Формирование и развитие стиля менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 16:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – рассмотреть формирование и развитие стиля менеджмента. Для реализации данной цели необходимо решение следующих задач:
рассмотреть культуру и стиль управления;
обосновать стиль управления как многокомпонентную характеристику менеджмента;
проанализировать выбор эффективного стиля управления и его развитие.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
КУЛЬТКРА И СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ 5
СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ КАК МНОГОКОМПОНЕНТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕНЕДЖМЕНТА 12
Подходы к определению стиля руководства 12
Формирование стиля управления и факторы его определяющие 18
ВЫБОР ЭФФЕКТИВНОГО СТИЛЯ УПРАВЛЕНИЯ И ЕГО РАЗВИТИЕ 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 50

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 138.67 Кб (Скачать файл)

Стиль руководства кроме особенностей темперамента, учитывает профессиональную подготовку, развитие организации, ее территориальное расположение и складывается у руководителя в процессе его работы и получения опыта.

Стиль формируется как осознанная потребность поиска методов и форм перехода от эмоционального, иррационального к рациональному познанию среды, условий деятельности, преодоления противоречий в процессе постановки и достижения целей.

При выборе стиля управления, который включает стиль мышления, стиль поведения, манеру общения, стиль речи, технику личной работы, структуру затрат рабочего времени, надо учитывать множество факторов, но прежде всего, наряду с ситуативными характеристиками, необходимо учитывать еще три фактора [19, с. 64]:

    • Решаемые сотрудниками задачи.

Для стереотипных, рутинных, повторяющихся задач допустимы авторитарные формы управления, но при условии, что требуется только поверхностное общение руководителя с подчиненными, как и работников между собой. Не случайно авторитарный стиль в зарубежном менеджменте называют пионерским, когда все может легко и правильно решаться одним руководителем.

Для сложных неповторяющихся задач творческого характера необходимыми являются демократические формы управления.

    • Уровень квалификации работников и руководителя.

Интегрально-демократический стиль требует от сотрудников высокого образования: им делегируются компетентность и полномочия по решению многих задач.

    • Характер мотивации сотрудников.

При авторитарном управлении определенных успехов можно добиваться лишь в коллективах из менее квалифицированных работников только путем распределения материальных благ [2, с. 140].

Успешность выбора стиля определяется тем, в какой степени руководитель учитывает способность и готовность подчиненных к исполнению его решений, традиции коллектива, а так же оценит и свои возможности, такие как уровень образования, стаж работы, психологические качества. Но выбор стиля в немалой степени зависит так же от подготовки и поведения подчиненных.

Проведенное исследование показывает, что отдельный тип стиля руководства не встречается в чистом виде. В реальности в поведении каждого руководителя наблюдаются общие черты, различных стилей при преобладающей роли какого-либо одного из них. Возможность и целесообразность сочетания различных компонентов стилей руководства определяется наличием в каждом стиле определенных черт, ролевых функций которые меняются в зависимости от ситуации.

На формировании стиля руководства сказывается также уровень иерархии управления, вид деятельности (линейный, функциональный) и конкретные ситуации (руководитель может быть автократом в одних ситуациях и демократом – в других).

Руководитель, который хочет работать, как можно более эффективно должен научиться пользоваться всеми стилями, методами и типами влияния, наиболее подходящими для конкретной ситуации, а не использовать какой-то один стиль руководства на протяжении всей своей карьеры.

Разделяют объективные и субъективные факторы формирования стиля руководства.

Объективные факторы определяют только основу стиля, которая имеет свои особенности для каждого уровня иерархии. Решающая роль в формировании стиля управления на этой основе принадлежит руководителю и параметрам ситуации.

Субъективные стилеобразующие факторы не сводятся только к ресурсам личности субъекта управления. К ним примыкают характеристики: трудового коллектива, производственного процесса, хозяйственных и рыночных ситуаций. Субъективные факторы обусловливают разнообразие проявлений стиля управления. Эти факторы определяют или объясняют технологию принятия управленческих решений. Разнообразие индивидуальных стилей – следствие разнообразия единичных факторов и причина разнообразия стиля аппарата управления.

Единство стилеобразующих факторов проявляется во взаимодействии: информационных, социальных, организационных, коллективных, технико-технологических условий управления на предприятии функций управления различных уровней системы применяемых руководителем принципов и методов управления руководителей различных уровней и подразделений.

Всеобщие стилеобразующие факторы вытекают из самой природы общественного труда, порождены кооперацией труда и являются объективными, но не существенными предпосылками стиля управления. К числу таких факторов следует отнести принципы системности, иерархичности, необходимого разнообразия, обратной связи.

Систему основных факторов формирования стилей управления можно представить в виде схемы (рис 2.1).

Чем дальше от стиля управления в иерархии отношений находятся стилеобразующие факторы, тем более опосредованное влияние их на формы этих отношений, и наоборот. В этой связи становится очевидным, что характеристики субъектов управления есть вместе с тем и непосредственные факторы формирования стилей управления [2. с. 144-149].

Среди особенных факторов выделяются:

    • распределение полномочий;
    • установление ответственности;
    • характер процесса принятия решений;
    • используемые методы руководства;
    • организация труда;
    • заинтересованность в образовательном и профессиональном росте подчиненных.

В стилях управления фокусируют также другие объективно-субъективные и общие факторы:

    • регламентированные общественные требования;
    • средства управленческого труда:
    • доступность и состояние социальной, экономической и технической информации;
    • общие характеристики крупномасштабных объектов управления – исторические, географические факторы, национальные традиции.

В настоящее время при формировании стиля руководства у менеджера, вместе со всеми перечисленными факторами формирования руководства, учитывается также эффективность конкретного стиля руководства для данной организации.

 

 

  1. ВЫБОР ЭФФЕКТИВНОГО СТИЛЯ УПРАВЛЕНИЯ И ЕГО РАЗВИТИЕ

Эффективность стилей руководства по отдельным элементам деятельности организации можно представить в виде таблицы.

Таблица 3.1

Эффективность стилей

Слагаемые эффективности

Авторитарный стиль

Демократический стиль

Либеральный стиль

Эффективность достижения цели

 Обеспечивает выживание  в случае кризиса;

 Снижение убытков при  работе в условиях дефицита;

 Малые затраты на  менеджера;

 Низкая мотивация сотрудников  в экономии ресурсов

  Использует рыночные  шансы для заинтересованных сотрудников;

  Снижение убытков  при отсутствии менеджера;

  Большие затраты на  координацию работ;

  Высокая мотивация  сотрудников в экономии ресурсов

  Предоставляется сотрудникам  полная свобода действий для  работы и самореализации;

 Высокие затраты на  протяжении всей деятельности  организации;

  Плохая координация  работ;

 Низкая мотивация сотрудников

Эффективность выполнения работ

  Быстрое решение;

 Использование творческого потенциала только лидера;

  Четкое расположение  ролей;

  Зависимость от лидера

  Медленное решение;

  Использование творческого  потенциала лидера и сотрудников;

  Неясное разделение  ролей;

  Независимость от  лидера

  Медленное решение;

  Использование творческого  потенциала только сотрудников;

  Отсутствие разделения  ролей;

  Независимость от  лидера

Продолжение таблицы 3.1

Социальная эффективность

  Потеря инициативы  среди сотрудников;

  Только организованная  забота о молодежи

  Инициативность, предприимчивость  сотрудников;

  Более высокая заинтересованность  в будущей смене менеджеров

  Инициативность, предприимчивость  сотрудников;

  Отсутствие какой-либо  заинтересованности и заботы  о персонале и его развитии.


 

У каждого стиля руководства есть недостатки и преимущества, но, возможно на конкретном предприятии какие-то из недостатков не будут иметь большого значения: в одних организациях инициативность и использование творческого потенциала не будут актуальны, а жесткий контроль качества работы или быстрое принятие решения будет намного важнее; в других - не нужно четкое разделение труда или строгий контроль руководителя, а сплоченность коллектива, инициативность имеют первостепенное значение.

Все это необходимо учитывать при формировании стиля руководства на предприятии [2. с. 122-123].

Чтобы точно оценить ситуацию, руководитель должен хорошо представлять способности подчиненных, причину задачи, потребности, полномочия и качество информации.

Проведем анализ оценки эффективности системы управления, на примере магазина «Все для Дома».

Магазин «Все для Дома» является предприятием розничной торговой поселка Игрим.

Главная цель деятельности магазина – полное и качественное удовлетворение потребностей покупателей в соответствии с торговым профилем магазина и, как следствие, получение максимальной прибыли. В соответствии с целью магазина директор осуществляет торгово-закупочную деятельность и реализацию товаров в розничной торговой сети.

Прием на работу сотрудников, увольнение, кадровые перемещения штатное расписание, а также формы, размеры и оплата труда оформляются приказами директора.

Коллектив магазина «Все для Дома» обязан соблюдать правила торговли, обеспечивать сохранность продукции, обеспечивать соблюдение правил и норм охраны труда и техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной безопасности.

Познакомившись с организационно-правовой характеристикой магазина «Все для Дома» и родом хозяйственной деятельности необходимо рассмотреть целевой подход к управлению магазином.

Для достижения положительных результатов работы необходимо правильно сформулировать цели деятельности. Без четкого представления того к чему стремишься, невозможно успешно заниматься работой. Любая организация не сможет достичь наибольшего успеха, если она не имеет четко определенных ориентиров. Организации для нормальной жизнедеятельности необходимы миссия, направления развития, комплекс задач для их реализации. Миссия это причина существования организации в обществе, выражающая направленность деятельности. Миссия, цели и стратегия деятельности являются отправным моментом для определения объема управленческой деятельности.

Рассмотрим миссию, цели и задачи, поставленные перед магазином «Все для Дома» (Табл.3.2).

Таблица 3.2

Целевой подход к управлению магазином «Все для Дома»

Задачи

Увеличение объема продаж

Оперативное регулирование деятельности всех отделов

Стимулирование работников

Оснащенность каждого отдела магазина

Работа с поставщиками

Устранение сбоев в работе

Обучение кадров

 

 


Коммерческие цели

Экономические цели

Социальные цели

Хозяйственные цели

Изучение спроса и закупка товара;

Планирование основных экономических показателей;

Подбор и расстановка кадров;

Развитие материально-технической базы;

Управление товарными запасами и ассортиментом;

Планирование и учет труда и заработной платы;

Воспитание кадров и социальное развитие коллектива;

Обеспечение технического обслуживания;

Управление организацией продаж и рекламой;

Финансовое обслуживание;

Обеспечение организации управленческого процесса.

Противопожарная безопасность.

Увеличение объема продаж.

Учет результатов хозяйственной деятельности;

   
 

Повышение эффективности управления организацией.

   



 

 

Для реализации стратегии по обеспечению выполнения миссии, целей и задач в организации как социально-экономической системе выделяется подсистема в виде структуры управления, которая имеет свои специфические связи. Таким образом, структурирование организации это распределение полномочий, прав принимать решения и функций. В основе построения структуры организации находятся функции разделения управленческой деятельности.

Рассмотрев миссию, цели и задачи в достижении намеченных ориентиров развития магазина «Все для Дома», рассмотрим его существующую организационную структуру.

Существующая организационная структура анализируемого магазина, строящаяся по принципу подчинения нижестоящего органа вышестоящему, представлена далее (Рис. 3.3).

Рисунок 3.3

Организационная структура магазина «Все для Дома»

Информация о работе Формирование и развитие стиля менеджмента