49%) и облигациями (25,97%) прочих российских эмитентов. Эти активы имеют бОльшую доходность, таким образом можно судить что инвестиционный портфель грамотно диверсифицирован и ориентирован на высокую доходность

ОТЧЕТ

негосударственного пенсионного фонда по обязательному пенсионному страхованию

о формировании и использовании дохода, полученного от инвестирования средств пенсионных накоплений за отчетный период

НО «НПФ «Лукойл- ГАРАНТ»

за 2009 год

Доход, полученный от инвестирования средств пенсионных накоплений за отчетный год характеризуется следующими данными:

Наименование показателя

Размер средств

тысяч рублей

 

Выручка (нетто) от реализации ценных бумаг

5980784,91

64,01

Расходы, связанные с приобретением и реализацией ценных бумаг, включая стоимость приобретения

5672086,43

60,7

Чистый финансовый результат от реализации ценных бумаг

308698,48

3,31

Дивиденды   и   проценты   (доходы)   по   ценным   бумагам, банковским депозитам и денежным средствам на счетах в кредитных организациях

668400,51

7,15

Финансовый результат, отражающий изменение рыночной стоимости  инвестиционного  портфеля  негосударственного пенсионного фонда на основе переоценки

1247413,02

13,35

Прочие доходы

84649,54

0,91

Прочие расходы

57595,17

0,62

Итого

2251566,38

24,1


Источник /6/

Распределение дохода от инвестирования средств пенсионных накоплений производится следующим образом:

Наименование показателя

Размер средств

тысяч рублей

% от полученного дохода

% от среднегодовой  стоимости чистых активов

Средства,        направленные        на        выплату вознаграждения управляющим компаниям

196011,64

8,71

2,1

Средства,        направленные        на        выплату вознаграждения                   специализированному депозитарию

21258,38

0,94

0,23

Средства,     направленные     на     формирование имущества, предназначенного  для  обеспечения уставной      деятельности      негосударственного пенсионного фонда

0

0

0

Средства, направленные на пополнение средств пенсионных накоплений

1725880,27

76,65

18,47


Источник /6/

3 Перспективы развития НПФ в РФ

  • 3.1 Проблемы инвестирования средств пенсионных накоплений

  •  

    В соответствии с действующим законодательством негосударственные пенсионные фонды могутт размещать свои пенсионные резервы самостоятельно или через управляющие компании. НПФ вправе самостоятельно размещать средства в государственные и муниципальные ценные бумаги, ценные бумаги субъектов РФ, на банковский депозит или в объекты недвижимости. Для инвестирования в иные активы фонд должен привлекать УК.

    Отношения НПФ и управляющих компаний строятся на основании договоров доверительного управления и иных договоров, в зависимости от схемы работы НПФ на финансовом рынке. УК обязаны иметь лицензию на все виды деятельности, по которым они осуществляют операции со средствами пенсионных фондов.

    Размещение пенсионных резервов НПФ должно удовлетворять следующим требованиям:

    • стоимость пенсионных резервов, размещенных в один объект, не может превышать 10 % общей стоимости пенсионных резервов;
    • общая стоимость пенсионных резервов, размещенных в ценные бумаги, не имеющие признаваемых котировок, не должна превышать 20 % стоимости пенсионных резервов;
    • общая стоимость пенсионных резервов, размещенных в ценные бумаги, выпущенные учредителями и вкладчиками фонда, не должна превышать 30 % стоимости пенсионных резервов, за исключением случаев, когда указанные ценные бумаги включены в Котировальный лист РТС первого уровня;
    • общая стоимость пенсионных резервов, размещенных в федеральные государственные ценные бумаги, не должна превышать 50 % стоимости пенсионных резервов, за исключением случаев их приобретения в результате проведения новации;
    • общая стоимость пенсионных резервов, размещенных в государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации и муниципальные ценные бумаги, не должна превышать 50 % стоимости пенсионных резервов;
    • общая стоимость пенсионных резервов, размещенных в акции и облигации предприятий и организаций, не должна превышать 50 % стоимости размещенных пенсионных резервов;
    • общая стоимость пенсионных резервов, размещенных в векселя, не должна превышать 50 % стоимости размещенных пенсионных резервов;
    • общая стоимость пенсионных резервов, размещенных в банковские вклады и недвижимость, не должна превышать 50 % стоимости размещенных пенсионных резервов.

    При размещении пенсионных накопления НПФ сталкиваются с рядом проблем.  К одной из главных относится падение стоимости активов, в которые были размещены пенсионные накопления (накопительная часть пенсии) и пенсионные резервы (добровольные взносы граждан), в конце прошлого года чуть не привело к массовому разорению управляющих компаний, занимающихся инвестированием ресурсов, аккумулированных НПФ. По законодательству о рынке ценных бумаг УК не имеют права гарантировать клиентам определенную доходность. Но на пике роста рынка уверенные в своих возможностях компании, пытаясь обеспечить себе конкурентное преимущество, все-таки закладывали этот пункт в договоры, ссылаясь на нормы Гражданского кодекса. Когда началось падение курсов акций и один за другим стали объявляться дефолты эмитентов корпоративных облигаций, УК в силу объективных факторов просто не смогли обеспечить минимальную гарантированную доходность. И тогда некоторые НПФ начали подавать на них иски в суд. Однако взвешенный подход НПФ к проблеме, тесное взаимодействие и поиск решений совместно с УК уже привели к нивелированию убытков 2008 года.

    В сентябре этого года правительство под давлением профсообщества НПФ утвердило новые правила инвестирования пенсионных резервов (внесло изменения в постановление № 63, их регулирующее). Учитывая, что на рынке сейчас в принципе очень мало инструментов, а особенно позволяющих сохранить собранные НПФ ресурсы, государство пошло на изменение некоторых требований. В частности фондам разрешили самостоятельно, без привлечения УК, размещать в банковские депозиты до 80% резервов (ранее — до 20%). Это позволит не только снизить инвестиционные риски, но и начать выстраивать банкам и НПФ новые каналы взаимодействия. Кроме того, с 10 до 25% увеличена доля депозитов, размещаемых в одном банке. Решения хоть и запоздалые (о необходимости их принятия НПФ говорили еще в конце прошлого года, когда обрушились фондовые рынки), тем не менее вполне эффективные. Однако данные меры обеспечивают стабилизацию НПФ в краткосрочной перспективе. Чтобы обеспечить стабильную работу рынка негосударственного пенсионного обеспечения в дальнейшем, необходимо пересматривать систему размещения пенсионных накоплений в целом. Сейчас государство устанавливает, сколько, куда, в каких инструментах фонды могут размещать будущие пенсии вкладчиков. Между тем во многих странах за основу взято правило «разумного инвестора», исключающее такие количественные ограничения.

    Преимущество правила «разумного инвестора» — большие возможности для диверсификации и здравого соотношения активов и обязательств ввиду отсутствия каких-либо законодательных ограничений при вложениях. Но есть и существенные недостатки: неясность формулировок и всокая степень вероятности, что се управляющие компании будут использовать одни и те же инструменты, чтобы не отличаться в результатах от других «разумных». До недавнего времени наблюдалась тенденция к переходу на правило «разумного инвестора» для управления пенсионными деньгами все в большем количестве стран, но в результате кризиса и значительных потерь пенсионных фондов процесс приостановился. На мой взгляд, для российской практики оптимальный подход — сочетание лимитов на уровне регулятора и правила «разумного инвестора» как набора лучших практик на уровне инвестиционного процесса.

    Информация о работе Система пенсионного обеспечения