Система финансового управления в коммерческом банке и ее современное содержание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 19:46, дипломная работа

Краткое описание

• особенности и основное содержание стратегического управления в эмерджентной среде;
• понятие и цели стратегического финансового управления;
• основные элементы системы стратегического финансового управления;
• сущность финансового управления как интегрирующей системы стратегического управления;
• критерии эффективности стратегического финансового управления.

Вложенные файлы: 1 файл

ВСТУПЛЕНИЕ.docx

— 130.46 Кб (Скачать файл)

Содержание финансового управления существенно изменилось за последнее время, о чем свидетельствуют публикации, посвященные данной проблеме. Задачи финансового менеджмента «уже не сводятся к правильному составлению бухгалтерской и налоговой отчетности и своевременному отражению результатов деятельности компании. Финансовые директора теперь вовлечены во все бизнес-процессы, играют значительную роль в принятии, поддержке и эффективном исполнении стратегических решений и практических действий, направленных на увеличение производительности, сокращение затрат и достижение прибыльности» [33. С. 10].

Все чаще как основной объект финансового управления определяют стоимость компании. В качестве меры стоимости организации в современной экономической теории и лучшей практике менеджмента используют дисконтированную стоимость денежных потоков, которые будут генерированы в ходе ее деятельности. Дж. Синки определяет термин «финансовый менеджмент» как «подход к управлению банком, целью которого является максимизация акционерной стоимости, а оценка соотношения „риск — прибыль" и управление риском служат основой для управления повседневной деятельностью» [37. С. 13].

В соответствии с этим стратегическое финансовое управление можно определить как процесс, направленный на обеспечение стабильного долгосрочного роста стоимости кредитной организации в ходе реализации стратегии в условиях неопределенности внешних и внутренних факторов.

Факторы, влияющие на стоимость банка, можно разбить на два класса: стратегические и операционные. К стратегическим факторам относятся:

  1. адаптивность стратегии банка, позволяющая извлекать прибыль из возможностей среды и избегать потерь от угроз этой среды;
  2. способность банка к инновациям, обеспечивающим укрепление и расширение конкурентного преимущества за счет эффективного использования нематериальных активов;
  3. достижение синергии при формировании отношений с клиентами, предполагающей не только оптимизацию операционного дохода кредитной организации, но и удовлетворение всех запросов клиентов в получении качественных банковских услуг по цене, обеспечивающей также и рост стоимости их активов.

Операционные факторы определяются:

  1. эффективностью бизнес-процессов, позволяющей извлекать прибыль в результате предоставления банковских услуг и проведения инвестиционных операций;
  2. согласованностью активов и пассивов банка по срокам выполнения требований и обязательств, валютам, стоимости ресурсов и доходности активов, т.е. соответствием открытых рыночных позиций банка тенденциям изменения конъюнктуры финансового рынка; 
    способностью банка ограничивать риски своей деятельности и управлять ими.

Если классический финансовый менеджмент ранее был сосредоточен в основном на управлении оперативными факторами, то в нынешних условиях стратегические факторы более важны для повышения стоимости и обеспечения эффективности и стабильности кредитной организации. Современная теория управления говорит о том, что эффективность функционирования компании определяется не только текущим финансовым результатом, но и ее способностью к обеспечению роста прибыли и укреплению рыночных позиций в результате правильного выбора стратегии развития бизнеса.

Функции и взаимодействие основных подсистем системы стратегического управления представлены на рис. 1.1.Рис. 1.1. Взаимодействие подсистем системы стратегического управления:

NPV(ntx present value) — чистая приведенная стоимость; IRR (internal rate 
of return) — внутренняя норма доходности; ГК АСВ — Государственная 
корпорация «Агентство по страхованию вкладов»; КПР — ключевые 
показатели результативности; СБЕ — стратегические бизнес-единицы;

ЕИП — единое информационное пространство; ВРМ (business performance 
management) — управление эффективностью бизнеса; CRM (client 
relationship management) — управление взаимодействием с клиентами

Все подсистемы стратегического менеджмента тесно связаны и взаимодействуют между собой:

IT-менеджмент решает задачу обеспечения всех процессов принятия управленческих решений необходимой информацией в рамках 
единого информационного пространства4 (далее — ЕИП). Адаптивность стратегии может быть достигнута только при условии доступности и инвариантности информации, используемой во всех подсистемах менеджмента;

  1. процессы маркетинга, управления инновациями и взаимодействием с клиентами, реинжиниринга бизнес-процессов основываются на знаниях менеджмента и персонала, являющихся основной компетенцией банка;
  2. от эффективности подсистемы управления персоналом зависит мотивация участников процессов управления знаниями;
  3. оптимальная организационная структура способствует эффективному информационному взаимодействию, качеству управления персоналом и т.д.

Однако основную координирующую роль в системе стратегического управления играет финансовый менеджмент. Он предусматривает:

  • оценку себестоимости банковских продуктов и услуг, обеспечивающую формирование цен и тарифов, соответствующих потребностям клиентов, и получение прибыли банком;
  • на основе унифицированного подхода определение вклада каждого подразделения в формирование финансового результата кредитной организации, что позволяет выстроить справедливую систему мотивации;
  • в процессах сметного планирования распределение имеющихся ресурсов;
  • в процессах управления ликвидностью согласование решений о проведении активных и пассивных операций, принимаемых в различных точках продаж;
  • оценку эффективности инноваций;
  • анализ и регулирование рисков управленческих решений;
  • выбор стратегических альтернатив, удовлетворяющих целевым установкам и законодательным ограничениям;
  • оценку итогового финансового влияния сделок и операций, проводимых в ходе операционной деятельности, на достижение стратегических целей и выполнение планов.

Таким образом, подсистема финансового управления представляет информацию о финансовых целях, доступных ресурсах и принятых ограничениях, которая будет использоваться в процессах формирования управленческих решений во всех других подсистемах стратегического управления.

В системе стратегического менеджмента цели финансового управления заключаются:

  1. в создании системы индикаторов, на основе которых можно оценить эффективность децентрализованно принимаемых решений и их соответствие выбранной стратегии;
  2. оперативном распространении данной информации между участниками процессов стратегического управления;
  3. создании условий для формирования справедливой и действенной системы мотивации;
  4. оценке и сопоставлении стратегических альтернатив и инновационных решений;
  5. поиске путей оптимизации и достижения синергии бизнес- процессов банка.

Процессы финансового управления для этого должны быть:

  • стандартизированы и формализованы;
  • методологически определены;
  • интегрированы на единой информационной и технологической основе;
  • оптимизированы с точки зрения затрат и использования других видов ресурсов.

1.2. Основные  элементы системы финансового  управления в кредитных организациях  и критерии ее эффективности

Согласно системному подходу, основными являются следующие элементы системы финансового менеджмента:

  • целевые, определяющие объекты управления;
  • ресурсные, к которым в числе прочих можно отнести методическую и информационную базу процессов финансового управления;
  • функционально-организационные, определяющие состав субъектов управления и структуру процессов управления;
  • результирующие, представленные управленческими решениями, эффективность которых можно оценить на основе внутренней управленческой отчетности, в том числе анализа системы ключевых показателей результативности (далее — КПР) банка.

В предыдущем параграфе определены целевые элементы стратегического финансового управления. Его основным объектом является стоимость банка. Факторы, влияющие на нее, можно интерпретировать как специфические объекты управления. В данном пособии они рассматриваются в следующем составе:

  • прибыльность текущей деятельности подразделений банка и себестоимость банковских продуктов;
  • своевременность реализации и эффективность инновационных проектов;
  • ценовая и тарифная политика банка как основной фактор удовлетворенности клиентов;
  • ликвидность банка;
  • уровень совокупного риска банка и его отдельных составляющих (кредитного, фондового, валютного, процентного, операционного рисков, а также бизнес-риска).

Надо отметить, что цели организации как системы не совпадают с интересами ее субъектов, а также различных внешних контрагентов, так как каждый из них преследует свои интересы:

  1. акционеры стремятся к повышению стоимости своих акций и максимизации потока дивидендов, что не всегда эквивалентно повышению стоимости компании;
  2. менеджмент более склонен к долгосрочному удержанию своих руководящих позиций и поэтому не заинтересован в принятии высоких рисков и кардинальных инновациях;
  3. персонал компании рассчитывает на высокое вознаграждение своего труда, а ее клиенты — на получение качественных услуг по доступной цене;
  4. регулятор добивается поддержания финансовой устойчивости организации;
  5. инвесторы, предоставляющие денежные ресурсы, стремятся к максимизации их стоимости.

В связи с этим в теории корпоративного управления вводятся понятия заинтересованных сторон (стейкхолдеров) и агентских конфликтов. В состав заинтересованных сторон включают экономических субъектов, действующих внутри системы, а также за ее пределами, взаимодействие которых влияет на способность системы достигать своих целей. Противоречие целей таких заинтересованных сторон, как акционеры и менеджмент компании, называют агентскими конфликтами и изучают как фактор, препятствующий повышению стоимости компании. 

Для оценки состояния объектов финансового управления и управления ими создаются методологические элементы системы, определяющие общие и обязательные для всех субъектов финансового управления правила деятельности.

Методология (от греч. pe0o5oA,oyia — учение о методе) — система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе5. Организовать деятельность означает упорядочить ее в целостную систему с четко определенными целями, характеристиками, логической структурой и процессом ее осуществления — временнбй структурой.

Методология образует необходимый компонент всякой деятельности, поскольку последняя становится предметом осознания, обучения и рационализации6. В связи с этим она становится неотъемлемым элементом системы стратегического управления (в том числе подсистемы стратегического финансового управления), так как совершенствование, обучение и адаптация являются фундаментальными свойствами данной системы.

В процессах финансового менеджмента используются организационные, аналитические и информационные методы. Их логическую целостность, предполагающую определение цели и предмета финансового управления, подходов и ориентиров в его ведении, выборе средств и методов, определяющих наилучший результат, можно назвать методологией финансового управления. Цель ее формирования заключается в поиске наиболее эффективных вариантов построения системы управления и организации ее функционирования и развития. Под эффективностью здесь понимается способность системы менеджмента оптимальным образом использовать все виды ресурсов кредитной организации для достижения ее целей при условии удовлетворения запросов всех заинтересованных сторон (стейкхолдеров).

Перечень методик, которые, с точки зрения автора, должны быть разработаны и регламентированы как обязательные элементы процессов финансового управления, а также названия нормативных документов, содержащих описание и алгоритмы реализации данных методов при подготовке управленческой отчетности, представлены в табл. 1.1.

Функционально-организационные элементы системы финансового управления представляются его финансовой структурой, определяющей иерархический состав субъектов финансового управления, а также процессами, в рамках которых эти субъекты взаимодействуют. 

 

Методы, используемые в процессах финансового управления

Таблица 1.1

Метод и его основное содержание

Методологические документы и регламенты

Методы маркетингового планирования

Методы ситуационного анализа

Методология ситуационного анализа и маркетингового планирования деятельности банка

Методы разработки комплекса маркетинга

Методы прогнозирования объемов потенциального рынка (объемов продаж банковских продуктов)

Методы прогнозирования рыночных цен на банковские продукты

Методы планирования банковских инноваций

Методы финансового анализа и прогнозирования

Методы финансовых измерений и оценок

Учетная политика для целей управленческого учета

Метод финансового прогнозирования

Методология финансового моде- лирования деятельности банка

Метод сценарного моделирования и стресс-тестирования

Методы прогнозирования внешних и внутренних финансовых параметров

Метод отражения финансовых источников деятельности банка и направлений их использования (построения баланса банка)

Методология бюджетного планирования и контроля банка

Метод отражения процесса формирования прибыли

Методы трансфертного ценообразования и аллокации расходов банка

Методы сметного планирования

Метод структурного анализа финансовых показателей в разрезе аналитических измерений системы финансового управления (далее — АИСФУ)

Метод калькуляции себестоимости банковских продуктов

Методология анализа и оптимизации бизнес-процессов Методология функциональностоимостного анализа банка

Информация о работе Система финансового управления в коммерческом банке и ее современное содержание