Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 14:43, курсовая работа
Цель написания данной курсовой работы: разработка рекомендаций по повышению эффективности функционирования Молочный завод.
Исходя из поставленной цели, в работе определены и решены следующие задачи:
1.изучить теоретические основы финансовой эффективности функционирования предприятия, а именно финансовые показатели, такие как прибыль и рентабельность;
2. систематизировать полученную информацию;
3.дать организационно–экономическую характеристику Молочный завод;
4. провести анализ уровня и динамики финансовых результатов, используя при этом данные бухгалтерской отчетности анализируемого предприятия;
5. провести анализ показателей рентабельности и факторов на них влияющих;
6.предложить основные направления эффективности функционирования предприятия.
Введение 3
1. Теоретические основы финансовой оценки эффективности функционирования предприятия 5
1.1 Прибыль, как основной показатель эффективности деятельности предприятия 5
1.2 Показатели рентабельности и их значение для оценки эффективности функционирования предприятия 12
1.3 Основные факторы, влияющие на прибыль и рентабельность 15
2. Финансовая оценка и анализ эффективности функционирования Молочный завод 18
2.1 Организационно-экономическая характеристика Молочный завод 18
2.2 Анализ и оценка уровня и динамики финансовых результатов 24
2.3 Анализ показателей рентабельности Молочный завод 31
3. Направления повышения эффективности функционирования Молочный завод 44
Заключение 47
Список использованных источников 50
PR3=
PR – PR2=10787,478
Общее
влияние:
PR=
PR2008 – PR2007= PR1 + PR2
+ PR3=19350,2
Таблица №4
Анализ прибыли от продаж продукции Молочный завод за 2009 год.
Показатели | 2008 год | 2009 год | Изменение, (+,-) |
Выручка, тыс.руб. | 109842 | 195093 | +85251 |
Себестоимость, тыс.руб. | 64683 | 121088 | +56405 |
Объем реализации в натуральном выражении, ц | 107445 | 187786 | +80341 |
Цена за единицу, тыс.руб/ц | 1,0223 | 1,0389 | +0,0166 |
Себестоимость за единицу, тыс.руб./ц | 0,602 | 0,6448 | +0,428 |
Прибыль, тыс.руб. | 45159,134 | 74006,463 | +28847,329 |
PR=V*(Ц – С)
PR2009=V
*(Ц –С)=187786*(1,0389-0,6448)=
PR2008=V *(Ц –С)= 107445*(1,0223 – 0,602)=45159,134
PR=
PR2009 – PR2008=28847,329
1.
Объем реализации в
PR=V *(Ц –С)= 187786*(1,0223 – 0,602)=78926,456
PR1=
PR2008 – PR2007=33767,322
2.
Цена:
PR=V *(Ц –С)= 187786*(1,0389 – 0,602)=82043,703
PR2=
PR – PR1=3117,247
3.
Себестоимость:
PR=V
*(Ц –С)= PR =187786*(1,0389-0,6448)=74006,
PR3=
PR – PR2=-8037,24
Общее
влияние:
PR=
PR2008 – PR2007= PR1 + PR2
+ PR3=28847,329
Таким образом, наиболее значительное влияние на величину прибыли от продаж продукции Молочный завод оказал фактор изменения себестоимости, причем в 2009 году влияние данного фактора было негативным (-8037,24); фактор изменения цен, который в 2009 году увеличил свое влияние. Однако увеличение объема реализации (19351,2 до 33767,322) оказало положительное влияние на величину прибыли. В целом, суммарное влияние всех факторов составило 28847,329.
Одним
из результирующих показателей эффективности
финансово-хозяйственной деятельности
предприятия являются различные показатели
рентабельности. В рыночных условиях наиболее
часто используются показатели рентабельности
капитала, продукции и продаж. Первая группа
показателей рентабельности представляет
собой различные соотношения прибыли
и вложенного капитала (собственного,
инвестированного и т.д.). Наиболее общим
является показатель рентабельности активов
(капитала) (Ра, ROA):
Пч (Ф. №2, стр.190)
ROA=---------------------
Аср.
(Ф. №1, 300)
Где ROE- рентабельность активов, %;
Пч - прибыль в распоряжении предприятия (чистая прибыль) (Ф. №2, стр.190);
Аср- средняя величина активов (расчет по данным баланса или учетных регистров) (Ф. №1, 300).
Этот показатель показывает, какую прибыль получает предприятие с каждого рубля, вложенного в активы. Он может рассчитываться как в целом по предприятию, так и сводится в среднем по отрасли.
Рентабельность
собственного капитала (Рск или ROE) выражается
формулой:
Пч (Ф. №2, стр. 190)
ROE=---------------------
Кср.
(Ф. №1, стр. 490)
Где ROE – рентабельность собственного капитала (акционерного капитала);
Пч - прибыль в распоряжении предприятия (чистая прибыль) (Ф. №2, стр. 190);
Кср. – средняя величина собственного капитала (Ф. №1, стр. 490).
Данный показатель показывает эффективность использования собственного капитала.
Кроме
вышеперечисленных показателей
рентабельности на предприятии рассчитываются
показатели рентабельности продаж (Рп
или ROS):
Ппр (Ф. №2, стр. 050)
ROS=---------------------
В
(N) (Ф. №2, стр. 010)
Где ROS – рентабельность продаж,
Ппр – прибыль от продаж (Ф. №2, стр. 050),
В (N) – выручка о реализации (продаж) (Ф. №2, стр. 010).
Данный показатель показывает, сколько прибыли приходится на одну единицу реализованной продукции.
Если предприятие ориентирует свою деятельность на перспективу, ему необходимо разработать инвестиционную политику (под инвестированием в данном случае понимается долгосрочное финансирование). Информация о средствах, инвестированных в предприятие, может быть рассчитана но данным баланса как сумма собственных источников средств и долгосрочных обязательств (или, что то же самое, как разность общей суммы активов и краткосрочных обязательств).
Рентабельность
инвестиций (Ри) рассчитывается следующим
образом:
Пдн (Ф. №2, стр. 140)
Ри=----------------------
(Б-Ок) (Ф. №1, стр. 700; Ф. №1, стр. 690)
Где Пдн – прибыль до налогообложения (Ф. №2, стр. 140),
Б- валюта баланса (Ф. №1, стр. 700),
Ок – краткосрочные обязательства (Ф. №1, стр. 690).
Показатель рентабельности инвестиций рассматривается в практике финансового анализа как способ оценки «мастерства» финансовых менеджеров по управлению инвестициями. Поскольку руководство предприятия не может влиять на величину уплачиваемых налогов на прибыль, для более точного расчета показателя в числителе используется величина прибыли до уплаты налогов на прибыль. Финансовые менеджеры не только контролируют изменение рентабельности продаж, но и рентабельность производства отдельных видов продукции (Рпрод).
В
том случае прибыль (убыток) от продаж
отдельных видов продукции (
Ппр (Ф. №2, стр. 050)
Р
прод=-------------------------
ПС
(Ф. №2, стр. 020)
Далее
на примере реальных отчетных данных
Молочный завод рассчитаем динамику показателей
рентабельности (табл. 6).
Таблица №6
Расчет показателей рентабельности Молочный завод (по данным баланса и отчета о прибылях и убытках за год) (в тыс. руб.)
№
п/п |
Показатель | 2007 год | 2008 год | 2009 год | Отклонение | |||
2008/2007 | 2009/2008 | |||||||
(+/-) | % | (+/-) | % | |||||
I | Данные для расчета | |||||||
1 | Выручка(нетто) от продаж | 64784 | 109842 | 195093 | +45058 | 165,55 | +85251 | 177,61 |
2 | Полная себестоимость проданной продукции | 38976 | 64683 | 121088 | +25707 | 165,96 | +56405 | 187,2 |
3 | Прибыль (убыток) от продаж | 9722 | 13442 | 29166 | +3720 | 138,26 | +15726 | 216,99 |
4 | Прибыль до налогообложения | 5883 | 7339 | 18692 | +3456 | 189,0 | +11353 | 254,69 |
5 | Чистая прибыль | 3888 | 4701 | 12083 | +813 | 120,9 | +7382 | 257,0 |
6 | Активы | 44297,5 | 53611 | 73484 | +9313,5 | +19873 | 135,98 | 137,1 |
7 | Собственные средства | 39424,5 | 41735,5 | 48287 | +2311 | +6551,5 | 105,86 | 115,7 |
8 | Краткосрочные обязательства | 4480,5 | 11127,5 | 23979,5 | +6647 | +12852 | 248,35 | 215,5 |
II | Показатели рентабельности, % | |||||||
1 | Рентабельность активов (5/6) | 8,8 | 8,8 | 16,4 | 0 | 100 | +7,6 | 186,4 |
2 | Рентабельность инвестиций (4/6-8) | 14,8 | 17,3 | 37,8 | +2,5 | 116,9 | +20,5 | 219,8 |
3 | Рентабельность собственного капитала (5/7) | 9,9 | 11,3 | 25,0 | +1,4 | 114,1 | +13,7 | 221,2 |
4 | Рентабельность продаж (3/1) | 15,0 | 12,2 | 14,9 | -2,8 | 81,3 | +2,7 | 122,1 |
5 | Рентабельность продукции (3/2) | 24,9 | 20,8 | 24,1 | -4,1 | +3,3 | 83,5 | 115,9 |
Показатели рентабельности активов, инвестиций и собственного капитала Молочный завод за отчетный период существенно возросли, что свидетельствует об улучшении капитала и инвестиций. Рост прибыли существенно опережал рост активов и собственного капитала. Показатели рентабельности продаж и рентабельности производства продукции при этом снизились (в 2008 г. по сравнению с 2007г., а в 2009г. произошло небольшое увеличение этих показателей), хотя их абсолютный уровень продолжал оставаться довольно высоким (122,1% и 115,9% соответственно в 2009 г.).
Методология факторного анализа показателей рентабельности предусматривает разложение исходных формул по всем качественным и количественным характеристикам интенсификации производства и повышения эффективности хозяйственной деятельности.
Например,
для анализа общей
Рентабельность фондов тем выше, чем выше прибыльность продукции; чем выше фондоотдача основных фондов и скорость оборота оборотных средств; чем ниже затраты на 1 руб. продукции и удельные затраты по экономическим элементам (средств труда, материалов, труда). Числовая оценка влияния отдельных факторов на уровень рентабельности определяется по методу цепных подстановок или интегральному методу оценки факторных влияний.
Проведем
факторный анализ рентабельности капитала.
Для факторного анализа используем
трехфакторную модель. Она выглядит
следующим образом:
P/N λp
R=---------------= -----------, (6)
F/N
+ E/N λF+λE
где λp – прибыльность продукции;
λF – фондоемкость продукции;
λE
– оборачиваемость оборотных средств.
Таблица №7
Факторный анализ рентабельности Молочный завод за 2008 год.
Показатели | Условн.
Обозн. |
2007 год | 2008 год | Отклонения | ||
(+/-) | % | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
Объем продаж, тыс. руб. | N | 64784 | 109842 | +45058 | 169,5 | |
Основные фонды, тыс.руб. | F | 43691,5 | 43313,5 | -378 | 99,13 | |
Оборотные средства, тыс.руб. | E | 44297,5 | 33611 | +9313,5 | 75,87 | |
Прибыль, тыс.руб. | P | 3888 | 4701 | +813 | 120,9 | |
Рентабельность капитала | R | 9,9 | 11,3 | +1,4 | 114,14 | |
Факторы | ||||||
Прибыльность продукции | P/N | 0,06 | 0,0428 | -0,0172 | 0,26 | |
Фондоемкость продукции | F/N | 0,6744 | 0,3943 | -0,2801 | 58,5 | |
Оборачиваемость оборотных средств | E/N | 0,6838 | 0,4881 | -0,1957 | 71,38 |
Информация о работе Финансовая оценка эффективности деятельности предприятия