Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 09:03, курсовая работа
Целью данной выпускной квалификационной работы является рассмотрение состава и структуры оборотных средств, освоение методических основ и приобретения практических навыков анализа оборотного капитала на основе данных конкретного предприятия, а также разработка конкретных рекомендаций по повышению эффективности его использования в ООО «Баштехсервис».
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
- дать характеристику оборотного капитала;
- исследовать состав, структуру и виды оборотного капитала;
- изучить методы анализа и управления оборотным капиталом;
-рассмотреть технико-экономическую характеристику и организационную структуру исследуемого предприятия;
Введение
5
1 Теоретические основы управления оборотным капиталом
строительных организаций
8
1.1 Экономическое содержание и структура оборотного капитала
8
1.2 Показатели эффективности использования оборотного капитала
14
1.3 Пути повышения эффективности использования оборотного капитала
21
2 Анализ эффективности использования оборотного капитала
на примере ООО «Баштехсервис»
28
2.1 Технико-экономическая характеристика организации
28
2.2 Анализ состава и структуры оборотного капитала
37
2.3 Анализ эффективности использования оборотного капитала
44
2.4 Анализ управления оборотным капиталом
53
3 Совершенствование управления оборотным капиталом
ООО «Баштехсервис»
68
3.1 Совершенствование управления материально-производственными запасами
68
3.2 Экономико-математическая модель анализа и прогнозирования прибыли от реализации и оборачиваемости оборотных активов
83
3.3 Расчет экономической эффективности предложенных мероприятий
95
Заключение
101
Список использованных источников
Организационная структура в ООО «Баштехсервис» линейно-функциональная. Каждый сотрудник работает под управлением одного вышестоящего. Формирование отделов осуществляется по функциональному признаку, т.е. отделы формируются из специалистов, решающих конкретные задачи, а руководители отделов отчитываются перед руководством. Численность сотрудников 36 человек. Высшим органом управления предприятием является директор. По вопросам, отнесенным к его компетенции, генеральный директор действует на принципах единоначалия. Текущее руководство деятельностью предприятия осуществляют - директора: по коммерции, по общим вопросам, главным бухгалтером и пр.
В подчинении у директора по коммерции находятся заведующий складом и менеджеры склада. В подчинении у заместителя по общим вопросам находятся менеджеры по доставке, грузчики, водители.
Рассмотрим основные показатели финансово-хозяйственной деятельности ООО «Баштехсервис» за три года. (Таблица 5).
Показатели ООО «Баштехсервис», приведенные в таблице 5 показывают основные тенденции развития организации в 2007 – 2009 годах.
За все три года
наблюдается рост товарооборота. Товарооборот
относится к числу важнейших
показателей деятельности организации.
Объем продажи сказывается на
всех финансово-экономических
Данные таблицы 5 свидетельствуют о том, что в 2008 году объем товарооборота увеличился по сравнению с 2007 годом на 6631 тыс. руб., и на 46394 тыс.руб. в 2009 году по сравнению с 2008 годом. В 2009 году наблюдается резкое увеличение объема товарооборота, что обусловлено тем, что у организации к этому времени появились постоянные покупатели, предприятие заняло достаточно прочное место на рынке данных услуг, качество оказываемых услуг достигло высокого уровня. Это оказало влияние на расширение деятельности предприятия, позволило увеличить количество складских помещений, а значит обслуживать большее количество покупателей.
Таблица 5 - Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности ООО «Баштехсервис»
Показатели |
Ед. Измер. |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
Отклонение, |
Темп роста, % | ||
2008-2007год |
2009-2008год |
2008/ 2007 год |
2009/ 2008 год | |||||
1 Товарооборот |
Тыс. руб. |
7927 |
14558 |
60952 |
6631 |
46394 |
183,6 |
418,7 |
2 Товарооборот в сопоставимых ценах |
Тыс. руб. |
7927 |
12659 |
44917 |
4732 |
32258 |
159,7 |
354,8 |
3 Себестоимость |
Тыс. руб. |
6123 |
11378 |
50869 |
5255 |
39491 |
185,8 |
447,1 |
4 Издержки обращения |
Тыс. руб. |
1311 |
2830 |
8637 |
1519 |
5807 |
250,2 |
305,2 |
5 Прибыль от реализации |
Тыс. руб. |
493 |
350 |
1446 |
-143 |
1096 |
71,0 |
413,1 |
6 Прибыль и до налогообложения |
Тыс. руб. |
474 |
321 |
1261 |
-153 |
940 |
67,7 |
329,8 |
7 Чистая прибыль |
Тыс. руб. |
369 |
244 |
985 |
-125 |
741 |
66,1 |
403,7 |
8 Рентабельность предприятия |
% |
4,65 |
1,68 |
1,62 |
-2,97 |
-0,06 |
36,1 |
96,4 |
9 Рентабельность продаж |
% |
6,23 |
2,40 |
2,37 |
-3,83 |
-0,03 |
38,5 |
98,7 |
10 Численность персонала |
Чел. |
21 |
28 |
36 |
7 |
8 |
133,3 |
128,6 |
11 Товарооборот на одного работника |
Тыс. руб. |
377,5 |
519,9 |
1693,1 |
142,4 |
1173,2 |
137,7 |
325,6 |
12 Общая стоимость имущества |
Тыс. руб. |
1733 |
6771 |
26960 |
5038 |
20189 |
390,7 |
398,2 |
13 Фонд оплаты труда |
Тыс. руб. |
168 |
238 |
324 |
70 |
86 |
141,7 |
136,1 |
14 Затраты на 1 руб. Реа- лизованной продукции |
Коп. |
77,2 |
78,2 |
83,5 |
1 |
5,3 |
101,3 |
106,8 |
Рост объема товарооборота в 2008 году составил 183,6% относительно 2007 года, и 418,7% в 2009 году относительно 2008 года. На рост товарооборота повлияло также повышение продажных цен на товары. Индекс продажных цен по оптовому товарообороту 2008 года к 2007 году составил 1,15 раза, а в отчетном году к прошлому составил 1,18 раза. Чтобы определить объем товарооборота в сопоставимых ценах (ценах 2007 года) нужно его величину разделить на произведение индексов цен за предыдущие периоды. Итак, для 2008 года имеем 14558/1,15 = 12659 тыс. руб., а для 2009 года: 60952/(1,15*1,18) = 44917 тыс. руб.
Рисунок 5 - Динамика товарооборота в 2007-2009 годах, тыс. руб.
Из данных аналитической таблицы 5 видно, что в 2008 году по сравнению с 2007 годом произошло увеличение себестоимости на 5255 тыс.руб., а в 2009 году по сравнению с 2008 годом на 39491 тыс.руб. Главная причина роста себестоимости - увеличение объема товарооборота и рост закупочных цен на товары.
Темп роста себестоимости
в 2009 году превышает темп роста выручки,
что свидетельствует о
Затраты на рубль реализованной продукции – очень важный обобщающий показатель, характеризующий уровень полной себестоимости продукции в целом по предприятию. Во-первых, он универсален: может рассчитываться для любой отрасли и, во-вторых, наглядно показывает прямую связь между себестоимостью и прибылью. Положительная динамика показателя Затраты на 1 руб. реализованной продукции является отрицательным моментом в деятельности предприятия. Это свидетельствует о неэффективности деятельности предприятия. На увеличение показателя затрат на рубль реализованной продукции оказало влияние превышение темпов роста себестоимости над темпами роста выручки.
В 2008 году по сравнению с 2007 годом произошел рост издержек обращения на 1519 тыс. руб., а в 2009 году по сравнению с 2008 годом на 5807 тыс.руб. Издержки обращения увеличились в основном за счет роста расходов на рекламу, на оплату труда, на хранение товаров и на содержание складов, транспортных расходов и амортизации основных средств (за счет увеличения складских помещений).
Прибыль организации в 2008 году снизилась на 143 тыс. руб. по сравнению с 2007 годом и выросла 1096 тыс.руб. в 2009 году по сравнению с 2008 годом. Темпы прироста прибыли от реализации в 2008 году составили 71% по отношению к 2007 году и 413,1% в 2009 году по сравнению с 2008 годом.
По имеющимся данным видно, что прибыль до налогообложения в 2008 году снизилась на 153 тыс. руб. по сравнению с 2007 годом и выросла на 940 тыс. руб. в 2009 году по сравнению с 2008 годом. Рост чистой прибыли обусловлен ростом прибыли до налогообложения и снижением ставки налога на прибыль с 24 % до 20 %.
Рост в 2009 году чистой прибыли положительно характеризует деятельность предприятия. Можно сделать вывод, что деятельность предприятия рентабельна. Показатели рентабельности имеют отрицательную динамику. Это является следствием увеличения уровня себестоимости.
Среднесписочная численность выросла за три года на 15 человек. Рост среднесписочной численностью наряду с увеличением роста фонда оплаты труда характеризует увеличение заработной платы и является положительным моментом в деятельности предприятия.
В 2009 году выросла производительность труда на 1173,2 тыс. руб. или 225 %. Увеличение произошло вследствие улучшения условий труда рабочих, укрепления трудовой дисциплины, переподготовки кадров, четкого распределения обязанностей между работниками, повышения стимулирующих функций оплаты труда, и конечно увеличение объема товарооборота, что вело к увеличению объема работы на каждого работника.
Производительность труда растет быстрее, чем заработная плата, что является положительным фактором, так как снижение темпа роста заработной платы свидетельствует об уменьшении затрат предприятия, которые не являются экономически оправданными.
Рассмотрим динамику и структуру
товарооборота ООО «
Таблица 6 - Ассортимент и структуры товарооборота ООО «Баштехсервис» за 2008-2009 годы
Товарные группы и товары |
2008 год |
2009 год |
Изменение товарообо- рота, тыс.руб. (гр.4-гр.2) |
Изменение структуры товарооборо- та (гр. 5 – гр. 3), % |
Товарооборот отчетного года в % к прошлому году (гр. 4: гр. 2 х 100) | ||
Сумма, тыс. руб. |
Удель-ный вес, % |
Сумма, тыс. руб. |
Удель-ный вес, % | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
ДВП, лист |
2387 |
16,4 |
11032 |
18,1 |
8645 |
1,7 |
462,17 |
Доска обрезная, брус р/м3 |
2344 |
16,1 |
10849 |
17,8 |
8505 |
1,7 |
462,84 |
Доска обрезная р/м3 |
2082 |
14,3 |
7802 |
12,8 |
5720 |
-1,5 |
374,74 |
Доска для пола шпунтованная, р/м2 |
2009 |
13,8 |
9388 |
15,4 |
7379 |
1,6 |
467,30 |
Продолжение таблицы 6 | |||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Доска необрезная, р/м3 |
1718 |
11,8 |
7497 |
12,3 |
5779 |
0,5 |
436,38 |
Фанера, 5мм |
1558 |
10,7 |
5790 |
9,5 |
4232 |
-1,2 |
371,63 |
Фанера, 10мм |
1354 |
9,3 |
4937 |
8,1 |
3583 |
-1,2 |
364,62 |
Фанера, 15 мм |
1106 |
7,6 |
3657 |
6 |
2551 |
-1,6 |
330,65 |
Итого |
14558 |
100 |
60952 |
100 |
46394 |
- |
418,68 |
Как видно из таблицы 6, в структуре ассортимента товаров наибольший удельный вес занимает товарная продукция: ДВП (16,4%), доска обрезная (16,1%) в 2008 году; в 2009 году соответственно 18, 1% и 17,8 %. Кроме того, за 2009 год вырос удельный вес доски для пола и доски обрезной. На увеличение удельного веса данных видов товара оказало влияние увеличение спроса на данные виды товаров. Снизился удельный вес фанеры. На снижение удельного веса данного вида товаров повлияло снижение цен на эти товары, объем реализации почти не изменился.
ООО «Баштехсервис» – одна из ведущих компаний строительной отрасли завоевало покупателей благодаря своей конкурентоспособной продукции, обеспечению необходимого качества.
Хотя максимальная цена может определяться спросом, а минимальная - издержками, на установление фирмой среднего диапазона цен влияют цены конкурентов и их рыночные реакции.
Кроме того, на строительный
рынок вышли такие крупные
фирмы, как ООО «Сансельстрой», ООО
«Стройконструкция» и другие аналогичные
фирмы, продающие аналогичную
Рисунок 6 – Доли рынка по продаже стройматериалов в РБ
ООО «Баштехсервис» занимает наименьшую долю рынка среди основных конкурентов. Это связано с тем, что другие фирмы имеют больше торговых площадей и склады в других городах Башкирии.
Фирме необходимо знать цены и качество товаров своих конкурентов, чтобы сопоставить цены и сами товары между собой.
Знаниями о ценах
и товарах конкурентов фирма
может воспользоваться в
Таблица 7 - Анализ цен конкурентов
Товары |
ООО «Баштехсервис» |
ООО «Сансельстрой» |
ООО «Стройконструкция» |
ОАО «Партия И+» |
1 Фанера, 5мм |
233 |
228 |
227 |
239 |
2 Фанера, 10мм |
180 |
174 |
176 |
189 |
3 Фанера, 15 мм |
194 |
191 |
191 |
201 |
По данным таблицы видим, что цены на товары у ООО «Баштехсервис» не самые низкие по региону.
Проведем анализ сильных и слабых сторон предприятия
Таблица 8 - Анализ внутренней среды предприятия
Сильные стороны |
Слабые стороны |
- продукция предприятия пользуется спросом; - индивидуальный подход к каждому клиенту; - гибкая ценовая политика; - широкий ассортимент; - благоприятное географическое положение; - активная рекламная деятельность. |
- незаинтересованность работников в доходах предприятия, а также в ее успешном развитии; - текучесть кадров; - отсутствие в структуре предприятия системы мониторинга общественного мнения (реальных и потенциальных потребителей); - отсутствие маркетинговых исследований на предприятии. |
По типу потребителей общую массу
покупателей продукции ООО «
Таблица 9 - Анализ удельного веса покупателей
Группа покупателей |
2008 год, % |
2009 год, % |
Отклонения |
I |
59,8 |
61,5 |
1,7 |
II |
24,7 |
26,4 |
1,7 |
III |
15,5 |
12,1 |
- 3,4 |
Итого |
100 |
100 |
- |
Из данной таблицы видно, что основными покупателями являются предприятия, занимающиеся строительством и предприятия – посредники. Их доля увеличилась за счет сокращения доли физических лиц со стороны покупателей.
На предприятии проводили анкетирование покупателей. На вопрос «Почему вы предпочитаете именно данную фирму» они дали следующие ответы:
1) гарантия производителя;
2) индивидуальный подход к клиенту;
3) наличие сертификатов;
4) довольно широкий ассортимент продукции;
5) высокая скорость выполнения заказа;
6) удобные подъездные пути;
7) наличие системы скидок.
Информация о работе Совершенствование управления оборотным капиталом (на примере ООО "Баштехсервис")