Теоретические основы финансово-экономического анализа туристских предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 16:35, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы: является проведение финансово-экономического анализа отеля и разработка мероприятий по улучшению основных показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Задачи курсовой работы:
Изучить теоретические основы финансово-экономического анализа предприятия;
Охарактеризовать производственно-хозяйственную деятельность отеля «Сибирь»;
Провести анализ финансово-экономической деятельности данного предприятия;
Сделать обобщенный анализ результатов деятельности;
Разработать мероприятия по улучшению основных показателей финансово-хозяйственной деятельности АЗИМУТ отеля «Сибирь».

Содержание

Введение…………………………………………………………………….……….….…3
Теоретические основы финансово-экономического анализа туристских предприятий ………………………………………………………………….…… 5
Производственно-хозяйственная деятельность АЗИМУТ отеля «Сибирь»………………………………………………………………………......11
Анализ финансово-экономической деятельности АЗИМУТ отеля «Сибирь»…………………………………………….………………………….…13
3. 1. Агрегированный баланс предприятия ……………………………………… 13
3. 2. Анализ имущественного положения ……………………………………….. 16
3. 3. Анализ платёжеспособности …………………………………………………18
3. 4. Анализ финансовой устойчивости………………………………………….. 21
3. 5. Анализ и управление оборотным капиталом ………………………………. 23
3. 6. Анализ эффективности результатов деятельности………………………… 25
4. Обобщённый анализ результатов деятельности……………………… ………..28
5. Разработка мероприятий по улучшению основных показателей финансово- хозяйственной деятельности………………………………………………………………30
Заключение……………………………………………………………………………… 32
Список используемой литературы……………………………………………………. .33
Приложение 1…………………………………………………………………………….34
Приложение 2…………………………………………………………………………….37

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая фин.менд..docx

— 100.41 Кб (Скачать файл)

На  основе данных баланса определяют конечный финансовый результат работы предприятия  в виде наращивания собственного капитала за отчетный период, который  отражается в виде чистой прибыли  в пассиве баланса или убытка -  в активе.

В отечественной практике баланс обычно представляется в виде двусторонней таблицы, левая сторона которой  называется активом, правая – пассивом. Равновесие (равенство актива и пассива) – важнейший внешний признак  баланса.

Любой бухгалтерский баланс представляет состояние имущественной массы как группировку разнородных имущественных средств (материальных ценностей, находящихся в непосредственном владении хозяйства) и прав на эти ценности и одновременно как капитал, образованный волей определенных хозяйствующий субъектов (предпринимателей, инвесторов, банков и других).

Баланс  отражает состояние хозяйства в  денежной оценке.

В актив баланса отечественных  предприятий включаются статьи, в  которых показываются определенные группы элементов хозяйственного оборота, объединенных в зависимости от стадий кругооборота средств.

Статьи  актива располагаются по определенной схеме, в основе которой лежит  степень ликвидности, т. е. в прямой зависимости от того, как быстро данная часть имущества приобретает  в хозяйственном обороте денежную форму. В отечественном балансе актив строится в порядке возрастающей ликвидности, т. е показывается недвижимое имущество, которое практически до конца своего существования сохраняет свою первоначальную форму (так называемые срочные вложения). Здесь же показывается оборотное имущество предприятия: запасы сырья, материалов, топлива и энергии, незавершенное производство, расходы будущих периодов, готовая продукция, а также чужие обязательства и денежные средства (так называемые текущие активы).

Пассив баланса показывает, во-первых, какая величина средств (капитала) вложена  в хозяйственную деятельность и, во-вторых, кто и в какой форме  участвовал в создании имущественной  массы предприятия.  Пассив баланса определяется как обязательства за полученные предприятием ресурсы (активы).

 

 

 

 

 

 

 

2. Производственно-хозяйственная деятельность АЗИМУТ отеля «Сибирь».

АЗИМУТ отель Сибирь – современный отель бизнес класса, который расположен в самом центре города Новосибирск. 14-этажное здание Отеля находиться в непосредственной близости от основных достопримечательностей Новосибирска и в самом центре деловой жизни города. В шаговой доступности от Отеля расположены Государственный Академический театр оперы и балета, Собор Александра Невского, часовня Николая Святителя, консерватория, торговые центры, банки и различные государственные учреждения. Аэропорт Толмачева расположен в 20 км от отеля, расстояние до железнодорожного вокзала составляет менее 1 км.

Отель предлагает своим гостям:

-259 номеров различной категории;

     - Одноместный (Бизнес)

     - Двухместный (Бизнес)

     - Двухместный (Бизнес Делюкс)

     - Люкс (2-комн.)

     - Люкс (Улучшеный 2-комн.)

Завтраки включены в стоимость  номера.

-рестораны европейской  и русской кухни «Галерея»  и «Сенат»;

Гостиница является признанным центром конференций Новосибирска. В гостинице есть: конференц-зал, площадь которого 120 кв.м. и зал  для приемов, площадь которого 80 кв.м.

-2 мультифункциональных  конференц-зала и 3 переговорные  комнаты( современное мультимедийное  и звуковое оборудование, системы  оснащения и кондиционирования;

-Wi-Fi бесплатно;

-Reception 24 часа;

-комната для багажа;

-сейфовые ячейки;

-услуги консьержа;

-стирка/глажка

-парковка;

-такси, трансфер.

Контактная информация:

Юридическое название: ООО «Парадигма Групп» 
 Адрес: Россия, 630004, г. Новосибирск, улица Ленина, 21 
Тел.: +7 (383) 223 12 15 
Факс: +7 (383) 223 87 66 
E-mail: siberia@azimuthotels.com 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Анализ финансово-экономической деятельности  АЗИМУТ Отеля «Сибирь».

Анализ финансовой деятельности начинается с агрегированного баланса предприятия,  вертикальный и горизонтальный  анализ осуществляют на основе финансовой отчетности, это начальный этап экономического анализа деятельности предприятия.

3.1.Агрегированный баланс предприятия.

На  начальном этапе экономического анализа деятельности предприятия целесообразно осуществлять вертикальный и горизонтальный анализ на основе финансовой отчетности.   

Вертикальный  анализ позволяет выделить с учетом отраслевой специфики наиболее важные для данного предприятия имущественные  компоненты и источники финансовых средств, а горизонтальный выявляет наиболее существенные изменения в структуре имущества и направлениях финансирования, имевших место в рассматриваемом периоде.

Рассматривая  расчетные показатели по крупным  позициям баланса в вертикальном анализе, мы получаем возможность сделать оценку имущественной структуры предприятия, в дальнейшем уделяя больше внимания тем материальным ресурсам, удельный вес которых значителен. 

Исследование  структуры имущества и финансовых источников и обязательств позволяет выявить тенденции, учет которых при выборе стратегий производственной и финансовой деятельности предприятия обеспечивает рост эффективности использования его ресурсов.

Анализ  структуры активов включает соотношение  постоянных и оборотных активов. Анализ  структуры пассивов включает сопоставление  собственных и заемных средств.

Актив – это имущество туристской фирмы, пассив – те денежные средства, собственные, привлеченные и заемные, за счет которых  сформировано это имущество.

Вертикальный  и горизонтальный анализ на основе финансовой отчетности целесообразно осуществлять на начальном этапе экономического анализа деятельности предприятия.

Вертикальный  анализ позволяет выделить с учетом отраслевой специфики наиболее важные для данного предприятия имущественные компоненты и источники финансовых средств, а горизонтальный выявляет наиболее существенные изменения в структуре имущества и направлениях финансирования, имевших место в рассмотренном периоде.

Рассматривая  расчетные показатели по крупным  позициям баланса в вертикальном анализе, можно получить возможность сделать оценку имущественной структуры предприятия.

Исследование  структуры имущества и финансовых источников и обязательств за ряд  лет позволяет выявить тенденции, учет которых при выработке стратегии производственной и финансовой деятельности предприятия обеспечивает рост эффективности использования его ресурсов. Вертикальный анализ во многом носит вспомогательный характер, позволяя выявлять направления углубленного исследования потенциала предприятия, и получаемые результаты дают общее представление о соотношении материальных и финансовых предпосылок его хозяйственной деятельности.

Горизонтальный  анализ может применяться предприятием, которое в рамках своих планов развития намечают осуществлять выход на определенные объемы тех или иных видов активов или обязательств.

Анализ  структуры активов включает соотношение  постоянных и оборотных активов. Анализ  структуры пассивов включает сопоставление  собственных и заемных.

Финансовое  состояние является важнейшей характеристикой деловой активности и надежности предприятия. Оно определяется имеющимся в распоряжении предприятия имуществом и источниками его финансирования.

Агрегированный баланс

Таблица 1

Показатели

Источник информации

На начало отчетного периода

На конец отчетного периода

   

%

 

%

1

Внеоборотные активы

 

440585

40

465003

41,2

1.1

Нематериальные активы

Строка 110 форма №1

-

0,0

-

0,0

1.2

Основные ср-ва

Строка 120 форма №1

172356

39,1

158446

34,1

1.3

Незавершенное строительство

Строка 130 форма №1

42093

9,6

82041

17,7

1.4

Долгосрочные фин. вложения

Строка 140 форма №1

226117

51,3

224497

48,3

1.5

Прочие внеоборотные активы

Строка 150 форма №1

19

0,004

19

0,004

2

Оборотные активы

 

661677

60

654902

58,5

2.1

Запасы

Строка 210 форма №1

24922

3,8

19528

3%

2.2

Ндс. по приоб. ценностям

Строка 220 форма №1

-

0,0

-

0,0

2.3

Дебит. задолженность > 12 мес.

Строка 230 форма №1

-

0,0

-

0,0

2.4

Дебит. задолженность < 12 мес.

Строка 240 форма №1

266101

5,6%

288680

44,1

2.5

Краткосрочные фин. вложения

Строка 250 форма №1

368445

20,7%

345742

52,8

2.6

Денежные ср-ва

Строка 260 форма №1

2209

0,3

952

0,1

2.7

Пр. денежные ср-ва

Строка 270 форма №1

-

0,0

-

0,0

3

Убытки

Строка 310+320 форма №1

-

0,0

-

0,0

 

Итого активы (А)

 

1102262

100%

1119905

100%

4

Капитал и резервы

 

303778

27,6

331112

29,6

4.1

Уставной капитал

Строка 410 форма №1

133060

43,9

133060

40,2

4.2

Добавочный капитал

Строка 420 форма №1

14993

5

14993

4,5

4.3

Фонды и резервы

Строка 430 форма №1

11163

3,7

14465

4,4

4.4

Нераспределенная прибыль

Строка 470 форма №1

144562

47,6

168594

50,9

4.5

Целевые фин. вложения

Строка 460 форма №1

-

0,0

-

0,0

 

5

 

Долгосрочные пассивы

 

770000

69,9

725256

64,8

5.1

Заемные средства

Строка 510 форма №1

770000

100

725256

100

5.2

Пр. долгосрочные пассивы

Строка 520 форма №1

-

0,0

-

0,0

 

6

 

Краткосрочные пассивы

 

27426

2,5

59082

5,3

6.1

Заемные средства

Строка 610 форма №1

-

0,0

-

0,0

6.2

Кредит. задолженность

Строка 620 форма №1

27426

100

59082

100

6.3

Пр. краткосрочные пассивы

Строка 630 форма №1

-

0,0

-

0,0

 

Итого пассивы (П)

 

1102262

100%

1119905

100%


Анализируя структуру  активов предприятия, следует обратить внимание на показатели постоянных (внеоборотных) активов и оборотных активов. Внеоборотные активы составили  440585 тыс. руб. на начало 2010 года и 465003 тыс. руб. на конец 2010 года (увеличение на 24418).

Оборотные активы, наоборот, уменьшились на 1,5% , составили 661677 тыс. руб. и 654902 тыс. руб. – на начало и конец 2010 года соответственно, что объясняется в большей степени увеличением краткосрочной дебиторской задолженности на 22579 тыс. руб. Итого активы увеличились с  1102262  тыс. руб. до 1119905 тыс. руб.

Анализируя пассивы, видно, что заёмные средства превышают  собственные; в пассивах большая  часть приходится на кредиторскую задолженность (> 50%), что фактически означает бесплатное пользование средствами кредиторов, что может негативно сказаться  на деловых отношениях с партнёрами в будущем [1, с. 9-11]. Итого пассивы увеличились с 1102262тыс. руб. до1119905  тыс. руб.

Вертикальный  и горизонтальный анализ дают общее  представление о финансовой политике АЗИМУТ Отеля «Сибирь» за определенный период (хотя ценность горизонтального анализа значительно снижается в условиях инфляции). Более детальный анализ финансово-экономического состояния гостиницы предполагает расчет и исследование системы финансовых и экономических показателей.

3.2.  Анализ имущественного  положения.

Основной  капитал делится на производственный и непроизводственный создающий условия для оказания услуги. Основным  показателем, характеризующим использование  основного капитала, является капиталоотдача, определяемая как отношение результата производства (объема оказываемых услуг) к средней за период стоимости  элементов основного капитала. Для  гостиницы таким показателем  может быть количество предоставленных  койко - суток. Для гостиничного хозяйства в составе  имущества значительная доля приходится на основные средства. Основным  показателем оценки имущественного положения гостиницы является коэффициент  износа. Коэффициент износа рассчитывается как отношение  износа к первичной стоимости  основных средств.

Анализ имущественного положения  предприятия

Таблица 2

 

Показатели

Источник информации

На начало отчетного периода

На конец отчетного  периода

 

Отн.Прирост

1

Суммарные активы

Из табл. 1

1102262

1119905

1,6%

2

Первичная стоимость основных ср-в

Строка 370 форма №5

231118

230949

-0,07%

3

Остаточная стоимость  основных ср-в

Из табл. 1 п. 1.2

172356

158446

-8%

4

Износ основных ср-в

п.2-п.3

58762

72503

23%

5

Коэффициент износа основных ср-в

п.4/п.2

25%

31%

24%

6

Сумма оборотных ср-в

Из табл. 1 п.2

661677

654902

-1%

7

Удельный вес ВА в имуществе

Из табл. 1 п.%

40%

41%

2,5%

8

Удельный вес ОС в имуществе

Из табл. 1 п.2%

60%

59%

-2%

9

Собственные ОС

Из табл. 1 п.4-п.1

-136807

-133891

-2%


Данный анализ позволяет  определить имущественное положение  предприятия, оценить его основные средства на начало и конец исследуемого периода, а также определить коэффициент  износа, удельный вес внеоборотных активов, оборотных средств и  собственные оборотные средства, которые являются главными показателями деятельности предприятия [1, с. 11-13].

Сумма активов составляет на начало отчетного периода 1102262 тыс. руб., на конец – 1119905 тыс. руб.,  относительный прирост 1,6%.

Собственные оборотные средства на начало отчетного периода составляли -136807 тыс. руб., а на конец периода составили -133891 тыс. руб.,  видно, что за 2009 год собственные оборотные средства уменьшились на 2916 тыс. руб., относил прирост  -2%.

Найдем капиталоотдачу, которая  является основным показателем, характеризующим  использование основного капитала. Капиталоотдача = выручка/среднюю стоимость основных средств

С начало найдем среднюю стоимость основных средств:

ОСсред = (172356+ 158446)/2=165401 тыс. руб.

Капиталоотдача=307484/165401=1,86 руб.

3.3.Анализ платёжеспособности.

Платежеспособность - это способность предприятия  своевременно и в полном объеме выполнить  все свои финансовые обязательства. 

В общем виде платежеспособность характеризуется 3 показателями ликвидности, которые  имеют одинаковую сущность: они показывают, какая часть  краткосрочных обязательств может быть покрыта активами предприятия.

Уровень платежеспособности характеризуется, в первую очередь, рядом показателей  ликвидности. Степень ликвидности  гостиницы определяется ее способностью обратить свои активы за довольно короткое время в наличность, не обесценивая заметно их стоимость, с целью покрытия своих краткосрочных обязательств. Показатель ликвидности может выступать в качестве индикатора платежеспособности гостиницы.       

При анализе коэффициентов ликвидности  можно судить о том:

  • в какой степени предприятие в состоянии покрыть свои текущие долги;
  • какой уровень надежности этого покрытия;
  • возможно ли дополнительное привлечение краткосрочных обязательств без критического ухудшения ликвидности.

 

       Ликвидность баланса показывает, в какой степени  предприятие способно расплатиться по краткосрочным обязательствам текущими активами.

    1. Коэффициент общей (текущей) ликвидности. Численно выражает отношение текущих активов к текущим пассивам.

Информация о работе Теоретические основы финансово-экономического анализа туристских предприятий