Управление финансами в условиях рыночных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 13:29, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение сущности и механизма управления финансами РФ, его экономического и законодательного базиса, а также рассмотрение проблем его функционирования и определение перспектив его развития. Для осуществления этой цели необходимо выполнить следующие задачи:
- определить, что представляет собой система управления финансами, обозначить ее роль и место в системе управления экономическими отношениями;
- охарактеризовать базовые функции управления финансовой системой;
- рассмотреть состав и структуру органов управления финансами, их эффективного взаимодействия в системе управления;
- выявить задачи и функции государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность;
- дать характеристику основным правовым актам, обеспечивающим правовое поле финансовой системы;
- отметить основные направления совершенствования правовой основы управления финансами в Российской Федерации;
- показать направления перестройки системы управления финансами бюджетной сферы, осуществляемой в настоящее время.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….......3
1 Понятие управления финансами……………………………………………….5
1.1 Система управления финансами…………………………………………5
1.2 Основные задачи и методы управления финансами………………….7
1.3 Эффективная организация финансовой системы………………………9
2 Правовое обеспечение системы управления финансами………………….12
2.1 Понятие финансового права и его роль в управлении финансами…12
2.2 Основные правовые акты………………………………………………13
2.3 Направления совершенствования правовой системы управления финансами в РФ………………………………………………………………….15
3 Система органов управления финансами в РФ……………………………...16
3.1 Общая характеристика органов управления финансами………………17
3.2 Высшие органы управления финансами………………………………..20
3.3 Региональные и местные органы управления финансами……………20
Заключение ………………………………………………………………………23
Список используемой литературы……………………………………………...26

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 120.00 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………………….......3                                                                                                    

1 Понятие управления финансами……………………………………………….5

      1.1 Система управления финансами…………………………………………5                                                                   

     1.2 Основные задачи и методы управления финансами………………….7                                   

     1.3 Эффективная организация финансовой системы………………………9                                      

2 Правовое обеспечение системы управления финансами………………….12

     2.1 Понятие финансового права и его роль в управлении финансами…12           

     2.2 Основные правовые акты………………………………………………13                                                                              

     2.3 Направления совершенствования правовой системы управления финансами в РФ………………………………………………………………….15 

3 Система органов управления финансами в РФ……………………………...16

     3.1 Общая характеристика органов управления финансами………………17                            

     3.2 Высшие органы управления финансами………………………………..20                                                      

     3.3 Региональные и местные органы управления финансами……………20                        

Заключение  ………………………………………………………………………23                                                                                              

Список  используемой литературы……………………………………………...26  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

     Тема  курсовой работы является очень актуальной для сегодняшнего дня. Система управления финансами в современной экономике имеет определяющее значение для ее функционирования и развития. Сложившаяся к настоящему времени российская система управления финансами получила развитие в процессе экономических реформ перехода от планово-централизованной к рыночной экономике. В планово-централизованной экономике управление финансами осуществлялось директивно-административными методами. Проблемы финансового рынка не возникало, поскольку как такового его вообще не было.

       Финансовая система и финансовый  рынок функционируют на базе  реальной экономики, производящей  материальные и духовные блага.  Они в то же время обслуживают  и определяют условия деятельности  самой реальной экономики. Поэтому  в рыночной экономике управление финансами приобретает исключительно важное значение, финансовые (денежные) пропорции определяют материально-вещественные пропорции, распределение реальных, т.е. материальных и нематериальных, ресурсов, воздействуют на структурную перестройку, ставят благосостояние населения в зависимость от результатов экономического роста. Следовательно, после того, как создана надежная финансовая система, могут развиваться рынки денег и капитала, особенно первичный и вторичный рынки национальных государственных ценных бумаг.

      Целью курсовой работы является изучение сущности и механизма управления финансами  РФ, его экономического и законодательного базиса, а также рассмотрение проблем  его функционирования и определение  перспектив его развития. Для осуществления этой цели необходимо выполнить следующие задачи:

     - определить, что представляет собой  система управления финансами,  обозначить ее роль и место  в системе управления экономическими  отношениями;

     - охарактеризовать базовые функции  управления финансовой системой;

     - рассмотреть состав и структуру  органов управления финансами,  их эффективного взаимодействия  в системе управления;

     - выявить задачи и функции государственных  органов, осуществляющих финансовую  деятельность;

     - дать характеристику основным  правовым актам, обеспечивающим правовое поле финансовой системы;

     - отметить основные направления  совершенствования правовой основы  управления финансами в Российской  Федерации;

     - показать направления перестройки системы управления финансами бюджетной сферы, осуществляемой в настоящее время.

     Теоретико-методологическую базу исследования составили четыре группы источников. К первой отнесены авторские издания по исследуемой  проблематике. Ко второй отнесены учебная  литература (учебники и учебные пособия, справочная и энциклопедическая литература, комментарии к законодательству). К третьей отнесены научные статьи в периодических журналах по исследуемой проблематике. И к четвертой группе отнесены специализированные веб-сайты организаций.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. ПОНЯТИЕ  УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ

     1.1 Система управления финансами

     Система управления финансами – это комплекс мер, инструментов, финансовых институтов, обеспечивающих стабильное и эффективное  функционирование финансовой системы  в целом и ее отдельных звеньев, способствующих развитию социально-экономических процессов в обществе.

     Государственное управление финансами – одна из главных и постоянно осуществляемых функций любого государства. Современная  российская система управления финансами  характеризуется тем, что в стране происходят процессы перехода от планово-централизованной к рыночной экономике. Директивно-административные методы управления заменяются методами регулируемого финансового рынка.

     Генеральная цель управления финансами – достижение финансовой устойчивости экономики  и финансовой независимости государства. Конкретные цели – сбалансированность бюджета, оптимизация государственного долга, устойчивость национальной валюты, гармонизация экономических интересов государства и его граждан.

     Управление  финансами – это сознательное воздействие органов законодательной  и исполнительной власти на финансы страны в целом и ее территорий, хозяйствующих субъектов, а также финансовые процессы, финансовую деятельность в целях достижения и поддержки макроэкономической сбалансированности, финансовой устойчивости экономики, финансового обеспечения решаемых экономических и социальных задач. [10]

     Субъектами  управления финансами является совокупность организационных структур власти, которые  регулируют финансовые процессы в экономике (законодательные органы, принимающие законы о финансах, финансовой деятельности, и исполнительные органы, направляющие, регулирующие и контролирующие финансовые процессы на общегосударственном, региональном и местном уровнях, а также финансовый аппарат в коммерческих и некоммерческих организациях).

      В соответствии со структурой финансовой системы, управление финансами по видам  объектов управления подразделяют: управление финансами федеральных органов  власти страны; управление финансами  субъектов федерации; управление финансами муниципальных образований;  управление финансами хозяйствующих субъектов (финансовый менеджмент).

     К объектам управления финансами относят  сферы финансовых отношений: государственные  финансы (бюджеты разных уровней, государственные  внебюджетные социальные фонды, государственный кредит, фондовый рынок), страхование, местные финансы (бюджеты муниципальных образований, местные внебюджетные фонды), финансы коммерческих и некоммерческих организаций, финансы государственных и муниципальных унитарных предприятий. [10]  

     1.2 Основные методы управления финансами

     К основным методам управления финансами  относятся следующие:

    • финансовое планирование;
    • финансовое прогнозирование;
    • финансовое регулирование;
    • финансовый контроль;

     Применительно к государственному управлению финансами финансовое планирование – это деятельность по сбалансированности и пропорциональности финансовых ресурсов.

     Конкретные  задачи финансового планирования определяются финансовой политикой. Это: определение  объема денежных средств и их источников, необходимых для выполнения плановых заданий; выявление резервов роста доходов, экономии в расходах; установление оптимальных пропорций в распределении средств между централизованными и децентрализованными фондами.

     Для финансового планирования особое значение имеет  прогностическая информация. Процесс получения этой информации называется прогнозированием. Прогноз – это вероятное представление о будущих событиях, основывающихся на наблюдении, теоретических обобщениях, допущениях и ограничениях.

     Финансовое  прогнозирование – это, прежде всего обоснование финансовых планов, предвидение финансового положения на тот или иной период времени. В теории и на практике выделяют среднесрочное (5-10лет) и долгосрочное (более 10 лет) финансовое прогнозирование.

     Главной целью финансового прогнозирования является определение реально возможного объема ресурсов и их потребности в прогнозированном периоде. Финансовые прогнозы являются необходимым элементом и одновременно этапом в выработке финансовой политики. [11]

     Финансовое  регулирование социально-экономических процессов представляет собой организуемую государством деятельность по использованию всех аспектов финансовых отношений в целях корректировки параметров воспроизводства. Субъектами финансового регулирования выступают государственные структуры, а объектами – доходы и расходы участников общественной системы.

     Основная  задача, решаемая в ходе финансового  регулирования, связана с установлением  пропорций распределения накопления, обеспечивающих максимально возможное  удовлетворение потребностей общества, как на макро-, так и на микроуровне.

     Финансовыми регуляторами рыночного хозяйства  являются: налоги и неналоговые платежи  в бюджет; финансовые льготы и санкции; общие и целевые субсидии; доходы и расходы внебюджетных фондов; доходы и расходы государственных предприятий и организаций.

     Финансовому воздействию присущи прямые, косвенные  и смешанные формы регулирования.

     Одной из важнейших функций управления, в том числе и управления финансами, выступает контроль. Финансовый контроль призван обеспечить реализацию на практике контрольной функции финансов. Финансовый контроль, с одной стороны – одна из завершающих стадий управления финансами, а с другой он выступает необходимым условием эффективности управления ими.

     Финансовый  контроль представляет собой совокупность действий и операций за соблюдением финансово-экономического законодательства и финансовой дисциплиной в процессе формирования и использования денежных фондов на макро- и микроуровне с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансово-хозяйственных операций.

     Конечные  цели всех видов финансового контроля едины и заключаются в обеспечении  соблюдения финансовой дисциплины, повышения  эффективности распределения и  использования финансовых ресурсов. В то же время задачи и, соответственно, функции государственного и негосударственного финансового контроля различны.

     В Российской Федерации органы налогового и таможенного контроля, Счетная  палата имеют отдельные полномочия в части применения санкций в  отношении лиц, грубо нарушающих законность и финансовую дисциплину, наносящих государству прямой ущерб. [11] 

     1.3 Роль и значение рациональной организации финансовой системы в системе управления финансами

     Финансовая система базируется на следующих разделах:

     - организации финансовых потоков, которые обеспечивают наиболее эффективное использование денежных средств государства в интересах населения. Основные принципы – гласность в бюджетной сфере, единообразие методической базы, полнота всех поступлений в бюджет, единство кассы, осторожность в прогнозировании, достоверность отчетных сведений.

     - налоговой политике государства.  Чрезмерный упор на федеральные  налоги порождает в немалой  степени ущербность отечественной  налоговой системы и, в частности,  порождает необходимость распределения финансовых ресурсов между уровнями власти. В настоящее время в России сложилась трехуровневая бюджетная система как следствие административно-территориального устройства страны. Основным ее звеном по объему собираемых средств являются федеральные налоги. Они-то и являются главным объектом распределения между уровнями власти, поскольку, кроме прочего, возможно, отследить их территориальное происхождение

Информация о работе Управление финансами в условиях рыночных отношений